Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Учительской силы, чем в слове проповеди.



Свт. Василий Великий

 

Слово «икона» (греч. ε ι κ ο ν а)означает образ, портрет, изображение. С давних времен этим словом обозначается изображение святого или священного события, писанное красками или мозаичное.

Икона – это священный предмет, на котором изображается святой лик. Через надписание имени икона усвояется изображенному на ней святому, восходит к этому первообразу и становится причастной его благодати. Икона досточтима и свята именно тем, что передает обоженное состояние своего первообраза. Освящающая благодать Духа Святого, присущая первообразу, присутствует и в Его изображении. При недостойном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила.Икона участвует в святости святой личности, а через икону и мы приобщаемся к этой святости в нашем молитвенном обращении.

«Икона – это книга о вере, - учила мон. Иулиания (Соколова), выдающийся иконописец ХХ века, воспитавшая несколько поколений иконописцев, - Языком линий и красок икона раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. И чем глубже духовная жизнь христианина, тем доступнее ему язык иконы» [13, с.2].

По слову кн. Е.Трубецкого, «икона – не портрет, а прообраз грядущего храмового человечества. И, так как этого человечества мы пока не видим в нынешних грешных людях, а только угадываем, икона может служить лишь символическим его изображением» [14, с.16]. И если нам, например, посчастливится в своей жизни встретить святого, и мы пожелаем написать его портрет, то мы не можем изобразить его святость реалистически. Только символически можно обозначить святость в иконе, иносказательно, подобно языку притчей в Священном Писании. «При посредстве чувственных изображений, - говорит сщмч. Дионисий Ареопагит, - мы, насколько возможно, возводимся к божественным созерцаниям». Что слово сообщает через слух, то живопись показывает молча, через изображение.

«Икона приравнивается к Священному Писанию и Кресту как одна из форм откровения и Богопознания. Через Богослужение и через икону откровение становится достоянием и жизненным заданием верующего народа» [10, с.171]. Благодать Святого Духа, пребывающая в иконе, есть та сила, которая, по словам Синодика Торжества Православия, «освящает очи верующих», «целит духовные и телесные болезни».

Икона – явление надмирной красоты, свойственной будущему веку, где Бог будет «всяческая во всех». Подлинная красота есть сияние Духа Святого, дыхание будущего века.

Икона есть сияние святости.

Глава 2

 

БИБЛЕЙСКИЕ ОСНОВЫ ИКОНОПОЧИТАНИЯ *

Если язычник спросит тебя, в чем твоя вера –

поведи его в церковь и покажи иконы.

прп. Иоанн Дамаскин

 

* Салтыков А., прот. Библейские основы иконопочитания// Богословие образа. Икона и иконописцы. Антология. Сост. А.Н. Стрижев. М., 2002. С. 100-112

Для нас, православных христиан, очевидно, что Вет­хий и Новый Заветы представляют собой единую органическую целостность, поэтому если мы почи­таем иконы, то, следовательно, в этом почитании есть библейские корни. Правда, многие думают иначе — я имею в виду прежде всего протестантов. Нередко они иконы называют идолами и гово­рят: «Докажите из Библии, что нужно чтить ико­ны! »

Обратимся к Ветхому Завету и убедимся, что Сам Господь как бы вводит понятие иконы в контекст миротворения.

Дело в том, что Бог сотворил человека как Свою первую икону. Ибо слово «икона» означает «образ». И когда Господь говорит: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт. 1, 26), это означает: «сотворим человека как Нашу икону».

Но икону нужно поместить в достойное место. Лучше всего поместить икону в храм. А мир, созданный Богом, и есть Его храм! Господь говорит: Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих (Деян. 7, 49). В этом мирообъемлющем храме, создан­ном Богом, согласно книге Бытия, рай был подобен алтарю. Что это именно так, видно из символики православного храма, в ко­тором с древнейших времен алтарь символизировал рай, насаж­денный на востоке. В православном храме в центре алтаря на­ходится престол, украшенный седмисвещником, обычно в виде древа. В Эдеме в центре находилось Древо Жизни. Престол в право­славном храме и есть реальный символ Древа Жизни, что зримо подтверждается древом — седмисвещником. В алтаре непремен­но находятся также и иконы. В Эдеме иконой был, как мы ска­зали, сам человек.

 

Этот поразительный параллелизм с первозданным раем свой­ствен только алтарю православного храма, причем храм в целом символизирует мироздание. Здесь все проникнуто глубочайшей смысловой связью со Священным Писанием и потому, какие бы гонения ни поднимались против Православия, всегда будут сто­ять как немые, быть может, свидетели истины храмы с алтарями на востоке, где место престолу — Древу Жизни — и иконе Божией. Если Сам Бог создал Себе икону, то человек — Его подобие — обязан и призван творить Его иконы. В этом, с нашей точки зрения, уже заключается сильнейшее доказательство истинности и необхо­димости иконопочитания.

 

Посмотрим, как в историческое библейское время проявились основы иконопочитания. Современные иконоборцы указывают нам на первую заповедь Моисеева Десятисловия и на пророческие тексты, в которых запрещается идолопоклонство. Тем не менее мы имеем в Священном Писании и тексты совершенно другие, которые говорят именно о подобиях.

«Итак, не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе и елика на земли низу, и елика в водах под землею; да не поклонишися им, и послужиши им. Аз бо есмь Господь Бог твой» (Исх. 20, 4-5) — так звучит вторая заповедь.

Раскрываем «Второзаконие» (4, 15-27) и там читаем: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на (горе) Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо (гада), ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды, (и) все воинство небесное, не прельстился и не поклонился или не служил им... или же... долго жив на земле, вы развратитесь и сделаете изваяние, изображающее что-либо, и сделаете зло сие пред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его, то свидетельствую вам сегодня небом и землею, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете; и рассеет вас Гос­подь по (всем) народам, и останетесь в малом числе между народами... Это — страшное прещение на всякое изваяние».

Таким образом, заповедь, которую дал Моисей, грозно под­креплена, причем перечислены все виды изображений.

Теперь раскрываем книгу «Исход» (35, 30-35): «Господь назначил... Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, и резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу; и способность учить других вложил в сердце его, его и Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова; Он исполнил сердце их мудростью, чтобы делать всякую работу (для святилища) резчика и искусного ткача, и вышивателя по голубой, пурпуровой, червленой и виссонной ткани, и ткачей, делающих всякую работу и составляющих искусные ткани».

Какова же была основная художественная работа, выполненная Веселеилом для святилища?

«И сделал умывальник из меди и подножие его из меди с изящными изображениями, украшающими вход скинии собрания» (Исх. 38, 8).

«И сделал Веселеил ковчег из дерева... и обложил его чистым золотом.. И сделал шесты из дерева ситтим и обложил их золотом... И сделал двух Херувимов из золота... выдавшимися из крышки сделал Херуви­мов с обоих концов ее; и были Херувимы с распростертыми вверх крылья­ми и покрывали крыльями своими крышку, а лицами своими были обращены друг к другу; к крышке выли лица Херувимов» (Исх. 37, 1-9).

Итак, Веселеил создал человекоподобные крылатые образы. Но вспомним во Второзаконии еще один стих: «Проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведе­ние рук художника, и поставит его в тайном месте» (Втор. 27, 15).

Я подчеркиваю: «в тайном месте». На виду кумира никак нельзя было поставить — такого человека побили бы камнями. То и в тайном месте кто поставит, тот проклят. А между тем Херувимы стояли в святая святых, которое было самым тайным местом. Конечно, это была другого рода тайна, но все-таки это было тайное место, и туда никто и никогда не входил, кроме первосвященника. И когда первосвященник туда входил, то он преклонялся перед ковчегом завета, на котором стояли эти два Херувима. То есть он преклонялся перед ковчегом и Херувимами. Позднее Соломон также сделал Херувимов и ввел изобра­жения живых существ для жертвенника — льва, вола, Ангела, которые стали потом христианскими символами. «И сделал... двух Херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей. Одно крыло Херувима было в пять локтей и другое крыло Херувима в пять локтей; десять лок­тей выло от одного конца крыльев его до другого конца крыльев его. В де­сять локтей был и другой Херувим, одинаковой меры и одинакового вида выли оба Херувима... И поставил он Херувимов среди внутренней части храма. Крылья же Херувимов выли распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого Херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил он Херуви­мов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения Херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне» (3 Цар. 6, 23-29). «На двух половинах дверей из масличного дереве он сделал резных Херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом, покрыл золотом и Херувимов и пальмы… И две двери из кипарисового дерева... И вырезал на них Херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе (3 Цар.6. 32-35).

Выполненное по приказу Соломона медное море стояло на двенадцати волах; три глядели к северу, три глядели к западу, три гляде­ли к югу и три глядели к востоку; море лежало на них и зады их обращены были внутрь под него (3 Цар. 7, 25).

«И сделал он десять медных Херувимы подстав... на стенках, которые между наугольниками, изображены были львы, волы и; также и на наугольниках, а выше и ниже львов и волов развесистые венки» (3 Цар.7. 27-29).

На деталях этих подстав, в более мелком масштабе, изобра­жения повторялись. Каждая подстава имела рукоятки. «И изваял он на дощечках ее рукоятки и на стенках ее Херувимов, львов и пальмы, сколько позволяло место, и вокруг развесистые венки. Так сделал он де­сять постав» (3 Цар. 7, 36-37). Следует заметить, основные из этих текстов еще в XVII веке были использованы митрополитом Петром Могилой при составлении молитв для чина освящения икон, но кто в наше время знает эти молитвы, кроме священников?

Библейский летописец так тщательно описывает выполнен­ные для Соломонова храма изображения, что эти описания на­поминают строгие требования современной музейной инвента­ризации. Херувимы были громадными статуями, около 5 метров в высоту и столько же в ширину размаха крыльев. В описании как бы навечно сохранена их достоверная узнаваемость. Тек­стами описаний библейский писатель свидетельствует нам о славе Соломонова храма, явленной, в частности, в изображениях жи­вых существ. Он не оставляет ни малейшего сомнения в пра­вомерности всех этих изображений — резных и литых, дере­вянных и металлических, круглых и рельефных. Возникает воп­рос: как согласовать все эти тексты? Самое простое — поступить так, как делают современные иконоборцы: не замечать их проти­воречивости. Вернее, одно замечать, другое не замечать. Но это будет, во-первых, неблагочестиво, а во-вторых, ненаучно. И как-то безнравственно.

Это не все места в Ветхом Завете, которые говорят об изоб­ражениях. В книге Чисел говорится о змие, которого сделал Моисей для того, чтобы иудеи перед ним поклонялись. И кто смотрел на змия, тот исцелялся от укусов живых змей. Моисей сделал этого медного змия по повелению Господа. Сам Господь Иисус Хрис­тос ссылается на этого медного змия в Евангелии от Иоанна: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену выть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин. 3, 14-15). Прошу обратить сугубое внимание: Сам Господь Иисус Христос упоминает об изваянии, которое сделал Моисей, и указывает на это изваяние как на некий прообраз.

Попробуем же разобраться, что все сие может означать. Не надо уходить от вопросов, не надо их бояться, а надо их стараться разрешить в духе святоотеческой традиции.

Святой Иоанн Дамаскин пишет о том, что были другие обра­зы — жезл Аарона, который мы рассматриваем как прообраз креста, манна, которая тоже есть образ. Одним словом, библейское мыш­ление наполнено образами. Я не говорю о видениях, потому что видение — это образ умозрительный, но было множество реаль­ных образов, символов, знаков, которые, правда, не имели внешно­сти животного. Но важно, что образное мышление было присуще Ветхому Завету.

Возвратимся к образам скинии и Соломонова храма, имев­шим черты живых существ. Совершенно ясно, что Господь запре­щает делать идолов, но благословляет делать священные изобра­жения. Это ясно, потому что это Им благословлено. Но эти свя­щенные изображения в Ветхом Завете представлены единичным исполнением. Нет массового изображения Херувимов, сделано только два объемных изображения для святилища. Были еще шитые на пеленах Херувимы, изображения на жертвеннике — тоже только в храме. Но ведь храм-то был тоже только один, других храмов не было. Существует ли преемственная связь между храмом ветхозаветным и нашими храмами? Существуют, несомненно, и преемственность, и некоторый параллелизм: например, у них было святая святых, а у нас алтари. Но наш храм совершеннее ветхо­заветного, он дает нам более полное, глубокое Богопознание. И то, что в ветхозаветном культе было единично, то у нас есть во множестве. У иудеев был один храм, у нас храмов множество. Естественно, что если у них были только единичные изображения в храме, то у нас их множество.

Почему же Ветхий Завет так строго запрещал иудеям де­лать всякие изображения? Ведь то, что мы цитировали выше, есть не просто проклятие, а еще и предупреждение: потеряете землю, рассеет Господь, останетесь в малом числе, если только сделаете изображение. Очевидно, по грубости сердец ветхозаветного народа. Сам Господь Иисус Христос не мог прийти на землю и вопло­титься раньше установленных сроков, пока человечество — и ветхозаветный народ, и другие народы — не было подготовлено к принятию Его в свое сердце. Необходима была определенная духовная подготовка человечества.

Иудеи постоянно соблазнялись религиями окружающих наро­дов. Они строили жертвенники на высотах, они ставили идолов (ваалов). И для того чтобы сохранить избранный народ, Господь ему строго-настрого запретил соединяться с ними в духе язычес­ких религий. Во всех языческих религиях были распространены идолы. Склонность иудеев заимствовать от чужих народов их верования, с которыми на протяжении всей Библии Господь бо­рется, имела бы дополнительный стимул в изображениях, если бы было разрешено их делать.

Надо сказать, что нарушения все же были. В книге Судей рассказывается, как Миха с горы Ефремовой и его мать сделали изображения. «Сказала мать его: это серебро я от себя посвятила Господу для сына моего, чтобы сделать из него истукан и литый кумир... взяла двести сиклей серебра и отдала их плавильщику. Он сделал из них истукан и литый кумир, который и находился в доме Михи» (Суд. 17, 3-4). Археологи находят изображения, которые представляют собой как бы подобия Ангелов с крыльями. Лица их обращены друг к другу, крылья подняты, они похожи на то, что описано в Библии.

Обратимся к святым Отцам. Что пишет, например, блаженный Феодорит по поводу медного змия? В толковании на Книгу Чи­сел [1] он спрашивает: «Почему от угрызения змей повелевал Бог врачевать медным змием? » Блаженный Феодорит отвечает: «И сие прообра­зовало Спасителя страдание, потому что чрез змия пройде грех, почему змий и понес на себе проклятие от Бога всяческое. И потому змий есть образ греха и клятвы». Блаженный Феодорит идет как бы от обратного, от воспоминания о грехе и проклятии. «А пос­кольку Владыка Христос пришел в подобии плоти греха, потому что действительно принял на Себя тело, греха же не сотвори, не обретеся лесть во устех Его», — то спасительное страдание про­образуется медным змием, ибо как медный змий был изображе­нием змия, но не имел змеиного яда, так и Единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. И как угрызаемые змеями, взирая на медного змия, получали спасение, так уязвляемые грехом, несомненно, верою и страданиями Спаси­теля нашего оказываются победителями смерти и обретают веч­ную жизнь».

Святой Кирилл Александрийский пишет [2]: «Бог, будучи благ и человеколюбив, повелевает Моисею воздвигнуть для них мед­ного змия. В нем Он предуказует спасение через веру, так как лекарство для укушенного состояло в том, чтобы посмотреть прямо на змия, то есть, таким образом, вера в соединении со взглядом на змия доставляла смотревшим освобождение от смерти». Таков, согласно святому Кириллу, смысл этого чуда. «Но в этом событии, как в прообразе, начертана также и вся тайна вочеловечения. Змий указует на мучительный и человекоубийственный грех, ко­торый угнетал всех людей на земле». И далее святой Кирилл Александрийский, ссылаясь на Послание к Римлянам (гл. 8), гово­рит: «Посему-то Бог Слово и явился в подобии плоти греха, дабы осудить грех во плоти и явить Себя виновником вечного спасе­ния для тех, кои устремляют на Него свои взоры посредством или сильной веры, или исследования Божественных догматов. А если змий был прибит на высоком столбе, то это, без сомнения, указует на распятие и воскресение Христа». Вся история со змием имела, так сказать, принципиальное значение. Отцы Церкви прекрасно показывают, что это изображение было символом спасения, симво­лом победы Христа над грехом. Если таковой символ был допу­стим в Ветхом Завете, совершенно как бы вопреки всему ветхо­заветному учению, по воле Божией, если Господь Иисус Христос этот символ упоминает в беседе с одним из учеников, с Никодимом, то мы должны к этому отнестись очень внимательно. Почему же, возникает вопрос, мы должны быть лишены таких символов в Церкви, как думают протестанты?

Здесь речь идет, конечно, об аллегорическом образе. Попробу­ем абстрагироваться от времени: змий этот был воздвигнут за много сотен лет до Христа, но, тем не менее, с точки зрения вечности, этого времени как бы нет. Медный змий есть образ распятия, то есть в некотором роде это икона, аллегорическая, конечно, и, тем не менее, это ветхозаветная икона Спасителя нашего. Но в та­ком случае и мы можем писать иконы Воскресения Христова и распятия Его, которые так же бы нас спасали. Почему же нам не устремлять на них свои взоры и посредством сильной веры не получать исцеления от греха, как это было в Ветхом Завете? Ясное дело, что в Новом Завете для этого у нас больше оснований.

В Новом Завете есть еще одно место, где говорится об изоб­ражении. «Иисус... сказал:... Покажите Мне монету... Чье это изображение и надпись? Говорят ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22, 18-21). Научный системный подход требует однородные факты и явления рассматривать в совокупности. Поэтому отметим, что в евангельских текстах об изображениях говорит дважды Сам Иисус Христос.

Соединим эти два текста. В одном месте Он говорит о вет­хозаветном змие, а в другом — о языческом изображении кеса­ря. В одном месте Он говорит о подобии Сына Человеческого, а в другом говорит: Божье отдавайте Богу. Не можем ли мы из этого вполне справедливо умозаключить, что если мы сделаем изображение ради Бога, то надо его Богу отдавать? Почему нам говорят, что это язычество, когда Сам Господь говорит: отдавайте Богу Божье. Изображение кесаря кесарю и отдайте, а Божие — Богу. Изображение ветхозаветного змия было ради Славы Божи­ей создано. Моисей сделал его в единичном случае, как и дру­гие священные изображения в храме, а мы, христиане, делаем изображения в массовом порядке, в знак сыновних отношений с Отцом Небесным.

В беседе о монете с изображением кесаря Спаситель ис­пользует весьма замечательный полемический прием. Его спрашивают о позволительности подати, а Он отвечает как бы о другом — об изображении кесаря. На самом деле ответ дан полный, точный и не допускающий дальнейших возражений, потому что вопрос переведен на другой, более высокий уровень. Христос говорит об изображении и надписи кесаря как о символе. Изображение и надпись кесаря в соединении с денежным зна­ком — не просто портрет: оно становится символом, функцио­нальным знаком его политического, земного могущества, обуслов­ливающим законность подати. Не означает ли это, что возможны и другие изобразительные символы, а именно изображающие Божие всемогущество?

Обратимся к текстам из апостольских чтений. Апостол Па­вел говорит о ветхозаветной скинии и изображениях в ней в Послании к Евреям (9, 3-5). Он упоминает Херувимов славы и другие святыни, говорит о них как о символах. Почему же невоз­можны такие же Херувимы славы — изображения Ангелов — в христианском храме? Но особенное значение для нас имеет текст в Послании к Галатам (3, 1): «О, несмысленные галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? » Попытаемся рассматривать эти слова в контексте всех приведенных выше текстов. Напомним, что в Православной Церкви есть предание о Нерукотворном Образе Спасителя и что евангелист Лука писал образы Божией Матери. Нельзя эти предания просто так отки­нуть в угоду иным неверующим или инославным ученым, наоборот, хотелось бы их попросить к ним отнестись повнимательнее учитывая приведенные тексты1.

Следует отметить, что греческое слово «письмо», употреблен­ное в Послании к Галатам, может быть переведено как «опи­сание», «текст», а также как «живописное изображение». Так, в древнерусском языке писцами или даже писарями называли и тех, кто пишет пером, и тех, кто пишет кистью. «Писать» и в совре­менном русском языке означает и «писать картину», и «писать письмо». Производное от grafo —grafa — означает «живопис­ное изображение». Именно так это слово употреблялось в хри­стианских памятниках I века. Так, святой Иустин упоминает сло­во gгаfа в смысле живописных или скульптурных изображений [7]. Да и у самого святого Иоанна Златоуста один раз говорится «преднаписан», в другой раз — «предначертан». То есть и у него оди­наково предполагается возможность и написания, и начертания. Но у святого Иоанна Златоуста не стояла задача апологии иконо­писного изображения.

 

 

1 Значение для иконопочитателей вышеприведенного места из Послания к Галатам замечено в протестантском мире. Недавно появилось издание Нового Завета на русском языке под названием «Слово Жизни. Новый Завет в современном переводе». В аннотации сказано: «Основной идеей «Слова Жизни» является как можно точнее передать мысли авторов Нового Завета простым, всем доступным русским языком». На деле в переводе допущены грубые искажения текста в угоду протестантским концепциям. Рассматриваемое место Послания к Галатам переводится так: «Ведь вам ясно был представлен распятый Христос», то есть выражение «перед глазами» (саt oftalmous) выпущено. Очевиден расчет на невежество русских ([5], с. 224).

 

 

Многие предания, легенды, тексты дошли до нас лишь в по­зднейших источниках. Мы знаем, что, скажем, первоисточник Гоме­ра не сохранился, древнейшая рукопись Гомера отстоит от времени, когда он жил, на две тысячи лет. Значит ли это, что оригинала не было? Нет, конечно, он был. История знает множество подобных примеров, но огромный разрыв во времени не мешает признавать их подлинность. Тем более нет оснований отвергать подлинность сведений, содержащихся в Послании апостола Павла и в Предании Церкви. Поэтому я дерзаю в контексте всех приведенных аргументов утверждать, что данный текст следует принимать в буквальном смысле и что, действительно, у галатов был предначер­тан образ, который они видели именно своими телесными очами. Я думаю, что нам ничто не мешает такую мысль выдвигать и подкреплять ею Священное Предание Православной Церкви.

Кроме известной Туринской Плащаницы [8], вещественных доказательств существования и почитания в I веке священных изображений пока, кажется, нет. Есть Предание. Но существуют многочисленные изображения в катакомбах, известные уже во П-Ш веках и создававшиеся многочисленными художниками. При­ведем еще одно замечательное свидетельство Тертуллиана о вхождении в клир древней Церкви художников в том же II веке, хотя ему самому это не нравится: «не только из чужих рук при­нимают они Тело Божие... но и сами оскверненное раздают дру­гим. Уже и в церковное сословие принимают изготовителей идолов... О, эти руки, которые следовало бы отсечь! » (3, 253). Но Церковь была не согласна с Тертуллианом, и, явно, авторитет художников в Церкви был уже во II веке очень высок.

Приведенные тексты в совокупности имеют огромное значе­ние для правильного почитания икон и понимания того, почему иконопочитание является догматом.

 

Литература:

1. Блаженный Феодорит. Толкование на Книгу Чисел. Ч. 1. 1805. С. 218.

2. Св. Кирилл Александрийский. Творения. Ч. 2. 1912. С. 232-233.

3. Тертуллиан. Об идолопоклонстве // Избранные сочинения. М.: Про­гресс, 1994.-

4. Св. Игнатий Антиохийский. Послание к магнезийцам // Писания му-жей апостольских. Рига, 1992. С. 318-319.

5.Living Bible International. 1991, место изд. не указано.

6. Св. Иоанн Златоуст. Толкование на Послание к Галатам, III // Пол­ное собрание творений святого отца нашего Иоанна Златоуста. Т. 10. Кн. I. СПб., 1904. С. 775.

7. Св. Иустин. Апология I, 24 // Св. Иустин, философ и мученик. Творе­ния. 1995. С. 55 (репринтное изд.).

8. Некоторые православные ученые поддерживают версию о подлинности Туринской Плащаницы — тканого полотна с предполагаемым неруко­творным изображением Спасителя. См.: Епископ Василий Родзянко. Запечатленная Пасха (новейшая научная оценка Туринской Плаща­ницы)//Вестник Белорусского Экзархата, 12-13, 2/94 — 1/95. С. 69-87; также: Проф. прот. Глеб Каледа. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М.: Изд-во Зачатьевского монастыря, 1995.

Мир Божий. Ежеквартальный журнал. М., 1997. № 1. С. 90—96.

 

***

В Ветхом Завете иконопочитания не было, однако оно своими корнями уходит в Ветхий Завет. Существует реальная основа иконопочитания. Приведем этому подтверждение.

 

1. Священное Писание гласит: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему» (Быт.1: 26). Так говорит Бог, говорит как Художник. Это значит, что сам человек является иконой, первой иконой Божией.Этим Господь неимоверно высоко ставит человека – выше ангелов, ведь про них не сказано, что они созданы по образу и подобию Божию. Это привилегия только человека. Этот дар Божий человеку чрезвычайно многогранен. Бог – Творец. Следовательно, человек – тоже творец. Будучи творцом, человек тоже способен создавать образы и подобия. Какие же образы будут достойны того, чтоб быть созданными человеком?

Человек может создавать образ и подобие Божие.

Из чего человек может создавать образ и подобие?

Из материалов – так же как и Господь создал человека (из глины и земли).

Итак, первым важнейшим аргументом иконопочитания является то, что человек – это образ и подобие Божие.

 

2. Куда Бог поместил человека – Свой образ и подобие?

В Рай, в Эдем, расположенный на Востоке. В центре Эдема росло Древо Жизни. Человек был иконой Бога в Эдеме. Весь Мир был создан «добро зело» и был предоставлен человеку. Аналогично и в устройстве храма мы видим на востоке алтарь, в его центре – престол и семисвечник в виде Древа.

За престолом – икона. Мы должны творить иконы, достойные Бога и помещать в храм. Подобное занятие – важнейшее.

 

3. Теперь вспомним знаменитую заповедь, данную Богом пророку Моисею: «Не сотвори себе кумира» (Исх.20; 4).В книге Второзакония говорится (Втор.4: 15-27): «Твердо держите в сердцах ваших, чтобы вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображение какого-либо скота, который на земле, изображение какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображение какого-либо гада, ползающего по земле, изображение какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и, дабы ты, взглянув на небо, и увидев солнце, луну и звезды, и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им, и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил

 

* цит. по лекциям прот.Александра Салтыкова в Московском Свято-Тихоновском Богословском Институте.

их всем народам под всем небом. А вас взял Господь и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела, как это ныне видно».

Казалось бы, всё перечислено, ничего нельзя изображать… Но опять вернемся к Библии (Исх.35: 30-35), где говорится о назначении художника Веселеила (ремесленника, мастера) для художественных работ по украшению скинии. Веселеил – резчик, искусный ткач и вышиватель по голубой, пурпуровой, червленой виссонной ткани. И он «сделал умывальник из меди с изящными изображениями» (Исх.38: 8). «И сделал херувимов из золота» (Исх.37: 7-9).

Херувимы – это человекообразные крылатые изображения. Но во Второзаконии (27: 15) сказано: «Проклят, кто сделает изваянный или литой кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте! »

Как же так? Противоречие?

 

4. В библейском повествовании об украшении Храма царем Соломоном говорится (3Цар., гл.7), что он поставил херувимов во внутренней части храма – во Святая Святых. И на всех стенах храма поместил изображения херувимов, и на кипарисовых дверях – Херувимы. А также «сделал литое из меди море на 12-ти волах – 3 глядели к северу, 3 глядели к западу, 3 глядели к югу и 3 глядели к востоку; море лежало на них, и зады их обращены были внутрь его»; «на стенах, которые между наугольниками, изображены были львы, волы, херувимы» (3Цар.7: 23-35).

Это уже реальное изображение животных! Львы, волы, херувимы – всюду изображения. Автор этих строк ни на секунду не сомневался в том, что все сделано правильно и законно. Как же это согласовать с заповедями о запрещении изображений? Ведь явные противоречия!

Кроме львов и волов есть и изображение медного змия (Числа21: 8-9). В Новом Завете Сам Спаситель упоминает о медном змие: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому» (Ин.3: 14).Изображение медного змия – символическая икона Христа, образ Его, об этом говорит блаж. Феофилакт Болгарский: «Тогда взирающие избегали телесной смерти, а мы избегаем духовной. Тогда повешенный исцелял от укушения змей, а ныне Христос исцеляет язвы от дракона мысленного».

 

5. Еще о изваянии. В книге Судей (17: 1-4) говорится, чтопростой благочестивый еврей Миха с матерью сделали кумир, изваяние. У Михи отняли этот истукан, и более никакого наказания не последовало. Почему?

Изображения были запрещены иудеям именно для того, чтобы они не делали себе истуканов, отступая от Бога. Этим они постоянно грешили. На самом деле изображения благословлял Бог, но только посвященные Богу. Господь запретил делать изображения не навсегда, а до той поры, пока не придет на землю Спаситель.

Случай с Михой – просто снисхождение, Миха отступил от закона, сотворил себе божка, но Господь по милосердию простил его, не осудил. Также Господь покрывает и наши прегрешения при написании образа Божия, покрывает нас стремлением к благочестию, нашим младенческим духовным состоянием.

 

6. В Новом Завете есть упоминание о изображении кесаря на динарии. Здесь изображение и надпись упоминаются как символ силы и власти кесаря, а не просто изображение. Господь говорит о символе, следовательно, возможны изображения с надписью, свидетельствующие о силе и власти какого-либо царства. Почему же мы не можем делать изображения – иконы с надписью, свидетельствующей о Царстве Иисуса Христа?

 

7. Есть упоминание о изображении Распятия Христова в послании Галатам ап. Павла (Галат.3: 1): «у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый».

 

8. Сам Христос Спаситель свидетельствует, что Он является иконой Бога-Отца: отвечая на просьбу ап. Филиппа показать Отца, Господь говорит: «Видевший Меня видел Отца» (Ин.14: 9)

 

В заключение отметим, что Бог сказал Моисею: «да не сотвориши всякого подобия». Не сказано никакого подобия. Но сказал Бог: «не сотвориши всякого подобия», как язычники творят всякое подобие: волхвам и прелюбодеям, убийцам и зверям, и птицам, и пресмыкающимся творят изображения, нарекают их богами и поклоняются им, говоря: «Вот боги наши, и нет бога кроме них». Потому Бог и говорит: «Не сотвориши всякого подобия и не поклонишься, ниже послужиши им». А если сотворишь достойное подобие в честь и славу Божию, то не согрешишь. Свидетельствует об этом Сам Бог, сказавший сначала «не сотвориши всякого подобия», потом же повелевший Моисею сотворить многие подобия.

Таким образом, иконопочитание вполне утверждено Священным Писанием.

 

· Есть еще Предания о Нерукотворных образах Спасителя (убрус царя Авгаря, плат св.Вероники, чрепие в Едессе) и Богоматери (в Лидде на столпе).

· Первые иконы, написанные апостолом Лукой, благословлены Самой Пресвятой Богородицей.

· Об иконопочитании чит. в трудах прп. Иоанна Дамаскина, прп. Феодора Студита и др.

· Иконопочитание утверждено на VII Вселенском Соборе.

Глава 3

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Его руки подняты для благословения.
  2. I. ТИТУЛ «ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНЫЙ ЧЕМПИОН ПО КРАСОТЕ» (C.I.B.) ДЛЯ ПОРОД С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ И НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ РАБОЧИМИ ИСПЫТАНИЯМИ СОГЛАСНО НОМЕНКЛАТУРЕ FCI.
  3. Автор затрагивает вопрос (о чем?)
  4. Берите «на карандаш» все замеченные ошибки и пытайтесь ответить на вопрос, поставленный «акулой пера»: «Интересно, почему?»
  5. БОЛЬШАЯ ПОТАСОВКА МЕЖДУ ПИНОККИО И ЕГО ТОВАРИЩАМИ, ПРИЧЁМ ОДИН ИЗ НИХ РАНЕН, И ПИНОККИО АРЕСТОВЫВАЮТ ПОЛИЦЕЙСКИЕ
  6. БОЛЬШАЯ ПОТАСОВКА МЕЖДУ ПИНОККИО И ЕГО ТОВАРИЩАМИ, ПРИЧЕМ ОДИН ИЗ НИХ РАНЕН, И ПИНОККИО АРЕСТОВЫВАЮТ ПОЛИЦЕЙСКИЕ
  7. Больше дьяволов, чем может вместить ад
  8. Больше дьяволов, чем может вместить необъятный ад
  9. Больше чем половинчатое решение: разрушайте, разрушайте
  10. Будущее еще загадочней, чем ты думаешь
  11. Бывало ли вам когда-нибудь грустно, и вы бы не знали чем себя занять?
  12. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.068 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь