Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Искусство Древней Руси. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева.



Искусство Древней Руси (10-17вв.) формировалось на основе достижений культуры восточнославянских племен, скифов, сарматов. Важнейшими факторами ее сложения стали феодализм и христианство. Влияние православной Византии сказалось во всех сферах художественной культуры. В архитектуре – освоение крестово-купольного типа храма (Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке), новых строительных технологий, приемов декорирования. Западно-европейские влияния ощутимы в оборонительных сооружениях (Псковский кремль, Московский кремль, донжон “Белая вежа”). В монументальной живописи представлены техники мозаики, фрески (Киевская София), в станковой – темпера, масло (иконы “Устюжское благовещение”, «Борис и Глеб” ). Сюжеты – библейские (за немногим исключением - п-т семьи Ярослава Мудрого, скоморохи в росписях Софийского собора в Киеве), изображение символическое, плоскостное; образы – монументальные, культовые. Канон византийский, постепенно изменявшийся под влиянием местных условий. Те же качества видим в книжной миниатюре (“Остромирово Евангелие”). Скульптура существовала в узких пределах архитектурного рельефа (Дмитриевский собор во Владимире, ц. Покрова на Нерли) и мелкой пластики (найденные в белорусских землях фигуративные шахматы, гребни, ухочистки). Круглой скульптуры не было (напоминала языческих идолов, поэтому не разрешалась).

Крупнейшие художественные школы: киевская, полоцкая, новгородская, псковская, черниговская, владимиро-суздальская, московская, ярославская.

Феофан Грек – выходец из Византии (14 в), монументалист (фрески новгородской церкви Спаса на Ильине улице), станковист (двусторонняя икона “Донская богоматерь”), создатель древнейшего высокого иконостаса (Благовещенский собор Московского Кремля, Деисус, высота 2 м), миниатюрист. Живопись Грека почти монохромна (охра с «движками»), линеарна, композиция динамична, образы драматичны, индивидуальны, экспрессивны (фреска «Троица»). Учитель А. Рублева. Грек поднял русское искусство на принципиально новый уровень.

Андрей Рублев (15 в) – ученик Ф.Грека, станковист (иконы «Троица», «Звенигородский чин», иконостас Благовещенского собора Московского Кремля), монументалист (фрески Успенского собора во Владимире ), миниатюрист (миниатюры «Евангелия Хитрово»), монах, соратник Сергия Радонежского. Живопись Рублева мажорна, многокрасочна (любимый цвет - «голубец»), соответствует времени духовного подъема Руси, отличается гармонией.

Дионисий – крупный мастер 16 в., иконописец и фрескист. Его работы изысканно декоративны, радужны, но без глубины Рублева и экспрессии Грека. (росписи Ферапонтова монастыря, житийные иконы митрополитов Петра и Алексея). Симон Ушаков – иконописец 17 в. В его творчестве ощутимы реалистические тенденции - изучение натуры, светотеневая моделировка ( икона «Спас Нерукотворный»), - так же, как в парсуне (первые русские портреты – от искаж «персона»), лубке (народные картинки), что предвещает скорые стилистические изменения петровской эпохи.

16. Русское искусство 2 пол. 18 в. Творчество живописцев А. Лосенко, Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, скульптора Ф.Шубина, архитектора В. Растрелли.

Период расцвета абсолютной монархии в России, дворянской культуры, опиравшейся на новации и достижения петровского времени. Основание Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1757г. – первого российского художественного учебного заведения и крупного культурного центра – определило пути развития русского искусства на многие десятилетия вперед. Ведущим направлением становится классицизм с его гражданственными, патриотическими идеями, преклонением перед классикой и профессионализмом. Чувствуется воздействие барокко, рококо, сентиментализма.

А.Лосенко – первый русский мастер исторической живописи, один из первых выпускников Академии, стажировался во Франции. (“Владимир и Рогнеда”, п-т первого русского драматического актера Волкова).

Д. Левицкий – мастер парадного и камерного портрета, выдающийся колорист. Закончил Академию художеств, руководил портретным классом в ней. (П-ты Демидова, Кокоринова, Екатерины II, “Смолянок» Хованской и Хрущевой, Борщевой, Алымовой).

Ф. Рокотов – п-ты Струйской, Струйского, Новосильцовой, Майкова – изысканные камерные образы в стиле, соединяющем колорит рококо и простоту реалистической композиции.

В. Боровиковский – сентиментализм и романтизм ранних п-тов (“Лизынька и Дашенька”, п-ты Арсеньевой, Лопухиной, Екатерины II), классицизм и реализм поздних.

Во 2-ой пол 18 в. начинается расцвет русской скульптуры, подготовленный деятельностью Н. Жилле в академическом классе скульптуры. Как и в живописи, наивысшие достижения этого вида связаны с портретным жанром. Ф. Шубин – мастер мраморных бюстов в барочном и классицистическом стиле. Земляк Ломоносова, начинал с резьбы по кости, закончил Академию художеств, стажировался во Франции, Италии. П-ты Голицына, Ломоносова, Павла 1. Шубин работал и как декоратор. Французский скульптор Э.-М. Фальконе – автор «Медного всадника». Этот монументальный классицистический портрет Петра 1 – героический образ не только петровской эпохи, но новой России в целом.

С именем Растрелли-сына связан расцвет русской архитектуры середины 18 в. По его проектам построены крупнейшие общественные сооружения периода – Зимний дворец, Большой или Екатерининский дворец в Царском селе, комплекс Смольного монастыря. Все они решены в стиле барокко, отличаются пышностью, монументальностью, живописностью, демонстрируют синтез всех видов искусства.

На протяжении 18 в. русское искусство осваивало законы общеевропейского развития в минимально короткие сроки. Оно представлено во всем многообразии видов и жанров, оно стало светским, современным, структурированным, не утратив при этом своего национального своеобразия.

Русское искусство 1 пол. 19 в. Основные тенденции развития: классицизм, романтизм, реализм в русском искусстве. Живопись О.Кипренского, А. Венецианова, П. Федотова, К. Брюллова, А. Иванова.

Война 1812 г., восстание декабристов 1825 г., николаевская реакция определили напряженность общественной жизни России этого времени, появление революционных идей, усиление роли искусства. Русская школа прошла путь от классицизма до критического реализма через романтизм. Упрочила свое положение в европейской культуре.

Ведущим направлением был классицизм, т.е. искусство, опирающееся на традиции античности и Возрождения. Крупнейшие мастера – К. Брюллов (см.в.30), А. Иванов (“Явление Христа народу”). Их работы воспринимались в контексте современной политической жизни (как обещание скорых перемен), отличались высоким профессионализмом, желанием обновить архаические традиции классицизма. Иванов первый начал работать на пленэре, поднимаясь в своих произведениях от конкретно-реалистических сцен до монументального эпоса.

О.Кипренский – основоположник романтизма в русской школе. Портретист в живописи, графике.(п-ты А.С. Пушкина, Е. Давыдова, “мальчика Челищева”, Авдулиной, героев Отечественной войны 1812 г.). В его романтических, эмоциональных работах заметно влияние реализма и классицизма.

А.Г. Венецианов – один из основоположников бытового жанра (на темы крестьянской жизни), реалистического направления в русском искусстве. “Гумно”, “Весна. На пашне”, “На жатве. Лето”. Угадываются классицистические, романтические, сентименталистские влияния. Основал художественную школу для крестьянских детей, откуда вышли интересные художники (Г. Сорока, С. Зарянко, А. Тыранов).

Крупным мастером критического реализма был П. Федотов.(см. 27)

Александр Андреевич ИВАНОВ

«Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора

«Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару

«Беллерофонт отправляется в поход против Химеры».

“Явление Христа народу”.

Работы воспринимались в контексте современной политической жизни (как обещание скорых перемен), отличались высоким профессионализмом, желанием обновить архаические традиции классицизма. Иванов первый начал работать на пленэре, поднимаясь в своих произведениях от конкретно-реалистических сцен до монументального эпоса.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 711; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь