Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сущность культуры, ее структура и функции.



Сущность культуры, ее структура и функции.

Культура (от лат. culture – «обрабатывать почву») – это совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных человечеством.

Также под культурой понимают:

- результаты деятельности человечества

- степень совершенства способов деятельности

- степень духовной развитости личности.

Духовная культура включает в себя науку, мораль, нравственность, право, религию, искусство, образование. Материальная – орудия и средства труда, технику и сооружения, производство, пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

Структурно культура включает в себя:

- систему образования

- науку

- искусство

- литературу

- мифологию, нравственность

- политику

- право

- религию.

Также изучаются следующие аспекты культуры:

- статика и динамика культуры

- материальная и духовная культура

- мировая и национальная культура

Функции культуры:

- передача накопленного опыта

- репродуктивная функция

- социализация личности

- познавательная функция

- ценностная функция

- нормативная функция

- коммуникативная функция.

- творческая функция

Сущность, структура и функции материальной культуры. Техника как составная часть современной материальной культуры.

Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты. Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни. Материальная культура включает в себя орудия и средства труда, технику и сооружения, производство и технологии, пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта и т. д.

Структура:

- культура труда и материального производства

- культура быта

- культура места жительства (дома, деревни, города)

- физическая культура человека.

Функции:

- удовлетворение материальных и духовных потребностей

- реализация мыслей, творчество

- материальное развитие

- материальное закрепление накопленного опыта.

Техника – это средство преобразования среды, природы и самого человека, а также посредник между человеком и природой, задающий тип отношений между ними.

Как культурная ценность техника рассматривается в 3 аспектах:

- как объект – это приборы, инструменты, машины

- как знание (техническое) — умения, правила, теории

- как процесс изобретения, проектирования, изготовления, использования

Человек развивает технику, воплощая в ней свои мысли, преобразуя природу. При этом человек сам становится частью созданного им технического мира. Достижения техники дают много новых возможностей, однако неправильное использование техники может привести к экологическим, ядерным или социальным катастрофам.

Динамика культуры. Типы культурных изменений. Источники и факторы культурной динамики.

Динамика культуры описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. К ней относятся средства, механизмы и процессы, которые описывают изменение культуры.

Культурная динамика бывает:

- интеграционной или дезинтеграционной

- восходящей или нисходящей

- эволюционной или революционной.

Также культурные изменения различаются по месту и длительности:

- крупномасштабные (период до 1000 лет)

- микромасштабные (до 100 лет)

- быстропроходящие (несколько лет).

Источниками культурной динамики являются:

- инновации (открытие нового)

- обращение к культурному наследию (переоценка и использование культурного опыта)

- культурные заимствования (целенаправленное подражание)

- культурная диффузия (стихийное распространение).

Каналами распространения культурного опыта являются, например, торговый обмен, туризм, миграция, колонизация, миссионерство, шпионаж.

Процесс целенаправленного заимствования культурных ценностей носит селективный (избирательный) характер. Перенимаются только те культурные ценности, которые:

- могут быть поняты и использованы

- могут быть полезны

- могут удовлетворить потребности.

Также процесс культурного заимствования зависит от характера и интенсивности культурных контактов.

Общество создало систему культурным учреждений, которые сохраняют, передают и аккумулируют культурный опыт. В частности, к таким источникам знаний относятся музеи и библиотеки, школы и университеты.

Мифология в разные периоды развития культуры. Познавательная функция мифа. Устойчивость мифологического сознания.

Миф – фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека.

В первобытном обществе человек не осознавал свою индивидуальность, считал себя частью своего рода и природы. Мифология как коллективное сознание давала человеку опору, надежду и цель, воодушевляла и объясняла смысл жизни.

В античности мифы являлись основой творчества классических скульпторов и архитекторов, поэтов и философов. В новое время идея познаваемости мира дала импульс для развития естественных наук. В эпоху Просвещения утопичные идеи гуманизма, лозунг: «Свобода, равенство, братство! » – стали основой народно-освободительных движений в Европе. Научно-технический прогресс стал причиной возникновения идеи технократии. К современным мифам можно отнести американскую мечту о равенстве возможностей, утопию коммунистического общества. Таким образом, миф является идеологической поддержкой общества, побуждающей и оправдывающей иллюзией человека.

Мифология первобытного общества стала начальной формой человеческого мышления, источником более развитых форм мышления: религиозного, художественного, философского, научного. Мифы или сказки воспитывают каждого из нас в детстве, они служат источником вдохновения художников и ученых, даже рациональные теории содержат элементы мифологического мышления. Творческая личность сама создает себе мифологию из любого материала. Миф объясняет противоречия действительности, создает благоприятные условия для творчества и познания. Мифология как источник вдохновения является не только достоянием древности, но реально и существующим явлением настоящего. Также устойчивости мифологического сознания способствует одобрение коллектива, закрепление мифа как национальной идеи или идеологии общества.

Художественная культура, ее функции.

Сущность художественной культуры заключается в том, что художник образно познает и моделирует фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме. Любая область художественной культуры, всякая деятельность, доведенная до наивысшего мастерства, превращается в искусство. Искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Художественный образ – это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, воплощенное в глине, краске, камне, звуках, фотографии. Виды искусства – это устойчивые формы творческой деятельности, различающиеся по способам его материального воплощения:

- изобразительное искусство

- литература

- музыка

- архитектура и прикладное искусство

Искусство оказывает эстетическое воздействие на личность. Автор перерабатывает события и факты, взятые из действительности, воспроизводит новую реальность – художественный мир.

3 основные функции искусства:

- познавательная – «истина»

- эстетическая «красота»

- нравственная – «добро»

Главной целью искусства является социализация человека, утверждение его самоценности.

Личность и культура.

С биологической точки зрения человек – это результат эволюции. Человек выделился из природы благодаря своему разуму и сознанию. Люди научились создавать орудия труда, изобрели язык, стали организовываться в общество. Таким образом, человек развивается не только биологически, но и культурно.

Коллективная, организованная деятельность людей порождает культуру. Однако конкретные, практические действия осуществляют члены общества. Человек по отношению к культуре выступает в нескольких ролях.

1. Творец культуры, ее производитель. Т. е. человек создает новые культурные формы или выражает свое отношение к существующим формам, интерпретирует их. Через творчество человек реализует себя, раскрывает свои таланты. Творчество направлено на развитие, являясь в то же время результатом развития.

2. «Транслятор» или проводник культуры. Когда человек создает или воспроизводит что-либо, он тем самым передает информацию о своих действиях, передает свой опыт другим людям.

3. «Продукт» культуры. Человек формируется как личность приобщаясь к культуре. Приобщение к культуре происходит во время воспитания, обучения, социализации. Адаптируясь к культуре, человек становится ее носителем.

4. «Потребитель» культуры. Человек использует достижения культуры для личных целей и для взаимодействия с другими людьми. При этом человек пользуется выработанной системой норм и ценностей, языком, различными практическими и научными знаниями.

Одной из проблем отношений личности и культуры является проблема соотношения личностного и общественного. Эта проблема заключается в определении права личности на свое понимание норм и ценностей общества, права на свое самоопределение. Полную свободу личности дать невозможно, т. к. это разрушит общество и приведет к деградации культуры. Однако ужесточение и урезание прав ведет к торможению развития. В современном либеральном обществе личность обладает довольно большими правами и свободами. Такой уровень личной свободы возможен только при соответствующем уровне ответственности, образованности и профессионализма. С другой стороны, человек может использовать блага общества только при глубоком знании принципов и законов общества. Таким образом, высокий культурный уровень человека обеспечивает его права, свободу, возможности.

Сущность культуры, ее структура и функции.

Культура (от лат. culture – «обрабатывать почву») – это совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных человечеством.

Также под культурой понимают:

- результаты деятельности человечества

- степень совершенства способов деятельности

- степень духовной развитости личности.

Духовная культура включает в себя науку, мораль, нравственность, право, религию, искусство, образование. Материальная – орудия и средства труда, технику и сооружения, производство, пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

Структурно культура включает в себя:

- систему образования

- науку

- искусство

- литературу

- мифологию, нравственность

- политику

- право

- религию.

Также изучаются следующие аспекты культуры:

- статика и динамика культуры

- материальная и духовная культура

- мировая и национальная культура

Функции культуры:

- передача накопленного опыта

- репродуктивная функция

- социализация личности

- познавательная функция

- ценностная функция

- нормативная функция

- коммуникативная функция.

- творческая функция


Поделиться:



Популярное:

  1. Административно-правовое регулирование в сфере культуры, связи и массовой коммуникации.
  2. Бесконечно малые и бесконечно большие функции.
  3. БИЛЕТ 30. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ. СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ЯЗЫКОВОГО УРОВНЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕЧЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ.
  4. Вещи в мире произведения, их изображения и функции.
  5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУРЫ, ЛИЧНОСТИ И ПРИРОДЫ
  6. Виртуальные функции. Полиморфизм
  7. Возникла до зарождения древнерусской культуры, и получила широкое распространение во всех православных странах.
  8. Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции
  9. Вопрос 2. Ощущения и восприятие: сущность и функции. Значение ощущений в познавательной деятельности человека. Теории восприятия.
  10. Вопрос 33. Язык художественной литературы. Основные функции. Содержательность языкового уровня художественной формы. Речь художественная.
  11. Гликозаминогликаны и протеогликаны. Строение и функции. Роль гиалуроновой кислоты в организации межклеточного матрикса.
  12. Деньги: сущность, этапы развития и функции.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 976; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь