Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЗАО «Современные знания» 2008



ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ

Имени А.М. ШИРОКОВА»

 

 

Утверждена

Советом Института

современных знаний

30 мая 2005 г.

Регистрационный № ТД- 420 / баз.

 

ИСТОРИЯ МИРОВОГО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

для студентов специальности 1-21 04 01 «Культурология»

 

Минск

ЗАО «Современные знания» 2008

 

Лекция 1. Введение

Искусство — одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство помогает познавать мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Возникнув из трудовой деятельности человека, искусство стало оказывать благоприятное влияние на его развитие, особенно на развитие эстетических представлений. По­знавательная роль искусства сближает его с наукой. Художник, как и ученый, стремится понять смысл жизненных явлений, выявить в случай­ном, преходящем, наиболее характерное и типичное. В отличие от науки искусство выражает свои представления об окружающем мире не посред­ством отвлеченных понятий, а с помощью конкретных художественных образов. Типичное в жизни воплощается в художественных произведениях, в неповторимых индивидуально-характерных формах.

История искусства представляет собой сложную, противоречивую карти­ну развития различных национальных школ, стилей, течений, творческих личностей, находящихся во взаимодействии. В своем творчестве художники исходят не только из непосредственных впечатлений, наблюдений и изучения окружающей их жизни, но также из опыта, веками на­копленного человечеством; художники то опираются на тра­диции национальных школ, то противопоставляют им свое новое понима­ние явлений действительности. Специфические особенности изобразительного искусства своеобразно раскрываются в каждом отдельном его виде.

Лекция 2. ВИДЫ, РОДЫ и ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

ВИДЫ ИСКУССТВА — различные формы эстетической деятельности человека, художественно-образного мышления. Различают искусства изо­бразительные (живопись, скульптура, графика)и неизобразительные (архитектура, прикладное искусство). В свою очередь, изобразительные и не­изобразительные искусства условно разделяются на роды, хотя между ними сложно провести четкую грань: станковый, монументальный, декора­тивный. Неизобразительные искусст­ва более четко разделяются в соот­ветствии с материалом (деревянное зодчество, керамика), техникой (каркасная архитектура, резьба), назначе­нием (общественные здания, утварь). В общей системе искусств виды искусств так­же условно объединяются в роды: виды искусства, имеющие в своей основе пла­стику человеческого тела (пантоми­ма, балет, акробатика), пластические, или пространственные (архитектура, скульптура, живопись), временные (поэзия, музыка), временно-простран­ственные (драматический и музы­кальный театр, кино), синтетические (видеоискусство, дизайн).

ЖИВОПИСЬ — вид визуального (воспринимаемого зрением), статичного (не изменяющегося во времени), пространствен­ного искусства, не имеющего (в от­личие от архитектуры и прикладного искусства) прямого практического применения. Живопись отличается при этом от скульптуры своим плоскостным (не объемным) характером, а от графики— той первостепенной ролью, которую в живописи играет цвет. При этом формальные отличия живописи от скульптуры и графики нельзя абсолютизировать, поскольку живопись при­обретает некоторый объем благодари фактуре, пастозному красочному слою и технике коллажа: она может быть однотонной, монохромной, а также может быть тесно связана с сооружением или предметом, зачастую выполняет разнообразные (хотя не собственно утилитарные) функ­ции, как религиозные (в разных куль­товых системах), так и светские.

Основные разновидности живописи — станковая и монументаль­ная — связаны с той материальной основой (несущей плоскостью), на какую наносится живописное произ­ведение. В станковой картине такой основой служит достаточно прочный и плотный материал (натя­нутый на подрамник холст, деревян­ная доска, лист картона, металла и т. п., обычно покрытые специаль­ным грунтом), позволяющий свобод­но перемещать произведения: разве­шивать на стенах, экспонировать на выставках, формировать музейные и частные коллекции. Как правило, произведения станковой живописи предна­значены для показа и восприятия в интерьерах. Важным атрибутом кар­тины является рама, придающая жи­вописному образу завершенность и позволяющая при восприятии четко отграничить живописное иллюзорное пространство от реального окружения картины — пространства интерьера. «Носителем» монументальной живо­писи является неподвижная архитектурная основа (стена, свод, опора здания) или специальная конструкция. Монументальная живопись может быть предназначена для интерьеров, фасадов, открытого городского простран­ства, внешней среды. С этим связана необходимость выбора для монумен­тальной живописи более прочных (чем для станковой) материалов и разра­ботки технологии, исключающей выгорание на свету, размывание ат­мосферными осадками и другие из­менения живописи во внешней среде (ка­менная, керамическая или смальтовая мозаика, витраж) из цветных сте­кол, фреска и другие виды росписи). Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (сте­ны, несущей конструкции); важной задачей художника является здесь достижение синтеза искусств— гармоничного единства, логической связи, стилевого и образного единст­ва монументальной живописи и архитекту­ры. Основой живописи может быть и пред­мет; в этом случае, как правило, в ней преобладает декоративное начало. Особые виды живописи—иконопись, миниатюра, декорационная живопись, диорама, панорама.

Живопись обладает широким кругом вы­разительных средств, среди которых важнейшие — композиция, рисунок и цвет(колорит). Живописьможет пользо­ваться как оттенками одного цвето­вого тона, так и системой взаимосвя­занных тонов (красочная гамма), не­изменяемым локальным цветом или цветовыми градациями (полутона, переходы, оттенки), показывающими различия в освещении предметов, в их положении в пространстве и сре­де; рефлексы обнаруживают взаимо­действие различно окрашенных объ­ектов; единство живописного тона позволяет объединять предметы со средой, валёры показывают тончай­шие оттенки, возникающие при вза­имодействии предметов и среды. На непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естествен­ного солнечного света и воздушной среды (пленэр). Выразительность живописи достигается и характером мазка, об­работкой красочной поверхности (фактура). Построение объема и пространства в живописи связано с линей­ной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использова­нием конструктивных качеств рисун­ка и пространственных свойств теп­лых и холодных цветов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей прозрачные и полупрозрачные слои (подмалевок и лессировки).

Основные технические разновид­ности живописи: масляная живопись (крас­ки на растительном масле как связу­ющем веществе), темпера (краски на естественных и искусственных эмуль­сиях), клеевая живопись, восковая живопись (в т. ч. энкаустика), живо­пись водяными красками по штука­турке сырой (фреска) и сухой (секко), эмаль, живопись керамическими, силикатными, синтетическими крас­ками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь служат для ис­полнения как живописных, так и графических произведений.

По традиции основными инстру­ментами живописи служат кисти различной ширины и мягкости, но употребля­ются также мастихин и специальные устройства для распыления жидкой краски (аэрографы) и для перенесе­ния на холст изображений фотохи­мическим способом.

 

Графика.

Графика - искусство рисунка. Графическое изображение, как правило, состоит из линий, штрихов, точек, пятен и т. д. По своей природе графическое изображение условнее живописного, хотя изобразительно-выразительные средства графики во многом те же, что и у живописи. В отличие от живописи цвет в графике преимущественно один (обычно черный), но существует графика, прибегающая и к помощи другого цвета.

Графику можно делить на станковую и прикладную. Станковая графика имеет самостоятельное значение. К прикладной относятся те жанры графики, которые связаны с другими видами деятельности, например промышленная графика или иллюстрация. К жанрам графики относятся все виды графического рисунка - книжная иллюстрация, плакат, карикатура, промышленная графика и т. д. Каждый из этих жанров отличается большой глубиной проникновения в изображаемое явление. Книжная графика - это не только оформление книги (обложка и суперобложка, титул, рисунок в начале и конце текста и т. д.). Иллюстрация ставит задачей раскрыть идеи и образы произведений, внутренне соответствовать его глубинному содержанию. Однако книжная иллюстрация - не простая копия литературного текста, переведенного на язык графики, а самостоятельное художественное произведение.

Гравюрой называют отпечаток на бумаге, полученный с обработанной особым образом печатной доски. Печатной доской могут служить и деревянная дощечка, и металлическая пластинка, и линолеум, и гладкий камень. Художник собственноручно наносит изображение на эту печатную форму и соответствующим образом ее обрабатывает. В зависимости от материала и способа его обработки различают разные виды, или техники, гравюры: офорт, литография, ксилографию и т. д. Но сама по себе «доска» имеет лишь подсобное значение: целью художника является отпечаток на бумаге - оттиск, или, как его иногда называют эстамп.

Рисунок, как и картину, можно сделать только в одном экземпляре. Он по своей природе уникален. Повторить его нельзя, потому что каждая копия и репродукция всегда бывают хуже подлинника. Иначе обстоит дело с гравюрой. Главным ее качеством является тиражность - возможность сделать с одной печатной доски много оттисков. Все эти оттиски будут художественными произведениями.

Скульптура.

Скульптура воспроизводит явления в объемной форме. Скульптор создает задуманный им образ из твердых материалов - камня, кости, бронзы, мрамора, определенных пород дерева, керамики - с учетом пластических возможностей каждого из них. Основным объектом изображения в скульптуре всегда было лицо и тело человека.

Выразительные средства скульптуры подчинены задаче объемного воспроизведения в материале. Поэтому основными изобразительными средствами скульптуры являются объем, силуэт, пластика, ритм. Они используются таким образом, чтобы созданное художником произведение просматривалось со всех сторон, а силуэт его четко рисовался в пространстве, был органично с ним связан.

Произведения скульптуры выступают в виде портрета или бюста (погрудного изображения), торса и фигуры или статуи (изображение во весь рост). Самым распространенным видом скульптуры является объемная круглая трехмерная скульптура, которую можно рассматривать со всех сторон.

Наряду с круглой скульптурой существует еще и рельефное изображение. По высоте выступающих из плоскости объемов различают высокий — горельеф, низкий - барельеф и вогнутый - контррельеф. Они могут служить и для оформления зданий, быть деталью памятника и т. д.

В развитии художественной культуры особенно большое место занимает скульптура монументальная. К ней относятся прежде всего памятники. Монументальная скульптура связана с архитектурой или естественной средой.

ЖАНР — в изобразительных искусствах это сово­купность произведений, объединяе­мых общим кругом тем, предметов изображения (исторический жанр, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт, ню, интерьер, анималистический, а также автор­ским отношением к предмету, лицу, явлению (карикатура, шарж) либо способом их понимания и истолко­вания (аллегория, фантастика).Элементы жанровых различий из­вестны с глубокой древности: анима­листические образы в пещерах пале­олита, фиксация мифологических преданий в петроглифах неолита, портреты Древнего Египта и Месо­потамии с III тыс. до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках, иера­тические религиозные композиции (христианские, буддийские) средних веков. Однако формирование жанров как системы, характеризующей многооб­разный круг интересов, присущий ми­ровой художественной культуре, на­чалось в 15—16 вв. и совершилось в основном в 17 в. в связи с общим прогрессом европейского искусства; разделение его на отдельные жанры спо­собствовало более глубокому изуче­нию и отражению искусством дей­ствительности и духовных ценностей общества. Становление жанров связано с накоплением и развитием средств, навыков, традиций каждого из них. Современное понятие жанра получи­ло наибольшее развитие на почве станковой живописи. В скульптуре разделение жанров несколько иное, по­скольку их классификация основана во многом на целевом назначении скульптурных произведений (памятник, надгробие, декоративный рель­еф, медаль, гемма), но и здесь со­храняются устойчивые тематические жанры (портрет, бытовой, исторический, батальный). Наряду с системой европейских современных жанров есть другие системы, сложившиеся в дру­гих географических и исторических условиях. Таковы жанры классической китайской живописи (жэнь-у, шань-шуй, хуа-няо), отвечающие особен­ностям гуманитарной традиции Ки­тая; своя система жанров сложилась в древнерусском искусстве; можно выделить специфические признаки жанров в искусстве Древнего Востока, Древней Америки, античного мира и т. д.

Жанр — историческая категория. Сложившиеся жанры меняются в про­цессе развития искусства. Некоторые жанры отмирают или приобретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые — обычно в результате дифференциации ранее суще­ствовавших (напр., появление архитектурного пейзажа и марины как разновидностей пейзажного жанра). Воз­никают новые синтетические жанры (напр., сочетание бытового жанра, с пей­зажем, группового портрета с исто­рическим жанром). Слова «жанр», «жанровый» нередко означают бытовой жанр и его спе­цифические качества. Все виды и жанры изобразительного искусства тесно взаимосвязаны.

 

Месопотамия

Древняя Месопотамия, как и Египет, своим расцветом обязана рекам - Тигру и Евфрату. Страна разделялась на две части: Ассирию на севере и Вавилонию на юге. Древняя история этого царства охватывает период примерно с 3 000 до 500 лет до н.э. С древнейших времен она была точкой соприкосновения трех континентов: Африки, Азии и Европы, и поэтому имела большое влияние на весь остальной тогдашний мир. Одновременно, благодаря финикийцам, она за тысячу лет до н.э. установила и поддерживала тесные контакты с народами Средиземноморья, прежде всего с греками. Для искусства Месопотамии характерен монументализм, независимо от того, идет ли речь о «Судебнике Хаммурапи» или о висячих садах Вавилонии. Стены вокруг Вавилонии тянулись на 18 км, а их ширина была такой, что по ним могла проехать квадрига. Чудом называют висячие сады Вавилонии, созданные на фантастических пирамидах и террасах, сады, в которых произрастало бесчисленное множество цветов и деревьев. Нехватка строительного камня — в отличие от Египта — способствовала интенсивному развитию производства кирпича на основе битума, которого было в избытке. Кирпичи наружних дворцовых стен украшались разноцветной эмалью и фризами, заполненными изображениями фигурок и надписями, как на Воротах Иштар.

В скульптуре преобладают, в основном, сцены войны и охоты. Сам царь изображается гигантским и величественным, на коне или в боевой колеснице, смело убивающим льва или поражающим врагов, которые, как правило, убегают. Человеческая фигура изображается только в фронтальной плоскости и с головой в профиль. Наиболее характерные черты лица, такие, как глаза и нос, изображаются гораздо большими, чем есть на самом деле, в то время как второстепенные детали (лоб или подбородок) — значительно меньшими.

 

Венеция

В то время как в Средней и Южной Италии кратковременный «золотой век» Высокого Возрождения был завершен в первые три десятилетия 16 в., а в последующие годы наряду с величайшей его вершиной — творчеством Микеланджело — развивалось упадочное маньеристическое направление, на севере Италии, в Венеции дает свои полновесные плоды гуманистическое искусство Высокого и позднего Возрождение.Особого расцвета достигла венецианская живопись, отличавшаяся богатством и насыщенностью колорита. Языческое преклонение перед красотой физической сочеталось здесь с интересом к духовной жизни человека. Чувственное восприятие мира было более непосредственным, чем у флорентийцев, и вызвало развитие пейзажа.

Этап Высокого Возрождения в Венеции открывает искусство Джорджоне (ок. 1477—1510), сыгравшего для венецианской живописи ту же роль, что Леонардо для среднеитальянской. По сравнению с ясной рациональностью искусства Леонардо живопись Джорджоне пронизана глубоким лиризмом и созерцательностью. Раскрытию поэтичности и гармонии его совершенных образов способствует пейзаж, занимающий видное место в его творчестве. Гармоническая связь человека с природой — важная особенность творчества Джорджоне.

Среди ранних его произведений привлекает нежной мечтательностью, тонким лиризмом «Юдифь» (ок. 1502 г., Санкт-Петербург, Эрмитаж). В картинах «Гроза» (ок. 1505 г., Венеция, галерея Академии) и «Сельский концерт» (ок. 1508—1510 гг., Париж, Лувр), сюжеты которых остались неустановленными. Сочетание идеального гармоничного с конкретно-индивидуальным в характеристике человека отличает написанные Джорджоне портреты. Привлекает глубиной мысли, благородством характера, мечтательностью и одухотворенностью Антонио Брокардо (ок 1508—1510, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Образ совершенной возвышенной красоты и поэтичности получает свое идеальное воплощение в «Спящей Венере» (ок. 1508—1510, Дрезден, Картинная галерея). Джорджоне умер в расцвете творческих сил от чумы, так и не завершив свою самую совершенную картину. Пейзаж в «Спящей Венере» дописывал Тициан(1485/90—1576), исполнивший и ряд других заказов, порученных Джорджоне. Ранние произведения Тициана отмечены поэтичностью мировосприятия. Но в отличие от мечтательно-лиричных героев своего предшественника Тициан создает образы более полнокровные, активные, жизнерадостные. В картине «Любовь земная и небесная» (1510-е гг., Рим, галерея Боргезе) на фоне прекрасного идиллического пейзажа представлены две женщины. Сюжет этой аллегории, так же как и ряда картин Джорджоне, не имеет единого толкования. На противопоставлении двух характеров строит Тициан композицию «Динарий кесаря» (1515—1520, Дрезден, Картинная галерея): благородство и возвышенная красота Христа подчеркиваются хищным выражением лица и уродливостью стяжателя-фарисея.

К периоду творческой зрелости Тициана относится ряд алтарных образов, портретов и мифологических композиций. В его произведениях 1518—1530 гг. грандиозный размах и пафос сочетаются с динамикой построения композиции, торжественным величием, с передачей полноты бытия, богатством и красотой насыщенных цветовых гармоний. Таково «Вознесение Марии» («Ассунта», 1518, Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари). В картине «Венера Урбинская» (ок. 1538, Флоренция, Уффици) образ чувственной обнаженной красавицы низводится с поэтических высот введением на втором плане фигур служанок, что-то достающих из сундука. В самой жизни он находит идеал полнокровной зрелой красоты, воплощенной в мифологические образы, — «Венера перед зеркалом» (ок. 1555 г., Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Даная» (ок. 1554 г., Мадрид, Прадо).Уже в раннем портрете «Юноши с перчаткой» (1515—1520, Париж, Лувр) образ приобретает индивидуальную конкретность, и вместе с тем в нем выражены типические черты человека Возрождения. Поразителен по раскрытию утонченного духовного мира портрет Ипполито Риминальди (конец 1540-х гг., Флоренция, галерея Питти). Как своеобразный документ эпохи воспринимается групповой портрет в рост папы Павла III с племянниками, кардиналами Алессандро и Оттавио Фарнезе (1545—1546, Неаполь, Музей Каподимонте), обнажающий эгоизм и лицемерие, жестокость и алчность, властность и подобострастие, дряхлость и цепкость — все то, что связывает этих людей.

Усиление феодально-католической реакции и глубокий кризис, переживаемый Венецианской республикой, вызывают обострение трагедийного начала в поздних произведениях художника. В них преобладают сюжеты мученичества и страданий, непримиримого разлада с жизнью, стоического мужества. «Кающаяся Магдалина» (1560-е гг., Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Коронование терновым венцом» (ок. 1570 г., Мюнхен, Пинакотека), «Св. Себастьян» (ок. 1570 г., Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Пьета» (1573—1576, Венеция, галерея Академии). И в поздних, даже самых трагических по своему звучанию произведениях Тициан не утратил веры в гуманистический идеал. Полным сознания собственного достоинства, веры в торжество разума, умудренным жизненным опытом предстает он перед нами в «Автопортрете» (ок. 1560, Мадрид, Прадо).

Вторая половина 16 в.— сложный переходный период в искусстве Венеции, отмеченный переплетением самых различных тенденций. С усилением экономического кризиса в Венеции, нарастанием феодально-католической реакции во всей Италии в венецианской культуре осуществляется постепенный переход от художественных идеалов Высокого Возрождения к позднему Возрождению. Восприятие мира становится более сложным, сильнее осознается зависимость человека от окружающей среды, развиваются представления об изменчивости жизни, утрачиваются идеалы гармонии и целостности мироздания.

Наряду с образами отдельных героев все чаще в произведениях выдающихся живописцев этого времени возникает образ толпы. Идеалы гуманизма, однако, продолжали жить и в искусстве позднего венецианского Возрождения. Младший современник Тициана Веронезе (1528—1588), автор блестящих по колориту, грандиозных по размаху алтарных картин и декоративных росписей. Он обращается к более непосредственному отображению современной ему жизни. На фоне венецианских палаццо развертывается пиршество, запечатленное в композиции Веронезе «Брак в Кане» (1563, Париж, Лувр), включающей около ста тридцати фигур. Среди пирующих, наряду с портретами европейских правителей, Веронезе изобразил в облике музыкантов крупнейших венецианских живописцев — Тициана, Тинторетто и самого себя.

Усиливающийся кризис ренессансных идеалов остро дает о себе знать в творчестве последнего великого художника эпохи Возрождения — Тинторетто (1518—1594). Созданные им произведения по глубине, значительности, мастерству не уступают самым крупным явлениям эпохи Возрождения. Его бунтарское искусство, полное страстности, титанической мощи, пронизано необузданной фантазией, одухотворенностью, динамикой, выражающей эмоциональные порывы.

Во второй половине 16 в. в Западной Европе наступает кризис духов­ной культуры, объявляется поход против гуманизма во всех его проявлениях. Однако гуманизм был слишком могучим и жиз­ненным явлением, чтобы угаснуть без героической борьбы за свои высокие идеалы. В этих условиях позднего, завершающего этапа Возрождения, возникает «трагический гуманизм», раскрывающий более глубоко проти­воречия между человеческой личностью и окружающим ее обществом, осознается жестокий разрыв между ренессансными идеалами и враждеб­ными антигуманистическими силами, начинающими побеждать в обще­стве. Стадию позднего Возрождения проходят, кроме Италии, Нидерланды, Франция и Англия.

Лекция 28. ИСКУССТВО РОССИИ 18 в. (ПЕТРОВСКАЯ ЭПОХА)

XVIII век был временем широкого и всестороннего расцвета русской художественной культуры, обусловленного коренными социально-экономическими и политическими преобразованиями, которые осуществлялись Петром I. В отличие от средневековой эпохи, когда искусство носило культовый характер, в XVIII веке стали интенсивно развиваться его светские формы. Строительство новой столицы России — Санкт-Петербурга - и других городов, повлекло за собой развитие декоративной пластики и живописи, круглой скульптуры и рельефа, которые придавали неповторимую красоту архитектурным ансамблям, способствуя формированию искусства первой половины и середины XVIII века. Оно складывалось на основе национальных традиций, но впитывало в себя творчески претворенные черты европейских художественных стилей — классицизма XVII века, а в дальнейшем — барокко.

Петр I приглашал иностранцев в Россию, но вместе с тем заботился о воспитании русских художников. В первой четверти XVIII века широко практиковалось «пенсионерство» — посылка за границу для обучения и совершенствования в профессии. Именно так было с И. Н. Никитиным, А. М. Матвеевым, И. К. Коробовым и другими художниками и архитекторами. Приглашая иностранцев в Россию, их обязывали не только исполнять работы по договору, но и обучать русских.

Русское искусство первой половины XVIII века принято разделять на три временных этапа: Петровская эпоха (первая четверть XVIII века), конец 1720-х — начало 1740-х и 1740-е — 1750-е годы. Первый этап характеризуется, развитием светских форм изобразительного искусства, созданием новой системы художественного образования, решением градостроительных задач. Второй этап — время, когда петровские реформы приносят ощутимые плоды в области архитектуры и изобразительного искусства, когда возвращаются из-за границы и начинают работать многие петровские пенсионеры, закладываются основы развития искусства середины XVIII столетия. Третий этап представляет собой период дальнейшего подъема национальной художественной культуры, определенный возврат к традициям искусства Древней Руси, расцвет архитектуры барокко.

Крупным архитектором петровской эпохи был Доменико Трезини (ок. 1670—1734), соорудивший Петропавловский собор (1712 — 1733) и Петровские ворота в Петропавловской крепости, спроектировавший здание Двенадцати коллегий (1722—1742), главного административного учреждения страны, и Гостиный двор (1723— 1735, находился недалеко от здания Двенадцати коллегий, не сохранился). Здания, построенные Трезини, способствовали формированию приемов русского барокко. Они отличались рациональностью планов и конструкций, а также умеренным пластическим убранством фасадов. С именем И. К. Коробова (1700—1747) связаны большие работы в Адмиралтействе, проводившиеся в 1730-х годах. П. М. Еропкин (ок. 1698—1740) был выдающимся градостроителем. Общая направленность строительства середины XVIII века принципиально другая, чем в начале столетия. В эти годы подъема дворянской культуры определяющими были дворцовые и церковные сооружения. Крупнейшим архитектором того времени был Франческо-Бартоломео Растрелли(1700—1771), сына известного скульптора. Самыми характерными его постройками стали три больших комплекса — Екатерининский дворец (1752 — 1756) в Царском Селе, Зимний дворец (1754—1762) и Смольный монастырь (1748—1764) в Петербурге, представляющие собой как бы три типа дворцов: загородного, городского и дворца-монастыря.

В Древней Руси скульптура, в отличие от живописи, находила небольшое применение, в основном как украшение архитектурных сооружений. В первой половине XVIII века постепенно осваиваются все жанры станковой и монументальной скульптуры. Прежде всего начинает развиваться монументально-декоративная пластика, тесно связанная с ар-хитектурой. Под руководством архитектора И. П. Зарудного создавался резной декор Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, церкви Архангела Гавриила в Москве (Меншикова башня). Б.-К. Растрелли (1675 —1744) явился первым мастером скульптуры в России. Большой известностью пользуется его бронзовый бюст Петра I (1723—1730), бюст А. Д. Меншикова. Самое значительное произведение Растрелли — конный памятник Петру I.

Живопись первой половины XVIII столетия представлена новыми для русского искусства жанрами - историческим, батальным, портретом, натюрмортом, миниатюрой. Широкое распространение получает монументально-декоративная живопись. В станковой живописи основными материалами становятся холст и масляные краски. В ранних произведениях, создававшихся на рубеже столетий, еще сохраняются элементы средневековой портретной живописи — парсуны, с характерной для нее передачей социального положения модели, статичностью поз, плоскостностью трактовки форм, интересом к орнаменту или «узорочью».

И. Н. Никитин и А. М. Матвеев быстрее других преодолели иконописные влияния и создали произведения нового времени. Середина XVIII века — время подъема и возрождения национальных традиций — в области живописи представлена именами И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова. Легкость и свобода в построении композиции, в движении кисти и мазке петровских пенсионеров сменяется у мастеров середины столетия большей традиционностью письма, нарочитостью. Локальность цветовых пятен в полотнах Антропова, архаизм композиции Вишнякова, статика Аргунова связывают их произведения с искусством конца XVII века.

В эпоху петровских реформ гравюре придавалось большое значение, ибо она отражала успехи политического и культурного строительства русского государства. Она существовала в форме книжной иллюстрации, а также самостоятельных станковых произведений, исполненных в жанре баталии, городского пейзажа, портрета и т. д. Мастером гравюры начала XVIII века был Алексей Федорович Зубов(1682 — после 1750). В середине XVIII века обширную серию видов Петербурга создал М.И. Махаев. При помощи камеры-обскуры он фиксировал контуры изображений, а затем сочинял свои композиции — панорамы Невы с кораблями, виды отдельных зданий вдоль этой реки и каналов. Вместе с совершенствованием «ученой» гравюры в русском искусстве XVIII столетия получает развитие народная картинка — лубок, резавшийся вначале на дереве, позднее — на меди. Именно в ней, сохранявшей традиционные сюжеты и в то же время, затрагивавшей злободневные вопросы, отчетливее всего проявилась сатирическая тенденция в изобразительном искусстве всего XVIII века.

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ

Имени А.М. ШИРОКОВА»

 

 

Утверждена

Советом Института

современных знаний

30 мая 2005 г.

Регистрационный № ТД- 420 / баз.

 

ИСТОРИЯ МИРОВОГО

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

для студентов специальности 1-21 04 01 «Культурология»

 

Минск

ЗАО «Современные знания» 2008

 

Лекция 1. Введение

Искусство — одна из форм общественного сознания. В основе искусства лежит художественно-образное отражение действительности. Искусство помогает познавать мир, формирует духовный облик людей, их чувства и мысли, их мировоззрение, воспитывает человека, расширяет его кругозор, пробуждает творческие способности. Возникнув из трудовой деятельности человека, искусство стало оказывать благоприятное влияние на его развитие, особенно на развитие эстетических представлений. По­знавательная роль искусства сближает его с наукой. Художник, как и ученый, стремится понять смысл жизненных явлений, выявить в случай­ном, преходящем, наиболее характерное и типичное. В отличие от науки искусство выражает свои представления об окружающем мире не посред­ством отвлеченных понятий, а с помощью конкретных художественных образов. Типичное в жизни воплощается в художественных произведениях, в неповторимых индивидуально-характерных формах.

История искусства представляет собой сложную, противоречивую карти­ну развития различных национальных школ, стилей, течений, творческих личностей, находящихся во взаимодействии. В своем творчестве художники исходят не только из непосредственных впечатлений, наблюдений и изучения окружающей их жизни, но также из опыта, веками на­копленного человечеством; художники то опираются на тра­диции национальных школ, то противопоставляют им свое новое понима­ние явлений действительности. Специфические особенности изобразительного искусства своеобразно раскрываются в каждом отдельном его виде.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 603; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь