Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Между цивилизациями земледельцев и кочевников, когда пересекались два
Разных вида жестокости — вооруженное насилие кочевников и гражданский Эгоизм оседлых. Цивилизация земледельцев — это города, дороги, Государственный аппарат, более разнообразное и полноценное питание, Крепостные стены, пехота. Цивилизация кочевников — стойбища, тропы, Племенная солидарность, невозможность наесться досыта, главным образом Белковое питание и животные жиры, бесконечные расстояния, тесное общение с Животными, и, прежде всего с лошадью. Мирным и относительно процветающим Оседлым народам кочевники представляются людьми жестокими, скрытными, Бесчеловечными, у них нет веры, они носители мрачных адских культов. В Глазах кочевников оседлые безвольны, изнежены, растленны, крайне Сластолюбивы, в общем - недостойны тех благ, которыми обладают. Поэтому Было бы справедливо, чтобы блага эти перешли в руки более сильного. Панорама культуры XX в. весьма пестра. Известная часть населения мира (собиратели и охотники) является носителем архаической культуры, большая Часть находится на уровне традиционной, аграрной культуры и одна треть из 5 Млрд. человек достигла стадии научно-технической, современной культуры. Вполне понятно, что в силу мощного развития средств массовой коммуникации и Информации современная культура оказывает влияние на архаическую и Традиционную культуры многих народов мира. Всякое общество представляет собой наследие институтов, т.е. организованных Норм коллективной жизни, наслоение которых образует сферу. Эти институты — Нечто вроде ткани из обычаев, привычек, из спутанных нитей коллективной Памяти. Во всех обществах, даже архаических, эта ткань изменяется под Резким или плавным воздействием истории. Начавшийся в прошлых веках процесс программирования институционализации Культурных изменений ныне быстро расширяется. Наука и искусство становятся Индустрией, механизм развития которой ускользает от их создателей. Обучение Становится все более и более формализованным: школа распространяет свое Влияние, и учеба становится отныне заботой государства; человеческое Поведение на всех своих стадиях дает повод для уроков, лекций, программ и Экзаменов. Для всех этих разнообразных начинаний необходимы базис, Организация, бюрократия, четко определенные нормы. На смену медленным Процессам институционализации прошлого, когда у людей было ощущение какого- То постоянства культурной среды, пришло ее производство. В определенном Смысле сейчас происходит необычное смещение культуры как среды в сторону Культуры как горизонта.
Религия и культура. Религиозное знание и вера. Атеист – лишенный бога. Атеистическое мировоззрение сегодня тяготеет к меньшему культурному уровню человека. Атеист – невежественный. Агностик – Незнающий. Вера – некритическое принятие каких-то феноменов, в качестве достоверных, опираясь на субъективные основания. Объективное однозначное основание – Научное знание. Источники веры: 1. Родительский пример, семейные традиции, книги (не очень прочна). Духовные поиски интеллектуала, личный опыт. Проповедническая деятельность. Пограничный опыт (тяжелая болезнь, клиническая смерть, смерть близких и Т.д.). Мистический опыт – личное переживание от контакта с высшим священным Началом (во сне, духовное рождение при жизни (православные святые), Практика исихазма – одинокое моление в замкнутом пространстве). Вера это дар божьей благодати. Веру надо заслужить. Культура и религия, мифология и религия – лежат в основе каждой культуры. Миф – дух, тотем. Религия – высшее священное начало (бог). Тотем – близкий «свой – чужой» (зверь), бог – далекий «свой – чужой». Отношение к тотему – чувство сакральное, реализуется в доверии и страхе. К Богу – чувство священное, реализуется, в вере, любви и страхе. Религия не возможна без мифа, миф возможен без религии. Они лежат в основе Любой культуры и содержат основные ценности той или иной культуры. Религия есть самоутверждение личности в вечности.
Античный человек и античная культура. Основы: мифология и философия. Правосознание грека-гражданина было в значительной степени гуманным к Равному себе. Немалая заслуга в развитии правосознания принадлежала Философам, платным и бесплатным учителям софистам, чье искусство в условиях Гласности было неотъемлемой частью просвещенной общественной жизни. Театр, Поэзия, изобразительное искусство были в Афинах не мнимым, а подлинным Достоянием народа, облагораживающим его нравы. Гуманности правосознания Служило также и религиозное сознание, ориентированное на пантеон богов Олимпа. Вся повседневная жизнь древнего грека классической культуры пронизана Искусством: не только в богатых, но и в бедных домах было немало вещей — Живописные фрески на стенах, статуи, ковры, художественно украшенная Мебель, керамические сосуды, живопись которых представляет весь древний Мир, от мифологических сцен до забот текущей жизни. Немалый интерес Представляет повседневная жизнь свободных граждан, которую лучше всего рассмотреть на примере афинян. Афинец пробуждался с рассветом и приветствовал молитвой восходящее солнце; Затем потчевал себя кубком вина и куском хлеба и выходил из дома. За Исключением ремесленников, занятых в своих мастерских, и купцов, сидящих в Лавках, каждый свободный гражданин находился на улице с утра. Его толкал на Улицы города, прежде всего интерес к происходящему в мире. Вопрос “Что Слышно? ”, который для нас является глупой и докучливой привычкой, — имел Свой подлинный смысл во времена, когда не было журналов, газет и других Средств массовой информации. Существующие обычаи позволяли людям легко Вступать в общение, все обращались друг к другу на “ты”, различия в Общественном положении как бы стирались при демократическом строе, когда Все граждане участвовали в решении государственных дел. Многие серьезно выполняли эти обязанности и полдня проводили в народном собрании, судах и других государственных учреждениях. Слушать ораторов, Играющих большую роль в политической жизни полиса, выступать против того, Что не нравится, самому выйти на трибуну и выступить с речью, голосовать, Ощущать удовлетворение от участия в принятии жизненно важных решений — это Доставляло удовольствие афинцу. В полдень, называемый афинцами “время, Когда рынок полон”, гражданин, уладив все свои дела, шел на рынок, чтобы Купить что-нибудь на обед. Он выбирал по вкусу из многообразия рыб, сыров, Зерновых и плодов, купленное нес домой, если у него не было раба. На рынок Ходили только мужчины, женщины редко встречались на улицах Афин, они в Основном сидели дома на женской половине. Отдохнув после обеда, афинец шел В гимназию или палестру, выполняющие функции наших клубов и кафе, где Занимались спортом, вели философские дискуссии, обсуждали политические События и пр. Именно в этих местах и были основаны знаменитые Академии, где Выступали Сократ, Платон, Аристотель. Вечерами устраивались дружеские вечеринки — симпозиумы. Здесь Присутствовали только мужчины, из женщин — лишь флейтистка, сопровождавшая Пиршество музыкой. Гости пили, разбавляя вино водой, пели, иногда перед Ними выступал мим или танцовщица, и присутствующие наслаждались этим Зрелищем. С симпозиума возвращались с началом темноты, когда запирались Ворота Афин, на улицах несли дозор лучники. Вернувшись домой, афинец Ложился спать, чтобы на другой день все начать снова. Существенную, интегральную часть древнегреческой религии составлялили мифы, Сыгравшие исключительную роль в античной культуре. Эллинам в принципе было Чуждо понятие религии откровения, кодифицированной в повсеместно признанных Священных книгах. Первоначальные религиозные представления развивали поэты И писатели, которые придавали им художественную форму, моральный смысл, а Часто также и политическое значение. В мифы о богах и героях вплетено Множество сказочных мотивов, произведений народной фантазии, которые имеют Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы