Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Искусство Возрождения в Италии. Этапы развития (Проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение). Основные мастера.
Проторенессанс – 13-14 вв.; Раннее Возрождение – 15 в., Высокое – к.15-первая треть 16 в., Позднее - последние две трети 16 в. Предпосылки: капитализм, международные контакты, античные влияния, республиканские формы правления, гуманизм, универсализм. Проторенессанс: переплетение готических и ренессансных черт, реформаторы Джотто – живописец, скульптор, архитектор (росписи Капеллы дель Арена, алтарная картина «Мадонна с младенцем и святыми», Кампаниле во Флоренции), Чимабуэ, С. Мартини, Н.Пизано. Раннее Возрождение – повышение профессионального уровня, работа с натурой, изучение античности. Ведущее положение флорентийской школы. Активное развитие светской архитектуры, появление новых ее типов (палаццо Медичи-Рикарди, Микелоццо). Творчество Брунеллески (Воспитательный дом, купол Санта Мариа дель Фьоре). Л.Б. Альберти – первый в истории Возрождения «универсальный человек», теоретик и практик архитектуры (палаццо Ручелаи во Флоренции, фасад ц. Санта Мария Новелла). Донателло – новатор в скульптуре («Давид», «Св. Георгий, статуя Гаттамелаты, первый конный памятник Возрождения), Л.Гиберти («Врата рая» для флорентийского баптистерия), Л. делла Роббиа (майоликовые путти). Решительный разрыв с готикой совершил Мазаччо (фрески капеллы Бранкаччи – «Изгнание из Рая», «Чудо с динарием»). Фра Беато Анжелико (мажорный колорит при архаизме рисунка). П. Уччелло-баталист («Битва при Сан-Романо», разработчик линейной перспективы. Ф. Липпи, А. Мантенья, П. дела Франческа, С. Боттичелли («Весна», «Рождение Венеры»), Гирландайо – яркие мастера. Высокое Возрождение – вершина эпохи, оптимизм, гуманизм, идеализм, реализм. Титаны – Леонардо (см. в.20), Микеланджело (см. в. 21), Тициан, Рафаэль («мастер Мадонн» - Конестабиле, Сикстинская, «со щегленком»). Росписи ватиканского дворца (лоджии и станцы: «Афинская школа», «Диспута», «Парнас»). «Дама с вуалью», «П-т кардинала». Картоны для шпалер на библейские темы. Строительство собора св. Петра в Риме. Школы - Флорентийская, Римская, Миланская, Венецианская, Падуанская, Болонская. Позднее Возрождение. Наступление феодально-католической реакции. Войны, ухудшение внешне-и-внутриполитической ситуации. Трагизм мироощущения. Стилистические изменения (на примере творчества Микеланджело и Тициана). Маньеризм – манерность, деформация, холодный эстетизм (Бронзино, Пармиджанино). Д. Вазари – живописец и историк. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» - первый искусствоведческий труд. А. Палладио – теоретик и практик архитектуры («Четыре книги об архитектуре», вилла Ротонда). Особое положение венецианской школы – богатство, связь с Востоком, оторванность от других школ. Беллини, Джорджоне («Гроза», «Спящая Венера», «Сельский концерт», «Юдифь»), Тициан («Венера Урбинская», «Красавица», «Кающаяся Мария Магдалина», «Св. Себастьян»), Веронезе, Тинторетто.
7. Искусство Северного Возрождения. Искусство, возникшее под влиянием итальянского Возрождения в странах, которые расположены севернее Италии, в 15-16 вв. Крупнейшими очагами этой культуры были Нидерланды, Германия, Франция. Некоторые исследователи считают ее «осенью средневековья», а не проявлением Ренессанса. Однако новые идеи и формы в искусстве этого периода убеждают, что это не конец средневековья, а начало формирования культуры Нового времени. Характерной особенностью этой культуры является переплетение готических и ренессансных черт. В творчестве каждого художника и в каждом произведении соотношение этих начал различно. Нидерландские мастера: Роббер Кампен («Флемальский мастер») – «Троица», «Мадонна с младенцем», «Злой разбойник на кресте»; Рогир ван дер Вейден – «Мария Магдалина», «Св. Лука, рисующий мадонну»; Гуго ван дер Гус – « Адам и Ева», «Алтарь Портинари». Ян ван Эйк – самый крупный мастер 15 в (начинал работать вместе с братом Губертом, считается создателем техники масляной живописи) – «Автопортрет», «П-т жены», «Чета Арнольфини», «Мадонна канцлера Роллена», «Гентский алтарь». На рубеже веков творил Иероним Босх – мастер едкой сатиры, жуткой фантастики, предтеча сюрреализма («Операция по удалению камней глупости», «Семь смертных грехов», «Воз сена», «Сады земных наслаждений» см. в. 23). Творчество Питера Брейгеля Старшего подводит итог нидерландскому Возрождению. Его прозвали «мужицким», потому что произведения (живопись, рисунки, гравюры) проникнуты народным духом, изображают жизнь простых людей с любовью и состраданием. Как и у Босха, в них много аллегорий, символов, философских и политических иносказаний. «Нидерландские пословицы и поговорки», «Игры детей», «Декабрь. Охотники на снегу», «Перепись в Вифлееме», «Слепые», «Битва кошельков и копилок». Немецкие мастера: А.Дюрер (см. в.22), Л. Кранах Старший («Мадонна под яблоней», Г. Гольбейн (портреты). Французские мастера: Ж. Фуке (п-т короля Карла VII, автопортрет), портретисты Клуэ. Искусство Фландрии 17 в. В 17 в. Нидерландское искусство разделилось на две школы – фламандскую и голландскую – в связи с разделением самих Нидерландов на две части: север стал Голландией, юг – Фландрией (современная Бельгия). Историческое и культурное развитие их пошло разными путями. Фландрия осталась феодальной и католической страной под контролем Испании. Голландия завоевала национальную независимост, стала протестантской и капиталистической. Во фламандской школе преобладало барокко, в голландской – реализм. Главным заказчиком искусства во Фландрии была католическая церковь, социальная верхушка. Востребованы были крупноформатные картины для украшения роскошных интерьеров на библейские, мифологические сюжеты, сцены охот, декоративные натюрморты. Крупнейшим мастером был П.П. Рубенс. (см. в. 24) Каждый из учеников разивал отдельную линию в творчестве Рубенса. Ван Дейк – мастер аристократического портрета, много сделавший для становления английской портретной живописи. («П-т Карла 1», «Автопортрет»). Йорданс – продолжатель крестьянской темы, бытового жанра («Сатир в гостях у крестьянина»). Тенирс и Браувер также специализировались на изображении сцен народной жизни. Снейдерс – автор «Лавок» (рыбных, мясных, фруктовых) – огромных декоративных натюрмортов с элементами бытового, анималистического, интерьерного жанров. Все они работали в стиле барокко.
10. ИСКУССТВО ИСПАНИИ Конец 16 — первая половина 17 в. — период блестящего расцвета испанской культуры. В Испании подъем искусства наступает позднее, чем в передовых для того времени странах Европы — Италии и Нидерландах. Католическая религия, игравшая большую роль в жизни Испании, оказывала сильное влияние на изобразительное искусство, на его тематику. . Большое влияние на развитие испанского искусства оказали арабская культура и искусство, отличавшиеся живописностью, декоративностью, динамичностью. Испанское искусство второй половины 16 в. несет печать мрачного величия и трагизма. В Испании распространялось проникшее из Италии течение маньеризма, сохранялись пережитки готики. Подъем национального реалистического искусства начался с конца 16 в.Особое место в испанской живописи второй половины 16 — начала 17 в. занимает Эль Греко, художник философского мышления и мятежных порывов. Трагизм образов Эль Греко, их повышенная выразительность отразили дух современной ему жизни. Самое значительное произведение Эль Греко периода расцвета - «Погребение графа Оргаса»- раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире. Свое понимание человеческих характеров Эль Греко выразил в образах апостолов Петра и Павла. Расцвет испанской реалистической школы, развивавшейся в основном в рамках религиозной живописи в борьбе с идеализирующим придворным направлением, наступил в первой половине 17 в. Одним из первых представителей реалистической школы Валенсии был Хусепе Рибера, живописец и график.В однофигурных композициях Рибера шел от этюдов с натуры: изображал рыбаков, уличных бродяг. Темпераментная лепка пастозным мазком придает пластическую силу суровым фигурам его героев в рубищах и нищенских лохмотьях(«Святой Иероним, внимающий звуку небесной трубы»). Франсиско Гойя (1746-1828) - испанский живописец, гравер, рисовальщик. Выполнил для королевской мануфактуры свыше 60 гобеленов с насыщенными по цвету и простыми по композиции сценами повседневной жизни и народных развлечений (" Зонтик", 1777, " Игра в пелоту", 1779, " Игра в жмурки", 1791, - все - Прадо, Мадрид). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы