Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раздел 7. Русское искусство конца XIX - 10 х годов XX века.
Тема 16. Изобразительное искусство и архитектура в общекультурной ситуации рубежа XIX - XX вв. Особенность развития русской художественной культуры рубежа веков, многообразие стилистических направлений, поиски новых путей развития искусства в 900-х- начале 10-х годов ХХ века. Русская архитектура конца XIX- начала ХХ века: ранний модерн, неорусский стиль, неоклассицизм. Творчество ведущих архитекторов модерна и основные сооружения. Ведущие мастера живописи к.XIX-началаXX в.в. Эволюция живописи Серова от реализма к модерну. Русский вариант импрессионизма в живописи К. Коровина. Театральное творчество Коровина. Врубель - художник ренессансного типа. Особенности живописного метода, жанровое и тематическое многообразие творчества Врубеля.
Тема 17. Художественные объединения в искусстве рубежа веков. Возникновение русского авангарда. “Художественное объединение”, “группировка” как новая форма существования и развития искусства. Объединение “Мир искусства” - теоретические концепции и эстетическая программа. Художественная практика объединения “Мира искусства”- стилистические особенности живописи, графики и книжной иллюстрация в творчестве мирискусников. Возрождение “большого стиля” в театрально-декорационном искусстве. “Русские сезоны” в Париже- триумф русского искусства. Символизм в русской живописи рубежа веков. Творчество Борисова-Мусатова и художников “Голубой розы”. Общая характеристика искусства авангарда. Особенности эстетики русского авангарда, связь с европейским искусством. Многообразие авангардных течений в русском искусстве 1910-х годов. Художественная теория и практика объединения “Бубновый валет”. Абстракционизм Кандинского и “аналитическая” живопись Филонова. Неоакадемизм и неопримитивизм. Творчество Петрова-Водкина и Шагала. Теория и практика супрематизма Малевича. Беспредметное искусство. Зарождение идей конструктивизма. Творчество Татлина, Поповой, Родченко, Степановой, Экстер и др. Раздел 8. Советское и постсоветское искусство Тема 18. Развитие искусства в условиях смены социально-общественного устройства Общая характеристика искусства периода революции и Гражданской войны. Государственная политика в области культуры. Изменение социальной направленности искусства. Первые мероприятия советской власти в области культуры. План монументальной пропаганды. Агитационно-массовое искусство. Агитплакат, “Окна РОСТА”. Агитфарфор. Художники русского авангарда и революция. Эволюция творчества художников-беспредметников. Теория и практика конструктивизма. Роль и значение ВХУТЕМАСа в формировании профессиональной школы советского искусства. Многообразие художественных группировок и стилистических направлений в искусстве 1920-х годов. Общество станковистов - ОСТ. Новая социальная тематика и развитие передвижнического стиля в творчестве художников АХРР. Объединение “Четыре искусства”. Задача сохранения и развития культуры станкового искусства. Архитектура 1920-х- начала 30-х годов. Основные архитектурные группировки. Деятельность мастеров ОСА и АСНОВА. Рационалисты и функционалисты. Начало периода реального строительства. Искусство тоталитарной эпохи.Постановление ЦК ВКП(б) о ликвидации художественных группировок 1932 года. Особенности государственной политики в области изобразительного искусства, провозглашение “метода социалистического реализма”. Проблема социального заказа в официальном искусстве 30х-50х- годов. Установление иерархии жанров, тематики произведений изобразительного искусства. Мифологизация искусства. Архитектура 30х-50х годов. Развитие стилистики неоклассицизма. Б.Иофан - проект Дворца Советов. Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года. Начало строительства метро и ВСХВ. Изобразительное искусство и архитектура в период Великой Отечественной войны. Послевоенное искусство. Архитектура: восстановление и строительство в послевоенный период. “Высотки”. Создание мемориальных комплексов. Тема 19. Изобразительное искусство и архитектура в 1960-1990-е годы. Искусство периода “оттепели”. Шестидесятники и “суровый стиль”. Отказ от ложного пафоса, обращение к тематике повседневного, воспевание красоты труда, будней простого человека. Появление нового героя. Стилистические особенности художественного языка живописцев 60-х годов. Выставка, посвящённая 30-летию МОСХ в Манеже в 1962 г. Возникновение “альтернативного” искусства. Восстановление прерванных связей с авангардом 1910-х годов. 70-е-80-е годы. Новое поколение художников. Изменение мироощущения и образного видения. Преобладание индивидуальных манер, в тематике- тяготение к проблемам философского содержания. Произведения Булгаковой, Назаренко, К. Нечитайло и др. Основные тенденции искусства последних лет. Постмодернизм. Архитектура 60-х-90-х годов. Постановление 1955 года “Об устранении излишеств...”. Массовое жилищное строительство. Сооружение общественных, культурных и спортивных центров. Стремление к соединению красоты и целесообразности, пластические поиски и стилистические тенденции в современной архитектуре.
Тематический план установочных лекций: III семестр, 16 часов
Литература: Искусство периода Средневековья: Обязательная: Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство X - начала ХХ веков. М.: Искусство, 1989. Смирнова Э.С. Икона Древней Руси. XI-XVII века. //История иконописи. Истоки, традиции, современность. М.: «АРТ-БМБ», 2002. C.119-164. Щенникова Л.А. Живопись. //Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века. М.: Ладомир, 1996. С.195-254.
Дополнительная: Литература по архитектуре и живописи: Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси. Памятники древнерусского искусства XII века. Владимир. Боголюбово. М.: Искусство, 1969. Высоцкий С.А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. Киев: Наука думка, 1989. Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Востока Руси XII-начала XV веков. М.: Искусство, 1980. Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. Библиотека альманаха «Странный мир». М., 1991. Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. М.: Наука, 1972. Дудочкин Б.Н. Андрей Рублев. Материалы к изучению биографии и творчества. М., 2000. Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – нач.XII вв. М.: Наука, 1987. Лифшиц Л.И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М.: Искусство, 1987. Лифшиц Л.И. Русское искусство XI-XVII вв. М.: Трилистник, 2000. Лифшиц Л.И. Русское искусство XI-XVII вв. М., Белый город, 2007. Нерсесян Л.В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. М., Северный паломник, 2002. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб.: Стройиздат, 1993. Смирнова Э.С. Московская икона XIV-XVIII вв. Л.: Аврора, 1988. Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М.: Северный паломник, 2002. Сарабьянов В.Д. Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. М.: Северный паломник, 2002. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М., из-во ПСТГУ, 2007. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII вв. М., Ладомир, 1996. Разделы: кн.1, гл.8; кн.2, ч.2, гл.4; кн.2, ч.2, гл.5. Литература по отдельным проблемам: Аверинцев С.С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской. //Древнерусское искусство. Художественная культура Домонгольской Руси. М.: Наука, 1972. С.25-49. Евсеева Л.М. Эсхатология 7000 года и возникновение высокого иконостаса. //Иконостас. (Сб.статей). М.: Прогресс-традиция. 2000. С.411-430. Попов Г.В. Декорация фасадов Дмитриевского собора и культура Владимирского княжества на рубеже XII-XIII вв. //Дмитриевский собор. Сб.статей. М.: Модус граффити. С.42-59. Сарабьянов В.Д. Иконографическое содержание заказных икон митрополита Макария. //Вопросы искусствознания. 1993, вып.4. М., 1993. С.243 – 285. Сарабьянов В.Д. Программные основы древнерусской храмовой декорации второй половины XII века. //Вопросы искусствознания. 1994, вып.4. М., 1994. С.268-312. Этингоф О.Е. Греко-русские иконы или «русские» домонгольские иконы глазами византиниста. // В кн.: Византийские иконы VI-первой половины XIII века в России. М., Индрик, 2005. С.408-478. Русское искусство XVIII-XX веков: Общие труды и литература по отдельным проблемам: Агитационно-массовое искусство первых лет Октября. Материалы и исследования. - М.: Искусство. 1971. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. - М.: Искусство. 1976. Андросов С.О. Скульптура Летнего сада ( проблемы и гипотезы) - в кн. “ Культура и искусство России XVIII века. Новые материалы и исследования”. - Л. Художник РСФСР. 1981. С. 44-58. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. - М.: Искусство. 1990. Бобринская Е.А. Концептуализм. - М.: Галарт. 1994. Борзин Б.Ф. Росписи Петровского времени. - Л.: Искусство, 1986. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. - М.: Искусство. 1979. Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX - начала XX века. - М.: Искусство. 1971. Брук Я.В. У истоков русского жанра.XVIII век. - М.: Искусство, 1990. Верещагина А.Г. Художник, время, история. Очерки русской исторической живописи XVIII- начала XX века. - Л.: Искусство. 1973. Гаврилова С.А. Русский рисунок XVIII века. - Л.: Искусство, 1983. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. М.: Галарт 1994. Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. - СПб.: Стройиздат, 1992. Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России 1й четверти XVIII века. Проблемы становления художественных принципов Нового времени. - М.: Искусство. 1987. Евангулова О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIIIвека. - М.: Искусство, 1969. Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIIIвека. - М.: Издательство МГУ, 1994. Ильин И.П. ПОСТМОДЕРНИЗМ от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М.: Интрада, 1998. История русского искусства. Под ред. И.Э. Грабаря. Тт.8-13. - М.: Искусство, 1961- 1969. Калязина Н.В. и др. Дворец Меншикова. - Л.: Художник РСФСР, 1966. Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство Петровской эпохи. - Л.: Искусство. 1990. Каменский А.А. Романтический монтаж. - М.: Искусство, 1989. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-х - 1910-х годов. -М.: Искусство, 1978. Коваленская Н.Н. Из истории классического искусства. - М.: Советский художник, 1988. Козлова О.Т. Фотореализм. - М.: Галарт, 1994. Колейчук В.Ф. Кинетизм. - М.: Галарт, 1994. Лапшин В.В. Союз русских художников. - М.: Советский художник, 1971. Лапшина Н.А. “Мир искусства”. Очерки истории и творческой практики. - М.: Советский художник, 1977. Молева Н.М., Белютин Э.М. Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII века. - М.: Изобразительное искусство, 1965. Молева Н.М, Белютин Э.М., Педагогическая система Академии Художеств XVIII века. - М.: Изобразительное искусство, 1956. Морозов А.И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов. - М.: Галарт, 1995. Некрасов А.И. Теория архитектуры. - М.: Стройиздат. 1994. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX- начала XX века. - М.: Искусство, 1991. От конструктивизма до сюрреализма. - М.: Наука, 1996. От средневековья к Новому времени. Материалы и исследования. - М.: Наука, 1986. Очерки истории советского искусства. - М.: Советский художник, 1980. Паперный В.Л. Культура Два. -М.: Новое литературное обозрение, 1996. Ракова М.М. Русская историческая живопись середины XIX века. - М.: Изобразительное искусство, 1979. Рогинская Ф.С. Товарищество Передвижных художественных выставок. - М.: Искусство, 1989. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников первой половины XIX века./ под ред. А.И.Леонова. - М.: Искусство, 1954. Русский классицизм второй половины XVIII - начала XIX века. - М.: Изобразительное искусство, 1994. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. - М.: Искусство, 1980. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. - М.: Искусство, 1989. Сидорина Е. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. - М. 1995. Сидоров А.А. Рисунок старых мастеров. - М.: Искусство, 1956. Турчин В.С. Эпоха романтизма в России. М.: Искусство, 1980. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. - М.: Изд-во МГУ, 1993. Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII начала XIX века. - М.: Искусство, 1953. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Книга первая. Проблемы формообразования. Мастера и течения. - М.: Стройиздат, 1996. Хан-Магомедов С.О.. Пионеры советского дизайна. - М.: Галарт, 1995. Холмогорова О.В. Соц-арт. -М.: Галарт, 1994. Каталоги выставок: Агитация за счастье. Советское искусство сталинской эпохи. - Государственный Русский музей. Санкт-Петербург, Интерартекс - Эдицион Теммен. Дюссельдорф-Бремен. 1994. Великая утопия. М.: , 1993. ГТГ. Каталог собрания. Живопись XVIII-XXв.в. в 2-х т. - М.: 1998. Москва - Париж. В 2 т. М.: , 1981. Москва - Берлин. М.: , 1996. Нет! - и конформисты. Образы советского искусства 50-х- до 80-х годов. СПб – Warszawa: , 1994. Романтизм в России. К 100-летию. Государственного Русского музея. 1898-1998. Каталог выставки. - СПб. ГРМ.: , 1995; Palase Edition: 1995.
Список и адреса материалов на электронных носителях:
Темы рефератов и курсовых работ: 1. Софийские соборы XI в.: сравнительная характеристика. 2. Эволюция форм новгородской архитектуры XII-XIV вв. 3. Сравнительный анализ декоративно-монументальных ансамблей Софии Киевской и собора монастыря Св.Луки в Фокиде. 4. Отражение особенностей религиозной жизни эпохи в живописи Новгорода XIV-XV вв. 5. Специфика религиозной жизни Пскова в особенностях псковской архитектурной школы. 6. Проторенессанс и палеологовский ренессанс. 7. Иконография темы «Покров Богородицы» и ее варианты. 8. Икона «Четырехчастная» из Благовещенского собора Московского Кремля. 9. «Страшный суд» в древнерусской живописи. 10. «Апокалипсис» в древнерусской живописи. 11. Иконография Богоматери в эпоху Позднего русского Средневековья. 12. Постройки итальянских архитекторов в Московском Кремле и русская архитектура XVI в. 13. Шатровое зодчество в XVII в. 14. Собор Василия Блаженного: история, форма, интерпретации. 15. Новые иконографические мотивы и сюжеты в русской живописи 2 пол.XVI-XVII вв. 16. Икона «Благословенно воинство Небесного царя» (ГТГ). 17. Русский иконостас: историография проблемы. 18. Симон Ушаков: расцвет или упадок? – историография проблемы. 19. Термин «барокко» в применении к русскому зодчеству XVII в. – историография проблемы. 20. История строительства Зимнего дворца. 21. Образ Петра I в русском изобразительном искусстве XVIIIвека. 22. Сравнительный анализ памятников Петру I работы К.-Б. Растрелли и Э.-М.Фальконе. 23. Женские образы в живописи рококо. Творчество П.Ротари. 24. Парадный портрет в творчестве мастеров “россики” II-й половины XVIIIвека. 25. Миниатюра в русском искусстве XVIIIвека. 26. Культовые сооружения Ф.-Б.Растрелли. 27. Рокайльные постройки в русской архитектуре II- й половины XVIIIвека. Творчество А.Ринальди. 28. Царскосельские постройки Ч.Камерона. 29. Усадебные постройки М.Казакова в Москве. 30. Особенности творческого метода В.Баженова. 31. Театральные сооружения Москвы и Петербурга эпохи классицизма. 32. Камерный женский портрет в русской живописи II-й половины XVIIIвека. 33. Рисованный портрет в русском искусстве I-й четверти XIX века. 34. Поэтический образ русского крестьянства в творчестве А. Венецианова. 35. Два гения - две судьбы в искусстве. Карл Брюллов и Александр Иванов. 36. Сатирическая графика П.Федотова. 37. Портреты русских литераторов в творчестве передвижников. 38. Картина А.Саврасова “Грачи прилетели” и лирический пейзаж в творчестве передвижников. 39. Чеховские мотивы в пейзажной живописи И. Левитана. 40. Этапы русской истории в живописи В.Сурикова. 41. Сказочные сюжеты в музыке и живописи 80-90-х годов XIX века. 42. М. Врубель и Н. Римский-Корсаков. 43. Иллюстрации В.Серова к басням И.Крылова. 44. “Азбука” А. Бенуа. 45. Московские вокзалы стиля модерн. 46. Русская народная игрушка и её роль в живописи художников “Бубнового валета”. 47. Древнерусские мотивы в живописи К.Петрова-Водкина. 48. Неопримитивизм в произведениях парижского периода М.Шагала. 49. Художники-конструктивисты в театре начала 20-х годов. 50. “Нужна ли картина в обществе будущего? ” - дискуссия о станковой живописи в советском искусстве середины 20-х годов. 51. Художники о войне. Творчество А.Дейнеки. 52. “Геологи” П.Никонова - живописный манифест “шестидесятников”.
Вопросы к аттестации по разделу «Искусство Средневековой Руси»: Искусство XI-XVII веков (10 билетов по 2 вопроса):
Творчество Дионисия.
Новые типы русской храмовой архитектуры XVI века.
Творчество Симона Ушакова и мастеров Оружейной палаты Московского Кремля.
Этапы развития русской храмовой архитектуры XVII века.
Особенности архитектуры Софийского собора в Новгороде.
Архитектура Москвы XIV- 1 пол.XV в.
Этапы развития русской архитектуры XI века.
Домонгольская иконопись: основные памятники и проблемы их изучения.
Нарышкинский стиль в архитектуре: основные проблемы и памятники.
Новгородская церковная архитектура XII-XVI вв.: этапы развития и основные памятники.
Рабочая тетрадь студента Рабочая тетрадь содержит примерную программу тематических консультаций, литературу по темам консультаций и рекомендации по подготовке к ним. Она также включает примерные темы рефератов и методические указания по их написанию. Завершает рабочую тетрадь перечень памятников, знание и «визуальное узнавание» которых необходимо при работе с материалом. Выбор памятников осуществлен с учетом программы курса. Программа консультаций составлена с учетом и с целью преодоления трудностей при самостоятельной работе с материалом (прежде всего в освоении терминологического и понятийного аппарата), с которыми студенты сталкиваются наиболее часто. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы