Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИСКУССТВО АНТИЧНОСТИ: ДРЕВНИЙ РИМ
С конца 1 в. до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян. Оно сложилось в результате взаимодействия искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь—этрусков, с греческим искусством. Искусство Древней Италии и Древнего Рима распадается на три основных периода: 1. Искусство доримской Италии (3 тысячелетие до н. э.— 3 в. до н. э.). 2. Искусство Римской республики (3 — 1 вв. до н. э.). 3. Искусство Римской империи (конец 1 в. до н. э. — 5 в. н. э.). Монументальная живопись Геркуланума и Помпеи Росписи погибли в 79 году при извержении Везувия. Стенная живопись была неотъемлемой принадлежностью каждого богатого жилого дома. В конце XIX века установлено деление помпейских стенных росписей на четыре стиля, связанных с определенными историческими условиями. В республиканскую эпоху - II-I века до н. э. - развивались первый и второй стиль. Стиль 1 - Инкрустационный. Подражание кладке стены из цветного мрамора. Отдельные квадры, карниз и пилястры выполнены в штукатурке рельефом. Цвета росписей: темно-красный, желтый, черный и белый. Глубина и чистота тона. Штукатурка, на которую накладывалась краска, приготавливалась из нескольких слоев, каждый последующий слой был более тонким и мелкозернистым. Стиль 2 - Архитектурный. Носит более пространственный характер. На стенах изображались колонны, карнизы, пилястры с полной иллюзией реальности. Средняя часть стены покрывалась изображениями портиков, беседок с применением перспективы и светотени, что давало иллюзию раздвижения пространства. Часто в центре стены помещались большие картины с крупными фигурами. Изображения виллы Мистерий в Помпеях - " Сцена посвящения", " Женщина с покрывалом". Четкие силуэты, яркие краски. Своеобразная черта - изображение ландшафта, пейзажа. Не замкнутое пространство, а более широкое и свободное. В пейзаж включены архитектурные постройки. I век - развиваются третий и четвертый стили. Стиль 3 - с конца I века до н.э. - начало I века н.э. - Канделябрный. Росписи соответствовали парадному стилю Августа. Росписи подчеркивают плоскость стены, которая украшена тонкими орнаментальными мотивами в виде нарядных тонких колонн, похожих на металлические канделябры. В центре стены расположены картины мифологического содержания. Иногда встречаются египетские мотивы. В орнамент декораций вводятся пейзажи, натюрморты, гирлянды цветов и листьев. Этот стиль был предметом подражания в XVIII-XIX веках в европейском искусстве. Стиль 4 - вторая половина I века - новые вкусы. Орнамент в виде фантастических архитектурных композиций. Картины на центральных частях стен имеют пространственный и динамический характер. Пестрая гамма красок. Мифологические сюжеты. Фигуры даны в бурном движении. Живопись визуально расширяет пределы комнаты. Развитие римской живописи говорит о том, что римские художники продолжали и развивали отдельные принципы греческой живописи периода классики и эллинизма, и решали задачи передачи движения, композиции, цвета и света. Попытки передачи пространства, раскрытие человеческого характера в портрете. появляются новые жанры: пейзаж, натюрморт, бытовые сцены
ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ДОСТИЖЕНИЯ САКРАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ И АРХИТЕКТУРЫ
Периоды истории византийского искусства и их характеристика · раннехристианский период (так называемой предвизантийской культуры, I-III века) · ранневизантийский период, «золотой век» императора Юстиниана I, архитектуры храма Святой Софии в Константинополе и равеннских мозаик (VI-VII века) · иконоборческий период (VIII-начало IX века). Император Лев III Исавр (717—741), основатель Исаврийской династии, издал Эдикт о запрещении икон. Этот период получил название «темное время» — во многом по аналогии со сходным этапом развития Западной Европы. · период Македонского Возрождения (867—1056) Принято считать классическим периодом византийского искусства. XI век стал высшей точкой расцвета. Сведения о мире черпались из Библии и из произведений древних авторов. Гармония искусства достигалась за счёт строгой регламентации. · период консервантизма при императорах династии Комнины (1081—1185) · период Палеологовского Ренессанса, возрождения эллинистических традиций (1261—1453). Византийский иконографический канон. Канон - совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства данного вида. Византийский иконографический канон регламентировал: . круг композиций и сюжетов священного писания . изображение пропорций фигур . общий тип и общее выражение лица святых . тип внешности отдельных святых и их позы . палитру цветов . технику живописи. Соблюдение всех канонических правил неминуемо приводило к игнорированию линейной перспективы и светотени. После завершения периода «иконоборчества» вопрос создания художественных средств для воплощения " святости" стоял особенно остро. Благодаря трудам Иоанна Дамаскина стало ясно, что можно изображать на иконе, и что нельзя. ЖИВОПИСЬ ВИЗАНТИИ. Как это ни странно, и живопись эпохи Возрождения, и средневековая иконопись имеют общего предка - живопись античную, трансформация которой в иконопись началась еще во времена первых христиан, задолго до официального утверждения христианской церкви. Каноны иконописи складывались постепенно, в течение многих веков. Во времена, когда христианство было запрещенной и преследуемой религией, местом сбора верующих для совместной молитвы были места уединенные, часто - катакомбы. Христиане Рима и Неаполя, Керчи и Сиракуз, Милоса и Александрии построили целые подземные лабиринты, которые были для них и церковью, и кладбищем, и мартирием. Стены катакомб белили и покрывали живописью, в которой использовались художественный язык и сюжеты античности. Однако постепенно античные образы стали приобретать новый, символически- аллегорический смысл. Принцип изображения лиц на фресках также берет свое начало в античной традиции - традиции надгробного портрета. Прекрасные образцы надгробных портретов были обнаружены в египетском оазисе Эль-Фаюм (" Фаюмские портреты" I-II века, некоторые из которых можно увидеть в Московском Музее Изобразительных искусств). Люди на портретах находятся как бы по ту сторону земной жизни. Их лица имеют строгое выражение, взгляд огромных глаз, устремленный мимо, сквозь зрителя, видит что-то, недоступное живым. Этот принцип был использован и развит до предела в византийском иконописном каноне. Стиль византийской архитектуры складывался постепенно, в нем органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. " царский дом" ), назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Мировую славу приобрели мозаики Византии. Технология мозаичного искусства известна еще с античности, но только в Византии стали впервые применять не естественные, а окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, так называемые смальты с тончайшей золотой поверхностью. Мастера широко использовали золотой цвет, который, с одной стороны, символизировал роскошь и богатство, а с другой, был самым ярким и сияющим из всех цветов. Большинство мозаик располагалось под разным углом наклона на вогнутой или сферической поверхности стен, а от этого только увеличивался золотой блеск неровных кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в сплошное мерцающее пространство, еще более сверкающему благодаря свету горящих в храме свечей. Мозаичисты Византии пользовались широким красочным спектром: от нежно-голубого, зеленого и ярко синего до бледно-лилового, розового и красного различных оттенков и степени интенсивности. Изображения на стенах главным образом рассказывали об основных событиях христианской истории, земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть императора. Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале в городе Равенне
В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский образ, очищенный от инородных влияний В прикладном искусстве Византии в меньшей мере, чем в архитектуре и живописи, определилась ведущая линия развития византийского искусства, отражающая становление средневекового миросозерцания. Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в формах художественного выражения. Византийские ренессансы. В истории Византии было несколько периодов, когда в обществе пробуждался и культивировался интерес к античности. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1150; Нарушение авторского права страницы