Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел 2. Искусство местных художественных центров сер.XII – 1 трети XV вв.



Тема 3. Искусство Новгорода и Пскова сер.XII - сер.XV вв.

Сосуществование двух разнонаправленных процессов, влиявших на развитие художественной культуры Руси в посл. трети XI – н. XIII вв.: центробежные тенденции в политической жизни Руси и роль митрополии в Киеве как центра духовного притяжения русских княжеств. Миграции строительных артелей и артелей живописцев, сходные тенденции в эволюции искусства разных земель.

Искусство Новгорода как наиболее яркий пример формирования местной художественной традиции в вечевой посаднической республике. Роль частной инициативы в строительстве церквей и монастырей: компактность храмов и лаконизм их форм во 2 пол.XII в.; градоформирующая функция церковных зданий рубежа XII-XIII вв. Влияние богослужебного чина на строй искусства XII в.; преломление этого процесса в программах росписей Пскова и Новгорода сер.- конца XII в. (Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря; Спас на Нередице).

Эпоха татаро-монгольского нашествия. Период смены традиций; формирование новых социальных условий, способствовавших кристаллизации особенностей местной традиции во всех видах художественной деятельности. XIV-XV вв. – расцвет новгородской государственности. Сложение “классического типа” новгородского храма в зодчестве к.XIII - XIV вв. Характер западных влияний. «Фольклоризация» художественного образа в иконописи 2 пол. XIII в.; сосуществование «фольклорного» и «аристократического» направлений с преобладанием первого в иконописи XIV - н. XV вв. Отражение передовых течений византийского и южнославянского искусства в монументальной живописи втор.пол. XIV в., сосуществование разных стилистических направлений. Отражение актуальных тенденций религиозной жизни Руси и Новгорода (идеи исихазма) в росписях Феофана Грека в ц. Спаса Преображения на Ильине улице.

Формирование художественной традиции Пскова в XIII-XV вв. Постепенное освобождение от политической и культурной опеки Новгорода, самостоятельность и своеобразие развития искусства Пскова XIV-XV вв. Особенности древнейших местных икон. Фрески собора Снетогорского монастыря. Иконы «экспрессивного» стиля XIV – XV в.

Тема 4. Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Роль его традиций в сложении художественной культуры Северо-Востока Руси XIII-XIV вв.

Элитарный княжеский характер культуры и искусства сер. XII – 1 трети XIII вв. Открытость культуры региона художественным импульсам из Византии (Константинополь, Салоники) и Западной Европы (романское искусство). Концепция богоизбранности Владимиро-Суздальской Руси и строительная программа владимирских князей. Возведение храмов из белого камня и проблема происхождения мастеров. Андрей Боголюбский и почитание Богородицы во Владимиро-Суздальской земле: византийская икона «Богоматери Умиление», владимирская икона «Богоматери Боголюбской», установление праздника Покрова Богородицы. Архитектура, фрески, художественное убранство и реликвии Дмитриевского собора Всеволода (Дмитрия) Большое Гнездо. Скульптурная декорация фасадов храмов: ее происхождение, иконография, символика. Подходы к «расшифровке» идейного замысла скульптурного декора в посл. десят. ХХ в.

Княжеские и епископские дворы как очаги развития культуры северо-востока Руси и хранители домонгольских художественных традиций в условиях татаро-монгольского ига. Формирование «среднерусского» художественного идеала в иконном образе XIII - XIV вв. Иконы Ярославля, Ростова и Суздаля: особенности местных «писем» и черты родства между ними. Проблемы «реконструкции» искусства Твери этого периода.

Тема 5. Искусство Московского княжества XIV - сер. XV вв.

Начало возвышения Московского княжества в соперничестве с Тверью. Перенос в Москву резиденции митрополита. Продолжение традиций белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской земли в храмовом строительстве Москвы, Коломны, Звенигорода 2 пол. XIV – нач. XV вв.

Две линии развития московской художественной культуры: ориентация на традиции северо-востока Руси в живописи княжеской мастерской и палеологовский стиль в иконах круга митрополита Феогноста 30 – 40 гг. Феофан Грек: работы мастера и художников его круга к. XIV – н. XV вв. в Московском княжестве. Связь искусства Феофана с современными ему течениями духовной и художественной жизни Византии (исихазм), ее претворение в работах художника на Руси.

Андрей Рублев и искусство Москвы 1 трети XV в.. Особенности духовного климата Руси эпохи Сергия Радонежского. Корпус памятников, атрибуируемых Рублеву и мастерам его круга. Античная компонента византийской традиции в стиле мастера. Творчество Андрея Рублева как наиболее адекватное выражение специфики религиозности и миропонимания Московской Руси.

Высокий иконостас как особый вид алтарной преграды. Сложение высокого иконостаса на рубеже XIV-XV вв. и его связь с унификацией литургической практики митрополитом Киприаном. Структура и символика иконостаса. Иконографический тип «средника» иконостаса – иконы «Спас в Силах», его источники. Деисусный и праздничный чины иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля: проблемы и гипотезы.

Раздел 3. Искусство времени объединения русских земель вокруг Москвы (2 пол.XV – н. XVI вв).

Тема 6. Искусство Москвы как столицы Руси и нового сакрального центра восточно-христианского мира.

Становление новой политической доктрины Московской Руси в связи с падением Константинополя. Предпосылки оформления идеи «Москва – Третий Рим». Формирование идеи «Священного Царства». Идеологическая программность искусства периода. Искусство как одно из средств утверждения авторитета Московского царства в качестве нового сакрального центра православного мира. Утверждение преемственности Москвы от Владимира в понимании Московского княжества как Нового Царства Богоматери. Московское княжество и Западная Европа. Эсхатология в культуре в связи с ожиданием конца мира.

Строительство в Московском Кремле при Иване III и Василии III в контексте нового статуса Московского княжества: приглашение итальянских мастеров. Варианты синтеза традиций древнерусской архитектуры и североитальянского ренессанса в Успенском и Архангельском соборах Кремля. Характер воздействия кремлевской архитектуры на формы русского зодчества XVI в.

Идеологическая борьба на рубеже XV – XVI вв., ее влияние на теорию и практику искусства («Слова о почитании святых икон» и «Послание иконописцу» Иосифа Волоцкого). Дионисий как адресат «Послания иконописцу».

Складывание «общерусского стиля» в искусстве. Творчество Дионисия как наиболее яркое явление периода. Достоверные сохранившиеся произведения Дионисия и произведения, атрибуируемые современной наукой Дионисию и его мастерской. Особенности программы росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, их связь с утверждающимся пониманием Московской Руси как Нового Царства Богоматери. Влияние искусства Дионисия на живопись XVI в.

Тема 7. Искусство Новгорода и Пскова в условиях нарастающего влияния Москвы.

Соотношение столичного влияния и местной традиции в эволюции искусства Новгорода и Пскова. Сепаратистские тенденции в политике Новгорода и их влияние на характер новгородского искусства XV в. Художественная политика архиепископа Евфимия II: ее ретроспективизм и обращение к готической традиции как символы стремления Новгорода к независимости от диктата Москвы. Создание икон, прославляющих местные святыни. «Таблетки» Софии Новгородской как памятники аристократической линии в новгородской живописи к.XV - нач. XVI вв.

Влияние особенностей социальной, духовной и религиозной жизни Пскова на характер культуры города. Сохранение самой длительной (по сравнению с другими местными центрами) художественной независимости от Москвы на всем протяжении периода (как до, так и после политического присоединения к ней) при наличии откликов на основные духовные и художественные процессы в Московской Руси. Характерные черты местной архитектурной школы. Эволюция художественного языка в рамках традиции. Особенности местного иконографического творчества.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь