Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ГИПОТЕЗЫ ГЕНЕЗИСА ИСКУССТВА?
КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ГИПОТЕЗЫ ГЕНЕЗИСА ИСКУССТВА? Самые древние из известных нам художественных произведений принадлежат к эпохе позднего (верхнего) палеолита (20 — 30 тыс. лет до н.э.). Стремление понять свое место в окружающем мире прочитывается в тех образах, что донесли до нас гравированные и живописные изображения на камне из Бурделя, Эль Парналло, Истюрица, палеолитические " венеры", живопись и петроглифы (изображения, выбитые, выцарапанные или высеченные на камне) пещер Ласко, Альтамиры, Нио, наскальное искусство Северной Африки и Сахары. До открытия в 1879 г. росписей в испанской пещере Альтамира дворянином Марселино де Саутуолла среди этнографов и археологов бытовало мнение, что первобытный человек был лишен всякой духовности и занимался только поиском пищи. Некоторые ученые до сих пор упрощенно подходят к оценке образов первобытного художественного творчества. Однако уже английский исследователь первобытного искусства Анри Брейль в начале века заговорил о настоящей " цивилизации каменного века", проследив эволюцию первобытного искусства от простейших спиралей и отпечатков рук на глине через гравированные изображения животных на костях, камне и роге к полихромным (многоцветным) росписям в пещерах на огромных пространствах Европы и Азии. Анри Брейль был приверженцем магической теории, согласно которой все фрески, статуэтки и гравировку следует воспринимать как объекты культа, напрямую связывая их с необходимостью заманивать животных в охотничьи угодья. Говоря о первобытном искусстве, необходимо иметь в виду, что сознание первобытного человека представляло неразрывный синкретический (от греч. synkretismos — соединение) комплекс, и все в дальнейшем развившиеся в самостоятельные формы культуры существовали как единое целое, были взаимосвязаны между собой. Искусство, фиксируя ту меру социальности, которая свойственна Homo Sapiens, становилось и средством общения между людьми и закрепляло свойственную ему способность давать обобщенную картину мира в художественных образах. Существуют и другие точки зрения на происхождение искусства. Одна из них связана с игровой концепцией. Игра, как и искусство, есть деятельность непринужденно-свободная и творческая. Если игра в ее первозданном виде присуща ребенку (животные тоже " играют" ), то игровое начало не только включено в жизнь отдельного человека, но и в жизнь социума. Элементы игры проявляются в различных ритуалах, обрядах, присутствуют в празднествах, где фактически непосредственная веселая игра сливается с самой жизнью. Античный мыслитель Демокрит считал, что искусство возникает из непосредственного подражания животным (именно в античности появляется термин " мимезис" — подражание). Наблюдая за действиями животных, насекомых, птиц, люди научились " от паука — ткачеству и штопке, от ласточки — постройке домов, от певчих птиц — лебедя и соловья — пению". Аристотель, рассматривая проблему мимезиса, считал, что в искусстве не просто создаются образы реально существующих предметов или явлений, но и заложен импульс к сравнению с ними. Некоторые ученые рассматривают искусство как реализацию " инстинкта украшения", средство полового привлечения По-видимому, это один из возможных многочисленных вариантов ответа на вопрос о происхождении искусства, ведь нательные украшения и раскраска тела существуют сегодня в культуре племенных народов. Если рассматривать данную проблему в контексте генезиса культуры в целом, то очевидно, что многие идеи и теории можно экстраполировать в область искусства. Так, в качестве импульсов для возникновения искусства могут выступать рефлексия, труд, расово-антропологические особенности, процесс сигнификации, коммуникации, внеземные и сверхъестественные источники.
ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ФОРМ ИСКУССТВА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Первобытное искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями. До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки. Искусство эпохи Палеолита Первые произведения первобытного искусства созданы около тридцати тысяч лет назад, в конце эпохи палеолита, или древнего каменного века. Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» -- примитивные женские фигурки. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости. В истории пещерной живописи эпохи палеолита специалисты выделяют несколько периодов. В глубокой древности (примерно с XXX тысячелетия до н. э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской. Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией. В 1868 г. в Испании, в провинции Сантандер, была открыта пещера Альтамира, вход в которую до того был засыпан обвалом. Выдающееся открытие было сделано совершенно случайно в сентябре 1940 г. Пещеру Ласко во Франции, которая стала ещё более знаменитой, чем Альтамира, обнаружили четыре мальчика, которые, играя, забрались в яму, открывшуюся под корнями упавшего после бури дерева. В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объёмность; усилилась стилизация (обобщение и схематизация предметов). В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем Искусство эпохи мезолита В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII--VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь -- фигуры людей, изображённые в стремительном движении. Если пещерные палеолитические рисунки представляли отдельные, не связанные между собой фигуры, то в наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцепы, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Кроме различных оттенков красной краски применяли чёрную и изредка белую, а стойким связующим веществом служили яичный белок, кровь и, возможно, мёд. Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. На смену большим живописным произведениям пришли малые. Человеческие фигуры очень условны, они скорее являются символами, которые служат для того, чтобы изображать массовые сцены. Искусство эпохи неолита Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000--3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей -- другой человек!. Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Наскальное искусство существовало во всех частях света, но нигде оно не было так широко распространено, как в Африке. В III--II тысячелетиях до н. э. появились сооружения из огромных каменных глыб -- мегалиты (от греч. «мегас» -- «большой» и «литос» -- «камень»). К мегалитическим сооружениям относятся менгиры -- вертикально стоящие камни высотой более двух метров; дольмены -- несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой; кромлехи -- сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Самое знаменитое из них -- кромлех Стоунхендж (II тысячелетие до н. э.), недалеко от города Солсбери в Англии. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т. д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрёл некоторую власть над временем. Древний египет: Общее Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру; замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет; прекрасные изделия художественного ремесла. Египетское искусство, наряду с месопотамским, было новым и большим шагом вперёд после первобытного искусства. Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи с другими людьми Художественный стиль древнеегипетского искусства сравнительно мало изменялся на протяжении веков. Основу этого стиля составила оригинальная архитектура подчеркнуто геометрических форм, геометризация и канонизация простейших приёмов изображения на плоскости. Существуют предположения, что такие основы древнеегипетского искусства, как геометризация и особая пропорциональность были обусловлены работой древних египтян преимущественно с камнем, а не глиной. Яркой особенностью искусства Древнего Египта явилась преданность традициям предков и соблюдению неких канонов. Причина этого заключалась в том, что религиозные воззрения приписали священный смысл художественному облику первых, древнейших памятников египетского искусства. Так как и на протяжении всей последующей истории Древнего Египта памятники искусства в своём подавляющем большинстве имели также религиозно-культовое назначение, создатели этих памятников были обязаны следовать установившимся канонам. Поэтому в искусстве Египта сохранялся и ряд условностей, восходящих нередко ещё к первобытному искусству и закреплённых затем в образцах, ставших каноническими. Примерами этого являются изображения предметов и животных, невидимых ни зрителю ни художнику, но которые определённо могут присутствовать в данной сцене (например, рыбы и крокодилы под водой); изображение предмета с помощью схематического перечисления его частей (листва деревьев в виде множества условно расположенных листьев или оперение птиц в виде отдельных перьев); сочетание в одной и той же сцене изображений предметов, сделанных в разных ракурсах (например птица изображалась в профиль, а хвост сверху; у фигуры человека — голова в профиль, глаз в фас, плечи и руки в фас а ноги — в профиль). Создание канонов означало сложение строгой и разработанной системы художественных взглядов. Архитектурный облик Древнего Египта представлен пирамидами. Двадцать восемь веков до н. э. по проекту архитектора Имхотепа была воздвигнута первая в истории человечества пирамида Джосера. Человеческие фигуры, воплощённые в египетских скульптурах, предстают пред нами в неподвижных величавых позах. Это стоящие или сидящие люди с выдвинутой вперёд левой ногой, с прижатыми к торсу или сложенными на груди руками. Рельеф, как и скульптура, создавался в соответствии с ясным религиозным смыслом заупокойного культа. Согласно древнеегипетским представлениям, человек состоял из нескольких сущностей (говоря современным языком, — душ), воссоединение которых обеспечивало вечную жизнь. Изображение любого предмета, живого существа или человека — это изображение не самого предмета или человека, а изображение его Ка. Скульптура Древнего Египта Скульптура Древнего Египта имела ритуальное значение и была связана с культом мертвых. Основные черты скульптуры сложились в эпоху Древнего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. В пирамидах, в специальном помещении — сердабе, обязательно помещали статую умершего на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием было изображение фигуры целиком, либо стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой — поза движения в вечности, либо сидящей на кубообразном троне, либо в позе «писца» со скрещенными ногами на земле. У фараонов были мощные тела и бесстрастные лица, сохранявшие, однако, портретные черты. Мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские — в желтый. Волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми. Глаза статуй, делали из разных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующие края век, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя — для зрачка. Делалось это египтянами для того, чтобы скульптура выглядела живой, ведь, скульптура, исходя из религиозных представлений египтян, была воплощением Ка изображаемого человека. Помимо статуй умерших в гробницу, особенно в Среднем царстве, помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам — изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. В полном соответствии с общим канонами египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Статуи играли большую роль и в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, меньше акцентируя внимание на деталях. Задачи скульпторов, работавших над культовыми изображениями богов, царей и частных лиц, были иными. Большую группу составляли царские статуи, посвященные фараонами в храм для того, чтобы навеки поставить себя под защиту божества. Молитвы на таких статуях обычно содержат просьбы о здоровье, благополучии, иногда просьбы политического характера. В древнем Египте существовало 3 типа рельефов: 1.Слегка выпуклый. 2.Слегка углубленный. 3.Врезанный контур при нетронутом фоне. Архитектура Нового царства Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы. Наземные храмы представляли собой втянутый в плане прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилона, с внутренней стороны которого две лестницы вели на верхнюю платформу. К наружной стороне пилона прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый, обнесенный колоннадой двор, заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центре двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма — молельня, состоящая из нескольких помещений: в центральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главного бога, в остальных двух — статуи богини-жены и статуи бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в дополнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов. К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский. Скальные храмовые комплексы представляют собой перевёрнутую букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа, может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле. Существенным нововведением Архитектуры нового царства явилось отделение гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице заупокойного храма, а в высеченной, в отдаленном ущелье гробницы, в так называемой «Долине Царей». Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. После прихода к власти в Эхнатона ведется строительство храмов посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Вход оформляли в виде невысокого пилона с мачтами. Однако, поскольку новый культ совершался под открытым небом, храмы Атона не имели характерных колонных залов. Пилоны чередовались с огромными открытыми дворами, заполненными бесчисленными жертвенниками. Построены они были из кирпича, поэтому, до наших дней не сохранились. Древняя передняя азия ИСКУССТВО ШУМЕРА И АККАДА Искусство древних народов Передней Азии может показаться сложным и загадочным: сюжеты, приёмы изображения человека или события, представления о пространстве и времени были тогда совершенно иными, чем теперь. Любое изображение содержало в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стояла система " абстрактных понятий - добро и зло, жизнь и смерть и т. д. Символикой наполнены не только сцены из жизни богов, но и изображения исторических событий. Шумеры создали и уникальную форму письменности - клинопись. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне. Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы. Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Междуречье не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства. Самыми значительными из дошедших до наших дней построек считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200- 3000 гг. до н. э.). Шумерский храм обычно строили на утрамбованной глиняной платформе, которая защищала здание от наводнений. К ней вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные площадки). Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделывали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами - лопатками. Приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм - низкое толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором - не имел окон. На одной стороне двора помещалась статуя божества, на другой - стол для жертвоприношений. Свет проникал в помещения через проёмы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также своды и купола. По такому же принципу строились дворцы и обычные жилые дома. Наиболее распространённым типом скульптуры был адорант (or лат. " adore" - " поклоняться" ), который представлял собой статую молящегося - фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали. Шумерской скульптуре в отличие, например, от древне египетской никогда не придавали портретного сходства; главная её особенность - это условность изображения. Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храма), так и о повседневных делах (доении коров, сбивании масла из молока и т. д.). Рельеф состоял из нескольких ярусов. События разворачивались перед зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста - только царя всегда изображали крупнее других. Примером шумерского рельефа может служить стела (вертикальная плита) правителя города Лагаша Эаннатума (около 2470 г. до н. э.), которая посвящена его победе над городом Уммой. Особое место в шумерском изобразительном наследии принадлежит глиптике - резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Большинство изображённых на печатях сюжетов посвящено противоборству различных животных или фантастических существ. Царь аккадцев Саргон Древний, которого позднее назвали Великим, легко подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские города и создал первое в этом регионе единое государство - царство Шумера и Аккада, которое существовало до конца III тысячелетия до н. э. Саргон и его соплеменники бережно отнеслись к шумерской культуре. Они освоили и приспособили для своего языка шумерскую клинопись, сохранили древние тексты и произведения искусства. Даже религия шумеров была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена. В аккадский период появилась новая форма храма - зиккурат. Это ступенчатая пирамида, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в чёрный цвет, средние - в красный, верхние - в белый. Символика формы зиккурата - " лестницы в небо" - проста и понятна во все времена. Памятников изобразительного искусства аккадского периода сохранилось очень мало. Отлитая из меди голова, возможно, является портретом Саргона Великого. Облик царя исполнен спокойствия, благо родства и внутренней силы. Чувствуется, что мастер стремился воплотить в скульптуре образ идеального правителя и воина. Силуэт скульптуры чёткий, детали выполнены тщательно - всё свидетельствует о пре красном владении техникой работы по металлу и знании возможностей этого материала. ИСКУССТВО ХЕТТОВ И ХУРРИТОВ Государства, созданные хеттами (индоевропейским народом) и хурритами (племенами неизвестного происхождения), существовали недолго, но их творчество отразилось в искусстве последующих эпох. Вероятно, горы для хеттов были чем-то большим, чем просто среда обитания: это часть их религиозного и художественного мира. В религии хеттов существовал культ камня, даже небесный свод они считали каменным. Большинство памятников хеттского искусства известно по раскопкам их столицы - Хаттусы (ныне Богазкёй в Турции). Город окружала мощная стена с пятью воротами, а центром его была находившаяся на скале крепость. Все постройки хетты возводили из крупных каменных или глиняных блоков. Хеттские сооружения обычно асимметричны, перекрытия у них плоские, в качестве опор использовались не колонны, а мощные четырёхгранные столбы. Нижняя часть здания (цоколь), как правило, оформлялась большими каменными плитами - ортостатами, украшенными рельефами. Бережное, исполненное религиозного трепета отношение хеттов к камню определило главные черты хеттской скульптуры: предпочтение отдавалось рельефу, в котором ост рее, чем в статуе, чувствовалась связь с формой каменного блока. Пожалуй, самое замечательное в искусстве хеттов заключается в том, что их памятники гармонично вписывались в окружающую природу и при этом пейзаж превращался в своеобразную " естественную архитектуру". Не только хетты создавали святилища в скалах. Многие народы Древнего Востока стремились превратить окружающий мир в грандиозный храм. Хурриты изобрели, особый тип дворцово-храмовой постройки - бит хилани (дословно " дом галереи" ), здание с комплексом галерей, параллельных главному фасаду. Входная галерея с двумя башнями по краям, к которым вели специальные лестницы, напоминала парадные городские ворота. Немногочисленные памятники хурритской скульптуры - изображения людей, выполненные в условной манере, с напряжёнными, похожими на маски лицами.В этом чувствуется родство с хеттской скульптурой. Однако хурритские мастера в отличие от хеттов шлифовали камень до блеска, и статичная, как бы замкнутая в себе ком позиция оживлялась игрой светотени на поверхности скульптуры. ИСКУССТВО ФИНИКИИ Финикийские ювелиры и скульпторы умело соединяли в своих изделиях традиции разных культур и создавали удивительные произведения - из резного дерева и слоновой кости, золота и серебра, драгоценных камней и цветного стекла. В финикийских городах - Библе, Угарите, Тире, Силоне - возводились богато украшенные многоэтажные сооружения. Исследователи предполагают, что знаменитые дворец и храм древнеиудейского царя Соломона в Иерусалиме построили финикийцы. ИСКУССТВО АССИРИИ Ассирийцы жестоко расправлялись с противником: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабство десятки тысяч людей, переселяли целые народы. Но в то же время за воеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покорённых стран, изучая художественные принципы чужуземного мастерства. Соединив традиции многих культур, ассирийское искусство при обрело неповторимый облик. На первый взгляд ассирийцы не стремились создавать новые формы. В их архитектуре встречаются все известные ранее типы построек: зиккурат, бит хилани. Новизна за ключалась в отношении к архитектурному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города — город крепость с единой строгой планировкой. Украшая покои в царских дворцах, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, создав в этом виде искусства собственный стиль. В каждом рельефе много персонажей, повествовательных подробностей. Фигуры людей на рельефах выполнены в условном, обобщённом стиле, тогда как облик животных передан натуралистично. Иногда мастера прибегали к искажению пропорций, подчёркивая тем самым драматизм ситуации: например, в сценах охоты лев мог быть крупнее лошади. Людей чаще всего изображали в соответствии с каноном: голову, нижнюю часть тела, ноги и одно плечо - в профиль, другое плечо - в фас. Тщательно отделывали детали - завитки волос, складки одежды, отдельные мускулы. Рельефы раскрашивали; возможно, первоначально они очень напоминали на стенную живопись. ИСКУССТВО СКИФОВ Кочевой образ жизни повлиял на искусство этих народов. Они не знали монументальных сооружений и живописи. Художественные произведения скифов — это чаше всего небольшие предметы из золота, серебра и бронзы с изображениями животных. В фигурках зверей и птиц воссоздавались персонажи мифов, отражались представления о строении мира. Практически все образцы скифского искусства были найдены во время раскопок курганов — холмов, насыпанных над захоронениями вождей и царей. Для сложного погребального ритуала специально шили одежду, изготовляли конскую сбрую, ритуальные сосуды, украшения для ножен мечей и колчанов для лука и стрел. При раскопках Чиликтинского кургана в Восточном Казахстане (VIII—VII вв. до н. э.) археологи обнаружили пятьсот двадцать четыре золотых изделия. Среди них олени с загнутыми на спину рогами, свернувшаяся в клубок пантера, голова орла с изогнутым клювом. Изображения животных чрезвычайно выразительны: в них передано и стремительное движение, и внутреннее напряжение при видимости покоя. В облике зверей и птиц мастера подчёркивали мощные рога, сильные копыта, крепкие зубы, зоркие глаза. Художественную манеру скифских мастеров учёные назвали скифским звериным стилем.
Характеристика периодов Эпоха геометрики Эпоха получила название по виду вазописи. Для древнегреческой культуры этого периода характерна связь с культурой ахейцев и, через них — с крито-микенским искусством. В этот период идет процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля — с сырцового кирпича. Мегарон эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаронов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию. Постройки, сырцово-деревянная архитектура, с перекрытиями вальмового типа, как правило, прямоугольные, узкие и вытянутые, могли раскрашиваться. Храм Аполлона Карнейского на о.Фера Храм Артемиды Орфии в Спарте. Храм Аполлона в Фермосе (Ферме). Постепенно развивается типология храма: уже есть и наос, и пронаос. Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты — циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры — меандры, зубцы, треугольники, волны, сетки. Поздняя геометрика Эпоха поздней геометрики получила название «депилонской» по сосудам, найденным у Депилонских ворот в Афинах. Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры — в Аргосе, Беотии, Аттике. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака (наследие ахейцев). В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. В рисунках появляется т.н. ковровое решение. Изображения человека выполняются практически по древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лащение поверхности ваз — проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Направлению свойственна рафинированная стилистика, повышенная тектоничность, замечательное пропорционирование. Крупных скульптур не сохранилось. Малые формы принято разделять на несколько стилей: стиль «тулово» — массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стиле стиль «вытянутых конечностей» — металл, большая привязанность к реальным пропорциям. Классика Классический период в истории Древней Греции, согласно принятой периодизации, охватывает время с рубежа VI – V вв. до 338 г. до н. э. и началась она с победоносных войн с персами.. Скульптуру и живопись Греции V в до н. э. развивали традиции предшествующего времени Основными оставались изображения богов и героев – покровителей полиса и «идеальных» граждан, однако искусство сделало шаг к реализму, что связано с распространением идеи «мимесиса» – подобия – как основной эстетической категории. Преодолевается оцепенелость фигур и схематизм, свойственный архаической скульптуре, статуи становятся более реалистическими Развитие скульптуры связано в V в. до н. э. с именами трех прославленных мастеров – Мирона, Поликлета и Фидия. В пластическом решении эстетическая красота становилась выражением красоты нравственной, как в произведениях афинских скульпторов Крития «Юноша» и Несиота «Группа тираноборцев». Редким образцом бронзовой скульптуры ранней классики был «Возничий» из города Дельфы. Следующим шагом на пути к пластическому совершенству греческой скульптуры нужно назвать бронзовую статую Зевса с мыса Артемисион на острове Эвбея. Наиболее прославленной из скульптур Мирона считается «Дискобол» – атлет в момент метания диска. Совершенное тело атлета в момент наивысшего напряжения – любимая тема Мирона. Искусство Фидия соединило все достижения, которые накопило греческое искусство до середины V в. до н.э. Он дал совершенной натуре жизнь и движение. Под его руководством были исполнены многочисленные сложные пластические украшения Парфенона, храма Афины Парфенос на Акрополе. К следующему периоду истории античной скульптуры относятся горельефы в метопах со сценами борьбы кентавров с лапифами; изображение в углах фронтона бога солнца Гелиоса, сдерживающего своих коней, и богини луны Селены, спускающейся на колеснице и исчезающей за горизонтом. Характерный для Фидия способ, которым искусно сделаны складки их тонких хитонов, получил название «мокрой одежды». Скульптурный фриз Парфенона считается одной из вершин классического искусства. В Парфеноне в зале стояла двенадцатиметровая статуя Афины-Девы. Скульптура поздней классики обладала (по сравнению со скульптурой V в. до н.э.) рядом новых черт. Она стала более утонченной, показывала глубокие человеческие чувства, внутреннее состояние человека. Их воплотили в своем творчестве величайшие греческие скульпторы IV в. до н.э.: Скопас, Праксителъ и Лисипп, передавшие тончайшие оттенки движения человеческой души. Кроме этого, в скульптуре IV в. до н.э. большее место, чем раньше заняли жанрово-бытовые мотивы, оттеснившие на задний план религиозные и гражданские. Эллинизм Эллинизм был насильственным, достигнутым в результате ожесточенных войн. объединением древнегреческого и древневосточного мира. Эллинизм вырастал из двух корней: с одной стороны – из исторического развития древнегреческого общества, вступившего в фазу кризиса полисного строя, с другой — из древневосточных обществ, которые переживали разложение консервативной, малоподвижной общественной структуры.
ЖИВОПИСЬ ВИЗАНТИИ. Как это ни странно, и живопись эпохи Возрождения, и средневековая иконопись имеют общего предка - живопись античную, трансформация которой в иконопись началась еще во времена первых христиан, задолго до официального утверждения христианской церкви. Каноны иконописи складывались постепенно, в течение многих веков. Во времена, когда христианство было запрещенной и преследуемой религией, местом сбора верующих для совместной молитвы были места уединенные, часто - катакомбы. Христиане Рима и Неаполя, Керчи и Сиракуз, Милоса и Александрии построили целые подземные лабиринты, которые были для них и церковью, и кладбищем, и мартирием. Стены катакомб белили и покрывали живописью, в которой использовались художественный язык и сюжеты античности. Однако постепенно античные образы стали приобретать новый, символически- аллегорический смысл. Принцип изображения лиц на фресках также берет свое начало в античной традиции - традиции надгробного портрета. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы