Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских
дисциплинах. Впервые в литературе слово “культура” встречается в Произведении “Тускуланские диспуты” (45 г. до н.э.) римского оратора и Философа Марка Туллия Цицерона. Этимологически оно восходит к словам Латинского языка “возделывать”, “обрабатывать”. В ходе длительной эволюции От Цицерона (“культура ума есть философия”) до немецкого идеолога XVII в. И. Гердера, относившего к культуре язык, семейные отношения, искусство, Науку, ремесла, государственное управление, религию, произошло изменение Его содержания. В универсальной культурно-философской концепции Гердера понятие “культура” Характеризуется как применимое к роду человеческому, всему человечеству. Называя становление культуры вторым рождением человека, Гердер писал в Своей книге “Идеи к философии истории человечества”: “Мы можем, как угодно Назвать этот генезис человека во втором смысле, мы можем назвать его Культурой, то есть возделыванием почвы, а можем вспомнить образ света и Назвать просвещением, тогда цепь культуры и просвещения протянется до самых Краев земли”. Идеи, исторически сформулированные в период от Цицерона до Гердера, образовали теоретическое ядро того гуманистического понимания Культуры, которое послужило предпосылкой и исходным пунктом для Формирования современного понимания культуры. Понятие “культура” необходимо раскрывать в его дифференциально-динамических Аспектах, что требует использования категорий “общественная практика” и “деятельность”, связывающих между собой категории “общественное бытие” и “общественное сознание”, “объективное” и “субъективное” в историческом Процессе. В современной отечественной философской литературе понятие “деятельность” предстает как одна из наиболее фундаментальных характеристик Человеческого бытия. Вместе с тем также общепринятым является положение о Том, что человек представляет собой “деятельное природное существо”, Которое само себя утверждает в мире, в своем бытии. Таким образом, можно Сказать, что через понятие “деятельности” выражается специфика социальной Формы движения материи. В современной культурологии и социологии понятие культуры стоит в ряду фундаментальных понятий этих дисциплин. Оно считается столь же важным для анализа социальной жизни и деятельности индивида, как понятие “гравитация” Для физики или понятие “эволюция” для биологии. Резко проявившийся интерес К исследованию культуры вызвал лавинообразный рост числа определений Культуры: что ни автор, то своя дефиниция, число которых сейчас превышает Что ни город, то свой норов”, — такими словами можно охарактеризовать Сложившуюся ситуацию в культурологии. Такое многообразие определений Свидетельствует о полифункциональности, емкости и сложности понятия Культуры и вместе с тем влечет за собой многообразие типологий культуры. Одни исследователи исходят из того, что существуют религиозная и светская Культуры (А. Новицкий, В. Шевчук и др.), другие выделяют женские (дальневосточные и пр.) и мужские (европейская, мусульманская и т.д.) Культуры (В. Санги, К. Шилин и др.). В отечественной культурологии дается следующее ее определение: мировая Культура как целое есть способ деятельности, технология ролевого субъекта (человечества), порожденная небиологической (социально-экономической) Субстанцией и характеризуемая в своем бытии единством приспособительного, преобразовательного и стереотипно-продуктивного моментов. Типология культур. Единство истории и многообразия культур. Понятно, что с каждым типом общественного воспроизводства (простой, Интенсивный и деструктивный) связан свой тип культуры, выражающий место и Значение культуры в жизнедеятельности общества. Простое воспроизводство соотносится с культурой, сложившейся в условиях Господства до машинного производства и аграрного труда. В этой культуре Субъект воспроизводства нацелен на неизменность масштабов воспроизводства, На максимальную адаптацию к природным ритмам, которые диктуют условия Доурбанизированного земледелия. Для этой культуры характерно представление Об окружающей среде как о заданной человеку внешними силами, убеждение, что Она не может быть изменена человеком, так как не им создана. В культурах, Сложившихся в этих условиях, даже активность самого человека Рассматривается как результат действий нечеловеческих (однако часто Антропоморфных) сил. С интенсивным типом воспроизводства связан качественно иной тип культуры. В Отличие от субъекта простого воспроизводства, ориентированного на адаптацию К заданным природным ритмам, на систему неизменных смыслов, субъект Динамичного типа культуры нацелен на совершенствование самого себя в Единстве с совершенствованием человеческого мира, уже сформированного, Созданного всей предшествующей человеческой активностью. Человек в таком Типе культуры занят организацией ранее организованного, переосмыслением уже Ранее осмысленного, перестройкой самих ритмов окружающего его жира. Для деструктивного типа воспроизводства характерна недостаточная Способность субъекта в силу тех или иных причин преодолевать внутренние и Внешние противоречия, ограничивать поток деструктивных инноваций, Обеспечивать необходимые инновации, сохранять параметры простого Общественного воспроизводства, удерживать на минимальном для данного Общества уровне эффективность производства и воспроизводства. Он Характеризуется упадком культуры, недостаточной способностью находить Эффективные средства и цели, стабилизирующие ситуацию. Этот тип Воспроизводства отличается от других тем, что он никогда не является Позитивной ценностью, и сама возможность сползания к нему выступает в Качестве стимула для повышения активности субъекта, его стремления Предотвратить этот процесс, а, возможно, и перейти к более прогрессивному Типу и уровню воспроизводства, к соответствующему типу и уровню культуры. Другая типология основана на цивилизационно-конфессиональном принципе. Здесь различают: конфуцианско-даосистский тип культуры; индо-будийский тип Культуры; исламский тип культуры; христианский тип культуры.
Культура и цивилизованность. Культура и общество. По мнению ряда историков, одной из главных проблем всемирной истории Является предполагаемый конфликт между “цивилизацией” и “варварством”. Американский историк У. Джонс пишет: “Зародившись впервые на Дальнем Востоке, цивилизованное общество существовало параллельно с другими, Отличавшимися от него социальной организацией и уровнем развития культуры. Эти “другие” общества цивилизованный человек называл “варварскими”, а их Народы — “варварами”. С одной стороны, в ходе дифференциации культуры Возникали земледельческие общества, город, техника ирригации, Монументальная архитектура и письменность, с другой — существовали общины Охотников и пастухов, которые, хотя иногда и соединяли пастушество с Элементами земледелия, в целом занимались скотоводством и вели кочевой Образ жизни. Скифы и турки на Ближнем Востоке, арии, хунну в Восточной Азии, кельты, германцы и гунны в Европе — всех их, как конных кочевников, Причисляли к “варварам”. Однако, несмотря на то, что общепринятым признаком “варварских” обществ Являлась их полная или частичная принадлежность к экономике кочевого Скотоводства, “варвар”, как таковой, был скорее “не исторической Реальностью, а мифическим образом” (У. Джонс). Следует считать Бессмысленными споры о том, можно ли считать кочевые культуры Цивилизациями. Кочевые цивилизации возникали, вбирая в себя порою весьма Значительные земельные, экономические и человеческие ресурсы, затем Распадались. И снова возникали под действием экономических и исторических Законов, а также фактора времени, через призму которого эти законы Проявляли свою силу. В истории человечества наблюдается взаимодействие, зачастую столкновение Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы