Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Свои аналоги в фольклоре почти всего мира. Важнейшими из них являются битвы
Богатырей с дикими животными и фантастическими чудовищами, в которых Награда для мужественного победителя — рука царевны или царский трон (мифы О Геракле, Тезее, Персее и Эдипе); чудесное омоложение (миф о Медее и Пелиадах); необычайное рождение (Афина родилась из головы Зевса, а Дионис Из члена Зевса; люди возникли из камней, брошенных Девкалионом, и зубов Дракона, посеянных Кадмосом) и превращения людей в животных или деревья. Некоторые мифологические мотивы имеют моральную окраску, могут также Содержать аллюзии общественной и политической жизни. Большинство Мифологических повестей осуждает кровосмешение, даже бессознательное (миф Об Эдипе), человеческие жертвы и каннибализм (миф о Тезее и о чудесном Спасении Фрикса и Ифигении с жертвенного алтаря), а также коварство злых Жен (миф о жене Тезея, Федре, которая погубила пасынка, отказавшего ей в Любви). Зевс, младший сын Кроноса, согласно другим мифологическим версиям, Был его старшим сыном; эта поправка введена, очевидно, после установления Принципа первородства при наследовании. Миф об Оресте является иллюстрацией Спора о том, какое право важнее — материнское или отцовское. Наилучшим примером мифа политического характера, бесспорно, служит цикл, связанный с Тезеем, где афиняне создали свой идеал правителя, предвозвестника Демократического строя. Религиозные идеи получили свою интерпретацию в греческой философии, Рациональной по своему характеру. Этот переход от религии к философии Связан с интерактивной техникой, которая способствовала новому, Рациональному видению мира. В античной Греции человек живет как бог в двух Мирах — мире культа и мире техники, именно техника стала подлинным Предметом философии в форме теоретико-геометрических конструкций мира, в Системах Анаксимандра, Парменида, Пифагора, Демокрита, Аристотеля и других Мыслителей. Античная мифология сыграла определенную роль в становлении Теоретической рефлексии, рационального философского мышления. У истоков греческой философии стоит Пифагор; это не значит, что у него не Было предшественников, но он считался по праву одним из мудрейших. К числу Крупнейших натурфилософов Древней Греции, обращавшихся к нравственным Идеям, следует отнести Гераклита и Демокрита. Пифагор много лет провел в Странствиях, 30 лет из них — в Египте, где познавал таинства и премудрости Жречества. На родину он вернулся в зрелом возрасте и стал верховным жрецом Храма Аполлона в Дельфах — главного храма греков: дельфийские жрецы, Прорицатели и пифии, гадатели и предсказательницы судьбы славились по всей Элладе. В учении Пифагора проявилась не только связь культур Египта и Греции, но и Дуализм культуры греков, выражающийся в параллельном развитии религиозного Культа и человеческих знаний, философии и практической мудрости. Гераклиту, натурфилософу из Эфеса (VI—V вв. до н.э.), основоположнику Диалектики принадлежит знаменитое изречение: “Нельзя дважды войти в ту же Воду”. Создатель развернутого понятия “логос”, соотношения логоса и Космоса, выражающего диалектически проявляющиеся закономерности природы и Разумную необходимость сущего, Гераклит придавал ему самое широкое Значение. Логос у него — закон Всеобщего бытия, бытия социального, Политического; отсюда и непререкаемость и властная авторитетность закона. Демокрит — греческий натурфилософ, атомист. Нет надобности излагать его Материалистическое (атомистическое) учение, оно достаточно широко известно. Следует обратить внимание и на просветительскую деятельность софистов, Которая была значительным явлением в социальной жизни греков. Их заслуга в Том, что знание стало политической и социальной силой в тогдашнем афинском Обществе. Наиболее видным софистом, по свидетельству Платона и Аристотеля, Был Протагор, друг Перикла. Этот мудрец нажил своей мудростью столько Золота, сколько не заработал великий скульптор Фидий. Вот один из анекдотов- Загадок о нем: Эвакл обучался у Протагора софистике, и было условлено, что Плату он внесет после первого же выигранного процесса. Однако долгое время Он вообще не вел процессов, и, чтобы получить деньги, Протагор подал на Него в суд. “Я не буду платить в любом случае, — заметил перед судом Эвакл — Если я проиграю процесс, то не буду платить согласно нашему условию, а если выиграю — согласно решению суда! ” “Наоборот! — усмехнулся Протагор. — Если ты выиграешь процесс, то заплатишь деньги согласно нашему условию, а если проиграешь — согласно решению суда...” Софисты восставали против многих существовавших в их время учреждений, против всяких нравственных Основ и обычаев, проповедовали крайний индивидуализм.
Человек средневековья. Мировоззренческие основы средневековой культуры. Варварское завоевание Римской империи в V в. способствовало упадку античной Культуры: варвары разрушали города, где была сосредоточена культурная Жизнь, уничтожали памятники античного искусства, библиотеки. Переход к Натуральному хозяйству, нарушение торговых, экономических, политических Некультурных связей ограничивали кругозор западных европейцев того времени. Глубокий кризис позднеантичного общества содействовал усилению роли Христианства, которое в IV в. стало государственной религией и оказывало Огромное воздействие на идейную жизнь общества. Упадок культуры в период Раннего средневековья объясняется в очень большой степени той церковно- Феодальной идеологией, которая вносилась в жизнь нового общества Католической церковью. Люди воспитывались в духе религиозно-аскетического Мировоззрения; каждый верующий должен был в своей земной жизни готовиться к Пребыванию в вечном загробном мире; для этого церковь рекомендовала посты, Молитвы, покаяние. Человеческое тело рассматривалось как темница души, Которую нужно было освободить для высшего блаженства. Аскетизм стал официальной идеологией, проповедуемой с церковных кафедр и Пропагандируемой в такой специальной литературе того времени, как “жития Святых”. Религиозное мировоззрение легко заняло господствующие позиции, Когда недостаточно развиты были точные науки, и силы природы казались Грозным и непонятным явлением; на этой базе возникали суеверия, а тяжелая Жизнь народных масс вселяла веру и надежду в то, что за все страдания Человек будет вознагражден в потустороннем мире. Можно сказать, что для средневековой культуры характерны Иррационалистические тенденции, однако, в ней пробивались и светские, Рационалистические тенденции. Исследования показывают, что в средневековой Культуре существовали две фундаментальные тенденции — тенденция Кассиодора Сенатора (ок. 487—578), объединившая христианскую традицию и светское знание, и тенденция Бенедикта Нурсийского, жившего примерно в то же время. На протяжении веков они сосуществуют и взаимодействуют. Традиция святого Бенедикта отражала позицию неприятия культуры “века сего” определенной Частью идеологов первоначального христианства и привела к духовному диктату Церкви в средние века, а традиция Кассиодора — к становлению светской Культуры. В дальнейшем, однако, активную политику в области культуры начинают Проводить римские папы, подчиняя ее решению идеологических и социальных Задач. Наиболее ярко смысл культурной деятельности римских пап проявился во Время правления папы Григория 1 (590— 604). В отличие от Кассиодора, этого “последнего римлянина”, основавшего первую средневековую мастерскую письма И соединившего в ее деятельности античные и христианские культурные Традиции, Григорий 1 считает абсолютно неприемлемым доктрину мирного Сосуществования различных идеологий. В его “Диалогах о жизни италийских Отцов и о бессмертии души”, читаем: «К чему вся эта тщета мирских знаний, Какую пользу могут принести нам разъяснения грамматиков, которые способны Скорее развратить нас, нежели наставить на путь истины? Чем могут помочь Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 388; Нарушение авторского права страницы