Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Многообразие типологий культур.
Основания типологии культур могут быть самыми различными, среди них: особенности религии, образ жизни людей, национальные особенности, географические факторы и т.д. Первая типология разделение на материальную и духовную культуру. Эта типология не удовлетворяет пребыванием современной науки, по той причине, что границы материального и духовного очень зыбки. Вторая типология – основанием этой типологии является преобладающий тип социальной солидарности (это набор определённых исторических методов и приёмов упорядочивания мира, которые затрагивают ценности, тип религиозности и т.д.) 5 видов культуры: 1) Кровнородственный тип культуры (главным механизмом выступает семья). 2) этнонациональный тип культуры (преобладает тип солидарности – социальный опыт совместного проживания коллективов, общественных и социальных групп). 3) Конфессиональный (для этого типа чаще всего важна не вера в бога, а возможность решения проблемы смерти человека). 4) Профессиональный тип культуры (появляется в эпоху неолита). Складывается благодаря 2-м особенностям: жизни человека, эволюции самого человека. 5) Социально-сословный тип культуры – складывается в условиях социального расслоения общества. -культура сельских производителей - городских жителей - элитарная культура - маргинальная культура Третья типология – все человеческие культуры разделяют на объединённые и специализированные. Основание разделения – образ жизни людей. Для обыденной культуры характерно её повседневное проявление. Для специализированной – выполнение обязательных социальных ролей человека. Выделяются следующие типы культур: 1) Культура социальной организации и регуляции: (1) Хозяйственная культура (на обыденном уровне она проявляется в приусадебном хозяйстве, на специализированном в экономических финансовых отношениях). (2) Правовая культура (на обыденном уровне – мораль, общественные нравы, на спец. уровне – законы, нормативные акты, постановления, распоряжения и т.д.). (3) Политическая культура (на обыденном уровне – межличностное общение людей, на спец. уровне – идеология и гос. политика). 2) Культура познания и рефлексии мира и человека. (1) Философская культура (на обыд. уровне – некая мудрости человека, на спец. уровне – систематические знания о мире). (2) Научная культура (на обыд. уровне – это рациональные знания человека о действительности, а на спец. – формирование профессиональной научной деятельности). (3) Религиозная культура (на обыд. уровне – мистика и магия, на спец. – религиозные учения). (4) Художественная культура (на обыд. уровне – досуг, на спец. – искусство, как процесс деятельности человека). 3) Культура соц. коммуникаций, а так же накопления, хранения и передачи информации. (1) Культура межличностных контактов. (2) Культура массовой информации (на обыд. – слухи, сплетни. На спец. – реклама, общественные связи и т.д.) (3) Информационно –(--------------) культура (на обыд. уровне – предания, верования людей, на спец. - библиотеки, музей и т.д.). (4) Культура межпоколенной трансляции социального опыта (на обыд. уровне возможно только через систему образования.) Четвёртая типология. Могут выделяться цивилизационные типы культур, выделяют хозяйственно-куьтурные типы.
Культура и личность. Современная проблема маргинализации культуры. Личность для культуры имеет значение, потому что является носителем ценностей и норм, но и потому что личность индивидуализирует культуру. Степень индивидуализации имеется в каждой культуре. Это позволяет говорить о типичной личности в культуре (это идеальный образ носителя культуры, который в своей деятельности и жизни отражает доминирование в социуме тех или иных ценностей и норм). Личностное начало в культуре формируется потому что человек способен индивидуализировать своё поведение, он получает возможность выбирать какие-либо образы поведения. Личностное начало детерминируется не только соц. процессами, но и свободой выбора в поведении, в принятии решений, в ценностных ориентациях. Существует положение о том, что личностное начало формируется в рамках господствующей культуры. Культурология обращает внимание на личностное начало с 2-х позиций: субъективной и объективной. Культурология обращает внимание на внутренний мир человека. И материальная действительность имеет незначительное влияние на формирование духовного мира. Объективные планы присутствуют на уровне сложнейших механизмов социализации и инкультурации. Каждая национальная культура формирует свой тип носителя культуры, в котором преломляются только ему присущие ценности и идеалы. Социокультурные факторы, влияющие на личностное начало в культуре: 1) Фактор соц. ролей. Все соц. роли, которые выполняет личность, делятся по профессиональному критерию, семейному, возрастному, классовому критерию. 2) Определённая ценностная ориентация задаёт тип носителя культуры. Определяет степень свободы человека в обществе. Становление личности в истории культуры требует 2 обстоятельства: 1. Самоценность человеческого «я», это, которое определяется ценностными ориентациями и непротиворечивостью доминирующим ценностям и нормам общества. 2. В каждом обществе существуют значительные ограничения для развития свободы личности (культ. нормы и т.д.). Современная проблема маргинализации культуры. Маргинализация, как явление соц. жизни связано с разрывом индивидуальной жизни человека с устойчивыми соц. связями соц. жизни. Маргинализация рассматривается в культурологии, как следствие миграции населения и др. процессов, в результате которых люди осваивают новую культурную среду (обмен студентами). Современный человек невосприимчив к ценностям чужой культуры. Положительные моменты: новые условия жизни, подставляют новые возможности для самореализации. «Переходная личность» - человек, который находится на перепутье своей и чужой культуры. Это и психическое состояние человека. Задача маргиналов – обогащение чужой культуры своими ценностями. Культура в жизни общества. Культура и общество, походя 5 стадий эволюции обществ (первобытную, архаичную, доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную), стремились к тому, чтобы их жизненные пространства пересекались. Социокультурная регуляция – понимается весь многократный опыт взаимодействия разных обществ, институтов друг с другом в пространстве культур. Социокультурная регуляция – процесс установления и поддержания определённой упорядоченности во взаимодействии людей, для удовлетворения их интересов. 1) В первобытную эпоху преобладали в основном социокультурные регуляторы в виде обычаев, традиций, ритуалов, которые приписывались кровнородственным и соседским отношениям. В эту эпоху появляется миф. 2) Доиндустриальная – ритуальный тип социокультурной регуляции продолжает сохраняться, но чаще в сельских общинах. В городах др. принцип построения идеологии. Эта эпоха способствует размежеванию общества и культуры по принципу советских и религиозных отношений. Мощный социальный консолидатор способствует объединению людей. Развивается армия, суд, образование => светские институты, которые становятся независимыми. В городской среде зарождаются специфические отрасли культуры: философия, мудрость, наука. 3) Индустриальная. Увеличивается масштаб социокультурной регуляции. Теперь она направлена на создание экономических отношений и связей. В 20 веке развивается промышленная культура. Происходит усиление позиций массовой культуры. Нивелирование человека – изменение его соц. ипостаси. 4) Постиндустриальная. Обострила те процессы, которые были обозначены предыдущей эпохой. Развивается массовая культура, создаются новые соц. нормы и ценности. Они способствуют тому, что изменяется соц. устройства и соц. отношения. Консолидация общества – это не просто механическое объединение людей по какому-то принципу, а передача соц. опыта из поколения в поколение. Культура способна развиваться только в консолидированном обществе. Существуют определённые признаки консолидации общества: -разговорный и письменный язык. -политическая атрибутика -соблюдение этикета - особый тип идеологических убеждений социальной группы - особенности публичного поведения - культурная локализация (выделенность определённого типа культуры, которая способствует закреплению нац. самобытности и сохранению культурного наследия для потомков). Самоидентификация – соотнесение члена общества, с тем обществом, в котором он вырос. Социокультурная организация – объединение людей на основе стабильных, длительных отношений, учитывает коллективные интересы и потребности, но не учитывает личностного фактора. Возникает на основе нравственных учений, верований и даже фольклора. Социокультурная организация формируется на основе 3-х типов ценностей: 1) социокультурная организация в основе которой лежат нематериальные ценности (память о прошлом). 2) Актуальные ценности (образовательные объединения в группы). 3) Прогностические ценности (ценности будущего). Социокультурная деструкция – закономерна, независима от внешних факторов. - является приобретённым феноменом, готовится к каким-либо событиям, явлениям. Этот тип является на много сложнее, для развития и культуры. - это не обязательно разрушение общества, это процесс заметных смещений в сторону кризиса и упадка. Причины её появления: 1) изменение климата, природных условий 2) соц. кризисы (революция, войны). Последствия: 1) Фактический распад социума 2) Постепенное восстановление прежних социальных систем 3) Формирование новой соц. системы. Сущностью, главным содержанием и назначением сферы культуры является процесс общественного воспроизводства и развития самого человека как субъекта разносторонней социальной деятельности и общественных отношений. Культура, взятая, как необходимый элемент общественного воспроизводства развивается в единстве с воспроизводственным процессом в целом во всей его исторической конкретности. Культура — способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни. Предначертанные культуре задачи - связывать людей в единое целое. Мыслители считают её самой древней и общей для человека и животного мира функцией. Внутренние социальные связи и независимость общества, связывающая входящих в него индивидов, является каркасом культуры ее основой и защитой от внешнего влияния. Без общества как единого целого культура не могла бы развиваться, так как с его помощью закрепляются единообразные культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем. В то же время каждое единичное общество может включать в себя разные культуры, в значительной степени отличающиеся друг от друга (например, наличие в обществе двух или более языков или нескольких религиозных верований). Таким образом, следует сделать вывод о том, что, с одной стороны, культура каждого отдельного общества не обязательно должна разделяться всеми его членами, а с другой - некоторые ее культурные образцы простираются за границы общества и могут быть приняты в нескольких обществах.
??. Культура и глобальные, национальные и региональные проблемы современности. К проблемам, решаемым в рамках культурологии, можно отнести следующие: определение места культуры в системе бытия; выявление отношений культуры к природе, обществу и человеку; исследование многомерного строения культуры, обусловленного ее функциями в жизни и развитии человечества; проявление сущности культуры в ее существовании, описание культурных феноменов; утверждение неповторимости и уникальности культурных миров; взаимоотношения культуры и цивилизации и т.д. Процесс общей дезинтеграции духа. Социальный человек вынужден в своей практической деятельности включаться в дезинтеграционный процесс, поскольку его функционирование в этом процессе стало непременным условием его общественного статуса. Дифференциация знания породила дифференциацию практики: разделение труда превратило целостного человека в специалиста, замкнутого на профессиональной интенции. Все более и более мелкое дробление духа, направленное на его “изучение”, привело к рождению общества профессионалов узкой специализации. В свою очередь, искусственное сужение духовных потенций личности сказалось не только на утере мировоззренческих ориентиров, но и на вынужденной замкнутости индивида. В итоге, жизнь стала восприниматься человеком вне ее целостности; а понятие человека сузилось до понятия специалиста. Другой важной проблемой, возникающей во взаимоотношениях человека и культуры, является то, что современный человек не ощущает себя творцом культуры, не видит своей роли в процессах культуротворчества. Культура не возникает сама по себе, ее создает человек. Конечно, процессы, производимые группой людей заметнее, но и группа - ничто без деятельности конкретного человека. Культуротворчество восстанавливает и развивает человеческий дух, который отрицается современной цивилизацией. Поэтому культуротворчество происходит в постоянной борьбе с цивилизационными процессами, стремящимися приручить человека, сделать его слепой игрушкой в руках тех сил, чья сущность не связана с целями, задачами и смыслами человеческой жизни. В конце XIX и в ХХ веке перед человеческой мыслью встал ряд принципиально новых проблем, связанных с глобальными кризисами современности, с переосмыслением места и назначения человека в историческом процессе. Человек во имя своего благополучия создает цивилизацию, но она-то и представляет для него наибольшую угрозу. Наука развивается небывалыми темпами, информационный поток становится все стремительнее, человек внедряется в микромир; но стал ли он ближе к пониманию сути вещей, бытия, чем тысячу лет назад? Человечество осваивает космос, но теряет единство с ним. Человек стремится к познанию, но теряет способность к пониманию. Человечество совершенствуется, но становится бесчеловечным. Средства массовой информации порождают духовный голод. А невиданное стимулирование роста культуры оборачивается крушением и упадком нравов, идеалов, вкуса. Центральным вопросом, определяющим развитие современной культуры является проблема будущего. Именно эта забота привела к появлению в 1968 году объединения, получившего название Римский клуб, в состав которого вошли ведущие ученые разных областей знания, в том числе и футурологи (исследователи будущего). Большинство развитых стран, считающих себя постиндустриальными, переходят на энергосберегающие технологии, законодательно закрепленным становится требование экологической чистоты пищевой и промышленной продукции, развивается безотходное производство и т.д. Однако, это касается в первую очередь промышленно развитых государств. Другие же, стоящие на менее высоком уровне развития, не в состоянии поддерживать новые веяния. И зачастую такие страны или регионы свалкой тех отходов, которые развитые государства не могут утилизовать в силу своего нового статуса - постиндустриального общества. Для конца ХХ века характерна постоянная, но безуспешная реставрация мировоззренческих систем прошлого. Возникают многочисленные социологические и политологические доктрины, претендующие на создание универсальной системы ценностей будущего. Однако, в силу своей отраслевой ограниченности, лишенные метода фундаментальных наук, они оказываются ущербными и потому абсолютно бесплодными в мировоззренческом плане. Мировоззрение человечества конца ХХ столетия оказалось в тупике. Но это не означает завершения исторического и культурного процесса. В целом, подводя итог культуре Нового времени, надо признать, что мы живем в ее завершающей стадии. И все современные проблемы, кризис культуры, упадок духовности, преобладание цивилизационных моментов над собственно культурными почти точно укладываются в концепцию О. Шпенглера. Культура Нового времени умирает. Многие ученые пытаются создать оптимистические прогнозы на будущее, но в формах и смыслах современной культуры эти идеи утопичны. Значительная часть проблем современного человека заключается в том, чтобы приспособиться самому и приспособить социальное устройство общества к быстро меняющейся культуре. Проблемы России, связанные с переменным, трансформационным характером современности. В стране идёт трансформация всех сфер жизни общества. А, следовательно, наблюдается общая тенденция децентрализации культуры, которая усиливается административно-территориальным делением. Это значит, что « каждый субъект федерации должен самостоятельно вырабатывать стратегию и тактику своего развития». (Стр. 216) Я думаю, это значит, что в каждом отдельном регионе должны быть люди готовые принять на себя роль духовной элиты. (Григорьев). Иноземцев предлагает подойти к анализу кризисов с точки зрения взаимодействия общественного производства. Автор пытается доказать, что на протяжении всей истории индустриального общества кризисы в основном касались пропорциональности обмена между подразделениями общественного производства. Иноземцев выделяет три основных сектора общественного производства: добывающие отрасли и сельское хозяйство; обрабатывающая промышленность; сфера услуг. И говорит о том, что изменения, делающие ранее значимый сектор малозаметным, оказывают серьёзное влияние на эволюцию современного хозяйства, и, исходя из этого, могут быть названными системными кризисами. Козлова затронула одну из главных проблем современности – переоценку ценностей. И пока у молодёжи нет готовой социальной картины мира или хотя бы государственной идеологии, всё общество должно заботиться о сохранении простых духовных ценностях, чтобы через поколения не произошла их катастрофическая деформация. В изучении культуры также необходимо учитывать ряд факторов современного мира — ускоренное развитие техники, транспорта и связи, угроза разрушения окружающей среды и истощения природных ресурсов, возрастающая взаимозависимость и взаимосвязанность всех стран и др. Все эти факторы приводят к тому, что собственно культурное сотрудничество превращается в фундаментальную необходимость выживания человечества.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 2116; Нарушение авторского права страницы