Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура как общественное явление: понятие, сущность.



Культура как общественное явление: понятие, сущность.

 

 

Впервые слово культура появляется в Древнем Риме и в переводе с лат. означает возделывание, обработка, но уже римский мыслитель Цицерон этот термин использовал в переносном смысле применительно к человеку -«возделывание человеческой души» (воспитанность, образованность). Это

период античности (2 тыс. до н.э. - 4 век н.э.)

Эпоха средневековья (конец 5 века - 14 век)

В эту эпоху понятие культуры рассматривали как производное от слова «культ» (обожествление, почитание). Культура носила религиозный характер. Творческие способности человека реализовывались через любовь к богу.

Эпоха Ренессанса (Возрождение) 15 - 1-я половина 17 века в культуре
появляются светские тенденции(система светского образования, светские жанры в
живописи, этикет (1-я книга по этикету в Италии в 1557г.).

• - начало Эпоха Нового времени (сер. 17 - начало 20 вв.) - начало буржуазных
революций в Европе)

Появляются различные трактовки понятия культуры. Впервые в качестве самостоятельного понятия термин культура был использован немецким правоведом 17 в. - Пуфендорфом (как синоним общественного гражданского состояния). Концептуальные основы культуры были разработаны немецкими философами конца 18 в. -1 трети 19в. - Гердером, Кантом, Гегелем.

Под культурой они понимали прежде всего духовную сторону человеческой жизнедеятельности, ту сферу, которая выходит за пределы природы человека и традиции его социального существования. Творческий акт озарения они ставили превыше всего. Гердер рассмотрел культуру, как «второй генезис человека», то есть второе рождение человека..

Кант связывал культуру, прежде всего с нравственной стороной. «Только 2 вещи достойны удивления и благоговения - звёздное небо над нами и моральный закон в нас». Мораль делает человека человеком. Гегель явился автором теории «абсолютного духа».

Параллельно с позитивной оценкой культуры, формируется и негативный взгляд на культуру, где она рассматривается как средство закабаления человека (Ж.Ж.Руссо, Ф.Ницше, З.Фрейд). Они рассматривали человека как существо природное по своей сути, человек антикультурен.

Руссо видел в человеке создание идеально-прекрасное изначально. В обществе, благодаря культуре, в нём формируются негативные качества (жестокость, зависть). В основе взглядов Ницше и Фрейда лежит противоречие между природными задатками в самом человеке и существующими нормами коллективной морали. Подчиняясь им, человек вступает в противоречие с самим собой и становится слабым, закомплексованным. Ницше - автор теории сверхчеловека, где он выступает против морали коллективной за мораль индивидуальную. Сверхчеловек - это тот, кто смог подняться над коллективной моралью, следуя своей индивидуальной морали.

Фрейд вошёл в историю как автор теории личности, основанной на понятии «либидо». Смысл: в процессе жизнедеятельности у человека накапливается излишняя половая энергия (либидо), которую он может сублимировать (переносить, трансформировать на более высоком уровне) в различные сферы (политику, науку, искусство...). Фрейд обращался к жизни и творчеству людей выдающихся, в частности, титанов эпохи возрождения (Л. Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль).


3. Структура и функции культуры.

Структурно делится

• П о субъекту - носителю (отдельный человек, коллектив, нация, народ, этнос,
человечество (на разных этапах).

Субкультура - это автономная культура определенной социальной группы со своими нормами и ценностями (молодежная субкультура). Аккультурация - это процесс вхождения индивида в общество, приобщение к культуре (эмиграция).

По видам - в основе лежат виды человеческой деятельности: материальная,
духовная, социальная.

Материальная культура - это сфера материально преобразующей деятельности человека и ее результаты:

- культура производства (техника, орудия, технологии)

- культура быта

- культура жилища

- культура человеческого тела (физическая культура)

- культура труда (труб экономиста)

Духовная культура - сфера духовная деятельности и ее результаты:

- культура правовая

- культура нравственная (этическая)

- научная

- педагогическая

- художественная

- эстетическая

Духовная культура - это соответствие уровня развития личности уровню развития общества (Джордано Бруно) Духовная культура формирует интеллектуальные качества личности

Социальная культура - отражает отношения, возникающие между людьми в обществе (на уровне государства, диктатуры, демократии).

• П о уровням

1. массовая - элитарная

Официальная - андеграунд

3. обыденная - специализированная

По характеру.

1. профессиональная культура - это совокупность знаний, умений и
навыков, требуемых для выполнения своих служебных обязанностей.

2. общая культура - соответствие уровня развития личности, общества
потребностям времени

• П о содержанию - выделяют три блока:

1. КОГНИТИВНЫИ - включает в себя ценности культуры как материальные,
так и опредмеченные духовные (на основе какой-либо находки мы делаем
выводы о всей эпохе)

2. праксеологический - включает в себя социальные институты,
занимающиеся созданием, сохранением и распространением культурных
ценностей

3. регулятивный - включает в себя социальные институты, регулирующие
взаимоотношения людей (отношения между людьми на Западе и Востоке
разные)

Можно взять временные параметры - прошлое, настоящее, будущее.

Функции культуры:

1. приспособленческая - помогает человеку приспособиться к окружающему миру
(родители больше приспосабливаются к детям или наоборот)

2. человекотворческая - способствует формировании того или иного типа личности
восточный тип - природность, религиозность, покорность

античный тип - стремление к красоте, гармонии

средневековый типрыцарство, доблесть, мужество, отвага


духовенство - человек пытается принести пользу

бюргерский тип - трудолюбие, усердие

ренессанский тип - нововременные тип - стремится к нововведениям

3. функция социальной памяти (информативная)

смысл - каждое поколение, вступая в жизнь, осваивает достижения предшествующих поколений (Евклид, Пифагор, Герадот, Платон, Аристотель)

4. гносеологическая (познавательная) - реализуется через научный поиск.

20 век принес миру 8527 научных открытий (выход в космос, информационные технологии, клонирование).

5. компенсаторская (защитная) - способствует выживаемости человека, реализации его
творческих возможностей (религия, наука, искусство).

Диана Гурцкая - слепая певица

6. аксиологическая (ценностная) - помогает человеку выбрать для себя те или иные
ценности в жизни

7. функция катарсиса (очищение) -

религия - исповедь, исповедуясь человек очищается искусство - музыка - слушая музыку снимается стресс живопись - человек очищается и оздоровляется

8. игровая функция - человек в процессе жизнедеятельности совмещает различные роли

9. семистическая (знаково-языковая)

Язык - средство фикбсации, хранения, переработки, трансляции культурной информации. Язык науки, молодежный, разговорный, сленг, язык живописи, искусства.

10. интегрирующая и дезинтегрирующая функции (объединяющая и разъединяющая) -
религия, политика.

11. Этическая

Культура формирует этические нормы (10 заповедей) - религия, искусство

12. Эстетическая - формирует представление о красоте (мифология, искусство)


4. Уровни культуры: классическая и современная, элитарная и массовая, официальная и андеграунда.

Массовая культура - это потребительская культура со своими нормами и ценностями.

Элитарная культура - это лучшее, отборное, избранное, в переводе с франц. -культура творческого, созидающего меньшинства населения (научная, правовая, имущественная элита).

Понятия элитарная и массовая культура рассматриваются как основные особенности исторического и культурного развития человечества, при помощи которых характеризуется «элита» и «массы», власть и подчинение.

Они противоречат друг другу:

Элитарная культура содержит базовые ценности, сведения об устройстве мироздания и человеческого общества, божественных нормах

Массовая культура -рекомендации по богоподчинению, богослужению и социальному ритуалу

Элитарная культура -социальное обновление, творчество и хранение и трансляция знаний

Массовая культура - репродукция, повтор усвоенных технологий, привычных стереотипов.

Они должны соприкасаться и элитарный импульс должен входить в массовую культуру, ее модифицировать и обогащать, а творческие импульсы массовой культуры должны обогащаться и выступать фундаментальными программами культурного обновления.

Официальная культура - это строгие нормы и правила, протоколы, уставы и т.д. Нормы и правила, обеспечивающие нравственно-эстетический характер отношений в воинский коллективах:

• Воинская субординация

• Сознательная дисциплина

• Взаимное уважение

• Уважение к старшим по званию, по возрасту

• Выдержка, спокойствие

Андеграунд - это не особо строгие правила компоненты культуры поведения человека

• Внутренне содержание (сущность) человека

• Внешнее выражение поведения

• Характер взаимосвязи и степень соответствия их между собой

Обыденная культура - например, кто-то лечится сам

Специализированная культура - например, кто-то лечит людей.


5. Типология культуры: основные подходы систематизации культуры.

Типология - учение о видовых различиях культуры, культурно-исторических типах. Единой общепринятой типологии культуры не существует, т. к. нет единого критерия, по которому принято сравнивать культуры, поэтому существуют различные концепции типологии культуры.

Основные подходы систематизации культуры:

Формационный ( Маркса-Энгельса)

Цивилизационный (типология выстаивается в зависимости от трактовки понятия
«цивилизация»

Религиозный - в основе доминирующий тип религиозного сознания (арабо-исламский,
русско-православный, индо-буддийский типы)

Конкретно-исторический - типология выстраивается в соответствии с историческими этапами: первобытная, культура древней цивилизации, средневековый тип культуры, ренессанский тип, нововременный тип культуры

Концептуальный, или идеологический - в основе господствующая идеология

Этно-националъный

Географический

Демографический - поло-возрастной состав населения, имущественный и социальный
статус в основе.

Технологический - ориентируется на уровень развития техники и технологии

Природный - в основе отношение человека к природе - три типа:
- природно-органический - человек - часть природы
- культурный - человек отделяется от природы
- технико-машинный - природа - объект изучения

Концепция Арнольда Тойнби

Работа «Постижение истории» 1934-1961 г.

Он сформулировал закон возникновения и гибели цивилизации.

Тойнби под цивилизацией понимал социо-культурный феномен, ограниченный пространственно-временными рамками, имеющий четко выраженные параметры технологического развития, основу которого составляет религия.

Тойнби выделяет 21 цивилизацию - индо-буддийскую, китайско-конфуционную, православная основная (Греко-византийская), православная русская и др.


8. Культура и цивилизация.

Специфика языкового общения

Языки специализированной коммуникации (производственной и социально организационной)

Языки обыденного повседневного общения

Языки художественного общения


Культура и творчество.


Декоративно-прикладные

Технические

 

• кино

• фото

• телевидение

• дизайн

• цветомузыка

Синтетические

• театр - литература, актерское мастерство, живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство

• балет - танец, музыка, живопись, скульптура,

• эстрада - музыка, пение, декламация. Танец, иллюзион, акробатика

• цирк - спорт, дрессировка, эксцентрика, иллюзион, клоунада

Стили в искусстве: - романский, готический, барокко, классицизм, рококо, романтизм, реализм, натурализм, и в 20 веке - модернизм, символизм, импрессионизм, сюрреализм, абстракционизм, футуризм, дадаизм.


Наука в системе культуры.

Нововведения в технологиях неизбежно приводят к значительным качественным изменениям в культуре. Уже с середины 20 века происходят события, изменившие отношение человека к человеку, к самому себе и природному миру. Это открытия -компьютеры, атомная и водородная бомбы, биохимия живой клетки, кризис городов (вода, отходы, воздух), разрушение природной среды, выход в космос, нарушение озонового слоя и т.д. приводят к необратимым последствиям.

Экономика 20века носит инновационный характер. Возрастает роль информационных технологий, без которых теперь прогресс невозможен. Появление новых информационных технологий приводит к изменению социального культурного порядка развития. Современные новые технологии становятся принципом, вокруг которого формируется новая научно-технологическая рациональность, основанная на знании. Новые технологии оказывают влияние на формирование личности, семьи, образа жизни. Катастрофическое сокращение энергетических ресурсов, обострение глобальных экономических проблем и т.д. привели к глобальной необходимости информации. Этот факт отразился в понятии «информационного взрыва». Именно в овладении «информационным взрывом» и видится возможность дальнейшего прогресса в развитии человеческой цивилизации.

Биологические параметры мозга ограничены, эти ограничения снимают информационные технологии.


Культуры.

В отношении природа - культура ставить на первое место понятие природа.

Экология не может быть лишь предметом технического расчета, это сфера возрождения

человека.

Природа важнее сиюминутной технической выгоды.


Миф как феномен культуры.

 

Миф с греческого означает речь, рассказ, устное повествование. Мифы проявляются тогда, когда человек выделяет себя из окружающего мира и осознаёт противоречия между ним и окружающим миром.

Миф - иллюзорное разрешение противоречий между человеком и окружающим миром (жизнь и смерть, день и ночь).

По структуре миф состоит из 2-х частей:

• Обращение к далёкому прошлому.

• Объяснение настоящего и будущего с помощью опытов предков.
Существуют различные теории мифа:

 

1. натуралистическая (природная). Миф - олицетворённое описание и объяснение
явлений природы.

2. социальная (общество). Миф - отражение социальной реальности.

3. психоаналитическая. Миф - отражение индивидуального, коллективного
бессознательного начала человеческой психики.

4. ритуалистическая. Миф - словесный ряд ритуала.

5. лингвистическая. Миф отражает определённый этап человеческой речи и
человеческого мышления.

6. эвгемеристическая (миф - легенда).

7. игровая.

8. функциональная. Малиновский.

9. просветительская. Миф - выдумка.

10. символическая.
Категории мифа:

1. миф о небесных явлениях.

2. мифы о происхождении людей от животных, и наоборот (Дарвин).

3. мифы космогонические.

4. мифы эскатологические - пророчество конца света.

5. мифы о культурных героях.

6. мифы о мировом древе.

Миф в эпоху первобытности становится основой мировоззрения, прагматическим законом, обязателен для выполнения. Он обосновал необходимость выполнения религиозных обрядов и культов, формировал этические и эстетически идеалы, объяснял непонятные явления, регулировал взаимоотношения людей.


27. Древневосточный тип культуры (на примере одной из традиционных цивилизаций).

 

Переход от первобытности к цивилизациям происходит в эпоху неолита (с 4тыс до НЭ). Для этого перехода имелись соответствующие предпосылки:

1. природные (наличие великих рек).

2. экономические.

3. социально-политические (социальное неравенство, складываются сословия, касты).

Древняя цивилизация - некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией ещё не является, а именно доклассовому, дородственному, дограждансткому, догосударственному и дописьменному состоянию общества и культуры.

Древние цивилизации - древние не столько в силу временных признаков, а скорее в силу того, что они унаследовали от первобытности стиль мышления, способ речи и действия.

Древневост. тип культуры:

Экономическая сфера.

• Экономика древневосточных государств была основана на общинном
землепользовании. Сельская община - прямой потомок родовой общины,
являясь основной производственной ячейкой древневосточных обществ.

• Основной формой ведения земледелия являлась ирригационная форма, которая
требовала с одной стороны коллектив, с другой его административное
регулирование.

Христианская картина мира.

 

Представления о мире, о человеке, о времени, о пространстве соотносились с догматами христианства. Появляется понятие макро- и микрокосмос. Микрокосмос - это сам человек, который создан богом по подобию большого мира. Плоть человека - земля, Кровь - вода. Картина мира носила Тео- и геоцентрический характер. Человек - раб божий, что возвышало его над другими. Человек - венец божьего творения (из Библии). Жизнь человека соотносилась с осознанием греха и последующего наказания (представления о рае и аде). Душа вечна, а плоть бренна. Время по библии стало носить линейный характер. Оно структурировалось (до и после рождества христова).

Христианство зародилось в 1 в НЭ в Палестине, территории Римской восточной провинции. В 4 веке с распадом Рима на 2 провинции (Запад и Восток) христианство распадается на 2 ветви: римско-католическую (Запад) и Греко-византийско-православную (Восток). Официально этот раскол был признан в 19в.

Основные идеи Христианства:

1. идея равенства.

2. идея греховности и искупления грехов.

3. идея монотеизма (Бог 1, но он в 3-х лицах).

4. идея жертвоприношения Христа.

5. идея воздаяния...

Особое место в Христианстве занимает таинство (крещение, причищение, миропомазанье, покаяние, брак, священство, соборование)

Отличия католической церкви от православной:

1. догматические, У католиков есть догма о сверхдолжных заслугах святых перед церковью, которые составляют сокровищницу добрых дел.

Догмат об индульгенциях (о прощении грехов). Догмат о непогрешимости Папы в делах веры. Папа автоматически попадает в рай, независимо от мирских дел. Догмат о чистилище.

2. канонические. У католиков - безбрачие всего духовенства. Запрещение выхода из духовного звания. Нерасторжимость брака (брак можно расторгнуть только с
разрешения Римского Папы)

3. обрядовые:

 

• разный порядок службы.

• Разный порядок проведения таинств.

• Различная символика, форма креста.

В 16 веке на почве реформации происходит отход церквей от католической церкви, они протестовали против роскоши, догматизма, коррупции католической церкви и поэтому получили название протестантов (лютеранство, кольвинизм, англиколизм). Эти церкви носили широкий демократический характер. Они к минимуму свели роль священнослужителя (главным становится священное писание вместо священного придания, сократили количество таинств до одного, двух (крещение и причищение).


Характеризуется обращением к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его. Светский характер искусства. Идеалы раскрепощенной личности, красоты и гармонии, ощущение цельности и закономерности мира

Противоречивость культуры Возрождения:

• Радость самоутверждения

• Трагизм мироощущения

Наличие этих двух перекрещивающихся тенденций (античность и модификация католицизма) определило противоречивость культуры и эстетики Возрождения.

Раннее Возрождение 15 век - отцы «Возрождения» из Италии - скульптор Донателло, архитектор Брунеллески, живописец Мозаччо

Высокое Возрождение - конец 15 - нач. 16века - архитектор Браманте, живописец (математик. Инженер, физиолог, ботаник) Леонардо да Винчи, живописцы Рафаэль, Санти, Микеланжело

Позднее Возрождение - 16 век живописцы Джорджоне, Веронезе, Тициан.

Литература эпохи Возрождения - Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», Сервантес «Дон Кихот», драмы Шекспира, сонеты Петрарки.


Рациональный характер

Наука занимает все более важное место в жизни.

17 век - время становления основ рационализма, основоположником которого принято называть Декарта, который один из первых противопоставляет «слепой» вере разумное и логическое рассуждение.

18 век - век разума, век Просвещения, главная идея - Просвещение

Эта эпоха распространяется на многие страны, хотя и имеет различные формы:

• Англия в форме промышленной революции - Гоббс

• Франция в форме политической революции - Дидро

• Германия в форме философско-эстетической революции - Гегель, Кант
19 век - время интенсивного научного подъема. Дал миру свыше 8527 открытий.

Техника начинает играть важную роль в жизни европейского общества.

Нолистилизм (много).


Зависимости.


• Просвещённый абсолютизм был нацелен на использование свободолюбивых
идей для подпитки самодержавно-крепостнических отношений,

• просвещение было сориентировано на обеспечение свободы человека.
Противоположной просвещению была иррационалистическая традиция, признающая
только веру в качестве источника освоения мира. На её основе в начале 17 века в
Англии возникло религиозно-мистическое учение и движение - масонство, которое в
3О-е года 18-го века стало проникать в Россию, а во второй половине 18-го века Москва
и Петербург стали признанными центрами масонского движения в мире.

Однако с конца 80-х г. Екатерина стала резко отходить от либерального курса, была запрещена продажа западноевропейской просветительской литературы, начались гонения на русских просветителей, и была запрещена деятельность масонских организаций.

Главное:

Дворянско - светский аспект русской культуры:

• Абсолютизм - неограниченная верховная власть - абсолютная монархия

Петра 1

- просвещенный абсолютизм Екатерины 2

- процесс европеизации: централизация, бюрократизация
управлдения, регулярность армии, флота, полиции.

 

Универсализм - «Нарышкинский стиль», русское барокко, рококо,
классицизм

Аристократизм - привилегированность, господствующее положение
дворянского сословия - бюрократизация дворянства, чиновничья
административная прослойка, дворянское предпринимательство.
Полупривилегированное сословие - деление населения на регулярное и
нерегулярное по принципу владения собственностью и Табель о рангах

Секуляризация - огосударствление церкви - секуляризация монастырских
земель, передача судебных и образоватедльных функций в ведение
государства.

Культура как общественное явление: понятие, сущность.

 

 

Впервые слово культура появляется в Древнем Риме и в переводе с лат. означает возделывание, обработка, но уже римский мыслитель Цицерон этот термин использовал в переносном смысле применительно к человеку -«возделывание человеческой души» (воспитанность, образованность). Это

период античности (2 тыс. до н.э. - 4 век н.э.)

Эпоха средневековья (конец 5 века - 14 век)

В эту эпоху понятие культуры рассматривали как производное от слова «культ» (обожествление, почитание). Культура носила религиозный характер. Творческие способности человека реализовывались через любовь к богу.

Эпоха Ренессанса (Возрождение) 15 - 1-я половина 17 века в культуре
появляются светские тенденции(система светского образования, светские жанры в
живописи, этикет (1-я книга по этикету в Италии в 1557г.).

• - начало Эпоха Нового времени (сер. 17 - начало 20 вв.) - начало буржуазных
революций в Европе)

Появляются различные трактовки понятия культуры. Впервые в качестве самостоятельного понятия термин культура был использован немецким правоведом 17 в. - Пуфендорфом (как синоним общественного гражданского состояния). Концептуальные основы культуры были разработаны немецкими философами конца 18 в. -1 трети 19в. - Гердером, Кантом, Гегелем.

Под культурой они понимали прежде всего духовную сторону человеческой жизнедеятельности, ту сферу, которая выходит за пределы природы человека и традиции его социального существования. Творческий акт озарения они ставили превыше всего. Гердер рассмотрел культуру, как «второй генезис человека», то есть второе рождение человека..

Кант связывал культуру, прежде всего с нравственной стороной. «Только 2 вещи достойны удивления и благоговения - звёздное небо над нами и моральный закон в нас». Мораль делает человека человеком. Гегель явился автором теории «абсолютного духа».

Параллельно с позитивной оценкой культуры, формируется и негативный взгляд на культуру, где она рассматривается как средство закабаления человека (Ж.Ж.Руссо, Ф.Ницше, З.Фрейд). Они рассматривали человека как существо природное по своей сути, человек антикультурен.

Руссо видел в человеке создание идеально-прекрасное изначально. В обществе, благодаря культуре, в нём формируются негативные качества (жестокость, зависть). В основе взглядов Ницше и Фрейда лежит противоречие между природными задатками в самом человеке и существующими нормами коллективной морали. Подчиняясь им, человек вступает в противоречие с самим собой и становится слабым, закомплексованным. Ницше - автор теории сверхчеловека, где он выступает против морали коллективной за мораль индивидуальную. Сверхчеловек - это тот, кто смог подняться над коллективной моралью, следуя своей индивидуальной морали.

Фрейд вошёл в историю как автор теории личности, основанной на понятии «либидо». Смысл: в процессе жизнедеятельности у человека накапливается излишняя половая энергия (либидо), которую он может сублимировать (переносить, трансформировать на более высоком уровне) в различные сферы (политику, науку, искусство...). Фрейд обращался к жизни и творчеству людей выдающихся, в частности, титанов эпохи возрождения (Л. Да Винчи, Микеланджело, Рафаэль).


3. Структура и функции культуры.

Структурно делится

• П о субъекту - носителю (отдельный человек, коллектив, нация, народ, этнос,
человечество (на разных этапах).

Субкультура - это автономная культура определенной социальной группы со своими нормами и ценностями (молодежная субкультура). Аккультурация - это процесс вхождения индивида в общество, приобщение к культуре (эмиграция).

По видам - в основе лежат виды человеческой деятельности: материальная,
духовная, социальная.

Материальная культура - это сфера материально преобразующей деятельности человека и ее результаты:

- культура производства (техника, орудия, технологии)

- культура быта

- культура жилища

- культура человеческого тела (физическая культура)

- культура труда (труб экономиста)

Духовная культура - сфера духовная деятельности и ее результаты:

- культура правовая

- культура нравственная (этическая)

- научная

- педагогическая

- художественная

- эстетическая

Духовная культура - это соответствие уровня развития личности уровню развития общества (Джордано Бруно) Духовная культура формирует интеллектуальные качества личности

Социальная культура - отражает отношения, возникающие между людьми в обществе (на уровне государства, диктатуры, демократии).

• П о уровням

1. массовая - элитарная

Официальная - андеграунд

3. обыденная - специализированная

По характеру.

1. профессиональная культура - это совокупность знаний, умений и
навыков, требуемых для выполнения своих служебных обязанностей.

2. общая культура - соответствие уровня развития личности, общества
потребностям времени

• П о содержанию - выделяют три блока:

1. КОГНИТИВНЫИ - включает в себя ценности культуры как материальные,
так и опредмеченные духовные (на основе какой-либо находки мы делаем
выводы о всей эпохе)

2. праксеологический - включает в себя социальные институты,
занимающиеся созданием, сохранением и распространением культурных
ценностей

3. регулятивный - включает в себя социальные институты, регулирующие
взаимоотношения людей (отношения между людьми на Западе и Востоке
разные)

Можно взять временные параметры - прошлое, настоящее, будущее.

Функции культуры:

1. приспособленческая - помогает человеку приспособиться к окружающему миру
(родители больше приспосабливаются к детям или наоборот)

2. человекотворческая - способствует формировании того или иного типа личности
восточный тип - природность, религиозность, покорность

античный тип - стремление к красоте, гармонии

средневековый типрыцарство, доблесть, мужество, отвага


духовенство - человек пытается принести пользу

бюргерский тип - трудолюбие, усердие

ренессанский тип - нововременные тип - стремится к нововведениям

3. функция социальной памяти (информативная)

смысл - каждое поколение, вступая в жизнь, осваивает достижения предшествующих поколений (Евклид, Пифагор, Герадот, Платон, Аристотель)

4. гносеологическая (познавательная) - реализуется через научный поиск.

20 век принес миру 8527 научных открытий (выход в космос, информационные технологии, клонирование).

5. компенсаторская (защитная) - способствует выживаемости человека, реализации его
творческих возможностей (религия, наука, искусство).

Диана Гурцкая - слепая певица

6. аксиологическая (ценностная) - помогает человеку выбрать для себя те или иные
ценности в жизни

7. функция катарсиса (очищение) -

религия - исповедь, исповедуясь человек очищается искусство - музыка - слушая музыку снимается стресс живопись - человек очищается и оздоровляется

8. игровая функция - человек в процессе жизнедеятельности совмещает различные роли

9. семистическая (знаково-языковая)

Язык - средство фикбсации, хранения, переработки, трансляции культурной информации. Язык науки, молодежный, разговорный, сленг, язык живописи, искусства.

10. интегрирующая и дезинтегрирующая функции (объединяющая и разъединяющая) -
религия, политика.

11. Этическая

Культура формирует этические нормы (10 заповедей) - религия, искусство

12. Эстетическая - формирует представление о красоте (мифология, искусство)


4. Уровни культуры: классическая и современная, элитарная и массовая, официальная и андеграунда.

Массовая культура - это потребительская культура со своими нормами и ценностями.

Элитарная культура - это лучшее, отборное, избранное, в переводе с франц. -культура творческого, созидающего меньшинства населения (научная, правовая, имущественная элита).

Понятия элитарная и массовая культура рассматриваются как основные особенности исторического и культурного развития человечества, при помощи которых характеризуется «элита» и «массы», власть и подчинение.

Они противоречат друг другу:

Элитарная культура содержит базовые ценности, сведения об устройстве мироздания и человеческого общества, божественных нормах

Массовая культура -рекомендации по богоподчинению, богослужению и социальному ритуалу

Элитарная культура -социальное обновление, творчество и хранение и трансляция знаний

Массовая культура - репродукция, повтор усвоенных технологий, привычных стереотипов.

Они должны соприкасаться и элитарный импульс должен входить в массовую культуру, ее модифицировать и обогащать, а творческие импульсы массовой культуры должны обогащаться и выступать фундаментальными программами культурного обновления.

Официальная культура - это строгие нормы и правила, протоколы, уставы и т.д. Нормы и правила, обеспечивающие нравственно-эстетический характер отношений в воинский коллективах:

• Воинская субординация

• Сознательная дисциплина

• Взаимное уважение

• Уважение к старшим по званию, по возрасту

• Выдержка, спокойствие

Андеграунд - это не особо строгие правила компоненты культуры поведения человека

• Внутренне содержание (сущность) человека

• Внешнее выражение поведения

• Характер взаимосвязи и степень соответствия их между собой

Обыденная культура - например, кто-то лечится сам

Специализированная культура - например, кто-то лечит людей.


5. Типология культуры: основные подходы систематизации культуры.

Типология - учение о видовых различиях культуры, культурно-исторических типах. Единой общепринятой типологии культуры не существует, т. к. нет единого критерия, по которому принято сравнивать культуры, поэтому существуют различные концепции типологии культуры.

Основные подходы систематизации культуры:

Формационный ( Маркса-Энгельса)

Цивилизационный (типология выстаивается в зависимости от трактовки понятия
«цивилизация»

Религиозный - в основе доминирующий тип религиозного сознания (арабо-исламский,
русско-православный, индо-буддийский типы)


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1167; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.174 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь