Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Билет 4 Уровни культуры: классическая и современная; элитарная и массовая, официальная и андеграунда.



Билет 4 Уровни культуры: классическая и современная; элитарная и массовая, официальная и андеграунда.

Классическая культура. С конца 19 в. в изобразительном искусстве, музыке, литературе получает распространение стиль, названный импрессионизм. Его целью была передача непосредственных, сиюминутных впечатлений, что привело к поиску новых приемов, форм творчества (художники К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, композиторы - К. Дебюсси, М. Равель).
Бурная общественная жизнь 19 в., изменила мировоззрение, рост образованности, активное участие в жизни государств рабочего класса неизбежно оказывали влияние на выбор тем и способов их отражения в искусстве. Появляется метод критического реализма (Курбе, Домье, Золя, Стендаль, Бальзак, Ибсен и др.).
Институализация художественной деятельности началась с появления учреждений, целью которых было закрепление профессионального подхода к творчеству (учреждение Академий художеств, консерваторий, королевских драматических и оперных театров), принятие законов об авторском праве.
«Классическая» модель культуры (19 в). Знаменами этого времени был гуманизм, рационализм и историзм. Культура понималась, как духовное состояние человека, которое, в свою очередь, было связано с европоцентризмом и христианством. В это время родилась культурология как система знаний о культуре.

 

В конце 60-ых гг. нашего столетия появился термин «контркультура», под которым понимались некоторые формы протеста против сложившихся стереотипов и ценностей, общепринятых в индустриальных обществах Запада. Контркультура была частью молодежного движения и выражалась в умонастроениях, стиле жизни, формах художественного творчества. В ее основе лежала идея отказа от ценностей традиционного общества, научно-технического прогресса и образа жизни отцов. Сторонники этого движения, среди которых выделялись хиппи, панки и т.п., пытались построить новую «философию жизни». Существование параллельных форм культуры (наряду с официальной) было отмечено в 60-70–е гг. и в СССР (секты, андеграунд в искусстве). Идеологи этих направлений резко критиковали «массовую культуру», оглупляющую человека. В понятии «м.к» нашли отражение существенные сдвиги в механизме буржуазной культуры: развитие средств массовой информации - радио, кино, телевидения, большие тиражи газет, дешевых «карманных книг», журналов, грампластинок. Через систему массовой коммуникации «м.к.» охватывает подавляющее большинство членов общества; через единый механизм моды ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля жизни и одежды да типа хобби. Серийная продукция «м.к.» обладает рядом специфических признаков: примитивность характеристики отношений между людьми, сведение социальных конфликтов к сюжетно занимательным столкновениям «хороших» и «плохих» людей, чья цель-достижение своего блага любой ценой, развлекательность, забавность комиксов, коммерческое кино с натуралистическим смакованием насилия и секса; ориентированность на подсознание, инстинкты-чувство собственности, расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности. Плодом такого типа развития является так называемый «одномерный человек», у которого утрачена цельность и деформирован внутренний мир.

Официальная культура есть такая форма культуры, которая транслируется сверху и признается большинством общества в качестве определенного стандарта (чаще всего молчаливо признается). В любом обществе существует официальная культура. Но наряду с ней может возникать и контркультура, являющаяся оппозицией официальной культуре. Таковой можно назвать культуру диссидентов во времена СССР, культуру хиппи 1960-х годов.

Кроме этого, особенно при выраженном социологическом подходе к исследованию культуры, структурно могут выделяться так называемые субкультуры, “под”-культурные образования, возникающие в рамках той или иной культуры. Они сохраняют ведущие характеристики основной культурной формы, но при этом имеют локальные отличия, придающие им некоторую особенность. Подобными субкультурами можно назвать некоторые неформальные молодежные объединения. В настоящий момент таковой становится и элитарная культура. Культура “новых русских”, еще некоторое время назад являвшаяся яркой субкультурной общностью, начинает постепенное сращение с официальной культурой.

От понятий контркультуры и субкультуры необходимо четко отделять антикультуру. Последняя является антагонистическим противоположением культуре как таковой. Антикультура есть такая форма бытия человека и общества, которая намеренно направлена на разрушение, уничтожение, деструкцию духовности и культуры. Иногда антикультура может проявляться под маской официальной культуры.

Билет 5 Типология культуры: основные подходы систематизации культуры

Cовременные подходы. Марксистский и отечественные подходы, исходят из оппозиции культуры как рукотворного, опредмеченного социального опыта человека, порожденного его творческими усилиями, отчуждением собственных природных сил и натуры, природы, покоряемой человеком. Культура — упорядочение естественного хаоса (Пригожин), порождение взаимодействия этноса с природной средой (Гумилев). 1)Диалогический открыл инвариант Вечного в культуре, показав созидающую силу диалога как универсального способа миропостижения. 2)Феноменологический подход исходит из представления о том, что культура — утраченное прошлое, изгнанное из мира МАН (безличного начала), хранимое в произведениях искусства и поэзии народного языка. 3)Деятельностный подход ставит акцент на том, что культура есть деятельность человека по созиданию культурных благ, по преображению природы и прошлого опыта. 4)Технологический подход понимает культуру как систему обновления технологий. 5)Ценностный подход к пониманию культуры ставит ударение на общечеловеческом, значимом в культуре, на таких культурных благах, которые задают динамику и совершенствование культурного процесса. 6)Семиотический подход к культуре рассматривает ее как систему транслируемых и изменяемых культурных символов, благодаря которым социальный, исторический опыт транслируется, понимается, изменяется человеком (К.Леви-Строс, Р.Барт, Ю.Кристева). Итак, культурология — комплексная дисциплина, предметом изучения которой является динамика, становление культуры. Ее задачи направлены на поиск и исследование культурно значимого факта. Кратко, культура — мир человека, им же самим и созданный

Билет 10. Диалог в культуре

Диалог - универсальный способ существования культуры. Будучи полифункциональным целостным общественным явлением, культура с древнейших времен для выживания, развития и обновления форм своего существования использует диалог как универсальное средство реализации целей человека в мире. Диалог в культуре есть универсальный способ передачи и освоения личностью форм социального взаимодействия, способов познания мира. В форме диалога существует культурный опыт человечества, традиция, но, вместе с тем, диалогичны и механизмы обновления ценностного содержания культуры. Каган определяет смысл понятия диалог следующим образом: это высшая форма межсубъектного взаимодействия, оптимальный тип отношения человека и человека, классов, наций, государственных систем, людей и природы, современности и прошлого самой культуры. Диалогичность культуры, отмечает Каган, естественно порождается как широкий спектр разных форм соприкосновения, взаимодействия, сопряжения в настоящем прошлого и будущего.Уровни диалога: 1)диалог с природой (доречевое отношение); 2)" Я-Оно" (с природой, вещным окружением человека); 3)Я-Я (диалог с духовными ценностями).Мы не слышим их ответ, но он звучит в нашем воображении. Это, по Буберу, диалог с Богом. Без " Ты" и " Оно" нет " Я", ибо последнее раскрывается только в отношении, в диалоге с ними. " Дух не в Я, но между Я и Ты, - писал Бубер, - человек живет в духе, когда он может ответить своему Ты".

Субъект-объектное взаимодействие " Я-Оно" является способом выявления ценности объекта для субъекта. В процессе коммуникации субъект обогащает себя, " вслушивается" в собственную душу, обнаруживая в ней отголоски единства мира природы, утраченного культурой. Переживание красоты и гармонии природы вызывает душевный трепет и желание заботиться о ней, беззащитной и хрупкой, пробуждая чувство ответственности личности за среду ее обитания. В условиях цивилизации диалог личности с вещным окружением усложняется. Субъект-субъектное отношение " Я-Ты" является основой бытия духовной культуры в форме отношений между людьми и как само-реализация личности в культуре. Диалог происходит на уровне: 1)одного ч-ка: 2)межличностный уровень(между несколькими людьми > =2: чтение книг, просмотр кар-тин): 3)межнациональный(между народами): 4)межкультурный(Восток-Запад, Христианство-Ислам). Формы диалога: 1)перенесение и заимствова-ние; 2)ассимиляция (полное освоении чужого до принятия его как своего); 3)транскультуризация (перенесение чего-либо от одной культуры к другой через посредника).Условия диалогичных отношений в обществе: 1)участники диалога должны быть открыты для взаимодействия на различных уров-нях; 2)между тождественными культура-ми не может состоять диалога т.к им нечего друг другу сказать; 3)культуры должны быть толерантны друг к другу.

 

Диалогичность культуры. Диалог как способ бытия культуры. Виды, уровни и содержание диалогических отношений в культуре.

Диалог - универсальный способ существования культуры. Будучи полифункциональм целостным общественным явлением, культура с древнейших времен для выживания, развития и обновления форм своего существования использует диалог как универсальное средство реализации целей человека в мире. Диалог в культуре есть универсальный способ передачи и освоения личностью форм социального взаимодействия, способов познания мира. В форме диалога существует культурный опыт человечества, традиция, но, вместе с тем, диалогичны и механизмы обновления ценностного содержания культуры. Каган определяет смысл понятия диалог следующим образом: это высшая форма межсубъектного взаимодействия, оптимальный тип отношения человека и человека, классов, наций, государственных систем, людей и природы, современности и прошлого самой культуры. Диалогичность культуры, отмечает Каган, естественно порождается как широкий спектр разных форм соприкосновения, взаимодействия, сопряжения в настоящем прошлого и будущего.Уровни диалога: 1)диалог с природой (доречевое отношение); 2)" Я-Оно" (с природой, вещным окружением человека); 3)Я-Я (диалог с духовными ценностями).Мы не слышим их ответ, но он звучит в нашем воображении. Это, по Буберу, диалог с Богом.Без " Ты" и " Оно" нет " Я", ибо последнее раскрывается только в отношении, в диалоге с ними. " Дух не в Я, но между Я и Ты, - писал Бубер, - человек живет в духе, когда он может ответить своему Ты" .

Субъект-объектное взаимодействие " Я-Оно" является способом выявления ценности объекта для субъекта. В процессе коммуникации субъект обогащает себя, " вслушивается" в собственную душу, обнаруживая в ней отголоски единства мира природы, утраченного культурой. Переживание красоты и гармонии природы вызывает душевный трепет и желание заботиться о ней, беззащитной и хрупкой, пробуждая чувство оветственности личности за среду ее обитания.В условиях цивилизации диалог личности с вещным окружением усложняется. Субъект-субъектное отношение " Я-Ты" является основой бытия духовной культуры в форме отношений между людьми и как самореализация личности в культуре. Диалог происходит на уровне: 1)одного ч-ка: 2)межличностный уровень(между несколькими людьми > =2: чтение книг, просмотр картин): 3)межнациональный(межд ународами): 4)межкультурный(Восток-Запад, Хр-во-Ислам). Формы диалога: 1)перенесение и заимствование; 2)ассимиляция (полное освоении чужого до принятия его как своего); 3)транскультуризация (перенесение чего-либо от одной к-ры к другой через посредника).Условия диалогичных отношений в обществе: 1)участники диалога должны быть открыты для взаимодействия на различных уровнях; 2)между тождественными культурами не может состоять диалога т.к им нечего друг другу сказать; 3)культуры должны быть толерантны друг к другу

Билет 32

В области культуры Византия вплоть до XIII в. превосходила Западную Европу. Наиболее ярко это превосходство проявлялось в философии, где была жива античная традиция. Ещё в XII в. в Византии была забыта материалистическая философия Демокрита и Эпикура, хотя особенно большое распространение имело учение Платона. Из последователей философской системы Платона наиболее выдающимся византийским философом XII в. был Михаил Пселл. Перу Пселла принадлежат многочисленные трактаты по философии, праву, логике, астрономии, медицине, математике, риторике, музыке и грамматике. В своих трудах Пселл доказывал, что философия и религия представляют самостоятельные области познания. Несмотря на господство церковной догмы, появился и ряд мыслителей, в учении которых ярко проявлялось свободомыслие. Таким выдающимся мыслителем был в XI в. ученик Пселла Иоанн Итал. Он смело выступил против церковной схоластики, а так же против использованного ею учения Аристотеля. Церковь обвинила Иоанна Итала в ереси и подвергла его жестоким гонениям. Философские взгляды как Пселла, так и Итала оказали влияние на развитие западноевропейской философии. В XI в. наметился и некоторый подъём в развитии естественных наук, особенно медицины. К этому времени относятся медицинские трактаты Дамнастия, Стефана Магнетия и Симеона Сета.

Изобразительное искусство и архитектура в XI – XIII вв. переживали в Византии значительный расцвет. В архитектуре преобладал тип крестово-купольного храма. Наиболее выдающимися памятниками архитектуры XI – XII вв. являются церковь монастыря Хора в Константинополе и церковь св. Пантелеймона в Фессалонике. Мозаики, украшавшие храмы того времени, были расположены по строго определённому плану, отражавшему существовавшую в Византии феодальную иерархию. В церковной живописи наблюдалось сочетание реалистической традиции с элементами условности, сухости и всё большей стилизации. Наряду с церковной живописью большое распространение в этот период получило светская монументальная живопись. Высокой степени развития достигли прикладное искусство и книжная миниатюра. Византийские изделия из слоновой кости и камня, керамика художественное стекло и ткани чрезвычайно ценились в Европе и Азии и имели широкое распространение за пределами Византии. В этих произведениях художественного ремесла особенно ярко проявилось влияние народного творчества и находило своё отражение многообразная культура народов, населявших Византийскую империю.

 

Билет 33

 

Билет 41

 

ЧАЛМА, ХАЛАТ И ТЮБЕТЕЙКА

Отдельные ветви исламской цивили­зации (а внутри них — более узкие общности) различаются своим костюмом. Например, чупон (цветной или чёрный халат) и тюбетейка с четырь­мя рёбрами — верный признак узбе­ка или таджика. Разновидности тюбе­тейки ещё совсем недавно указывали на район проживания таджика. Обще­известный арабский костюм — камис (верхняя рубаха до пят), куфия (го­ловной платок) и укаль (обруч) на голове — распространён во многих арабских странах. Шапочка, часто об­мотанная тюрбаном (в Египте и Суда­не — белым, в Омане — другой формы и расцветки и т. д.), длинная верхняя одежда (в Египте — галабия, в странах Магриба — бурнус с капюшоном) — это варианты мусульманского костю­ма в разных странах.

Вид с минарета. Первую в исто­рии мечеть построили ещё при жиз­ни Пророка Мухаммада в Медине, где и был похоронен Мухаммад; второй мечетью стал Ал-Харам — бывший храм Кааба в Мекке; третья воздвиг­нута на священной для евреев скале Сион в Иерусалиме — Куббат ас-Сах-ра (Купол Скалы). К этим трём мече­тям мусульмане совершают паломни­чества — хаджж. В мечети нередко превращали храмы других религий. В египетском городе Луксоре один из древних храмов языческих богов был перестроен в мечеть. Порой в мече­ти превращали христианские хра­мы, например бывший храм Софии Константинопольской в Стамбуле. Старейшая в Российской Федерации мечеть Джума в Дербенте в VIII в. бы­ла также переделана из христианской церкви.

 

Билет 4 Уровни культуры: классическая и современная; элитарная и массовая, официальная и андеграунда.

Классическая культура. С конца 19 в. в изобразительном искусстве, музыке, литературе получает распространение стиль, названный импрессионизм. Его целью была передача непосредственных, сиюминутных впечатлений, что привело к поиску новых приемов, форм творчества (художники К. Моне, О. Ренуар, Э. Дега, композиторы - К. Дебюсси, М. Равель).
Бурная общественная жизнь 19 в., изменила мировоззрение, рост образованности, активное участие в жизни государств рабочего класса неизбежно оказывали влияние на выбор тем и способов их отражения в искусстве. Появляется метод критического реализма (Курбе, Домье, Золя, Стендаль, Бальзак, Ибсен и др.).
Институализация художественной деятельности началась с появления учреждений, целью которых было закрепление профессионального подхода к творчеству (учреждение Академий художеств, консерваторий, королевских драматических и оперных театров), принятие законов об авторском праве.
«Классическая» модель культуры (19 в). Знаменами этого времени был гуманизм, рационализм и историзм. Культура понималась, как духовное состояние человека, которое, в свою очередь, было связано с европоцентризмом и христианством. В это время родилась культурология как система знаний о культуре.

 

В конце 60-ых гг. нашего столетия появился термин «контркультура», под которым понимались некоторые формы протеста против сложившихся стереотипов и ценностей, общепринятых в индустриальных обществах Запада. Контркультура была частью молодежного движения и выражалась в умонастроениях, стиле жизни, формах художественного творчества. В ее основе лежала идея отказа от ценностей традиционного общества, научно-технического прогресса и образа жизни отцов. Сторонники этого движения, среди которых выделялись хиппи, панки и т.п., пытались построить новую «философию жизни». Существование параллельных форм культуры (наряду с официальной) было отмечено в 60-70–е гг. и в СССР (секты, андеграунд в искусстве). Идеологи этих направлений резко критиковали «массовую культуру», оглупляющую человека. В понятии «м.к» нашли отражение существенные сдвиги в механизме буржуазной культуры: развитие средств массовой информации - радио, кино, телевидения, большие тиражи газет, дешевых «карманных книг», журналов, грампластинок. Через систему массовой коммуникации «м.к.» охватывает подавляющее большинство членов общества; через единый механизм моды ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля жизни и одежды да типа хобби. Серийная продукция «м.к.» обладает рядом специфических признаков: примитивность характеристики отношений между людьми, сведение социальных конфликтов к сюжетно занимательным столкновениям «хороших» и «плохих» людей, чья цель-достижение своего блага любой ценой, развлекательность, забавность комиксов, коммерческое кино с натуралистическим смакованием насилия и секса; ориентированность на подсознание, инстинкты-чувство собственности, расовые предрассудки, культ успеха, культ сильной личности. Плодом такого типа развития является так называемый «одномерный человек», у которого утрачена цельность и деформирован внутренний мир.

Официальная культура есть такая форма культуры, которая транслируется сверху и признается большинством общества в качестве определенного стандарта (чаще всего молчаливо признается). В любом обществе существует официальная культура. Но наряду с ней может возникать и контркультура, являющаяся оппозицией официальной культуре. Таковой можно назвать культуру диссидентов во времена СССР, культуру хиппи 1960-х годов.

Кроме этого, особенно при выраженном социологическом подходе к исследованию культуры, структурно могут выделяться так называемые субкультуры, “под”-культурные образования, возникающие в рамках той или иной культуры. Они сохраняют ведущие характеристики основной культурной формы, но при этом имеют локальные отличия, придающие им некоторую особенность. Подобными субкультурами можно назвать некоторые неформальные молодежные объединения. В настоящий момент таковой становится и элитарная культура. Культура “новых русских”, еще некоторое время назад являвшаяся яркой субкультурной общностью, начинает постепенное сращение с официальной культурой.

От понятий контркультуры и субкультуры необходимо четко отделять антикультуру. Последняя является антагонистическим противоположением культуре как таковой. Антикультура есть такая форма бытия человека и общества, которая намеренно направлена на разрушение, уничтожение, деструкцию духовности и культуры. Иногда антикультура может проявляться под маской официальной культуры.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 910; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь