Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Кафедра Всеобщей истории искусств



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Кафедра Всеобщей истории искусств

 

История русского искусства

 

Материалы к учебно-методическому комплексу

Для специальности

№ 031401 «культурология»

Заочного отделения

 

Москва


Составители –

Преп. каф. Всеобщей истории искусств Захарова О.А.,

Профессор каф. Всеобщей истории искусств, д. иск. Соколов Б.М.

 

 

Российский Государственный Гуманитарный университет, 2009.

 


Пояснительная записка

Учебно-методический комплекс к курсу «История русского искусства» предназначен для студентов заочной формы обучения специальности № 031401 «культурология». Для данной специальности этот курс является составной частью общепрофессиональной дисциплины «Теория и история искусства». Курс изучается в III семестре. Материал изучается студентами самостоятельно на протяжении III семестра. Учебный план предусматривает 16 час. установочных лекций. Контроль над освоением курса осуществляется во время тематических консультаций по разделам программы (1 раз в месяц, план прилагается) и на итоговой аттестации в конце семестра (экзамен). Условием допуска к экзамену является реферат, написанный на одну из предложенных в УМК тем (правила написания и темы см. ниже), либо на тему, интересующую студента и согласованную им с преподавателем.

Предмет курса – основные этапы развития русского искусства на протяжении тысячелетия - с Х по XX вв. Материал делится на два крупных раздела, представляющие искусство средневековой Руси и искусство России в Новое и Новейшее время.

Раздел «Искусство Средневековой Руси» (X-XVII вв.) посвящен в основном памятникам христианской городской культуры Руси. Развитие средневекового искусства Руси рассматривается как часть широкого художественного процесса, основой и «двигателем» которого были потребности православного культа. В центре этого процесса практически на протяжении всего рассматриваемого времени стояла Византия: до 1453 г. - ее столица Константинополь, позже – в поствизантийское время - духовные и художественные центры, сохранявшие и развивавшие византийскую традицию после падения византийской государственности (например, Афон и Крит). Характеризуются связи искусства Руси с художественным опытом других стран византийской культурной общности (Сербия, Болгария), а также - с искусством Западной Европы.

Раздел, посвященный русскому искусству XVIII-XX вв., представляет основные этапы развития отечественного искусства в Новое и Новейшее время. Особое внимание уделено характеристике перехода русского искусства от средневековья к Новому времени, основой которого явилась смена движущих механизмов развития: начиная с Петровской эпохи, искусство реалистическое по форме и светское по содержанию выполняет в обществе важнейшие коммуникативные задачи – пропагандистскую, просветительскую, воспитательную. Прослеживается процесс активного взаимодействия русского искусства с европейской художественной традицией, становящийся с нач. XVIII в. важнейшим фактором его развития. Анализируются созданные на русской почве варианты общеевропейских стилей барокко, классицизма, ампира, эпохи историзма – в архитектуре; изобразительное искусство периодов барокко, рококо, романтизма, реализма, символизма, авангарда. Рассматривается художественный процесс послеоктябрьского периода, развивавшийся под диктатом коммунистической идеологии, его «раздвоение» на «официальное» и «другое» искусство в 60-80-е гг. XX в. Представлен актуальный художественный процесс последних 10-15 лет, характеризующийся активным освоением отечественным искусством языка постмодернизма.

Цель курса – раскрытие роли искусства в историческом процессе развития отечественной культуры и ознакомление с основными этапами его эволюции в периоды Средневековья, Нового и Новейшего времени; рассмотрение русского искусства как художественного феномена, сформировавшегося на стыке культур Запада и Востока; выработка навыков интерпретации памятника искусства как специфического художественного текста определенной эпохи.

Задачи курса: ознакомление с общими закономерностями развития визуальных форм русской художественной культуры; характеристика основных направлений эволюции художественной культуры восточно-православного мира в их применении к русскому средневековому искусству; выявление особенностей эволюции различных видов и жанров искусства, определение сути принципиальных изменений в их развитии в 1 пол. - сер. XVIII в. сравнительно со Средневековым русским искусством; определение своеобразия бытования и развития русского искусства в системе общеевропейских стилистических тенденций и направлений на протяжении XVIII-XX веков; описание важнейших процессов стиле- и формообразования в каждый из культурно-исторических периодов; характеристика эталонных памятников архитектуры и изобразительного искусства, наиболее ярко представляющих основные этапы развития отечественной художественной культуры в периоды Средневековья, Нового и Новейшего времени; ознакомление с творчеством крупнейших мастеров отечественного искусства.

Образовательные задачи курса:

Материал курса характеризуется высокой степенью открытости в проблематику таких фундаментальных для любого гуманитария дисциплин, как отечественная и зарубежная история, история религии, культуры, философии, эстетики, литературы и театра. Его изложение невозможно без постоянных ссылок на синхронные этапы и явления в искусстве Европы, а для периода средневековья – в искусстве Византии и Ближнего Востока. Современный уровень осмысления искусства русского средневековья требует акцентирования (не в ущерб другим способам интерпретации) культовой функции подавляющего большинства сохранившихся памятников – что делает необходимым в светском вузе знакомство студентов с основами православной догматики и богослужения, а также – историей церкви в Византии и на Руси и «путями русского богословия» (Флоровский). Данный курс, наравне с курсами по истории русской литературы и культуры, описывая и анализируя эволюцию художественного языка произведений архитектуры и искусства на протяжении тысячелетия, позволяет студентам через визуальные формы подойти к пониманию специфики русского менталитета, проступающего в характере преломления на Руси и в России внешних импульсов (начиная с константинопольской традиции, трансплантированной Киеву в к.X в. и заканчивая переработкой идей постмодернизма в художественной культуре современной России).

В учебном плане специальности курс следует за «Историей зарубежного искусства» и использует уже полученные знания студентов об основных явлениях и процессах в развитии мирового искусства, явившихся базой для возникновения искусства Руси либо общеевропейским художественным контекстом, в котором функционировало русское искусство XVIII-XX вв.

По завершении изучения курса студент должен:

знать:

· периоды, выделяемые современной наукой в русском искусстве X – ХХ веков;

· основные методы анализа памятников искусства, используемые современным искусствоведением (иконография, стиль, типология, техника);

· основные термины и понятия, принятые в описании и интерпретации произведений искусства;

· методы работы средневекового мастера;

· классические («эталонные») памятники отечественного искусства и архитектуры эпохи Средневековья, основные исторические факты, с ними связанные, место этих произведений в контексте эволюции русской художественной культуры;

· специфику русской интерпретации общих для всего восточно-православного мира особенностей образного мышления и форм художественного творчества в период Средневековья;

· общие закономерности развития и периодизацию стилей в русском искусстве XVIII-XX веков;

· эталонные архитектурные памятники Петровской эпохи, барокко, классицизма, эклектики, модерна, конструктивизма, неоклассицизма и современного периода.

· творчество крупнейших русских скульпторов, живописцев, графиков XVIII-XX веков.

уметь:

· различать и интерпретировать памятники с точки зрения времени и места возникновения (для периода Средневековья);

· выявлять характерные признаки того или иного стиля в произведениях разных культурно-исторических периодов XVIII-XX веков.

Оценка знаний студентов – экзамен - выставляется на основании суммы баллов, состоящей из: баллов за итоговую контрольную работу и баллов за реферат.

Разделы и темы курса:

1. Искусство Киевской Руси Х – 1 трети XII вв.

2. Искусство местных художественных центров сер.XII – 1 трети XV вв.

3. Искусство времени объединения русских земель вокруг Москвы (2 пол.XV – н. XVI вв).

4. Искусство Позднего русского Средневековья (XVI – XVII вв.).

5. Русское искусство XVIII- 1-й трети XIX века.

6. Русское искусство середины и второй половины XIX века.

7. Русское искусство конца XIX - 10 х годов XX века.

8. Советское и постсоветское искусство.

III семестр, 16 часов

Номер и название темы Количество часов аудиторных занятий
  лекций семинаров всего
Основные проблемы искусства Руси X- нач. XIII вв. -
Специфика развития искусства в местных художественных центрах в XIII-XV вв. -
Искусство Москвы как столицы и нового сакрального центра православного мира посл.трети XV – XVI вв. -
Основные проблемы искусства Позднего русского средневековья -
Этапы эволюции русской архитектуры XVIII-XIX вв. -
Основные проблемы развития русского изобразительного искусства XVIII-XIX вв. -
Этапы эволюции русского искусства в XX в. -
Итого:  

 

Литература:

Искусство периода Средневековья:

Обязательная:

Алленов М.М., Евангулова О.С., Лифшиц Л.И. Русское искусство X - начала ХХ веков. М.: Искусство, 1989.

Смирнова Э.С. Икона Древней Руси. XI-XVII века. //История иконописи. Истоки, традиции, современность. М.: «АРТ-БМБ», 2002. C.119-164.

Щенникова Л.А. Живопись. //Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII века. М.: Ладомир, 1996. С.195-254.

 

Дополнительная:

Литература по архитектуре и живописи:

Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси. Памятники древнерусского искусства XII века. Владимир. Боголюбово. М.: Искусство, 1969.

Высоцкий С.А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. Киев: Наука думка, 1989.

Вздорнов Г.И. Искусство книги в Древней Руси. Рукописная книга Северо-Востока Руси XII-начала XV веков. М.: Искусство, 1980.

Гладышева Е.В., Нерсесян Л.В. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. Библиотека альманаха «Странный мир». М., 1991.

Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. М.: Наука, 1972.

Дудочкин Б.Н. Андрей Рублев. Материалы к изучению биографии и творчества. М., 2000.

Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – нач.XII вв. М.: Наука, 1987.

Лифшиц Л.И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М.: Искусство, 1987.

Лифшиц Л.И. Русское искусство XI-XVII вв. М.: Трилистник, 2000.

Лифшиц Л.И. Русское искусство XI-XVII вв. М., Белый город, 2007.

Нерсесян Л.В. Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. М., Северный паломник, 2002.

Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб.: Стройиздат, 1993.

Смирнова Э.С. Московская икона XIV-XVIII вв. Л.: Аврора, 1988.

Сарабьянов В.Д. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М.: Северный паломник, 2002.

Сарабьянов В.Д. Собор Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. М.: Северный паломник, 2002.

Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М., из-во ПСТГУ, 2007.

Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII вв. М., Ладомир, 1996. Разделы: кн.1, гл.8; кн.2, ч.2, гл.4; кн.2, ч.2, гл.5.

Литература по отдельным проблемам:

Аверинцев С.С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской. //Древнерусское искусство. Художественная культура Домонгольской Руси. М.: Наука, 1972. С.25-49.

Евсеева Л.М. Эсхатология 7000 года и возникновение высокого иконостаса. //Иконостас. (Сб.статей). М.: Прогресс-традиция. 2000. С.411-430.

Попов Г.В. Декорация фасадов Дмитриевского собора и культура Владимирского княжества на рубеже XII-XIII вв. //Дмитриевский собор. Сб.статей. М.: Модус граффити. С.42-59.

Сарабьянов В.Д. Иконографическое содержание заказных икон митрополита Макария. //Вопросы искусствознания. 1993, вып.4. М., 1993. С.243 – 285.

Сарабьянов В.Д. Программные основы древнерусской храмовой декорации второй половины XII века. //Вопросы искусствознания. 1994, вып.4. М., 1994. С.268-312.

Этингоф О.Е. Греко-русские иконы или «русские» домонгольские иконы глазами византиниста. // В кн.: Византийские иконы VI-первой половины XIII века в России. М., Индрик, 2005. С.408-478.

Русское искусство XVIII-XX веков:

Общие труды и литература по отдельным проблемам:

Агитационно-массовое искусство первых лет Октября. Материалы и исследования. - М.: Искусство. 1971.

Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. - М.: Искусство. 1976.

Андросов С.О. Скульптура Летнего сада ( проблемы и гипотезы) - в кн. “ Культура и искусство России XVIII века. Новые материалы и исследования”. - Л. Художник РСФСР. 1981. С. 44-58.

Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. - М.: Искусство. 1990.

Бобринская Е.А. Концептуализм. - М.: Галарт. 1994.

Борзин Б.Ф. Росписи Петровского времени. - Л.: Искусство, 1986.

Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. - М.: Искусство. 1979.

Борисова Е.А., Каждан Т.П. Русская архитектура конца XIX - начала XX века. - М.: Искусство. 1971.

Брук Я.В. У истоков русского жанра.XVIII век. - М.: Искусство, 1990.

Верещагина А.Г. Художник, время, история. Очерки русской исторической живописи XVIII- начала XX века. - Л.: Искусство. 1973.

Гаврилова С.А. Русский рисунок XVIII века. - Л.: Искусство, 1983.

Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. М.: Галарт 1994.

Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. - СПб.: Стройиздат, 1992.

Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России 1й четверти XVIII века. Проблемы становления художественных принципов Нового времени. - М.: Искусство. 1987.

Евангулова О.С. Дворцово-парковые ансамбли Москвы первой половины XVIIIвека. - М.: Искусство, 1969.

Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIIIвека. - М.: Издательство МГУ, 1994.

Ильин И.П. ПОСТМОДЕРНИЗМ от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М.: Интрада, 1998.

История русского искусства. Под ред. И.Э. Грабаря. Тт.8-13. - М.: Искусство, 1961- 1969.

Калязина Н.В. и др. Дворец Меншикова. - Л.: Художник РСФСР, 1966.

Калязина Н.В., Комелова Г.Н. Русское искусство Петровской эпохи. - Л.: Искусство. 1990.

Каменский А.А. Романтический монтаж. - М.: Искусство, 1989.

Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-х - 1910-х годов. -М.: Искусство, 1978.

Коваленская Н.Н. Из истории классического искусства. - М.: Советский художник, 1988.

Козлова О.Т. Фотореализм. - М.: Галарт, 1994.

Колейчук В.Ф. Кинетизм. - М.: Галарт, 1994.

Лапшин В.В. Союз русских художников. - М.: Советский художник, 1971.

Лапшина Н.А. “Мир искусства”. Очерки истории и творческой практики. - М.: Советский художник, 1977.

Молева Н.М., Белютин Э.М. Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись первой половины XVIII века. - М.: Изобразительное искусство, 1965.

Молева Н.М, Белютин Э.М., Педагогическая система Академии Художеств XVIII века. - М.: Изобразительное искусство, 1956.

Морозов А.И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов. - М.: Галарт, 1995.

Некрасов А.И. Теория архитектуры. - М.: Стройиздат. 1994.

Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX- начала XX века. - М.: Искусство, 1991.

От конструктивизма до сюрреализма. - М.: Наука, 1996.

От средневековья к Новому времени. Материалы и исследования. - М.: Наука, 1986.

Очерки истории советского искусства. - М.: Советский художник, 1980.

Паперный В.Л. Культура Два. -М.: Новое литературное обозрение, 1996.

Ракова М.М. Русская историческая живопись середины XIX века. - М.: Изобразительное искусство, 1979.

Рогинская Ф.С. Товарищество Передвижных художественных выставок. - М.: Искусство, 1989.

Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников первой половины XIX века./ под ред. А.И.Леонова. - М.: Искусство, 1954.

Русский классицизм второй половины XVIII - начала XIX века. - М.: Изобразительное искусство, 1994.

Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. - М.: Искусство, 1980.

Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. - М.: Искусство, 1989.

Сидорина Е. Русский конструктивизм: истоки, идеи, практика. - М. 1995.

Сидоров А.А. Рисунок старых мастеров. - М.: Искусство, 1956.

Турчин В.С. Эпоха романтизма в России. М.: Искусство, 1980.

Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. - М.: Изд-во МГУ, 1993.

Федоров-Давыдов А.А. Русский пейзаж XVIII начала XIX века. - М.: Искусство, 1953.

Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда. Книга первая. Проблемы формообразования. Мастера и течения. - М.: Стройиздат, 1996.

Хан-Магомедов С.О.. Пионеры советского дизайна. - М.: Галарт, 1995.

Холмогорова О.В. Соц-арт. -М.: Галарт, 1994.

Каталоги выставок:

Агитация за счастье. Советское искусство сталинской эпохи. - Государственный Русский музей. Санкт-Петербург, Интерартекс - Эдицион Теммен. Дюссельдорф-Бремен. 1994.

Великая утопия. М.: , 1993.

ГТГ. Каталог собрания. Живопись XVIII-XXв.в. в 2-х т. - М.: 1998.

Москва - Париж. В 2 т. М.: , 1981.

Москва - Берлин. М.: , 1996.

Нет! - и конформисты. Образы советского искусства 50-х- до 80-х годов. СПб – Warszawa: , 1994.

Романтизм в России. К 100-летию. Государственного Русского музея. 1898-1998. Каталог выставки. - СПб. ГРМ.: , 1995; Palase Edition: 1995.

 

Список и адреса материалов на электронных носителях:

 

Список материалов Адреса
Сервер «Архитектура России» www.archi.ru
Сервер «Музеи России» http: /www.museum.ru/mus
Государственный Русский музей www.rusmuseum.ru/e_calen.html
Государственная Третьяковская галерея www.tretyakov.ru/
Государственный исторический музей www.shm.ru/
Музеи Кремля www.kremlin.ru/
Государственный Эрмитаж hermitagemuseum.org
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник musobl.divo.ru/

 

Темы рефератов и курсовых работ:

1. Софийские соборы XI в.: сравнительная характеристика.

2. Эволюция форм новгородской архитектуры XII-XIV вв.

3. Сравнительный анализ декоративно-монументальных ансамблей Софии Киевской и собора монастыря Св.Луки в Фокиде.

4. Отражение особенностей религиозной жизни эпохи в живописи Новгорода XIV-XV вв.

5. Специфика религиозной жизни Пскова в особенностях псковской архитектурной школы.

6. Проторенессанс и палеологовский ренессанс.

7. Иконография темы «Покров Богородицы» и ее варианты.

8. Икона «Четырехчастная» из Благовещенского собора Московского Кремля.

9. «Страшный суд» в древнерусской живописи.

10. «Апокалипсис» в древнерусской живописи.

11. Иконография Богоматери в эпоху Позднего русского Средневековья.

12. Постройки итальянских архитекторов в Московском Кремле и русская архитектура XVI в.

13. Шатровое зодчество в XVII в.

14. Собор Василия Блаженного: история, форма, интерпретации.

15. Новые иконографические мотивы и сюжеты в русской живописи 2 пол.XVI-XVII вв.

16. Икона «Благословенно воинство Небесного царя» (ГТГ).

17. Русский иконостас: историография проблемы.

18. Симон Ушаков: расцвет или упадок? – историография проблемы.

19. Термин «барокко» в применении к русскому зодчеству XVII в. – историография проблемы.

20. История строительства Зимнего дворца.

21. Образ Петра I в русском изобразительном искусстве XVIIIвека.

22. Сравнительный анализ памятников Петру I работы К.-Б. Растрелли и Э.-М.Фальконе.

23. Женские образы в живописи рококо. Творчество П.Ротари.

24. Парадный портрет в творчестве мастеров “россики” II-й половины XVIIIвека.

25. Миниатюра в русском искусстве XVIIIвека.

26. Культовые сооружения Ф.-Б.Растрелли.

27. Рокайльные постройки в русской архитектуре II- й половины XVIIIвека. Творчество А.Ринальди.

28. Царскосельские постройки Ч.Камерона.

29. Усадебные постройки М.Казакова в Москве.

30. Особенности творческого метода В.Баженова.

31. Театральные сооружения Москвы и Петербурга эпохи классицизма.

32. Камерный женский портрет в русской живописи II-й половины XVIIIвека.

33. Рисованный портрет в русском искусстве I-й четверти XIX века.

34. Поэтический образ русского крестьянства в творчестве А. Венецианова.

35. Два гения - две судьбы в искусстве. Карл Брюллов и Александр Иванов.

36. Сатирическая графика П.Федотова.

37. Портреты русских литераторов в творчестве передвижников.

38. Картина А.Саврасова “Грачи прилетели” и лирический пейзаж в творчестве передвижников.

39. Чеховские мотивы в пейзажной живописи И. Левитана.

40. Этапы русской истории в живописи В.Сурикова.

41. Сказочные сюжеты в музыке и живописи 80-90-х годов XIX века.

42. М. Врубель и Н. Римский-Корсаков.

43. Иллюстрации В.Серова к басням И.Крылова.

44. “Азбука” А. Бенуа.

45. Московские вокзалы стиля модерн.

46. Русская народная игрушка и её роль в живописи художников “Бубнового валета”.

47. Древнерусские мотивы в живописи К.Петрова-Водкина.

48. Неопримитивизм в произведениях парижского периода М.Шагала.

49. Художники-конструктивисты в театре начала 20-х годов.

50. “Нужна ли картина в обществе будущего? ” - дискуссия о станковой живописи в советском искусстве середины 20-х годов.

51. Художники о войне. Творчество А.Дейнеки.

52. “Геологи” П.Никонова - живописный манифест “шестидесятников”.

 

Вопросы к аттестации по разделу «Искусство Средневековой Руси»:

Искусство XI-XVII веков (10 билетов по 2 вопроса):

  1. Особенности архитектуры Софийского собора в Новгороде.

Творчество Дионисия.

  1. Система мозаической и фресковой декорации Софийского собора в Киеве.

Новые типы русской храмовой архитектуры XVI века.

  1. Русская архитектура XII-1 трети XIII вв.: Новгород и Владимиро-Суздальское княжество.

Творчество Симона Ушакова и мастеров Оружейной палаты Московского Кремля.

  1. Творчество Андрея Рублева.

Этапы развития русской храмовой архитектуры XVII века.

  1. Творчество Феофана Грека.

Особенности архитектуры Софийского собора в Новгороде.

  1. Фрески собора Снетогорского монастыря в Пскове как эталон псковской живописи: система изображений, особенности стиля.

Архитектура Москвы XIV- 1 пол.XV в.

  1. Фрески Новгорода XIV-XV вв.: памятники, мастера, стилистические направления.

Этапы развития русской архитектуры XI века.

  1. Архитектура Москвы последней трети XV – нач.XVI вв.

Домонгольская иконопись: основные памятники и проблемы их изучения.

  1. Новгородская школа иконописи: хронологические рамки, основные этапы развития, памятники, особенности стиля.

Нарышкинский стиль в архитектуре: основные проблемы и памятники.

  1. Монументальная живопись XVII века: основные направления, мастера, памятники.

Новгородская церковная архитектура XII-XVI вв.: этапы развития и основные памятники.

 

 

Рабочая тетрадь студента

Рабочая тетрадь содержит примерную программу тематических консультаций, литературу по темам консультаций и рекомендации по подготовке к ним. Она также включает примерные темы рефератов и методические указания по их написанию. Завершает рабочую тетрадь перечень памятников, знание и «визуальное узнавание» которых необходимо при работе с материалом. Выбор памятников осуществлен с учетом программы курса. Программа консультаций составлена с учетом и с целью преодоления трудностей при самостоятельной работе с материалом (прежде всего в освоении терминологического и понятийного аппарата), с которыми студенты сталкиваются наиболее часто.

Список памятников

архитектуры и изобразительного искусства, знание которых необходимо после изучения курса:

 

Искусство Киевской Руси.

Архитектура: София Киевская, Успенский собор Киево-Печерского монастыря (план, реконструкции), ц. Спаса на Берестове (реконструкция), Чернигов: Пятницкая ц. Смоленск: ц. Михаила Архангела (Свирская).

Изобразительное искусство: Мозаики и фрески Софии Киевской, мозаики Михайловского Златоверхого монастыря. Шиферный рельеф с изображением двух всадников из Киева, XI в., ГТГ. Миниатюры Остромирова и Мстиславова Евангелий.

 

Искусство XVI в.

Архитектура: ц.Вознесения в Коломенском, ц.Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове, Покровский собор на Красной площади, Смоленский собор Новодевичьего монастыря, Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, Софийский собор Вологды, ц.Преображения в с.Вяземы.

Изобразительное искусство: иконы: «Четырехчастная»(ГММК), «Церковь Воинствующая»(ГТГ), «Распятие в притчах» (ГММК), «О тебе радуется» (ГТГ), «Симеон Богоприимец», «Видение преподобного Евлогия», «Спас Смоленский». «Строгановские»: «Происхождение честных древ креста» (Истома Савин), «Богоматерь Боголюбская» (Истома Савин).

Царское место Успенского собора, резные врата из церкви Исидора Блаженного, надгробие Зосимы и Савватия Соловецких, скульптуры Параскевы и Николы.

Искусство XVII в.

Архитектура: Теремной дворец Московского Кремля, дворец ц.Алексея Михайловича в Коломенском, митрополичий двор в Ростове Великом, Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (реконструкция). Ц.Покрова в Рубцове, ц.Покрова в Медведкове, ц.Зосимы и Савватия Соловецкий Троице-Сергиева монастыря, ц.Троицы в Никитниках, ц.Рождества Богородицы в Путинках, ц.Троицы в Останкине, ц.Григория Неокессарийского, ц.Воскресения в Кадашах, Колокольня Новодевичьего монастыря, Крутицкий теремок, Дивная церковь Алексеевского монастыря в Угличе, Троицкий монастырь в Муроме, ц.Воскресения на Дебре в Костроме, ц.Ильи Пророка в Ярославле, ц.Богоявления в Ярославле, ансамбль в Коровниковской слободе Ярославля, ц.Покрова в Филях, ц.Спаса в Уборах, Успенский собор в Рязани, Надвратная церковь и трапезная Солотчинского монастыря, Введенский собор Сольвычегодска.

Живопись: «Строгановская»: «О тебе радуется» (Емельян Москвитин), «Перенесение убруса нерукотворного образа» (Первуша), «Богоматерь Петровская» и «Предста царица» (Назарий Истомин), «Отечество» (Никифор Савин), «Никита воин» (Прокопий Чирин). «Алексей Митрополит» (40-е гг.), «Благовещение с Акафистом» (Яков Рудаков Казанец), «Благовещение» (Тимофей Спиридонов), иконостас ц. Ризположения Кремля, чиновные иконы иконостаса Успенского собора Московского Кремля, деисус и праздники иконостаса собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря, «Сошествие Св.Духа на апостолов» (Иосиф Владимиров). Симон Ушаков: «Спас нерукотворный» (ГТГ и Сергиево-Посадский музей), «Богородица Елеуса Киккская», «Троица Ветхозаветная» (РМ), «Сергий Радонежский», «Насаждение древа государства Российского», «Архангел Михаил, попирающий дьявола». «Иоанн Предтеча Ангел пустыни» и «Иоанн Предтеча в пустыне, со сценами жития» (Тихон Филатьев), «Единородный сын» (ГТГ) и «Символ веры» (РМ) (из ц.Григория Неокесарийского), «Уар и Артемий Веркольский», «Богоматерь Вертоград заключенный» (Никита Павловец); «Лонгин сотник», «Федор Стратилат» и «Николай Чудотворец (Федор Зубов); «Петр и Павел» (Карп Золотарев). Парсуны: «Князь Скопин-Шуйский»(ГТГ), «Царь Федор Иоаннович»(ГИМ), «Иван IV» (Копенгаген), конные портреты Михаила Федоровича и Алексея Михайловича, «Патриарх Никон с клиром» (Истра), «Царь Федор Алексеевич», портрет В.Ф.Люткина. Росписи: Успенского собора Московского Кремля, ц.Троицы в Никитниках, ц.Воскресения Ростовского митрополичьего дома, Троицкого собора Ипатьевского монастыря Костромы, Ильи Пророка в Ярославле, Благовещения в Ярославле, Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.

 

(Дополнить список памятников для материала XVIII-XX вв.)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Кафедра Всеобщей истории искусств

 

История русского искусства

 

Материалы к учебно-методическому комплексу

Для специальности

№ 031401 «культурология»

Заочного отделения

 

Москва


Составители –


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.119 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь