Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Искусство “передвижников” и становление критического реализма в русской художественной школе.



Во 2-ой пол 19 в. в русском искусстве преобладает критическое отношение к действительности, гражданственность, социальная направленность. Искусство-проповедь, искусство-размышление легли в основу критического реализма. Его истоки восходят к творчеству П. Федотова (1 п. 19 в.), но в полной мере это направление раскрылось в творчестве художников – “передвижников”. Все началось с “бунта 14” – отказа выпускников Академии художеств писать дипломную работу на тему скандинавского эпоса. Выйдя из Академии, они основали “Петербургскую артель художников” вроде коммун Чернышевского. А затем передовые московские и петербургские художественные силы объединились в Товариществе передвижных художественных выставок (1870 – 1923 гг.) Лидером был И.Н. Крамской (“Христос в пустыне”, “п-т Толстого”), меценатом –П. Третьяков, критиком - В.Стасов. Работали во всех жанрах и видах искусства, главная тема – тяготы народной жизни, основная тенденция - обличение царизма, приоритет национальной тематики. Стиль – критический реализм.

Исторический жанр – Н.Н. Ге (“Петр I допрашивает царевича Алексея”, «Голгофа»), Репин, Суриков. Батальный жанр – В.Верещагин («Апофеоз войны», «Шипка-Шейново», «Тадж-Махал»). Бытовой жанр – В. Маковский («Свидание», «На бульваре»), Н. Ярошенко («Кочегар», «Всюду жизнь», «Курсистка»), Г.Мясоедов («Земство обедает»), В. Максимов(«Все в прошлом»), В.Перов («Сельский крестный ход на Пасхе», «Чаепитие в Мытищах», «Тройка», «Последний кабак у заставы»). Пейзаж – А. Саврасов («Грачи прилетели»), Ф. Васильев («В крымских горах»), И.Шишкин, И.Левитан («Март», «Владимирка». Портрет – В. Перов (п-ты Достоевского, Островского).

Устраивали передвижные художественные выставки по всей России с целью просвещения простого народа, боролись за правдивость и доступность искусства. Их идеи и формы повлияли на развитие советского искусства.

Искусство импрессионизма во Франции.

Мастера: К. Моне – самый последовательный импрессионист, название его работы «Впечатление. Восход солнца» дало термин «импрессионизм» (серии «Стога сена», «Руанский собор», «Кувшинки», «Дама в саду»); О. Ренуар («Лягушатник», «Зонтики», «п-т Жанны Самари», ню); Э. Дега, живописец, скульптор, график – не считал себя импрессионистом, но выставлялся вместе с ними, был близок творчески ( «Голубые танцовщицы», «Скачки», «Прачка», скульптура «Маленькая танцовщица»); К. Писсарро («Бульвар капуцинок в Париже»), А. Сислей (пейзажи Иль –де-Франс), Б.Моризо – единственная женщина в первом поколении импрессионистов («Куст рябины», «На балконе»); О.Роден – скульптор- импрессионист («Мыслитель», «Вечная весна», «Граждане Кале», п-т В. Гюго).

Импрессионизм –это направление в искусстве последней трети 19 – начала 20 века, мастера которого, фиксируя свои мимолетные впечатления, стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости.
Особо яркими представителями стиля являлись: Э. Мане, О.Ренуар, Э. Дега, Огюст Роден, Ван Гог, Гоген. В своих работах, они использовали фрагментарные реальности ситуаций, неуравновешенные композиционные построения, неожиданные ракурсы, точки зрения.
Зарождение жанра пейзажа в импрессионизме
В 1870–1880-е годы формируется пейзаж французского импрессионизма: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра, создавали в своих картинах ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения форм в вибрации света и воздуха. Название направления произошло от наименования картины К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце».
Ипрессионизм в скульптуре
Понятие импрессионизм применяется также к скульптуре 1880–1910-х годов, обладающей некоторыми импрессионистическими чертами – стремлением к передаче мгновенного движения, текучестью и мягкостью формы, пластической эскизностью (бронзовые статуэтки Дега)
Дега Эдгар.
Дега - французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.
«Абсент» 1875-1876 гг. (Холст, масло) Эта картина изображает пьяную, усталую пару, выпивающую абсент. Это 2 совершенно обычных, потерявших надежду человека.

«Хлопковая контора» -в целом, картина представляет собой живую зарисовку повседневной жизни.

Огюст роден- Французский скульптор, признанный одним из создателей современной скульптуры.

Роден достиг виртуозного мастерства в передаче художественными средствами движения и эмоционального состояния своих героев и в изображении человеческого тела.
" Граждане города Кале» (1884 по 1888 ) бронзовая скульптура, посвящённая одному из эпизодов Столетней войны.
«Мыслитель» (1880—1882 гг)- универсальный образ творца. Роден наделил своего героя физической мощью, однако исполнил его подчёркнуто аллегоричным, не имеющим реальных прототипов.
«Поцелуй»- изображена целующаяся пары. Жена влюбилась в младшего брата мужа, но они были обнаружены и убиты ее мужем.

Винсент Ван ГОГ известный нидерландский художник-импрессионист.
«Едоки картофеля» 1885 г.
В тёмном мрачном помещении сидят за столом пять человек. Свисающая сверху керосиновая лампа освещает худые, усталые лица и большие натруженные руки. Скудная трапеза крестьян - тарелка с вареным картофелем и жидкий кофе. В образах людей сочетается монументальное величие и сострадание, живущее в широко открытых глазах.
Поль Сезанн. Французский художник-живописец, яркий представитель постимпрессионизма. Его произведения наполнены внутренней энергией притяжения и отталкивания.
«Натюрморт с яблоками» 1894 г

 

 

23. Творчество Иеронима Босха.

Нидерландский художник 2 пол. 15-н. 16 вв., создатель мрачных мистических видений. Средневековая демонология сочетается у него с народным юмором. Философия — с морализаторством. Поздняя готика — с нарождающимся Северным Возрождением. Считается предтечей сюрреализма. Его загадочное творчество, полное иносказаний и точных жизненных наблюдений, уходит своими корнями в народную культуру и в готическое средневековое искусство. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Босх в многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (" Искушение Св.Антония", Национальный музей старинного искусства, Лиссабон; триптихи " Воз сена", " Сад наслаждений", " Поклонение волхвов" - все в Прадо, Мадрид; " Корабль дураков", Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа; тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры П. Брейгеля Старшего. В дальнейшем мир причудливых образов Босха питали фантастически-романтические искания многих художников ХIХ-ХХ веков. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в живописной традиции.

Творчество Федотова.

Творчество П.А. Федотова(1815—1852) открывает этап критического реализма в русском искусстве. Офицер, посещал рисовальные классы, учился у “малых голландцев”, работы ограничиваются рисунками и эскизными набросками. Они сильно отзываются влиянием Хогарта. Прошел творческий путь от карикатур и бытовых зарисовок. Его произведения проникнуты духом социальной сатиры. не столько добивается точного воспроизведения действительности, сколько успевает рельефно выставлять напоказ общечеловеческие слабости и недостатки и осмеивать пошлые или тёмные стороны современных ему русских нравов. Сочинение этих произведений отличается сложностью и запутанностью; их основная идея, так сказать, подчеркивается прибавкою к выражающей её главной сцене побочных эпизодов; художник не скупится на аксессуары, способные усилить вразумительность сюжета, и иногда совершенно загромождает ими свою композицию; движение человеческих фигур хотя и характерно, но угловато и утрированно; то же самое надо сказать и о лицах, которых тип и экспрессия переходят в гримасу. Шедевры Федотова — портрет Н. П. Жданович за фортепиано (1849), «Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик» (1846), «Разборчивая невеста» (1847), «Сватовство майора» (1848), «Завтрак аристократа» (1849—1851), «Вдовушка» (1851 — 1852), «Анкор, еще анкор! » (ок. 1851). Федотовское направление (как говорили уже в 1850-х годах) — стало школой для мастеров русской реалистической живописи середины и второй половины XIX века.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 664; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь