Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сущность и функции культуры.Парадигмы исследования к.



Сущность и функции культуры.Парадигмы исследования к.

Термин «культура» произошёл от латинского сu1-tura, что означает «возделывание», «обработка», «уход»; Впоследствии «культура» получило еще одно значе­ние - «воспитание», «образование», «развитие». С этими двумя значениями слово «культура» вошло во все евро­п. языки. Культура - это сов-сть искусств. поряд­ков и объектов, созд. людьми в дополнение к при­родным; -это мир «упорядоченных» коллективов людей, объед. Сист. отношений, опытом совместной жизнед-ти.

Выделяется несколько классич. подходов к к-ре: деятельностный (культура - это процесс деятельности чел); аксиологический (культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми); исторический (культура есть продукт истории общ., развивается путём переда­чи приобретаемого человеком опыта от поколения к поко­лению); функц. (культура проявляет себя через функции, которые она выполняет в обществе); антрополо­гический (культура включает в себя всё, что создано людьми и хар-т их жизнь в опред. истори­ческих условиях); идеациональный (культура - это духов­ная жизнь общества); семиотический (культура - это сис­т. знаков); социологический (культура понимается как фактор организации общ. жизни, как сов.-ть идей, принципов, соц. институтов, обеспечи­вающих коллект. Деят-ть людей). Функции культуры - это сов-ть ролей, кото­рые выполняет к-ра по отнош. к сообществу лю­дей, все функции культуры социальны, то есть обеспечи­вают коллективн.х-р жизнед-ти людей, опред. и коррелируют почти все формы инд. активности чел. в силу его связи с соц.окружением.1) Ф-ия передача соц. опыта . 2) Ф-ия регулятивная (нормативная) (связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей с помощью морали и права) 3) Ф-ия познавательная (гносеологическая)(оп­ределяется способностью к-ры накапливать знания о мире, и формировать способы и механизмы познания мира). 4) Ф-ия ценностная (аксиологическая) (определя­ется способностью культуры формировать определённые ценностные потр-ти и ориентации. По их уровню и кач-ву люди судят о степени культурности человека. 5) Ф-ия коммуникативная –ф. связи и общения с помощью языка, символов, жестов.

2 Сущность дух.пр-ва.Опредмечивание и означивание в дух.пр.

Под дух.пр-ом обычно понимается пр-во сознания в особой обществ. форме, осуществляемое группами людей, кот.проф.-но заняты умствен. трудом

Продукт: идеи, теории, понятия, законы, дух.ценности, сами ндивиды и обществ.связи между ними.

Виды: наука, ис-во, религия.(+политика, мораль, право).

Опредмечивание-процесс, в кот.чел-кие способоности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится соц.-культурным

Означивание(распредмечивание)-процесс.в кот.св-ва, сущность предмета становятся достоянием человека, его способностей.чел-к распредмечивает формы прошлой к-ры, природные явления.

Духовная культура - это деятельность общества, связанная с пр-м, применением идей, идеалов и др духовных –нематериальных ценностей. Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой.

Воспитание определенного типа личности - главная цель в функционировании духовной культуры.

Т.о. возможности дух. развития человека сопряжены с материально-техническим разви­тием и наоборот — уровень совершенства матер. Пр-ва зависит от возможностей духовного потенциала общества. Ду­ховная к-ра включает в себя, с одной стороны, совокупность ре­зультатов дух. деят-ти, а с другой — и саму духовную деят-ть.

Артефакты дух. к-ры сущ-т в разно­образных формах. Это обычаи, нормы и образцы поведения чел-­ка, сложившиеся в конкретно-истор.соц. условиях. Это также нравственные, эстетич., религиозные или полит. идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельности.

Иногда духовную культуру делят на две сферы:

1) духовные качества человека и деятельность по их воплощению;

2) духовные ценности, получившие как бы самостоятельное сущест­вование в виде научных теорий, произведений искусства, норм права.

Сущность культурогенеза как процесса порождения новых культ.форм.

Культурогенез - один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций. Сущность к- процесс постоянного самообновления культуры. К - это порождение новых культурных форм и систем.Причина возникновения культурогенеза - необходимость в адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм деят-ти и социального взаимодействия.

В культурогенезе выделяют следующие процессы:

1) генезис культурных форм и норм;

2) формирование новых культурных систем человеческих сообществ;

3) формирование новых межэтнических культурных общностей и исторических типов культурных систем

Генезис культ. форм структурируется на следующие фазы: 1)новаций;

2) создания новых культурных форм;

3) «конкурса» их функц. и технологич. эффективности и внедрения новых форм в соц. практику.

Генезис социокультурных идей проходит следующие стадии:

1) вызревание «социального заказа» на новые виды

деятельности;

2 практическое формирование технологий, приемов и навыков этих новых направлений в процессе разделения труда;

3) выделение субъектов, специализирующихся в этих областях социальной практики.

Генезис этнокультурных систем, включает такие фазы:

1) появление факторов, локализующих группы людей на определенных территориях и стимулирующих повышение уровня их коллективного взаимодействия;

2) накопление истор. опыта их совместной жизнедеятельности;

3) аккумуляция этого опыта в ценностных ориентаци-ях и преобразование их в системы образов идентичности данных сообществ.

Культура как знаковая сист.: типология знак.систем.

Язык и символы культуры

К-ра представляется как сист. коммуникаций, обмена информацией, а явле­ния культуры рассматриваются как системы знаков. Знак - это чувственно восприн. предмет (звук, изображение и т.д.), кот. замещает, представля­ет другие предметы, их свойства и отношения. Возм-ти понимания и трансляции культуры реализуются с по­мощью различных знаковых систем (или языков культу­ры): естеств.языка(дым-огонь), фольклора, традиций, предметов быта, охоты или другого вида деятельности, ритуалов, об­рядов, церемоний, этикета, типа жилища, посредством ху­дож. образов разных видов иск-ва, письм.о текста и много другого. Язык культуры - это сово­купность всех знаковых способов вербальной (словесной) и невербальной коммуникации, с помощью которых пере­даётся культурно- значимая информация. Текст- сов-ть знаков, несущих определенный смысл. Функции: общение, понимание культуры, передача информации. 5 осн. знаковых систем:

+естеств. - часть, принадлежность целого, (дым-признак огня), +функц.-обусловлены функцией, кот выполняют (лопата), +конвенцианальные-их значения задаются по соглашению между людьми, +вербальные-разговорные языки(структурная еденица-слово), +системы записи(письмо, нотная грамота)

Различают 4 типа конвенц. знаков:

1) сигналы, извещающие или предупреждающие людей. «зебра»

2) индексы — условные обозначения каких-либо предметов или, ситуаций, имеющие компактный легко обозримый вид и применяемый для того, чтобы выделить эти предметы или ситуации из ряда других. Например, показания приборов, картографические знаки

3) образы -строятся на сходстве, подобии с тем, что они обозначают. Это пиктограммы -знаки-рисунки, обозначающие пешеходные переходы,

Символы (знаки, которые указы­вают на изображаемый объект, выражают его смысл).

 

Социальное и культурное.

Социология культуры - одна из дисциплин цикла наук о культуре, раздел культурологии, особенностью которого является применение методов общей социологии к изучению культуры во всей полноте ее проявлений.

Культурная изменчивость - свойство самообновления культуры, в т.ч. развитие, деградация. Причины культурной изменчивости:

1)адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ; 2)необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий; 3) творческая инициатива отдельных лично­стей. Изменчивость бывает: - прогрессивной, - дегра­дирующей( связана с утратой функциональной эффективности тех или иных объектов и структур.

Культ.застой. –состояние длительной неизменности, ограничиваются или запрещаются нововведения.

Варваризация- культ.процесс в ходе кот.достигнуто духовн.содержание самой высокой пробы невольно разрушается и вытесняется эл-ми низшего содержания.

Возникновение аномии( сост.разложения сист. ценностей.апатии, разочарования)

Культура как основное понятие социологии культуры обладает следующими неотъемлемыми характеристиками)в усл.соц.культ.кризиса.ведет к варваризации. Культ.динамика может реализовываться поступательно, линейно и циклически.

Культура обладает свойствами:

1) она искусственна, создана людьми, т. е. противостоит биологическому наследуемому от природы; 2)она всеобща в том смысле, что для социологического взгляда не существует некультурных взглядов, вкусов или вещей; любые верования, представления, разделяемые какой-либо группой людей, формируют конкретное культурное пространство; 3)культура возможна благодаря социальной коммуникации, т. е. именно посредством обмена идеями, оценками, знаниями между людьми возможно выполнение культурой своей основной функции - регуляции жизнедеятельности социума; 4) культура не есть застывший образец, она изменчива, развивается в ходе исторического процесса.

 

Сущность и функции культуры.Парадигмы исследования к.

Термин «культура» произошёл от латинского сu1-tura, что означает «возделывание», «обработка», «уход»; Впоследствии «культура» получило еще одно значе­ние - «воспитание», «образование», «развитие». С этими двумя значениями слово «культура» вошло во все евро­п. языки. Культура - это сов-сть искусств. поряд­ков и объектов, созд. людьми в дополнение к при­родным; -это мир «упорядоченных» коллективов людей, объед. Сист. отношений, опытом совместной жизнед-ти.

Выделяется несколько классич. подходов к к-ре: деятельностный (культура - это процесс деятельности чел); аксиологический (культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми); исторический (культура есть продукт истории общ., развивается путём переда­чи приобретаемого человеком опыта от поколения к поко­лению); функц. (культура проявляет себя через функции, которые она выполняет в обществе); антрополо­гический (культура включает в себя всё, что создано людьми и хар-т их жизнь в опред. истори­ческих условиях); идеациональный (культура - это духов­ная жизнь общества); семиотический (культура - это сис­т. знаков); социологический (культура понимается как фактор организации общ. жизни, как сов.-ть идей, принципов, соц. институтов, обеспечи­вающих коллект. Деят-ть людей). Функции культуры - это сов-ть ролей, кото­рые выполняет к-ра по отнош. к сообществу лю­дей, все функции культуры социальны, то есть обеспечи­вают коллективн.х-р жизнед-ти людей, опред. и коррелируют почти все формы инд. активности чел. в силу его связи с соц.окружением.1) Ф-ия передача соц. опыта . 2) Ф-ия регулятивная (нормативная) (связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей с помощью морали и права) 3) Ф-ия познавательная (гносеологическая)(оп­ределяется способностью к-ры накапливать знания о мире, и формировать способы и механизмы познания мира). 4) Ф-ия ценностная (аксиологическая) (определя­ется способностью культуры формировать определённые ценностные потр-ти и ориентации. По их уровню и кач-ву люди судят о степени культурности человека. 5) Ф-ия коммуникативная –ф. связи и общения с помощью языка, символов, жестов.

2 Сущность дух.пр-ва.Опредмечивание и означивание в дух.пр.

Под дух.пр-ом обычно понимается пр-во сознания в особой обществ. форме, осуществляемое группами людей, кот.проф.-но заняты умствен. трудом

Продукт: идеи, теории, понятия, законы, дух.ценности, сами ндивиды и обществ.связи между ними.

Виды: наука, ис-во, религия.(+политика, мораль, право).

Опредмечивание-процесс, в кот.чел-кие способоности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится соц.-культурным

Означивание(распредмечивание)-процесс.в кот.св-ва, сущность предмета становятся достоянием человека, его способностей.чел-к распредмечивает формы прошлой к-ры, природные явления.

Духовная культура - это деятельность общества, связанная с пр-м, применением идей, идеалов и др духовных –нематериальных ценностей. Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой.

Воспитание определенного типа личности - главная цель в функционировании духовной культуры.

Т.о. возможности дух. развития человека сопряжены с материально-техническим разви­тием и наоборот — уровень совершенства матер. Пр-ва зависит от возможностей духовного потенциала общества. Ду­ховная к-ра включает в себя, с одной стороны, совокупность ре­зультатов дух. деят-ти, а с другой — и саму духовную деят-ть.

Артефакты дух. к-ры сущ-т в разно­образных формах. Это обычаи, нормы и образцы поведения чел-­ка, сложившиеся в конкретно-истор.соц. условиях. Это также нравственные, эстетич., религиозные или полит. идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельности.

Иногда духовную культуру делят на две сферы:

1) духовные качества человека и деятельность по их воплощению;

2) духовные ценности, получившие как бы самостоятельное сущест­вование в виде научных теорий, произведений искусства, норм права.


Поделиться:



Популярное:

  1. Hекоторые стандартные функции
  2. I. Интегральное исчисление функции одной переменной
  3. I. Спинной мозг: строение и функции
  4. II. Методология исследования культуры в современных культурологических концепциях.
  5. II. Ценности и функции культуры. Человек как творец и продукт культуры.
  6. III. 41. Стратегия и функции управления.
  7. IV. Основные направления исследования
  8. SWOT-анализ объекта исследования, группировка ключевых факторов повышения уровня жизни населения
  9. V1: Культурология как наука. Понятие, сущность, формы и функции культуры.
  10. А. Повторить исследования сыворотки, взятой через 10 дней
  11. Авторские жанровые наименования в составе заголовочного комплекса, их функции
  12. Актуальность темы, наличие достаточного объема теоретического материала по исследуемой проблеме и информации об объекте исследования позволяют приступить к написанию теоретического раздела работы.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь