Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема I. Культурология в системе гуманитарного знания
1. Культурология как наука и учебная дисциплина, ее объект и предмет изучения. Структура и состав современного культурологического знания. 2. Становление культурологии, ее место и роль в комплексе гуманитарных наук; междисциплинарные связи культурологии. 3. Методология и методы исследования культурных феноменов. 4. Культурологические аспекты медицины.
ЛИТЕРАТУРА
Арнольдов А.И. Культурология: наука познания человека и культуры. М., 1995. Белик А.А. Культурология. СПб., 1998. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994. Емельянов Ю.Н. Основы культуральной антропологии. СПб., 1994. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1997. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине. М., 1990. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991. Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы. СПб., 1996. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. Культурология. Ростов-на-Дону, 2001. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. В 2-х т. СПб., 1999. Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995. Малиновский К. Научная теория культуры. М., 1991. Мультановский М.П. История медицины. М., 1967. Пигалев А.И. Культурология. Волгоград, 1999. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М., 1997. Полищук В.И. Культурология. М., 1999. Силичев А.Д. Культурология. М., 1998. Соколов Э.В.Культурология. М., 1994. Становление культурологии как науки ХХ века. М., 1998. Уайт Л.А. Наука о культуре. // Антология исследований культуры. Т.I. Интерпретация культуры. СПб., 1997. Философия культуры. СПб., 1998. Философские и социально-гигиенические аспекты учения о здоровье и болезни. М., 1975. Чикин С.Я. Врачи — философы. М., 1990. Шибаева М.М. Введение в философию культуры (западноевропейская мысль о культуре). М., 1998. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ
Мифология и культура. Культура как способ бытия человека. Религия и культура: исторические формы взаимодействия. Искусство в системе культуры. Образование и культура: исторические традиции и современный опыт. Здоровье и культура личности и общества. Аксиологическме приоритеты медицины. Медицина и права человека в современной России.
Культурология — это комплексная наука, изучающая генезис, структуру, закономерности развития и функционирования культуры как особой формы бытия человека и общества. Объектом ее изучения является культура как системное целое и образующие ее элементы. Предметная область культурологической наукивключает в себя такие вопросы, как анализ самого понятия культуры, классификацию ее на основные виды и типы; исследование общих закономерностей культурно-исторического процесса, выявление особенностей культурно-исторических эпох; осмысление роли культуры в жизни человека, общества и многие другие. В комплекс культурологического знания входят следующие научные дисциплины. Теория культуры ставит своей целью изучение структуры, динамики, видов и типов культуры, закономерностей и механизмов ее функционирования и воспроизводства. Этот раздел культурологической науки представлен различными направлениями, школами и концепциями. История культуры дает знание об основных культурно-исторических типах и важнейших этапах в развитии мировой и национальных культур, изучает культурные события в их хронологии и описывает конкретные культурные явления. Тем самым образуется необходимая точка отсчета в исследовании феноменов современной культуры. Объектом анализа социальной культурологии или социологии культуры является функционирование культуры в социуме; традиции, нормы, обычаи, ценностные приоритеты людей, принадлежащих к определенным общественным группам, а также социальные институты культуры. В последнее время статус самостоятельной научной дисциплины стремится обрести психология культуры, изучающая реакции человека на культурные явления и объясняющая личностные черты и своеобразие поведения индивида, исходя из его принадлежности к определенному типу культуры. Однако и сама культура, и ее феномены, взаимодействующие между собой, требуют целостного понимания, для чего необходим философский подход к их осмыслению. В этом состоит задача философии культуры, которая, являясь методологией культурологического познания, выявляет сущность и специфику культуры, причины и механизмы ее возникновения, расцвета и кризиса, роль в сфере социальной и духовной практики и, на основе анализа культурных реалий прошлого и настоящего, пытается прогнозировать основные тенденции развития культуры в будущем. Некоторые авторы рассматривают философию культуры и культурологию как синонимы. Представляется, что ближе к истине те исследователи, которые их различают. В отличие от философии культуры, изучающей предельные основания бытия человека в культуре и его наиболее принципиальные отношения к ней, культурология описывает конкретные феномены культуры, ее формы, виды и типы. Тем не менее, эти дисциплины тесно взаимосвязаны, так как культурологическая проблематика в той или иной степени разрабатывалась на всем протяжении истории философской мысли, начиная еще с античности. Однако вплоть до конца XVIII столетия сам феномен культуры в его целостности не являлся предметом специального философского анализа и лишь в системе немецкого идеализма он получил ряд философских интерпретаций (в работах Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта, Ф.Й. Шеллинга и др.). В результате сформировалась особая сфера в поле философского знания — философия культуры. Автономность в области гуманитарных и философских исследований культурология получает только в ХХ веке, благодаря работам американского антрополога Л.А. Уайта «Наука о культуре», «Эволюция культуры». В них культурология предстает как особая сфера знания, исследующая культурные системы и происходящие в них эволюционные процессы. Если его коллеги и непосредственные предшественники Э. Тайлор, Л.Г. Морган и другие анализировали прежде всего локальные или архаичные культуры, то Л.А. Уайт завершил переход от культурфилософских и социально-этнографических исследований культуры к ее целостному, собственно культурологическому изучению. Что касается самого термина «культурология», то он был введен в научный обиход в начале ХХ века немецким химиком и философом В. Оствальдом, определившим этим понятием науку о «специфически человеческих способах деятельности». Как наука культурология делится на фундаментальную и прикладную. Первая анализирует наиболее общие, универсальные проблемы культуры, закономерности ее развития и функционирования. Ее задача — разработка категориального аппарата и методов исследования культурных феноменов. Вторая вырабатывает конкретные рекомендации для регулирования и управления культурными процессами в масштабах как всего государства, так и специальных (профильных) учреждений, организаций; нормы этикета, регулирующие межличностное общение людей в разных сферах их жизни. Культурология взаимодействует со многими другими науками. Культура как объект исследования привлекает к себе внимание представителей различных отраслей гуманитаристики — психологов, лингвистов, историков, искусствоведов, этнографов, археологов, антропологов и многих других специалистов. Все они рассматривают определенные области и аспекты культуры, ее отдельные формы (мораль, религию, искусство, политику, право, экономику, быт, праздник, ритуал и т.д.). Специалист же культуролог обращается к смежным исследованиям, чтобы от конкретного эмпирического материала перейти к теоретическому анализу внутренних закономерностей развития и функционирования культуры, определить ее роль в жизни общества и личности. Таким образом, специфика культурологии как научной дисциплины состоит в ее комплексном, интегративном характере. Кроме того, в культурологическом знании обязательно присутствуют национальный и региональный компоненты. В связи с этим особая роль отводится изучению отечественной культуры, ее ценностям и традициям, а также региональной культуре, ее формированию, развитию и современному состоянию; культурным памятникам не только столичных центров нашей страны, но и области, города, села, откуда родом или где учатся студенты. В нашем случае это город Курск и его округа — Курский край как особый культурно-исторический регион, представляющий традиции культуры российской провинции и ее взаимосвязи со столичными центрами Руси-России. Инструментарий культурологической науки составляют используемые ею формы и методы изучения культурных объектов и явлений. Методология, применяемая в социогуманитарном знании, имеет свою специфику, что обусловлено разницей «наук о природе» и «наук о культуре». Акцентируя качественное своеобразие стратегии исследования культурных феноменов, философы- неокантианцы В. Виндельбанд и Г. Риккерт отмечали, что «природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем». Противопоставляя методы «объяснения» методам «понимания», они представляли гуманитарное познание единственно возможным способом постижения уникальных культурно — исторических миров. А представители философии позитивизма считали, что к культурным феноменам можно применять естественнонаучные методы исследования. Взгляды на культуру, ее сущность, структуру и функции изменялись в истории философии и гуманитарной науки. Философы-просветители XVIII века представляли культуру в виде целостного образования, подчиняющегося в своей прогрессирующей эволюции единым закономерностям. Начиная с середины XIX столетия в культурфилософии складывается концепция культурного релятивизма, утверждающая равноправность и самобытность всех типов культур. В ХХ веке такие исследователи, как О. Шпенглер, А. Тойнби и многие другие вообще не считают возможным говорить о существовании единой мировой культуры и ее однонаправленной эволюции, отстаивая положение об уникальности и «закрытости» каждого культурно-исторического типа. Многие специалисты до сих пор разделяют в основном эту идею, но вместе с тем признают, что в развитии эквивалентных культур проявляются и некие общие закономерности (например, законы эволюции, согласно взглядам этнографов-классиков Э. Тайлора и Л.Г. Моргана). В культурологической науке предметом анализа может быть как культура в целом, так и ее разнообразные виды, типы, формы, конкретные явления. Их изучение ведется в синхронном или диахронном ракурсах. Синхронное исследование предполагает одновременность существования анализируемых культурных объектов, а диахронный подход основывается на их сравнении в разных временных периодах. В современной культурологии распространены также функциональный и динамический подходы. Функциональный анализ направлен на выявление связи между конкретным объектом культуры и обусловливающими его возникновение и функционирование целями, потребностями человека. Изучать культурные феномены в их генезисе, развитии и возможных изменениях позволяетдинамический подход. На сопоставлении различных культур основан сравнительно-историческийметод, который дает возможностьрассматривать культурную эволюцию человечества как единый процесс (образцом его применения может служить известное исследование Дж. Фрезера «Фольклор в Ветхом Завете» — как попытка выявления аналогий между библейскими сюжетами и мифами древности). Смысл и назначение каждого из элементов культуры помогает определить метод структурного функционализма, а выявлению связей между ними способствует системный подход. Кроме того, к изучению культурных феноменов, разных их аспектов применяются генетический, типологический, эвристический, психоаналитический и другие методы. Культурология как самостоятельная наука еще находится в стадии формирования. До сих пор ведутся дискуссии об ее дисциплинарном статусе, специфике, методах исследования; окончательно не разграничены со смежными дисциплинами ее предметные поля. Среди ученых и педагогов нет пока единого понимания относительно самого содержания культурологии. Так, в системе образования и академической науки большинства западных стран культура является предметом изучения целого комплекса наук: культурной и физической антропологии, семиотики, этнографии и др. В России же оформление культурологии в самостоятельную отрасль знания датируется 60-ми годами ХХ века, причем долгое время вместо термина «культурология» использовалось словосочетание «история и теория культуры». Задача культурологии сегодня — создать единую науку и учебную дисциплину о культуре, основываясь на данных, предоставляемых смежными областями научного знания и преподавания. Культурологические аспекты медицины. Медицина — одно из примечательнейших явлений культуры от древности до наших дней. Пройдя путь от сугубо прикладного ремесла — знахарства и шаманства до развитой научно-технологической отрасли, она стала неотъемлемым компонентом комплекса современного знания; превратилась в мощную ветвь бизнеса; приобрела сравнимые только с компьютерными технологиями культуртрегерские функции; оказывает мощное влияние на политику и всю общественную жизнь посредством экологически ориентированных организаций. Естественно, медицинское знание привлекает особое внимание культурологов. Всеобъемлющая философская теория медицины (категории нормы и патологии, болезни и здоровья, т.п.) продолжается и конкретизируется культурологическим исследованием взаимодействия врачей, вообще медиков и пациентов; процессов заболеваемости и здравоохранения в тех или иных социокультурных условиях. Основу культурологического анализа медицины и здравоохранения составляет их рассмотрение в качестве неотъемлемой части той или иной культуры, отражающей установки всего остального культурного комплекса. Данными установками, применительно к медицине, будут прежде всего представления о том, что есть человеческое тело и на каких принципах основано его функционирование; каковы причины болезни, методы лечения и следовательно, возможности и перспективы соответствующей отрасли медицинского знания. Возможно указать на несколько медицинских традиций в границах единого комплекса человеческого знания о человеке, его здоровье и болезнях, путях их врачевания и профилактики. Китайская медицина представляла тело человека как поток энергии, перемещающейся по специальным каналам, не имеющим точных анатомических соответствий. С современных позиций этот подход может быть охарактеризован как функциональный; «каналы», «меридианы», гипотетические органы (тройной обогреватель, перикард) есть только мифологически олицетворенные, фантазийно опредмеченные связи органов и систем. Основная задача такой медицины — обеспечить достаточное количество энергии (Ци) и ее равномерное, незатрудненное течение по всем каналам. Соответственно чему подбираются методы более или менее паллиативного лечения — иглоукалывание, прижигание, точечный массаж, лекарственные травы в разных комбинациях. За китайской медициной закрепилось поэтому такое обозначение, как «организмический натурализм». Данный термин обозначает нерасчлененную целостность тела и духа, а также состояний организма и природы, при этом основной акцент делается на поддержании нормального функционирования всего организма. Древнеиндийская классическая философия исходила из принципиального единства мира. В соответствии с этим медицина, представлявшая нижнюю ступень религиозной практики, рассматривала тело как способное воспринимать (и в норме воспринимающее) вибрации Вселенной. Позы хатха-йоги представляют собой моделирование отдельных состояний космоса, направленные на их гармонизацию. Являясь органической частью древнеиндийской культуры, медицинская наука, сосредоточенная в Аюрведе, опира-ется на религиозно-философское понятие кармы. Это своего рода закон су-дьбы, определяющий постоянный переход души из одного тела в другое. Сюда же примыкает понятие мокши — освобождение души и тела от перерождений. Здоровье является отражением хорошей кармы прошлой жизни, достойного поведения в нынешней; болезнь же есть следствие неправильного образа жизни в предыдущих перерождениях. Основной же принцип лечения — достижение полного контроля над умом — манасом. Мотив ментальной регуляции жизнедеятельности организма являлся у индусов преобладающим; он был заимствован европейцами в усеченном виде и преобразован в аутогенную тренировку. Европейская медицинская традиция Нового времени начинается с пристального изучения анатомии и физиологии человеческого тела, экспериментального поиска все лучших и лучших способов сохранения здоровья и исцеления болезней. В настоящее время этот — наукоемкий, технологический, рационализированный вариант медицины аккумулирует свои основные достижения в хирургии и трансплантологии, генной инженерии и нейробиологии. Использование достижений фундаментального естествознания, высоких технологий и демократической системы общественно-политической жизни позволили европейской медицине достичь выдающихся успехов в продлении и повышении качества жизни, облегчении и исцелении различных недугов. Вместе с тем, общие издержки научно-технического прогресса — обезличивание отношений между людьми, колоссальные нагрузки на их психику и весь организм, новые — техногенные их деформации — особенно болезненно сказались на области медицины и здравоохранения. Европейская медицина — это единственная в мире полностью анатомическая традиция. Классическая медицина Китая обращалась к органам как функциональным проявлениям организма: так, например, легкие — система дыхания в целом, включая газообмен через кожу, а печень — система объема веществ и все ступени его регуляции. Древнеиндийская же Аюрведа использовала для описания анатомии модель кундалини, в которой органы носят условный характер. Схема кундалини указывает путь реинтеграции, слияния человека с Абсолютом. Как видно, все восточные медицинские взгляды и практики имеют по преимуществу мистическую, идеалистическую направленность. Они опираются на вымышленные философами и священнослужителями сущности и начала макро-и микрокосма, апеллируют к слепой вере в эти отвлеченные выводы целителей и пациентов. Подобный уклон медицинской теории и практики связан, по-видимому с тем, что на Востоке в силу ряда социально-исторических и естественно-географических причин не сложилось науки европейского типа — рациональной, экспериментально-опытной, технологизируемой. Только европейцы сделали реальную анатомию, вообще объективный подход к структуре и функциям организма центром своей медицинской доктрины. Человеческое тело представляется здесь как своего рода сложная машина, работающая во многом независимо от психики — души. Душа в ее различных проявлениях становится объектом самостоятельных исследования у философов (начиная с Аристотеля), психологов, врачей-психотерапевтов. Сравнительно поздно, в Новое и особенно в Новейшее время европейская наука и медицина предпринимают попытки комплексных — психосоматических разработок. Особой популярностью в теории и на практике пользовались такие модели западной психосоматики, как психоанализ (фрейдизм) и последующие версии глубинной психологии; рефлексология И.П. Павлова и В.М.Бехтерева; аутотренинг и сравнительно массовое «промывание мозгов» по специальным методикам (в политике, спорте, военном деле, искусстве и т.д.). Европейский подход к знанию вообще и медицинскому в частности привел, с одной стороны, к взлету научной мысли и технического творчества; выработке объективных методов диагностики, не связанных с культурной средой, замене мистической медицины на технологическую. Это дало возможность поставить медицинскую помощь на своего рода конвейер — предоставить ее всем нуждающимся, а подготовку медиков — на поток, скачкообразно увеличив их численность (в пропорции на душу населения); а главное, — постоянно поднимать качество лечения (продлевая средний срок жизни в социуме, повышая качестве биологической жизни внутри этого срока, облегчая страдания при летальных и хронических заболеваниях, искореняя многие эпидемические болезни). С другой стороны, в рамках европейской традиции наукоемкой и технологизированной медицины появилась опасность недооценки организма как естественной целостности (бесконечная специализация отраслей врачевания, действия лекарственных препаратов); акцент на внешнее вмешательство в противовес саморегуляции организма (европейская хирургия и фармакология); преобладающее внимание к соматическим компонентам здоровья и болезни в противовес психическим; снятие ответственности за состояние здоровья и исцеление от болезни с пациента и перенос ее практически целиком на врача. Перемены, происходящие в современной культуре и Востока, и Запада, не могли не затронуть медицину. Переход от общества всеобщей стандартизации к постмодернистскому смешению стилей мысли и жизни вызвал перераспределение «медицинского авторитета» в обществе. Пациенты, имеющие доступ к современным базам данных, становятся не менее информированными, чем врачи. В этом праве их все больше поддерживает новейшее законодательство развитых индустриальных стран. Происходит трансформация врачебного сообщества из касты полубогов в сообщество консультантов и помощников граждан-налогоплательщиков. Качественно новый этап в развитии медицинских и биологических технологий привлек внимание общественности к этическим проблемам медицинского знания, порождая новую отрасль знания — биомедицинскую этику. А сомнение в универсальности научных стандартов, неминуемые издержки научно-технического прогресса поощряют старое, как мир, явление — соседство официальной, научной медицины со знахарскими и шаманскими практиками врачевания и предсказания, а также архаичными системами регуляции организма восточного или паранаучного происхождения. Подобное двоеверие сопровождает медицину с древнейших времен до наших дней. Если от тяжелых болезней не помогали официальные боги того или иного племени, вождества или царства, больные тайком возносили молитвы и приносили жертвоприношения старым или запретным идолам. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 566; Нарушение авторского права страницы