Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Разнообразие направлений и новаторский характер пейзажной Ж. вт.пол.19 века.
Во вт.пол.19 века в пейзажной Ж. господствует реалистическое направление. Пейзаж – результат оформленности чувства природы в образ. Пейзаж вмещает: философию природы, социально – эстетические идеи эпохи, традиции осмысливающие темы природы, индивидуальный стиль конкретного мастера. Образ природы, как облик человека, отражает в себе жизнь, чувства и мысли того общества, которое воспитало его создателя-художника. В пейзаже присутствует пантеистическая тенденция (Бог во всем) – особенности православия. Во 2-й пол. 19 века пейзажный жанр занял значительное место. Главными фигурами стали К.Саврасов, И. Шишкин, Ф. Васильев, А. Куинджи. Ряд общих черт: - повествовательность пейзажа, рассказывающего о природе, а также иногда о людях, ее населяющих. Рассказ разворачивался во времени, которое в русском реалистическом пейзаже по сути своей повествовательно. - доминирование сельской природы. Реже обращались к городским видам, сосредоточивая внимание на городских окраинах, уютных двориках. Преобладание сельского ландшафта можно объяснить тягой к крестьянству, кот. отмечалась в среде русской интеллигенции. К тому же сельская чистая природа наиболее соответствовала воссозданию национальных особенностей русской жизни. - Природа начала раскрываться человеку: она не противопоставлялась ему, а была созвучна (люди чаще всего присутствовали незримо, находясь где-то рядом). Основоположники пейзажной школы 2-ой п. 19 века: Становление нового национального лирического пейзажа происходило, прежде всего, в творчестве А.К.Саврасова (1830-1897гг.) , которому удалось выразить самые сокровенные и высокие представления русских людей о жизни, родине, народной судьбе. Ром-е черты («Вид на Кремль в ненастную погоду» -выбор момента непогоды, могучее одинокое дерево, тревожные контрасты светлых и темных пятен), и реалистические («Степь днем»- мотивы равнинного простора, уходящей вдаль дороги). «Грачи прилетели» - поэтическая картина, одновременно радостная и грустная, истинно весеннюю. Природу можно чувствовать; способность видеть в природе малое, и доводить его до большего; тема тихого света или православное понимание света, духовная направленность, деревенские мотивы (простой мотив). Природе передано движение собственной души. Лирическая тема. Р.А.Васильев ( 1850–1873)— более импульсивный, драматический характер. Расширение лирического пейзажа, эмоциональное чувство природы, лирическая линия, резкие, переходные состояния природы, необычное освещение, красочные эффекты, экспрессия. Стремление проникнуть во внутреннюю жизнь природы. Динамизм, интенсивная цветности («После дождя», «Возвращение стада»). «В Крымских горах» специфические «лермонтовские» интонации, торжественная и суровая гармония, патетичность, приподнятость, величественность. И. И. Шишкин — лесной пейзаж. Характерно: внутренняя стабильность; эпическое направление; красота, полнота жизненных сил; неизменность природы, постоянные свойства и качества природы («Рожь»). Изображение могучих дубрав и сосновых боров, лесные дали. Тщательная детализация органично соединяется с масштабностью пространственных решений, конструктивной ясностью и четкостью композиций- монументальность, величественность. Эпический пейзаж: А.И.Куинджи - был связан с традициями романтизма. Его картины яркие и ясные. От Айвазовского - яркость и цветистость, природная простота и свобода. Характерные черты: реалистичность образов природы того времени, (обобщенные образы природы), яркий колорит, свет становится главной составляющей его творчества - изображение жизни света в его наиболее впечатляющих проявлениях, как бы создает «свечение» природы; стремление «подключить» зрителя к живописной стихии; переосмысление классических традиции и усиление монументально- декоративности («Украинская ночь», «Север», «После дождя»). В.Д. Поленов. Вся полнота природной Ж., совместил два жанра бытовой и пейзаж. Характерные черты: ясность, пишет пейзажи с натуры, чувство родины, литературность, задушевность. («Московский дворик», «Заросший пруд») И.И.Левитан, свойственны философичность и сложная литературная ассоциативность. Высшим достижением явилось«пейзаж настроения», понимающего природу как выражение человеческой души. Изображение религиозного чувства природы, поиск рая на земле, мотив природы, тихой обители, следовательно мир мечты, мир благодати и покоя. Виды пейз.жив.: Философский пейзаж: «Вечерний звон», «Владимирка»( дорога без начала и конца, бескрайность, соотношение небесного и земного), Левитан стремился выразить место человека в мире, иллюзии и мечты, надежды и стремления. Пейзаж – картина: «Над вечным покоем» (выражает религиозность, грандиозность бытия, вечность непостижимой природа), «Озера Русь». Маленькие, интимные пейзажи: «Летний вечер» (поиск ру, почвенности, мотив Волги как символ русской земли, национальное самосознание, мотив дороги (как скитание человеческой души).
Поиски эмоционального и монументально-обобщенного образа природы, создание пейзажа-картины в творчестве И.И.Левитана. · Чувство природы – религиозно. · Пейзаж – философский, некот. рефлексия. · Будничное превращается в чудесное. · Через пейзаж происходит поиск устойчивости в мире. · Использование мотивов Волги (нечто русское, символ русской земли) и мотива дороги (символ скитания человеческой души, проблема распутья). Тропы на картинах ведут в «мир мечты» и тихой обители. · И.И. Левитан по характеру дарования тонкий, лирический художник. Как и многие мастера лирического направления, в пейзаже Левитан предпочитает не полдень, а утро и вечер, не лето и зиму, а весну и осень, то есть те моменты, которые богаче сменой и оттенками настроений, не дубы, сосны и ели, а более «отзывчивые» к природным изменениям берёзы, осины и особенно водные поверхности. · Уже в ранний «ученический» период для Левитана огромное значение при работе над композицией полотна имел подготовительный рисунок, делавшийся обычно мягкой кистью красновато-коричневой краской. · На рубеже 80-90 г. тв-во Левитана достигает зрелости. Его Ж. близка к импрессионизму. · Особенностью импрессионистической трактовки видимого мира является стремление достигнуть иллюзии быстрой смены состояния природы, иллюзии сиюминутно протекающей перед взором зрителя жизни. Это впечатление, однако, достигается не путём изображения скоро преходящих «событий» в природе — бурь, дождей, порывов ветра, а через наблюдение тонких нюансов, быстро распадающихся цветовых отношений, присущих только этому данному и неповторимому короткому мигу. · Левитан органично соединил в своем творчестве заветы своих учителей: пленэризм Поленова и поэтизм Саврасова. · Умению проникнуть в жизнь природы, сосредоточиться на самом характерном в ней, и любовной внимательности к самому обыденному, будничному, малому в ней, и обстоятельно-точному, но без утраты поэтического ощущения, воспроизведению «всевозможных» деталей. · Стараясь отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в пейзаже. · Лирическая интонация, прозвучавшая в полотнах Левитана 1880-х годов – одна из отличительных, индивидуальных черт художника наряду с вниманием к внутреннему, духовному миру человека. · От ранних произведений к более поздним Левитан все глубже и глубже проникал в суть природы, окрашивая ее созерцание в ром-е тона. Его пейзажи, поистине лиричные. ü «Март» (1895) ü «После дождя. Плёс» ü «Берёзовая роща» (1885-89) ü «Золотая осень» (1895) ü «Озеро»
Арх 2-ой пол. 19в. Главенствующий стиль в арх 2пол. – эклектика Эклектика может быть проявлена как - стилизаторство (обращение к определенному стилю, например в рамках фасада) - применение разнообразных стилей в здании Особенности арх: · насыщение фасада различными элементами · ордер как конструктивный элемент уходит, приобретает более декоративный характер · конструкция здания не соответствует внешним характеристикам · украшательство, орнаментика, декорирование зданий · здание приобретает множество осей (например, членение фасадов вертикалями); это обусловлено историческим прочесом: отказ от прежней строго иерархичной структуры общества · отсутствие ансамблевости · равнозначность всех элементов здания · в основном строятся доходные дома (Доходный дом в Литейном проспекте СПб, арх. Дютель), больницы, театры, учебные заведения – общественные здания · эклектика в России прежде всего фасадный стиль, конструкция остается стандартной (не перенимает мировоззрения стиля эклектики как такового) «Рус стиль» 60-70 гг. В.А. Гартман, И.П. Роперт Обращение к народному иск (к сказаниям, былинам; называли также «крестьянское» иск), к народному ДПИ, народным мотивам. · проектирование массовых построек – направленность на широкий социальный слой · использование, на поверхностях зданий особенно, мотивов вышивки, резьбы, узорочья · нанизывание на классицистическую схему здания народного орнамента · материал: дерево (! ), кирпич, майолика · использование множества деталей приводило к разрушению целостности образа соор. · ковровость в декорировке стен (Роперт) «Говорящая» арх – декор в виде литературных надписей, киоски в форме чернильницы на выставке во Франции (Роперт). 60-70гг. – демократическое направление в иск (постройка общественных соор., необходимых обществу: больниц и т.п.); 70-80гг. – археологическое (теоретическое); 90г. – официальный стиль · в основе всех соор. лежат квадратный или 8-угольный объемы · целостность образа складывается из присоединения одинаковых объемов · симметрия · совмещение культового и сакрального Рациональная эклектика. Померанцев А.Н. Торговые ряды (ныне ГУМ) · железобетонные конструкции · ярусность, план представляет собой разбитость всего пространства на ячейки (киоски, ныне бутики) · идея функциональности во всем здании (и магазин, и за водой какой-то туда ходили и т.д.) В целом для арх также характерны: û нефункциональность фасадов (внешнее заимствование стилей) û отсутствие архитектоники û театральность формирование новых архитектурных школ Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы