Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Динамика культуры;разл.подходы к объяснению дин.к-ры.
Динамика - изменения, кот. происходят в культуре и во взаимодействии различных культур. Динамика культуры невозможна без закономерных изменений в самом обществе. Спектр проблем социокультурной динамики сост. след. вопросы: 1)прогрессивность и регрессивность культуры; 2)характер изменений (постепенные, революционные или эволюционные). Исследуя эти проблемы, ученые ищут ответы на вопросы: 1)почему мир меняется; 2) можно ли руководить этими изменениями; 3) какова скорость, темп и направление изменений в обществе. Существуют две крайние позиции во взглядах на социокультурные динамические процессы: 1)точка зрения К. Поппера, утверждающего, что каждое поколение имеет право по-своему интерпретировать исторический процесс. Единой истории чел-ва не сущ-т, есть бесконечное мн-во историй, связанных с разными аспектами человеческой жизни; 2) концепция Э. Дюркгейма, утверждающего, что ход истории, судьба народов и жизнь каждого ч-ка управляются высшими силами и предопределены. Человек бессилен перед этой предопределенностью, он может лишь пытаться угадать свою судьбу. Проблемы социокульт. развития группируются вокруг трех глобальных направлений: 1) идеи цикличности цивилизац. процесса; - отсутствие преемственности Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер 2) идеи критического эволюционизма; - единство истор процесса Ч. Спенсер, Э. Тейлор, 3)актуальных соц.-синергетич. (саморазвитие) подходов. Выделяются три типа эволюционных концепций: 1)однолинейная; 2)универсальная; 3)многолинейная. Прогресс к-ры, ее динамичность связаны с увеличением внутр. разнообразия культ. системы. Синергетич. модель эволюции обнаруживает широкие перспективы применения в понимании и решении разного рода социокульт. проблем.
6 Смысл понятия «традиция», роль прееемственности в к-ре. Культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Устойчивость, «инерционность» в культуре - это традиция - это элементы культ. наследия (идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т.д.), которые сохраняются и передаются от поколения к поколению в неизменном виде. Традиции сущ-т во всех формах дух. к-ры. Т. бывают: научные, религиозные, моральные, национальные, трудовые и др. Сист. традиций отражает целостность, устойчивость, статику общественного организма. В неё нельзя грубо вмешиваться, так как могут быть нарушены тонкие и сложные механизмы культуры. Культура не может существовать, не обновляясь. Тв-во, изменение являются др. стороной развития общ-ва. Новация (от лат. novatio - обновление, изменение) - это способ обновления культуры. Ед-во традиции и обновления – универс. Хар-ка любой культуры. Соотношение традиций и обновления в культуре классиф-т общество: - традиционное, - современное. В традиции. обществах традиция господствует над творчеством. Культ. образцы воспроизводятся в «первозданном» виде. Изменения вносятся в рамках традиции бессистемным и случайным образом. В современном обществе базисной ценностью является обновление, новаторство. Здесь действует принцип «запрета на плагиат». Всякая новация - научная, художественная, технологическая - имеет индивидуального автора.
7 Источники и факторы культурной динамики. Культурная динамика - это целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный хар-р. Выделяется несколько источников формирующих и поддерживающих культурную динамику: 1. Инновация как изобретение или выработка новых идей, моделей, нацеленных на культурные изменения. Носителями новаторства- творч. личности (пророки, правители, мудрецы, деятели культуры, ученые и т. д.) или новаторские группы, выдвигающие новые идеи, нормы, отличные от общепринятых идей и норм. 2 . Диффузия - распространение культуры путем взаимопроникновения.(заимствования) Изучение матер. К-ры, обрядов, искусства и мифологии позволили убедительно раскрыть роль диффузии в формировании любого локального культурного типа. Проникновение новых идей — это не автоматическое приложение к некоему типу культуры, но мощный фактор динамики культуры. 3 . Синтез — это взаимодействие и соединение разнородных элементов, при кот. возникает культурное явление, течение, стиль, отличающиеся от обоих составляющих компонентов и имеющее собственное качественное содержание или форму. В совр. условиях синтез становится важным источником преобразования социокультурной сист. многих развивающихся стран. Прогресс ( от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое хар-ся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. 4. Наследование – прямая передача сформированных свойств, традиций, знаний.
Проблема времени в культуре. -важнейший аспект модели мира, хар-ка длительности существования, ритма, темпа состояний культур в целом и ее элементов. Переход от «природы» к «культуре»-созд.совместн.времени: 1)созд.ритуалов(повторяемость).Первые оседлые культуры-цикличн.восприятие времени к-ры(вниманеи к настоящему). 2)Древнееврейская к-ра: суббота-время остановки, после кот.все идет заново; взгляд в будущее-> линейное время к-ры. -> понимание времени к-ры как истории. 3Иистории о сотворении мира и Адама-общая для всего человеч-ва история. 4)В др.греции введение досуга в обучение в форме игры(чел-к «обладает» временем) 5)Христианство: рассматривает смыслообразующие функции начала и конца и их отношегние к кажд.моменту настоящего. -> Линейность совсместн.времени, введение всех культур в историю. Концепции Тойнби и Шпенглера о цикличности, противостоящие христ.концепции невозможны без взгляда из линейной концепции. Культурная изменчивость - свойство самообновления культуры, в т.ч. развитие, деградация. Причины культурной изменчивости: 1)адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ; 2)необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий; 3) творческая инициатива отдельных личностей. Изменчивость бывает: - прогрессивной, - деградирующей( связана с утратой функциональной эффективности тех или иных объектов и структур.
СУЩНОСТЬ СОЦИОКУЛЬТУРН КРИЗИСА В XX в. возникает новая форма социокультурного кризиса - глобальная. Глобальный социокульт.кризис - кризис в масштабах всей планеты — осознавался первоначально в отрицательной форме как всеобщее разрушение материальной и духовной культуры. Причины: внешние: 1. Изменение природно-климатических условий 2. агрессия и покорение со стороны др.культур и народов. Внутренние: 3.полит кризис 4.соц эк кризис 5.кризис господствующей идеологии 6.неэффект процессов социокультурной модернизации. Пути выхода (условия): 1.накопление критич.массы населения, заинтерисован.в сохр.или восстановлении форм своей соц.объедененности, ед-ва.2. формирование новой объединяющей идеологии Формированию общечелов. культуры способствует увеличение роста и интенсивности различных связей - политических, экономических, коммуникационных, культурных. Явления, возникающие в одном регионе или сфере жизни, достаточно быстро распространяются по всему миру, отражаются на развитии различных областей. Возникает представление о том, что нац. культуры в этих условиях постепенно теряют своеобразие и уникальность Большая роль в процессе культурной универсализации принадлежит средствам массовой информации - радио, телевидению, печати. Актуальным становится широкое распр. глобальной информационной сети Интернет. Эти ср-ва содействуют выработке нового универс. взгляда на мир в силу своей способности манипулировать сознанием зрителей и слушателей.
Социальное и культурное. Социология культуры - одна из дисциплин цикла наук о культуре, раздел культурологии, особенностью которого является применение методов общей социологии к изучению культуры во всей полноте ее проявлений. Культурная изменчивость - свойство самообновления культуры, в т.ч. развитие, деградация. Причины культурной изменчивости: 1)адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ; 2)необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий; 3) творческая инициатива отдельных личностей. Изменчивость бывает: - прогрессивной, - деградирующей( связана с утратой функциональной эффективности тех или иных объектов и структур. Культ.застой. –состояние длительной неизменности, ограничиваются или запрещаются нововведения. Варваризация- культ.процесс в ходе кот.достигнуто духовн.содержание самой высокой пробы невольно разрушается и вытесняется эл-ми низшего содержания. Возникновение аномии( сост.разложения сист. ценностей.апатии, разочарования) Культура как основное понятие социологии культуры обладает следующими неотъемлемыми характеристиками)в усл.соц.культ.кризиса.ведет к варваризации. Культ.динамика может реализовываться поступательно, линейно и циклически. Культура обладает свойствами: 1) она искусственна, создана людьми, т. е. противостоит биологическому наследуемому от природы; 2)она всеобща в том смысле, что для социологического взгляда не существует некультурных взглядов, вкусов или вещей; любые верования, представления, разделяемые какой-либо группой людей, формируют конкретное культурное пространство; 3)культура возможна благодаря социальной коммуникации, т. е. именно посредством обмена идеями, оценками, знаниями между людьми возможно выполнение культурой своей основной функции - регуляции жизнедеятельности социума; 4) культура не есть застывший образец, она изменчива, развивается в ходе исторического процесса.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы