Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Абсолютная и относительная, универсальная и социально имманентная этика



В самом деле, мы видим, что иногда какой-либо один объект действует на людей таким образом, что хотя он и не существует в наличности, однако они бывают уверены, что имеют его перед собой, и когда это случается с человеком бодрствующим, то мы говорим, что он сумасшествует или безумствует. Не менее безумными считаются и те, которые пылают любовью и дни и ночи мечтают только о своей любовнице или наложнице, так как они обыкновенно возбуждают смех. Но когда скупой ни о чем не думает, кроме наживы и денег, честолюбец -- ни о чем, кроме славы и т. д., то мы не признаем их безумными, так они обыкновенно тягостны для нас и считаются достойными ненависти. На самом же деле скупость, честолюбие, разврат и т. д. составляют виды сумасшествий, хотя и не причисляются к болезням. Спиноза. Этика. Рассмотрение абсолютной и относительной этики было в значительной мереслишком затруднено из-за некритичного употребления терминов " абсолютная" и" относительная". В данной главе будет предпринята попытка разграничить то, что подразумевается под каждым из них, и рассмотреть различные их значенияпо-отдельности. Первое значение, в каком употребляется " абсолютная" этика, состоит втом, что этические нормы неоспоримо и неизменно истинны, и их пересмотрнедопустим и непозволителен. Такое понимание абсолютной этики имеет место вавторитарных системах и логически следует из предпосылки, что критериемистинности служит неоспоримая верховная и всеведущая власть авторитета.Сущность этой претензии на превосходство состоит в том, что авторитет неможет ошибаться, и его повеления и запреты всегда истинны. Нам непотребуется много времени, чтобы расправиться с идеей, что этические нормыдля того, чтобы быть истинными, должны быть " абсолютными". Эта концепция, основанная на теоретической предпосылке существования " абсолюта", т. е.совершенной власти, в сравнении с которой человек по необходимости" относителен", т. е. несовершенен, была отвергнута во всех других областяхнаучной мысли, где вообще признано, что не существует абсолютной истины, но, тем не менее, существуют объективно истинные законы и принципы. Как ужеранее указывалось, научное, т. е. рационально обоснованное, утверждениеозначает, что сила разума применима ко всем наличным данным наблюдения, ипри этом никакие из них не отвергаются и не фальсифицируются ради полученияжелаемого результата. История науки -- это история недостаточных и неполныхутверждений, и каждое новое понимание делает возможным признаниенедостаточности предшествующих положений и дает основания для создания болееадекватной формулировки. История мысли -- это история все большегоприближения к истине. Научное знание не абсолютно, а " оптимально"; оносодержит оптимальный вариант истины, достижимый на данном историческомэтапе. Разные культуры акцентировали разные истины, и чем больше культурачеловечества становится единой, тем больше эти различные аспекты будутинтегрироваться в общую картину. Этические нормы не абсолютные и в другом смысле: они не только подлежатпересмотру, как и все научные утверждения, но существуют еще и ситуации, неразрешимые по природе своей и не допускающие выбора, который можно счесть" правильным". Спенсер при рассмотрении относительной и абсолютной этики[128] дает пример такогоконфликта. Он говорит о фермере-арендаторе, желающем принять участие вовсеобщих выборах. Фермер знает, что владелец арендуемой им земли --консерватор, и фермер рискует лишиться права на аренду, если проголосует всоответствии со своими либеральными убеждениями. Спенсер считает, что здесьимеет место конфликт между возможным причинением вреда государству ивозможным причинением вреда своей семье, и приходит к заключению, что здесь, как и " во многих подобных случаях, невозможно решить, какая из двухальтернативных линий поведения будет наименьшим злом".[129] В данном случае альтернатива видитсяСпенсеру не совсем верно. Этический конфликт имел бы место, даже если б делокасалось не только семьи, но под угрозой оказались бы счастье и безопасностьсамого фермера. Здесь не только интересы государства оказываются подугрозой, но также и честность самого фермера. С чем он на деле сталкивается, так это с выбором между своим физическим, а значит (в некотором смысле) идушевным благополучием, -- с одной стороны, и своей честностью, -- с другой.Что бы он ни выбрал -- это будет одновременно и правильно, и неправильно. Онне может сделать верный выбор, потому что вставшая перед ним проблема --неразрешима по существу. Такие ситуации неразрешимых этических конфликтовнеизбежно возникают в связи с экзистенциальными дихотомиями. В данном случаемы имеем дело не с экзистенциальной дихотомией, исконно присущейчеловеческой ситуации, а с исторической дихотомией, которую можно устранить.Фермер-арендатор оказывается перед таким неразрешимым конфликтом толькопотому, что социальный порядок преподносит ему ситуацию, удовлетворительноразрешить которую невозможно. С изменением социальной реальности исчезает иэтот этический конфликт. Но пока данные социальные условия существуют, любоепринятое фермером решение будет и правильным, и неправильным, хотя решение впользу его честности можно счесть морально превосходящим решение в пользуего жизни. Последним, и самым важным, значением, в каком используются термины" абсолютная" и " относительная" этика, является значение, более адекватновыраженное различием между универсальной и социально имманентной этикой. Под" универсальной" этикой я понимаю нормы поведения, цель которых рост иразвитие человека; под " социально имманентной" этикой я понимаю нормы, необходимые для функционирования и выживания определенного вида общества иживущих в нем людей. Пример универсальной этики можно найти в таких нормах, как " Люби ближнего, как самого себя" или " Не убий". В действительностиэтические системы всех великих культур демонстрируют поразительное сходствов том, что считать необходимым для развития человека, сходство норм, которыеследуют из природы человека и из условий, необходимых для его развития. Под " социально имманентной" этикой я имею в виду те нормы в какой-токультуре, которые включают запреты и повеления, необходимые только дляфункционирования и выживания именно этого общества. Для выживания всякогообщества необходимо, чтобы его члены подчинялись правилам, обязательным дляданного способа производства и образа жизни. Группа должна стремитьсясформировать у своих членов такой склад характера, чтобы они хотели делатьто, что они должны делать при существующих обстоятельствах. Так, например, отвага и инициатива становятся главными добродетелями в обществе, ведущемвойну. Терпение и взаимовыручка становятся добродетелями в обществе, гдепреобладает сельскохозяйственная кооперация. В современном обществеприлежание возведено в ранг одной из высших добродетелей, потому чтосовременная индустриальная система нуждалась в трудовом порыве как в однойиз самых важных ее производительных сил. Качества, высоко ценимые в сфередеятельности того или иного общества, становятся частью его этическойсистемы. Каждое общество жизненно заинтересовано иметь правила, которым бывсе подчинялись, и " добродетели", которые строго соблюдались бы, потому чтовыживание общества зависит от этого соблюдения. В придачу к нормам, в каких общество заинтересовано как целое, мыобнаруживаем и другие этические нормы, различные у каждого класса.Подходящим примером служит акцентирование добродетелей скромности ипослушания в низших классах, и честолюбия и агрессивности в высших классах.Чем более устойчива и институционно закреплена классовая структура, темнепреложнее связь той или иной совокупности норм с тем или иным классом.Таковы, например, нормы для свободных и для крепостных в феодальнойструктуре, или нормы для белых и для негров в южных штатах США. Всовременных демократических обществах, где классовые различия не фиксируютсяв институционной структуре общества, различные группы норм сосуществуют боко бок: например, этика Нового Завета и нормы ведения успешногопредпринимательства. В соответствии со своим социальным положением италантом индивид выберет ту совокупность норм, какими он может пользоваться, при этом, возможно, продолжая на словах признавать противоположные нормы.Разница между воспитанием дома и в школе (как, например, в элитных школахАнглии и в некоторых частных школах Соединенных Штатов) ведет какцентированию совокупности ценностей, соответствующих социальному положениювысшего класса, при этом другие ценности открыто не отвергаются. Функционирование этической системы в любом обществе призваноподдерживать жизнь данного общества. Но такая социально имманентная этикасуществует также в интересах индивида; поскольку общество имеет определеннуюструктуру, какую он, как индивид, не может изменить, его личные интересысвязаны с общественными. В то же время общество может быть организованотаким образом, что нормы, необходимые для его выживания, вступают в конфликтс универсальными нормами, необходимыми для полнейшего развития его членов.Это особенно ощутимо в обществах, где привилегированные группы господствуютнад остальными членами или эксплуатируют их. Интересы привилегированнойгруппы вступают в конфликт с интересами большинства, но ввиду того, чтообщество функционирует на основе данной классовой структуры, нормы, навязанные членами привилегированной группы, обязательны для выживания всех, пока структура общества коренным образом не будет изменена. Идеологии, господствующие в такой структуре, будут стремиться отрицать, что в ней имеет место какое-либо противоречие. Они будут заявлять, в первуюочередь, что этические нормы данного общества равноценны для всех егочленов, и будут стремиться подчеркнуть, что нормы, направленные наподдержание существующей социальной структуры, это универсальные нормы, вытекающие из насущных потребностей человеческого существования. Запрет наворовство, например, часто пытаются представить как следствие той же" человеческой" потребности, которая порождает запрет на убийство. Такнормам, необходимым лишь для выживания определенного вида общества, придаются достоинства универсальных норм, исконно присущих человеческомусуществованию и, следовательно, универсально применимых. Пока определенныйтип социальной организации исторически необходим, индивиду не остаетсяничего иного, как принять данные этические нормы как обязательные. Но когдаобщество сохраняет структуру, противоречащую интересам большинства, в товремя как уже наличествует основа для изменений, осознание социальнообусловленного характера норм данного общества становится важным элементомусиления тенденций к изменению социального порядка. Представители старогопорядка обычно называют такие попытки неэтичными. Тех, кто хочет счастья длясебя, они называют " эгоистами", а тех, кто желает сохранить своипривилегии, -- " ответственными". Покорность же превозносится как добродетель" бескорыстия" и " преданности". Хотя конфликт между социально имманентной и универсальной этикой ослабв процессе человеческой эволюции, конфликт между двумя типами этики будетсохраняться до тех пор, пока человечество не сумеет построить общество, вкотором " общественные" интересы будут тождественны интересам всех егочленов. Пока эта стадия человеческой эволюции не достигнута, историческиобусловленные социальные потребности сталкиваются с универсальнымиэкзистенциальными потребностями индивида. Если бы индивид жил пятьсот илитысячу лет, такого столкновения могло бы не быть, или, по крайней мере, ономогло бы быть значительно уменьшено. Тогда он мог бы жить и пожинать срадостью то, что посеял с печалью; выстрадав в одном историческом периоде, человек мог бы дождаться, пока страдания его окупятся в следующем периоде ипринесут свой плод. Но человек живет шестьдесят или семьдесят лет и можеттак никогда и не увидеть плодов. Однако он рожден уникальным существом, имеющим в самом себе все потенциальные возможности, реализовать которые --задача человечества. Обязанность того, кто изучает науку о человеке, не втом, чтоб искать " гармонические" решения, замазывающие это противоречие, а втом, чтоб ясно видеть его. Задача этического мыслителя -- не дать умолкнутьголосу человеческой совести и усилить его, осознать, что есть для человекадобро, а что -- зло, независимо от того, добро это или зло для общества наопределенном этапе его эволюции. Он может быть " вопиющим в пустыне"; нотолько если этот голос остается живым и бескомпромиссным, пустыня обратитсяв цветущую землю. Противоречие между социально имманентной и универсальнойэтикой ослабнет и исчезнет тогда, когда общество станет по-настоящемучеловечным, то есть, возьмет на себя заботу о полном человеческом развитиивсех его членов.

Глава V.


Поделиться:



Популярное:

  1. VI. Абсолютная и относительная адресация
  2. VI. Этическая ответственность социального работника перед обществом
  3. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ АДРЕСАЦИЯ ПРИ РАБОТЕ С ФОРМУЛАМИ
  4. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ ЭТИКА
  5. Административно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
  6. Актуализация социальной потребности в повышении культуры делового поведения работников сферы управления.
  7. Американская модель социальной работы
  8. Анализ взаимосвязи благополучия в регионе и уровня развития социального предпринимательства
  9. Анализ инновационной практики социального предпринимательства в России и за рубежом
  10. Анализ социальной профилактики семейного неблагополучия (результаты исследования)
  11. Анализ факторов, определяющих развитие социального предпринимательства в России и регионе


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 846; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь