Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОПД.Ф.01. История отечественного искусства и культуры



Графика»

ОПД.Ф.01. История отечественного искусства и культуры

1-6 семестр

8312, 7312 – (4, 5 курс)

 

 

Архитектура - ведущий вид средневекового искусства. Крестово-купольный стиль каменного храмового зодчества. Внешний вид и внутреннее устройство православного храма. 2

Живописное искусство в Российском государстве конца XV-XVI веков. Дионисий, его сотрудники и ученики. Монументальные росписи Ферапонтова монастыря и Московского Кремля. Пути развития русской живописи в XVI веке. 3

Зарождение новой художественной системы в живописи XVII века. Иконописцы «Строгановской школы». Симон Ушаков и его современники. Монументальная живопись Москвы и Ярославля. Парсуны. 4

Понятие «новой» культуры в XVIII в. Особенности русской культуры нового времени 6

Новое в живописном искусстве России. Живопись и графика в первой трети XVIII века. Россика. 7

Создание Академии художеств. Историческая живопись. А.П.Лосенко, И.А.Акимов, П.И.Соколов, Г.И.Угрюмов. 8

Портретная живопись во второй половине XVIII века: Ф.С.Рокотов. 10

Портретная живопись во второй половине XVIII века: Д.Г.Левицкий. 11

Портретная живопись во второй половине XVIII века: В.Л.Боровиковский. 12

Архитектура русского барокко: характеристика стиля, своеобразие и его особенности в России. «Петровское барокко». 12

Расцвет архитектуры русского барокко в середине XVIII века. Рококо. 13

Архитектура строгого классицизма в России. 14

Особенности русской культуры первой половины XIX века.. 15

Переход от классицизма к романтизму в живописи первой половины XIX века. Мастера романтического портрета: О.А.Кипренский, В.А.Тропинин и их современники.. 16

Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов, А.А.Иванов и историческая живопись первой половины XIX века 17

Особенности русской культуры второй половины XIX века.. 19

Утверждение реализма в живописи. Бытовой жанр в работах живописцев московской школы и Академии художеств 1860-х годов. «Петербургская артель художников» и «Товарищество передвижных художественных выставок». П.М.Третьяков и его собрание. 20

Родоначальники передвижничества: В.Г.Перов и И.Н.Крамской.. 22

Реализм в историческом, религиозно-философском, батальном жанрах второй половины XIX века: Н.Н.Ге, В.В.Верещагин, В.И.Суриков.. 23

Пейзаж в живописи передвижников: А.К.Саврасов, Ф.А.Васильев, И.И.Шишкин, А.И.Куинджи, В.Д.Поленов, И.И.Левитан.. 25

Достижение в живописных произведениях И.Е.Репина вершин русского реализма 27

Скульптура середины и второй половины XIX века.. 28

Музыка, опера, балет, театр и кино в конце XIX - начале XX веков.. 29

М.В.Нестеров – представитель московской школы. Периоды и основные линии развития творчества. 31

В.А.Серов в поиске новых путей живописи. 32

Архитектура - ведущий вид средневекового искусства. Крестово-купольный стиль каменного храмового зодчества. Внешний вид и внутреннее устройство православного храма.

Архитектура была ведущим видом искусства в средневековой Руси. В это время разворачивается грандиозное храмовое строительство. Крестово-купольный храм - основной тип православного храма, господствовавший в архитектуре Древней Руси. История строительства в России каменных крестово-купольных храмов началась с возведения в Киеве Десятинной церкви (989-996 гг.) и продолжается в наше время в связи с активным церковным строительством по всей России.

Техника каменного строительства и архитектурная типология были заимствованы Древней Русью из Византии. Первые каменные храмы после Крещения Руси строили приглашённые мастера. Их постройки принадлежат к числу видных произведений византийской архитектуры, но с самого начала в них появляются собственные черты, обусловленные особенностями заказа и местными условиями.

В классическом варианте крестово-купольного храма четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается барабан, перекрытый куполом; переходом от арок к барабану служат паруса. Между опорами по осям храма крестообразно расходятся к внешним стенам сводчатые проходы, а образующиеся в результате угловые помещения также покрываются небольшими куполами или сводами. Эта устойчивая система взаимосвязанных пространств, ячеек обусловливает стройную композицию крестово-купольного храма. Главную роль в ней играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже - угловые помещения. Эта композиция наглядно обозрима и изнутри, и снаружи храма. Наряду с организацией пространства большую роль в создании архитектурного образа играет пластическая выразительность массивных стен и опор. В композицию интерьера крестово-купольного храма с его большими поверхностями стен и сводов органично включается византийская система храмовой росписи.

Большинство древнерусских крестово-купольных храмов были трёхнефными. Ранее в отечественной науке была принята классификация их типов по числу внутренних столбов. Поэтому их именовали четырёхстолпными (аналог храма на 4 колоннах), шестистолпными, и есть редкие примеры восьмистолпных церквей. В настоящее время происходит отказ от этой терминологии, так как она считается не отвечающей реальной структуре этих храмов. Все они признаются четырехстолпными с близким к квадрату наосом (центральная часть христианского храма, где во время богослужения находятся пришедшие в храм молящиеся), к которому может примыкать нартекс (составляет самую западную часть храма и обыкновенно отделяется от средней части храма глухой стеной), отделённый стеной с арочными проходами (а не третьей парой столбов). В редких случаях усложняется алтарная часть храма, возникающие рядом с апсидами дополнительные столбы скорее являются стенами апсид с прорезанным между ними поперечным проходом.

1. Архитектура Древней Руси. / Астахов А.В. – СПб.: Речь, 2002.

Живописное искусство в Российском государстве конца XV-XVI веков. Дионисий, его сотрудники и ученики. Монументальные росписи Ферапонтова монастыря и Московского Кремля. Пути развития русской живописи в XVI веке.

В конце XV-XVI в. укрепление государства и церкви сопровождалось теоретической разработкой вопросов о царской власти, об отношении к ней церкви, о роли искусства в богослужении, о способах воплощения церковных сюжетов.

Искусство под воздействием начетнической богословской литературы становится надуманно сложным, схоластически отвлеченным. Многочисленные умозрительные аллегории и символы нередко затемняют содержание и перегружают композицию. Письмо мельчает, стиль теряет монументальность и ясность. Несохранившаяся роспись Золотой палаты московского Кремля, исполненная на основе «Сказания о князьях Владимирских», наглядно иллюстрировала идею преемственности власти московских самодержцев.

Растет число художников, порой недостаточно профессионально подготовленных, что снижает общий уровень мастерства. Но среди выходцев из городских низов и государственных крестьян было немало людей с ярким дарованием, создавших росписи, иконы, миниатюры поражающие свежестью мировосприятия, свободой и разнообразием толкования сюжетов, смелостью технических приемов. Искусство демократизируется, становится более понятным и доступным, приближается к народному мироощущению. Известно много имен мастеров XVI в. – московских, ярославских, костромских, нижегородских, чаще всего работающих большими артелями: одни мастера намечали композиции на стенах церкви, другие писали лица, третьи – одежду и драпировки, четвертые архитектуру и ландшафты, пятые – орнаменты и т. д. Коллективное творчество вырабатывало четко выраженное единообразие.

В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность Дионисий. В иконах и фресках Дионисия и его школы, создававшихся в период образования русского централизованного государства во главе с Москвой, возрастают известное единообразие приемов, внимание мастеров к художественной форме, черты праздничности и декоративности. Тонкий рисунок и изысканный колорит икон Дионисия, с сильно вытянутыми грациозными фигурами, полны нарядной торжественности. Но в психологическом плане его образы уступают Рублевским.

Созданные Дионисием и его сыновьями Феодосием и Владимиром росписи собора Ферапонтова монастыря близ Кириллова отмечены особой мягкостью колорита, красотой подчиненных плоскости стены композиций с как бы скользящими изящными фигурами. Многочисленные работы Дионисия и художников его школы вызвали повсеместные раздражения им. В конце XV в. московские художники выезжают в Новгород, Псков, на Север, в города Поволжья, а лучшие мастера этих художественных центров выезжают для работы в Москву, где они знакомятся с творческими приемами столичных живописцев. Московское искусство постепенно нивелирует местные школы и подчиняет их общему образцу.

В конце XVI в. появилось два вида живописи - московский, строгого стиля и строгановский, отличавшийся яркостью красок и золота. Царь Алексей Михайлович вызвал из-за границы искусных мастеров, в обучение которым отдавались русские ученики. Отличительными чертами нового поколения художников стали более светлый колорит и изящный рисунок. У мастеров было свое разделение труда: «знаменщики» писали только лики, «долицовщики» - ризы, «травщики» расписывали пейзаж и орнамент. Хорошие мастера получали «жалование» от государя: земли, кафтаны и др. Влияние итальянской светской школы отразилось на росписи домовых церквей бояр Голицына и Матвеева.

Русские мастера стали подражать итальянской манере. Никон отлучил их от церкви, приказал сжечь иконы и велел брать за образцы древние иконы греческого письма. Вскоре появились переводы с греческого канона живописи.

1. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2007.

2. История Иконописи. Истоки. Традиции. Современность. - М.: АРТ-БМБ, 2002.

 

Создание Академии художеств. Историческая живопись. А.П.Лосенко, И.А.Акимов, П.И.Соколов, Г.И.Угрюмов.

Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре I, который дал указание о разработке проекта такой Академии, хотя прошло еще не мало времени, прежде чем удалось реализовать эту идею. Поначалу подготовка мастеров велась в различных местах и городах. Это была и Петербургская типография, и Оружейная палата в Москве, однако необходимость дальнейшего развития художественной школы стала особенно очевидной в середине XVIII века. И в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Уже в 1758 г. стараниями М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова (президент Академии 1757 г. - 1763 г.) сюда прибыла группа московских и петербургских юношей, склонных к художествам. Преподавание в Академии вели и иностранные учителя: скульптор Н. Жилле, живописцы С. Торелли, Ф. Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В это время Академия становится и законодателем художественных идей, и учебным заведением. В ее среде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир, это были и архитекторы И. Старов, В. Баженов, скульпторы Ф. Шубин, Ф. Гордеев, художники А. Лосенко, Д. Левицкий и др. С основанием Академии художеств эпизодические поездки русских учеников за границу превращаются в постоянную практику учебы и работы за границей, которой удостаивались лучшие выпускники.

Еще в начале XVIII столетия в русском искусстве возникает историческая живопись как самостоятельный жанр. Однако своего наивысшего развития она достигает во второй половине века в творчестве А.Лосенко, И. Акимова, П. Соколова и Г. Угрюмова. Эта группа художников была тесно связана с молодой Академией, которая всячески опекала историческую живопись, считая ее самым значительным и самым «благородным» из всех художественных жанров. Выдающуюся роль в искусстве середины столетия сыграл великий Ломоносов, возродивший старинную технику мозаики и создавший огромную мозаичную историческую картину «Полтавская баталия».

Историческая картина, воспевая прошлое русского народа, призвана была воспитывать у современников любовь и уважение к России, возбуждать в них стремление следовать героическому примеру предков. Первым подлинно крупным мастером исторической живописи был в XVIII веке А. Лосенко, воспитанник Академии художеств, проживший недолгую жизнь, но успевший сделать многое для развития русского искусства.

Большой принципиальный интерес представляет его картина «Владимир и Рогнеда» (1770). Эпизод далекого прошлого художник старался передать не в традиционной форме отвлеченных образов, а, напротив, искал жизненной правды. В этом смысле особенно показательны фигуры воинов на упомянутом полотне. Лосенко оставил ряд очень выразительных и правдивых подготовительных рисунков, изображающих русских мужиков, на основе этих рисунков и были написаны прекрасные по своей естественности образы воинов в картине «Владимир и Рогнеда».

Сюжетам из русской истории посвятил свое творчество крупнейший исторический живописец конца XVIII и начала XIX века Г. Угрюмов. В его произведениях запечатлены образы Александра Невского, Ивана Грозного, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Несмотря на несколько условный характер созданных им образов, искусство Угрюмова отразил живой интерес к героям родной истории, столь характерный для передовых слоев современного ему русского общества. Одним из наиболее значительных произведений, прославившим имя Угрюмова, была картина «Испытание князем Владимиром силы русского богатыря Яна Усмаря перед поединком его с печенежским богатырем». В этой картине Угрюмов воспел силу русского юноши Яна Усмаря, который, победив в единоборстве печенежского богатыря, обратил в бегство полчища врага и спас родную страну от поработителей.

Живописец И.А.Акимов обладал преподавательским даром и имел весьма большое влияние на образование русских исторических живописцев, хотя сам не был первоклассным художником, в частности, по своим произведениям ставился ниже своего современника Г.И.Угрюмова. Иван Акимович был, возможно, одним из первых историографов русского искусства.

Еще один исторический живописей П.И.Соколов родился крепостным человеком княгини Голицыной и, будучи отпущен ею на волю, десяти лет от роду поступил в число воспитанников Императорской академии художеств. Среди наиболее известных его картин следующие: «Меркурий и Аргус», «Дедал привязывает крылья Икару», «Венера и Адонис».

1. История русской живописи: Из древности в сегодняшние дни. / Под ред. Соломонова А.Л.. – М.: Юрайт, 2006.

Утверждение реализма в живописи. Бытовой жанр в работах живописцев московской школы и Академии художеств 1860-х годов. «Петербургская артель художников» и «Товарищество передвижных художественных выставок». П.М.Третьяков и его собрание.

Развитие реалистической живописи привело многих художников к протесту против канонов академического классицизма. В 1863 г. группа выпускников академии потребовала права свободного выбора сюжетов конкурсных картин вместо обязательной мифологии. Лидером «протестантов», создавших Артель петербургских художников, был портретист И.Н. Крамской. В 1869 г. было создано Товарищество передвижных художественных выставок. В него вошли Г.Г. Мясоедов, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.И. Левитан, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, позднее И.Е. Репин, И.И. Шишкин. Для художников-передвижников, принадлежавших к реалистической школе, был характерен интерес к жизни современного им российского общества, социальным проблемам (жанровые полотна Перова), русской природе (Шишкин, Левитан, Саврасов, Поленов), историческим полотнам (Суриков, Ге).

Передвижничество - ведущее направление в национальном искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положения революционно-демократической эстетики определили программность творчества передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника.

Работая в разных жанрах (бытовой жанр, пейзаж, портрет, историческая живопись), художники-передвижники внесли в каждый из них новые, существенно важные моменты. Большое место они уделяли крестьянской теме, впервые на их полотнах были запечатлены образы прогрессивной интеллигенции, рабочих (Н.А. Ярошенко - «Курсистка», «Студент», «Кочегар»).

Излюбленной темой ряда передвижников была родная природа. Художники сумели раскрыть внутреннюю гармонию русской природы, удивительную красоту полей и перелесков, уходящей вдаль дороги, неба перед грозой и т. п. В их работах есть и романтическая одухотворенность, и философское осмысление бытия (Ф.А.Васильев, И.И.Шишкин, И.И.Левитан). Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели», показанная на первой выставке передвижников (1871), была признана современниками образцом пейзажной живописи, в которой великолепно передано настроение наступающей весны, обновления природы.

Отличительной особенностью портрета передвижников был глубокий психологический реализм и идейность.

П.М.Третьяков еще в конце пятидесятых годов начал он собирание картин русской школы. Это дело стало смыслом всей его жизни. Но он был не просто коллекционером-собирателем. Настойчиво и целеустремленно осуществлял он заветную мысль - превратить свою частную коллекцию в народный музей русского искусства. Передовые художники ценили деятельность Третьякова; честью для себя считали они, когда их лучшие произведения поступали в его собрание. Кто знает, сколько прекрасных художественных замыслов не было бы осуществлено, если бы Третьяков материально не поддержал их. В отношениях с художниками он выступал не только как покупатель, но и как тонкий и вдумчивый критик, нередко -советчик. Великолепным итогом самоотверженной деятельности Третьякова является основанная им галерея - краса и гордость русской национальной культуры.

Когда говорят: Третьяковская галерея, в памяти возникает другое близкое и дорогое слово: передвижники. И это вполне естественно. С деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок неразрывно связана целая полоса в истории русского искусства, особенно семидесятые и восьмидесятые годы — период наивысшего расцвета и подлинного торжества передовых идей в нашем искусстве, время создания замечательных шедевров национальной живописи.

В 1850-х Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. Считается, что первые картины он приобрёл в 1856 году, - это были работы «Искушение» Н.Г.Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г.Худякова. Затем коллекция пополнилась картинами И.П.Трутнева, А.К.Саврасова, К.А.Трутовского, Ф.А.Бруни, Л.Ф.Лагорио и других мастеров.

В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание - галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи в собственность Московской городской думы. Год спустя это заведение получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

1. Русские художники. / Гл. ред. Анисимов А.П. – М.: Дело, 2003.

2. История русской живописи: Из древности в сегодняшние дни. / Под ред. Соломонова А.Л.. – М.: Юрайт, 2006.

Графика»

ОПД.Ф.01. История отечественного искусства и культуры

1-6 семестр

8312, 7312 – (4, 5 курс)

 

 

Архитектура - ведущий вид средневекового искусства. Крестово-купольный стиль каменного храмового зодчества. Внешний вид и внутреннее устройство православного храма. 2

Живописное искусство в Российском государстве конца XV-XVI веков. Дионисий, его сотрудники и ученики. Монументальные росписи Ферапонтова монастыря и Московского Кремля. Пути развития русской живописи в XVI веке. 3

Зарождение новой художественной системы в живописи XVII века. Иконописцы «Строгановской школы». Симон Ушаков и его современники. Монументальная живопись Москвы и Ярославля. Парсуны. 4

Понятие «новой» культуры в XVIII в. Особенности русской культуры нового времени 6

Новое в живописном искусстве России. Живопись и графика в первой трети XVIII века. Россика. 7

Создание Академии художеств. Историческая живопись. А.П.Лосенко, И.А.Акимов, П.И.Соколов, Г.И.Угрюмов. 8

Портретная живопись во второй половине XVIII века: Ф.С.Рокотов. 10

Портретная живопись во второй половине XVIII века: Д.Г.Левицкий. 11

Портретная живопись во второй половине XVIII века: В.Л.Боровиковский. 12

Архитектура русского барокко: характеристика стиля, своеобразие и его особенности в России. «Петровское барокко». 12

Расцвет архитектуры русского барокко в середине XVIII века. Рококо. 13

Архитектура строгого классицизма в России. 14

Особенности русской культуры первой половины XIX века.. 15

Переход от классицизма к романтизму в живописи первой половины XIX века. Мастера романтического портрета: О.А.Кипренский, В.А.Тропинин и их современники.. 16

Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов, А.А.Иванов и историческая живопись первой половины XIX века 17

Особенности русской культуры второй половины XIX века.. 19

Утверждение реализма в живописи. Бытовой жанр в работах живописцев московской школы и Академии художеств 1860-х годов. «Петербургская артель художников» и «Товарищество передвижных художественных выставок». П.М.Третьяков и его собрание. 20

Родоначальники передвижничества: В.Г.Перов и И.Н.Крамской.. 22

Реализм в историческом, религиозно-философском, батальном жанрах второй половины XIX века: Н.Н.Ге, В.В.Верещагин, В.И.Суриков.. 23

Пейзаж в живописи передвижников: А.К.Саврасов, Ф.А.Васильев, И.И.Шишкин, А.И.Куинджи, В.Д.Поленов, И.И.Левитан.. 25

Достижение в живописных произведениях И.Е.Репина вершин русского реализма 27

Скульптура середины и второй половины XIX века.. 28

Музыка, опера, балет, театр и кино в конце XIX - начале XX веков.. 29

М.В.Нестеров – представитель московской школы. Периоды и основные линии развития творчества. 31

В.А.Серов в поиске новых путей живописи. 32


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь