Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эволюция понятия «культура». Разнообразие определений «культуры».



Эволюция понятия «культура». Разнообразие определений «культуры».

Этимология термина «культура» восходит к латинскому cultura – обработка, возделывание. Возникнув в эпоху земледелия слово культура зафиксировало меру участия человека в облагораживании природы. Долгое время данное понятие употреблялось для определения влияния человека на природу, для выявления тех результатов, которых достигал человек в овладении её силами.

В конце XVII века нем. учёный Пуффендорф (1684г.) охарактеризовал культуру как содеянное человеком без учёта в нём и окружающей среде природного. Важной вехой в становлении понятия стали идеи немецкого просветителя Иоганна Готфрида Гердера. В его трактовке – культура это то, что сплачивает людей, выступает стимулом развития.

Другой немецкий мыслитель Вильгельм фон Гумбольдт подчёркивал, что культура есть господство человека над природой, осуществляемое с помощью науки и ремесла. Нем. философ Иммануил Кант связывал содержание культуры с совершенством разума. Другой нем. мыслитель Иоганн Готлиб Фихте связывал культуру с духовными характеристиками: для него культура – это независимость и свобода духа.

20. Диалектика дионисийского и аполлнического начал культуры Ницше.Ницше

его типология касается прежде всего художественной культуры. свою типологическую модель культуры он строит прежде всего на художественном творчестве. Основополагающий типологический критерий своей модели Ф. Ницше видит в способе восприятия, освоения мира, точнее - в природе мировосприятия. Ницше считает, что в основе мировосприятия и творчества лежат два “начала”: аполлоническое и дионисийское, которым соответствует наличие в человеке двух различных естественно-природных оснований: мужского - олицетворением которого в греческой мифологии был бы Аполлон и женского, олицетворением которого являлся бы Дионис. Ф. Ницше усматривал идеал в равновесии, культуре нужны оба начала: во-первых, художественные шедевры возможны тогда, когда оба начала уравновешены. А во-вторых, именно с двойственностью начал в каждой культуре (при доминанте одного из них) и соответственно с двойственностью типов культур связано, по мнению Ницше, поступательное движение мировой культуры “...

10. Направления культурологич. исследований XX века:

– общественно историческая школа (О. Шпенглер, А. Тойнби): Она имеет наиболее давние, «классические» традиции и группирует вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных.

– Натуралистическая школа. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснять культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека.

– Социологическая школа. Она объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры не в истории и самопроизвольном, «божественном» развитии человеческого духа.

– Символическая школа. Это самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ, сложившаяся в результате мощного развития средств массовой информации. Символическая школа, нередко претендующая на монополизацию культурологии как своей «вотчины», объединяет, прежде всего, лингвистов, специалистов по семиотике, некоторых искусствоведов и специалистов по информатике

– Антропологическая школа: Антропологическая школа в культурологии, сложилась в Великобритании в 1860-е гг. объясняла сходство материальной и духовной культуры, в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях.

Типологическая модель культуры Шпенглера.

Выстраивая свою типологию культуры О. Шпенглер, так же как и Н.Я. Данилевский, дает отрицательный ответ на вопрос, есть ли единая общечеловеческая культура. Но в отличие от Н.Я. Данилевского, О. Шпенглер строит свой ответ на признании изолированности всех культур и сходстве лишь логике их изменения, по которой каждая индивидуальная культура неожиданно рождается, расцветает и умирает, не оставляя после себя ничего. Жизненный цикл культур по Шпенглеру – это жизненный цикл любого живого организма. Смерть каждой культуры и изолированность от других культур не могут обеспечивать единства культурной и в целом исторической жизни человечества. Суть культуры – это стремление коллективной души народа к самовыражению.

Феномен «массовой культуры».

Эта проблема затрагивает сегодня не только взаимосвязь искусства с экономикой, но и саму проблему художественности. В каждом доме, благодаря телевидению, видео, радио, могут увидеть шедевры лучших музеев мира, посмотреть кинофильмы и театральные постановки величайших режиссеров современности. Однако массовое производство и репродуцирование произведений искусства оборачивается появлением стандарта не только в материальной, но и духовной сфере, а это, в свою очередь, приводит к выработке усредненного вкуса. Можете ли вы отличить в том потоке музыке, который обрушивается на вас ежедневно, художественное от нехудожественного, искусство от псевдо-искусства, эрзац-культуры? Стандартизация вкусов способствует усреднению уровня художественных произведений. Достаточно часто не талант создает имидж той или иной звезды, а наличие хорошего продюсера, рекламы. Искусство начинает подчиняться законам рынка, где создание художественных произведений зависит от спроса и предложения. Идет острая конкурентная борьба за зрителя, и не случайно мы говорим о целой системе шоу-бизнеса. Единицы ходят в музеи, на концерты классической музыки, а на щоу-пред­ставления рок-музыкантов - десятки тысяч. В массовой культуре доминируют чувственная экспрессия, получение удовольствия.

21. Типология социокультурных суперсистем П.Сорокина. Сорокин

П. Сорокин исходил из понимания культуры, включающего в себя не только художественную культуру, но и другие культурные сферы жизнедеятельности.

Основополагающим критерием, положенным в основу типологии культуры у П. Сорокина, является специфика способа восприятия и освоения мира. Он выделяет два типа культуры с наиболее четкой поляризацией и доминированием способов мировосприятия: идеациональный и чувственный.

Идеациональный тип культуры, в котором обнаруживается господство рационального способа восприятия, а чувственный - господство чувственности. Кроме того П. Сорокин различает еще два промежуточных (переходных, “не чистых”) типа культуры:

а) смешано-гармоничный, его он называет идеалистический, примером которого может служить культура Золотого века Древней Греции или европейский Ренессанс; б) смешанный, негармоничный - эклектический тип культуры, примером которого может служить культура первого века нашей эры (христианство и язычество).

Оценивая кризис современной культуры, П. Сорокин выход из него связывает с формированием и универсализацией новых ценностей.

 

Концепция культурно-исторических типов Данилевского.

Данилевский

Н.Я. Данилевский Им была создана концепция локальных «культурно-исторических типов», которые в своем развитии проходят стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Однако выдающейся заслугой Н.Я. Данилевского является то, что осуществляя типологизацию культур, он одним из первых в культурологии подошел к классификации культур с позиции деятельностной природы культуры.

Всего основополагающих видов деятельности в ее исторической дифференциации Н.Я. Данилевский насчитывает четыре.

1. - деятельность религиозную, объемлющую собой отношение к Богу (на современном научном языке - религиозно-мировоззренческую деятельность). По его мнению, она лежит в основе и нравственной и всякой другой деятельности.

2. - собственно-культурная деятельность, объемлющая отношения человека к внешнему миру и реализуемая в теоретико-научной, эстетическо-художественной и технико-промышленной формах. В этих формообразованиях собственно культурной деятельности у Данилевского заложена и легко просматривается по сути структура культуры.

3. - политическая деятельность (деятельность “вокруг” власти, по поводу власти), включая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику.

4. - деятельность экономическая, в процессе которой создаются определенные экономические отношения и системы.

 

Эволюция понятия «культура». Разнообразие определений «культуры».

Этимология термина «культура» восходит к латинскому cultura – обработка, возделывание. Возникнув в эпоху земледелия слово культура зафиксировало меру участия человека в облагораживании природы. Долгое время данное понятие употреблялось для определения влияния человека на природу, для выявления тех результатов, которых достигал человек в овладении её силами.

В конце XVII века нем. учёный Пуффендорф (1684г.) охарактеризовал культуру как содеянное человеком без учёта в нём и окружающей среде природного. Важной вехой в становлении понятия стали идеи немецкого просветителя Иоганна Готфрида Гердера. В его трактовке – культура это то, что сплачивает людей, выступает стимулом развития.

Другой немецкий мыслитель Вильгельм фон Гумбольдт подчёркивал, что культура есть господство человека над природой, осуществляемое с помощью науки и ремесла. Нем. философ Иммануил Кант связывал содержание культуры с совершенством разума. Другой нем. мыслитель Иоганн Готлиб Фихте связывал культуру с духовными характеристиками: для него культура – это независимость и свобода духа.

20. Диалектика дионисийского и аполлнического начал культуры Ницше.Ницше

его типология касается прежде всего художественной культуры. свою типологическую модель культуры он строит прежде всего на художественном творчестве. Основополагающий типологический критерий своей модели Ф. Ницше видит в способе восприятия, освоения мира, точнее - в природе мировосприятия. Ницше считает, что в основе мировосприятия и творчества лежат два “начала”: аполлоническое и дионисийское, которым соответствует наличие в человеке двух различных естественно-природных оснований: мужского - олицетворением которого в греческой мифологии был бы Аполлон и женского, олицетворением которого являлся бы Дионис. Ф. Ницше усматривал идеал в равновесии, культуре нужны оба начала: во-первых, художественные шедевры возможны тогда, когда оба начала уравновешены. А во-вторых, именно с двойственностью начал в каждой культуре (при доминанте одного из них) и соответственно с двойственностью типов культур связано, по мнению Ницше, поступательное движение мировой культуры “...

10. Направления культурологич. исследований XX века:

– общественно историческая школа (О. Шпенглер, А. Тойнби): Она имеет наиболее давние, «классические» традиции и группирует вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных.

– Натуралистическая школа. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснять культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека.

– Социологическая школа. Она объединяет тех ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры не в истории и самопроизвольном, «божественном» развитии человеческого духа.

– Символическая школа. Это самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ, сложившаяся в результате мощного развития средств массовой информации. Символическая школа, нередко претендующая на монополизацию культурологии как своей «вотчины», объединяет, прежде всего, лингвистов, специалистов по семиотике, некоторых искусствоведов и специалистов по информатике

– Антропологическая школа: Антропологическая школа в культурологии, сложилась в Великобритании в 1860-е гг. объясняла сходство материальной и духовной культуры, в том числе фольклора народов, не находящихся между собой в этническом родстве или экономических, политических и культурных связях.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь