Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Послание иконописцу преподобного Иосифа Волоцкого
Узнай, как подобает ныне Единому Богу истинно служить: прежде всего хранением неповрежденной и чистой веры по обетам Святого Крещения, в Отца и Сына и Святаго Духа, и делами, обещанными тобою Христу, творить которые ты должен со страхом и любовью. Что же это за дела, которые ты должен творить? Прежде всего «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всем умом и крепостию и помышлением», и да не отлучит тебя от любви Его «ни живот, ни смерть, ни настоящая, ни грядущая». Все свои обычаи и привычки, и дела направь на то, чтобы Богу угодное творить, и будь праведен, мудр, печальным утешитель, нищим кормитель, странным приемник, обидимым защитник, умилен к Богу, приветлив к людям, терпелив в напастях, никому не досаждающ, щедр, милостив, в ответах добр, кроток, нетщеславен, нелицемерен, будь чадо Евангелия, сын Воскресения, наследник жизни, не люби богатства, никого не осуждай, часто молись, будь скорбен в грехах, весел о Боге, алчущ и жаждущ, будь мирен, до земли склоняясь, ум же к небесам простирая. Шаг имей кроток, голос умерен, речи благочинны, пищу и питие воздержанны. При старших молчи, мудрых слушайся, высшим повинуйся, к равным и низшим имей любовь нелицемерную, от злых, плотских и плоть любящих удаляйся. Говори мало, больше размышляй, не дерзи словом, не излишествуй в беседах, не будь скор на смех, украшайся стыдливостью. Рукам давай работу, всех благодари, в скорбях будь терпелив, перед всеми смиряйся, храни сердце от лукавых помыслов. Не интересуйся жизнью ленивых, но подражай житию святых. Сорадуйся добродетельным, а не завидуй им, плачь с согрешающими, а не осуждай их: у них есть свой Судия, Который каждому воздаст по делам его. Не позорь обращающегося от греха, себя же никогда не оправдывай, исповедуй себя грешником перед Богом и людьми, лести не принимай, ни на кого не клевещи и не злорадствуй, слушая клевету. Не давай овладеть тобою ярости или похоти, не гневайся напрасно на ближнего, не держи ни на кого зла, желая злом за зло воздавать. Терпи укоры, но не укоряй. Терпи удары, а не бей. Будь обижен, но не обижай. Прежде всего воздерживайся от бесед с женским* полом, от пития вина: вино и жены** даже разумных делает отступниками. Исполняя заповеди Господни, не унывай, но ожидай от Бога награды и похвалы и желай жизни вечной. Наказывай бесчинных, утешай малодушных, служи больным, принимая странников, будь братолюбив. С единоверными имей мир, от еретиков отвращайся, завещанные книги читай, запрещенные же отцами отнюдь не читай. Желай благ небесных, земных же не ищи: над ними раскинута сеть, и ты, как птица, в ней запутаешься. Стань юродивым для мудрости мира сего, а умудрись Христу: ибо одно – мудрость Его, и другое – мудрость мира, распявшего Господа славы. Пока ты во плоти, не оставляй подвига. Будь скорбен и весел, печален и радостен: скорбен и печален будь по смиренному житию, радостям земным не прилепляясь. Весел же и радостен будь вопреки искушениям бесовским и душой радуйся о Господе. Прилепись к Господу всей душой с верой и любовью, да не обольстит тебя своими приманками мир сей. Поработи тело, а душу освободи; и не давай послабления телу: это плоть, которая от уступок начинает буйствовать. Отдайся всем скорбям в жизни сей, чтобы во время оно всякой радости исполниться: житие наше есть торг. Посему низложи временное и приими вечное. Уста имей молчаливые, а сердце осмотрительное. Имей ключ – страх Божий, - который пусть то отверзает твои уста, то затворяет. Когда спрашивают – отвечай, не спрашивают – безмолвствуй, чтобы твой язык, поощряемый дерзостью сердца, не ранил кого-нибудь. Но да предупреждает все прочие слова твои – слово утешения, приобретая тебе любовь ближнего. Беседуй со светлым лицом, чтобы радостен был и твой собеседник. Беседуя с нищим, смотри, не оскорби его: бесчестящий нищего прогневляет Сотворившего его. Всякому, созданному по образу Божию, не стыдись поклониться. Алчущего накорми, жаждущего напои, как Сам Господь повелел, нагого одень, странника прими, больного посети, в темницу пойди, узнай беду узников и подай им по потребности, и поскорби, и воздохни, и поплачь с ними, ибо многие из них из-за одного греха только страдают, мы же, постоянно согрешающие, питаемся и благоденствуем. Найди человека, боящегося Бога, и, всеми силами служа ему, прилепись к нему душой и телом. Если обрел ты такого человека, то уже не должно быть места скорби: ты обрел ключ от Царствия Небесного. Последуй ему во всем, внимай его поучениям и угождай ему. Имей своим тихим пристанищем монастыри и «дома святых», и к ним прибегай, поскорби с ними и подай утешение в нищете их. Если имеешь у себя дома что-нибудь необходимое им – отдай: ибо это все ты в руки Божии влагаешь. Дай малое – прими вечное [7, с.102-106].
Теперь скажем и о том, как следует поклоняться друг другу, как – поклоняться или служить царю или князю, и как подобает Господу Богу поклоняться и Ему Единому служить. Слушай внимательно! Друг другу мы поклоняемся потому, что Бог некогда сотворил человека по Своему образу: сие есть почести равного – равному, ради вознесения мысли к общему Владыке. Обычай
* дева, читай: «воздерживайся от бесед с юношами» - сост. ** дева, читай: «вино и юнцы даже разумных делает отступниками» - сост. этот – поклоняться друг другу идет от древности (далее прп.Иосиф приводит цитаты из Священного Писания – ред.). И святые божественные отцы наши учат: видевший брата своего – видел Господа Бога своего. И ни вражда его, ни укорения, ни обиды или брань – ничто да не разлучит нас от любви Христовой, по слову Господа: «Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас» (Мф.5: 44). Но если кто препятствует заповеди Господни исполнять или распространяет еретические учения, от такового следует не только отвращаться, но бежать, как от змия. На такового следует гневаться, по слову Пророка: «Гневайтеся, а не согрешайте» (Ис.4: 5). Когда же ты царю, или князю, или властелину поклоняешься, или служишь, то должен знать, что делаешь сие, чтобы угодить Богу: Ему благоугодно, чтобы властям, пекущимся и заботящимся о нас, мы были покорны и послушны. Ибо написано: «Князю людий своих не речеши зла» (Исх.22: 28). И Апостол говорит: «Бога бойтеся, царя чтите» (1Петр.2: 17). Поклоняться и служить им следует телесно, а не душевно, и воздавать им следует честь царскую, а не Божественную, как Господь сказал: «Воздадите кесарева кесарю, а Божия Богови» (Мф.22: 21). Однако бывают такие цари, которые, над людьми царствуя, над собою имеют царствующих – скверные страсти и грехи: сребролюбие и гнев, лукавство и неправду, гордость и ярость, и, что страшнее всего, неверие и хулу. Такой царь не есть Божий слуга, но Диавол, не есть царь, но мучитель. И ты такому царю, толкающему тебя на нечестие и ложь, не подчиняйся, даже если будут мучить тебя и грозить смертью [7, с.81-83]. Иное слово иконописцу Иконописец должен всегда чувствовать свою греховность и недостоинство, видеть недостаточность своего мастерства, то, что мешает благодати Божией действовать в нем и через него. Человек получает от Бога то, что он может воспринять: по засоренному каналу вода будет сочиться по каплям, хотя бы он был соединен с огромной рекой. Пребывание в Церкви, мистическая одаренность, художественная способность и мастерство, и самое главное – присутствие благодати в сердце – дает иконописцу возможность различать и отделять священное от несвященного, свое (церковное) от чужого, истину от лжи. Царь Соломон пишет: «Пей воду из твоего водоема, текущего из твоего колодца». Иконописец не только пьет, но черпает из колодца и дает эту воду другим [8, с.47]. Первое падение иконописца и превращение иконы в картину религиозного содержания – это подмена духовного уровня душевным. Здесь единство иконописца с духом молитвы и созерцания подменяется единством с душевным настроением. Музыка душевных ритмов может быть по-своему красива и гармонична. Мир часто называет ее духовной, но молящееся сердце почувствует в ней фальшь, сентиментальность, лиричность, самолюбование, чувственную плаксивость, тонкий запах тления. Полем такой иконы является поле человеческой страсти [с.49]. Иконописец передает не свое «помышление», а «повествование о созерцаемом», т.е. фактическое знание, – то, что видел хотя и не он сам, но верный свидетель тому (древний мастер-исихаст). Для того, чтобы принять и передать полученное свидетельство, иконописец должен не только верить в его подлинность, но и быть участником той жизни, которой жил свидетель откровения, идти с ним одним путем, т. е. быть членом тела Церкви. Отсюда необходимость постоянного участия в жизни Церкви; отсюда же и моральные требования, предъявляемые Церковью к иконописцам. Личность иконописца должна смириться перед изображаемым святым. От него требуется такое отношение к изображаемому предмету, как у Предтечи Иоанна Крестителя к Христу Спасителю «ему должно расти, а мне умаляться».
Неусыпно совершенствуясь в исправлении и святости жизни своей, иконописец должен стараться приобрести такие познания, которые могут способствовать возвыситься до идеальности, требуемой иконописанием. Для сей цели иконописец имеет нужду, освящаясь прилежным чтением Св.Писания, жизнеописаний людей, благоугодивших Богу своею жизнью, Исторических Церковных памятников, изучать размышлением своим те места Писаний, которые могут быть предметами иконописания. Но, чтобы при чтении житий Святых, и особенно Св.Писание, по неопытности не уклониться в мысли, несообразные с сущностью предмета, иконописцу должно иметь общение с благочестивыми людьми, особенно из духовного звания, чтобы их суждениями о предметах веры и истории Христианской мог он поверить свой образ мыслей, разумение Св. Писания и Церковных книг. В противном случае иконописец, при всем своем искусстве, не избежит погрешностей, станет олицетворять свою мечту, а не существенность, или, подражая другим, будет повторять их ошибки и погрешности. Природа, как некто справедливо сказал, хороша, когда ее умоют, с другой стороны в ней еще есть такие общие черты красоты и величия, из коих одни доставляют чистое безмятежное удовольствие, другие пронизают нас благоговением к премудрости и благости Всемогущего и возносят наш дух в область мира беспредельного, вечного. Долг иконописца избирать в видимой природе черты и краски, подмечать свет и тени такие, которые могли бы сообщать взирающим на произведения его кисти сколь возможно близкие понятия о предметах мира духовного, и в чертах плотских, видимых проявлять духовное, невидимое. Мало сего, восхищаясь созерцанием природы, иконописец как служитель Евангелия ни на одно мгновение не должен забывать, что грехопадением первобытных наших прародителей не только повреждена человеческая природа, но и вся тварь, по выражению Апостола Павла, подверглась суете, а посему то, что по духу мира сего может почесться красотою и величием, по духу Евангелия будет отвратительно и низко. Наш язык недаром для означения красоты, приличной Святым, имеет особенные выражения: Святолепность, Святолепный, Боголепный, Боголепно и т.п. [19, с.84-85]. · Икона пишется слезами и радостью. · Иконописание есть молитвосозерцание. · Без молитвы и поста иконописание есть лжесвидетельство. · Иконописец становится или аскетом, или лжецом – третьего пути нет [с.32]. Требования, предъявляемые иконописцу 1. Правоверие. 2. Воцерковленность (участие в таинствах Церковных). 3. Строгое соблюдение постов, ежедневное исполнение молитвенного правила. 4. Духовное окормление у православного духовника, благословение на иконописание. 5. Писание икон по иконописным канонам, установленным святой Матерью-Церковью. 6. Стремление достичь неразрывности святости иконы, творчества и жизни иконописца. Популярное: |
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1272; Нарушение авторского права страницы