Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Бегство в Египет. Добродетели святого Иосифа.



 

  1. Тяжкий, опасный путь. Послушание и мужество Иосифа. Упование на Бога.
  2. В Египте. Добродетели главы Святого Семейства, которым мы должны подражать.
  3. Повседневное мужество.

 

45.1 Волхвы ушли. Пресвятая Дева Мария и Иосиф с радостью размышляли о событиях прошедшего дня. Однако в полночь Иосиф внезапно разбудил Марию. Он передал Ей послание ангела: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его [742] . Так счастливо прожитый день завершается под сенью креста.

Мария и Иосиф поспешно покинули Вифлеем, бросив множество нужных вещей, которые они не могли взять в долгое и трудное путешествие. Они вынуждены были поступить так перед лицом угрожавшей им смерти. Здесь – суть поразительного и непостижимого таинства Боговоплощения: Сын Божий, став человеком, плачет, спит и ищет спасения в объятиях родителей.

Путешествие не могло не быть тяжелым. Семья должна была в течение многих дней пробираться по глухим тропкам в страхе перед погоней, терпеть голод и жажду. Расстояние от Вифлеема до границ Египта, на который уже не распространялась власть Ирода, можно было пройти за неделю, однако следует учесть, что семья, по соображениям безопасности, должна была передвигаться по безлюдным дорогам. Кроме того, чтобы достичь Египта, необходимо было преодолеть пустыню. Словом, путь был изматывающим. Бог Отец не захотел избавить возлюбленные Им существа от сих трудов. Возможно, Он таким образом дал нам понять: преодоление трудностей способствует нашему благу, а близость к Богу не означает избавления от страданий. Бог лишь обещает даровать нам мирное расположение духа и силу, необходимую для перенесения испытаний.

Мария и Иосиф отправились в путь, предначертанный ангелом, поспешно, стремясь совершенным образом исполнить волю Божию. Иосиф не соблазнялся и не говорил: “Это кажется мне странным. Еще недавно Ты говорил, что сей Младенец спасет человеческий род, а теперь Он не может спасти даже Себя Самого. Мы должны спасаться бегством, отправиться в путешествие, и неизвестно сколько времени провести на чужбине. Это противоречит Твоим обещаниям”. Нет, Иосиф не рассуждает таким образом, ведь он – муж праведный [743].

Иосиф проявил полное послушание воле Божией. Он проявил мужество, взвалив на себя всю тяжесть ситуации. Он оказал доверие Богу, полностью полагаясь на Него. Подобно Марии, он проявил готовность исполнить все, чего Бог потребовал от него через Своего Вестника[744]. Так и мы должны вести себя в ситуациях крайней нужды, когда нам с трудом удается ощутить действие Божия Провидения в нашей жизни и жизни наших близких. Так мы должны вести себя и тогда, когда нас просят дать то, чего мы, по нашему мнению, не можем дать. На следующий день после своего избрания папой Иоанн Павел I сказал: Вчера утром я спокойно отправился в Сикстинскую Капеллу, чтобы проголосовать. Я даже представить себе не мог, что произойдет. Как только я обнаружил, что ”нахожусь в опасности”, двое друзей рядом со мной принялись подбадривать меня. Один из них сказал: “Мужайся! Если Господь возлагает бремя, то помогает его нести” [745].

 

45.2 После долгого и трудного путешествия Мария и Иосиф с Младенцем, наконец, прибыли в другую страну. В то время в Египте жило много иудеев. Они объединялись в небольшие общины и, как правило, занимались торговлей. Следует предположить, что Иосиф присоединился к одной из таких общин, чтобы начать новую жизнь, располагая тем, что он сумел привезти с собой из Вифлеема. Ему удалось захватить самое важное: Иисуса, Марию, а также свое трудолюбие и готовность содержать свою семью. Иудеи, жившие тогда в Египте, к сожалению, так и не узнали, какое на их долю выпало счастье. Ведь среди них пребывал Глава Дома Израилева, истинный Спаситель, способный освободить не только от египетского рабства, но и от куда худшей его формы – рабства греху, Вершина и Цель всей истории Богоизбранного народа.

Святой Иосиф – это образец многих добродетелей. Среди них: готовность немедленно исполнять веления Божии, творческое послушание Божьей воле, вера, надежда, трудолюбие, а также – мужество. Свое мужество Иосиф доказывает как в экстремальных ситуациях, так и исполняя повседневные обязанности главы семейства. Он начал новую жизнь в Египте так, как умел, принимая на себя все лишения, берясь за любую работу, только бы обеспечить Иисусу и Марии пропитание и кров над головой.

Если в нашей жизни, по допущению Божию, появляются духовные или материальные проблемы, мы должны почаще вспоминать о святом Иосифе и прибегать к его заступничеству. Именно так поступали многие святые. О действенном заступничестве Иосифа свидетельствует святая Тереза Авильская: Я не помню ни одного случая, когда бы он не исполнил то, о чем я его просила. Поразительно, сколь много даров благодати, защищавших меня от опасностей, грозящих душе и телу, получила я от Бога при посредничестве этого удивительного Святого. Мне представляется, что если другие святые имеют от Бога дар помогать в какой-либо одной нужде, сей славный Святой, как я убедилась в этом на опыте, помогает во всех нуждах. Господь дает нам понять, что, поскольку на земле Он Сам был послушен ему, – ведь Иосиф, будучи Его опекуном, назывался отцом и мог приказывать Ему, – то и теперь, на небе, Он продолжает исполнять все, что только Иосиф у Него попросит. В этом же убедились (также на своем опыте) и иные лица, которым я посоветовала положиться на святого Иосифа. Те многие, кто почитает святого Иосифа, вновь удостоверились в этой истине [746].

 

45.3 Спустя какое-то время, когда непосредственная опасность миновала, уже ничто не удерживало Иосифа на чужбине. Однако он продолжал оставаться там, верно исполняя повеление ангела: будь там, доколе не скажу тебе [747] . Иосиф оставался в Египте без ропота и протестов, добросовестно исполняя свои обязанности, так, как если бы он собирался прожить тут всю жизнь. Как же важно уметь оставаться там, где нам должно оставаться, при этом добросовестно исполняя свои обязанности и не поддаваясь искушению “жаждой перемен”! Такого рода постоянство требует мужества, которое помогает овладеть терпением – этой добродетелью земной и небесной [748]. Тот, кто исполнен крепости, проявляет упорство, выполняя дела, как подсказывает совесть. Он руководим не корыстными побуждениями, но соображениями той пользы, которую получат другие [749].

Нам следует просить святого Иосифа научить нас мужеству, не только в чрезвычайных и трудных ситуациях, таких как гонения, репрессии, тяжкая, причиняющая страдания болезнь, но и в обычных повседневных обстоятельствах. Речь при этом идет об умении добросовестно трудиться, несмотря на усталость, о готовности быть доброжелательным с окружающими, несмотря на свое плохое настроение, о той внутренней силе, благодаря которой мы не поддаемся искушениям ничегонеделания и исполняем наши повседневные обязанности.

Человек по своей природе боится неопределенности, бытовых неудобств, страдания. По этой причине мужественных людей следует искать не только на полях сражений, но и в коридорах госпиталей или у постели больного [750] , словом, среди повседневных житейских дел.

Важнейшей стороной добродетели мужества является последовательность, с которой преодолеваются недостатки и пороки, несовместимые с духовным совершенством: тщеславие, нетерпение, неуверенность, зависимость от чужих мнений. Выражением мужества служат: самозабвенное служение людям и делу, умение не замыкаться на своих проблемах, умение незаметно творить добро, стремление служить, не требуя благодарности.

Добродетель мужества необходима для апостольского свидетельства. Здесь ее проявления могут быть многообразны. Это – готовность говорить о Боге, не опасаясь, что о нас подумают другие, готовность поступать по-христиански, даже если это раздражает наше языческое окружение, готовность предпринимать рискованные инициативы, дабы достучаться до как можно большего числа людей, и умение доводить начатое дело до конца.

Мужество – это добродетель, необходимая христианским матерям. Здесь оно проявляется в терпении, ровной доброжелательности, настойчивости. Мать семейства, одаренная добродетелью мужества, – это скала, на которой зиждется дом. Библия не одобряет слабых женщин, но женщин мужественных, о которых сказано в Книге Притчей: ”кроткое наставление на языке ее” (31, 26). Кротость – это высшая степень мужества. Отличительной чертой женщины – жены и матери – является это конкретное и важное умение: умение служить, умение смолчать, умение закрыть глаза на причиненную ей несправедливость, умение прощать слабости и ошибки, умение не вспоминать о вещах постыдных. Все это – дела милосердия, не менее значимые, чем одеть нагого [751].

Будем учиться у святого Иосифа добросовестности и мужеству в исполнении повседневных обязанностей, возложенных на нас Богом. Речь идет о содержании семьи, о работе, об апостольском свидетельстве. Мы должны заниматься этими делами, сознавая, что встреченные нами трудности допущены Богом для нашего же блага, и что с ними, при помощи благодати Божией, вполне можно справиться.

 


Рождественское Время

8 января

 

Жизнь в Назарете. Труд.

 

1. Господь, трудящийся в мастерской Иосифа, является для нас примером труженика, освящающего свой труд.

  1. Каким был труд Иисуса. Каким должен быть наш труд.
  2. Наш повседневный труд – это путь, ведущий ко Спасению. Самоотречение, маленькие знаки внимания, свидетельствующие о любви к ближнему. Профессиональная компетентность.

 

46.1 Размышляя о пути Иисуса, мы видим, что большую часть Своей земной жизни Он провел в неизвестности, проживая в селении, которое даже у Него на родине считалось глухой провинцией. Понятно, почему близкие говорят Иисусу: Выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру [752] . Все, что Господь делал, имело бесконечную ценность. Он прославлял Отца, обтесывая бревна в мастерской Иосифа, в той же мере, что и воскрешая мертвых, и проповедуя толпам.

За те тридцать лет, которые Иисус провел в Назарете, вокруг многое изменилось. Закончилась мирная эпоха императора Октавиана Августа. Римские легионы снова были приведены в боевую готовность, дабы дать отпор нашествию варваров. Сын Ирода Архелай за многочисленные преступления был отстранен от власти и отправлен в ссылку. Римский сенат провозгласил Августа богом. А тем временем Сын Божий проживал в маленьком поселке в ста километрах от Иерусалима. Его домом была скромная хижина, построенная, как и все прочие хижины поселка, из глиняных кирпичей. Он жил вдвоем с Матерью, поскольку Иосиф, вероятно, в то время уже умер. Чем же занимался Богочеловек? Работал, как и все Его земляки. Он ничем не выделялся среди прочих людей. Он был одним из них. И, при всем том, Он был совершенным Богом и совершенным человеком. Нам следует понять, что для осуществления миссии Иисуса – воплотившегося Сына Божия – Его сокровенная жизнь столь же важна, как и Его общественное служение.

Когда, спустя какое-то время после начала Своего служения, Иисус вернулся в Назарет, Его давние знакомые удивлялись мудрым словам Его проповеди и чудесам, которые, как они слышали, Он совершил в Капернауме. До сих пор жители Назарета знали Иисуса как ремесленника и сына их землячки Марии: Откуда у Него это? что за премудрость дана Ему… Не плотник ли Он, сын Марии…? [753] . Аналогичное мнение об Иисусе приводит и Матфей на страницах своего Евангелия: Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария…? [754] . Изо дня в день на протяжении многих лет жители Назарета видели, как Иисус трудился. Именно по этой причине они так подчеркивали род Его занятий.

Само учение Иисуса свидетельствует о Его близости к миру труда: Господь приводил много примеров, взятых из различных сфер профессиональной деятельности. Все эти занятия отнюдь не были Ему чужды.

Сокровенная жизнь Иисуса в Назарете показывает, что повседневность должна стать средством освящения. Ибо обычная жизнь не пустяк, если Сам Господь захотел, чтобы большинство Его детей освящалось именно в обыденных обстоятельствах [755] .

Наша повседневность может быть освящена, если она будет напоминать повседневность Иисуса в Назарете, если мы будем добросовестно трудиться и при этом помнить о присутствии Божьем, если мы будем проявлять любовь к тем, кто находится рядом с нами, если мы будем достойно и без ропота встречать испытания, если наши личные и служебные отношения станут средством оказания помощи ближним и приближения их к Богу.

 

46.2 Если мы внимательно присмотримся к жизни Иисуса в течение этих тридцати незаметных лет, то сможем обнаружить, что Он очень хорошо работал. Представим себе, как Он собирал инструменты и хранил их в идеальном порядке, как вежливо разговаривал с соседом, пришедшим дать Ему заказ, как Он общался и с малосимпатичными людьми, разговаривать с которыми было неприятно. Иисус слыл хорошим ремесленником. Все хорошо делает, – читаем мы у Марка[756].

Все, кому приходилось иметь дело с Иисусом, чувствовали, что отныне они призваны измениться к лучшему. В этом им помогал Сам Иисус Своей тихой молитвой.

Ремесло Господа отнюдь не было престижным: работа плотника трудна и не дает больших жизненных перспектив. Однако Иисус любил Свою работу. Этому же Он учит и нас. Без любви к своему делу невозможно освящение, ибо если ты не любишь трудиться, то никогда не получишь удовлетворения, даже если часто будешь менять род занятий [757] .

Господь познал, что такое ежедневный труд и связанная с ним усталость. Он ощутил, что такое череда будней, на первый взгляд лишенная какого бы то ни было смысла. Все это имеет огромное значение: ибо пот и усилие, после грехопадения неразрывно связанные с трудом, дают христианину и всякому человеку, призванному к следованию за Христом, возможность добровольного участия в деле, которое Христос пришел исполнить. Дело Спасения совершилось посредством страданий и крестной смерти. Перенося тяготы трудовой жизни в единении с Христом за нас распятым, человек определенным образом сотрудничает с Сыном Божиим в деле Искупления мира. Принимая ежедневно крест той деятельности, к которой он призван, человек становится подлинным учеником Христа [758] .

Иисус первых тридцати лет Своей жизни – это пример для подражания нам, простым трудящимся людям. Всматриваясь в Него, мы начинаем лучше осознавать свою обязанность хорошо работать: ведь плохо сделанная работа не может освящать. Нам следует научиться встречать Господа, занимаясь повседневным трудом, который способствует прогрессу общества и всего творения. С другой стороны, плохой специалист, нерадивый студент, неквалифицированный сапожник никогда не смогут стать подлинно святыми мирянами, если только не изменят своего отношения к работе.

 

46.3 Наша профессиональная деятельность – это путь ко Спасению. И здесь нам следует подражать Иисусу, Который придал труду столь высокое достоинство, Своими собственными руками трудясь в Назарете [759] .

Освящая нашу повседневную деятельность, мы не должны забывать, что каждую честную работу, интеллектуальную или физическую, христианин должен делать как можно совершеннее – по меркам человеческим (профессиональная компетентность) и по меркам христианским (из любви к Богу и во имя служения людям). Ведь сделанная таким образом работа, какой бы незначительной и ничтожной она ни казалась, помогает по-христиански упорядочить события и дела земной жизни – явить взорам их божественную сущность. Такая работа становится частью дивного процесса Творения и Искупления мира: человеческий труд возвышается и исполняется благодати, он освящается, становится делом Божиим, operatio Dei, opus Dei [760].

Освящаемый труд – как и труд Иисуса – станет обширным полем самоотречения в мелочах. Его конкретными проявлениями могут стать: внимательность к совершаемым нами действиям, тщательный уход за инструментами, доброжелательное отношение к коллегам и клиентам, посвящение Богу усталости после трудового дня, достойное перенесение неудач и испытаний.

Исполняя наши служебные обязанности, мы должны еще позаботиться о чистоте намерений: свой труд следует посвящать Богу, он не должен становиться очередной формой самоутверждения. В этом случае неудачи не повергнут нас в отчаяние, а успехи не отдалят от Бога. Чистота намерений – труд пред лицем Божиим – поможет нам стяжать духовный мир, являющийся отличительной чертой всех, кто пребывает вблизи Господа.

Совершая нынешнее размышление, пусть каждый из нас спросит себя: стараюсь ли я подражать Иисусу первых тридцати лет Его жизни? Считают ли меня хорошим специалистом, настоящим профессионалом в своем деле, компетентным человеком? Является ли для меня повседневный труд поводом к упражнению в естественных и богословских добродетелях? Помогает ли мой труд моим друзьям и знакомым приблизиться к Богу? Стараюсь ли я просветить мое окружение относительно социального учения Церкви, о котором так мало известно? Добросовестно ли я исполняю свои служебные обязанности?

Взглянем на трудящегося Иисуса, и, вместе с тем, задумаемся о качестве собственного труда. Помолимся: Господь, даруй нам свою благодать. Открой нам дверь плотницкой в Назарете, чтобы мы научились созерцать Тебя, Твою Пречистую Мать Марию, Святого Патриарха Иосифа (…) – Всех Троих, ведущих святую трудовую жизнь. Наши бедные сердца взволнованы. Господи, мы будем искать Тебя и найдем Тебя в повседневном труде, который, по желанию Твоему, нам предстоит обращать в дело Божие, в дело Любви [761].


Рождественское Время

9 января

 

Обретение Христа

 

1. Иисус, Которого потеряли и нашли в Храме. Страдание и радость Марии и Иосифа. Мы по собственной вине теряем Иисуса.

  1. Реальность греха – причина отхода от Христа.
  2. Как не потерять Иисуса. Где мы можем найти Его.

 

47.1 Иисус рос в атмосфере иудейского благочестия и исполнения Закона. Важной частью Его религиозной жизни были ежегодные паломничества в Иерусалим. Три раза в году празднуй Мне… Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа [762] . Тремя обязательными праздниками в Израиле были праздники Пасхи, Пятидесятницы и Кущей. Правда, те, кто жил далеко от Иерусалима, не были обязаны посещать Храм, и все же, многие иудеи посещали Святой Град хотя бы на один из трех упомянутых праздников. Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи [763] . Хотя только мужчины должны были посещать Храм, Мария неизменно сопровождала Иосифа во время паломничеств, как это явствует из текста Луки.

Назарет и Иерусалим разделяет по прямой линии сто километров. По мере приближения Пасхи несколько семей собирались вместе, чтобы совершить совместное четырех- или пятидневное путешествие.

Когда Иисусу исполнилось двенадцать лет, Он по обычаю [764] отправился в Иерусалим. После того, как все пасхальные обряды были исполнены, паломники стали собираться в обратный путь. При этом семьи делились на две группы: первую составляли мужчины, вторую – женщины. Дети могли идти с любой из этих групп. Все это объясняет, почему отсутствие Иисуса было замечено лишь в конце дня, когда обе группы собрались вместе на ночлег.

Что подумали и почувствовали Его родители? Едва ли мы сможем это описать. Мария и Иосиф могли предположить, что Иисус потерялся среди огромных толп у ворот города или на подходе к нему, и теперь идет где-то один. Они пережили страшную ночь. Рано утром следующего дня они отправились обратно в Иерусалим. В течение трех дней они, усталые, встревоженные, измученные, спрашивали всех встречных, не видели ли они двенадцатилетнего мальчика? Но все было напрасно…

Мария и Иосиф потеряли Иисуса не по своей вине. Мы же теряем Его вследствие греха, ожесточения, из-за отсутствия самопожертвования и самоотречения. Без Христа наша жизнь становится весьма мрачной.

Как только мы осознаем, что вокруг нас – мрак, нам следует тут же начать действовать. Необходимо искать Иисуса и расспрашивать тех, кто может знать, где Он.

Матерь Божия без устали ищет Своего Сына, потерянного не по Ее вине. И если мы по нашему легкомыслию или греховности когда-нибудь потеряем Христа, Она поможет нам обрести Его вновь. И так же, как Мария, Которая испытывает радость несказанную, найдя Своего Сына, мы сможем снова обнять Иисуса и сказать Ему, что больше никогда Его не потеряем.

Мария – Матерь ведения, ибо Она помогает выучить самый главный урок: если мы не рядом с Господом, то все остальное не имеет значения. Если в наших сердцах не горит огонь любви живой, не светит свет святой надежды, которая есть преддверие безграничной любви к нашей истинной Родине, то тщетны все чудеса земные и все человеческие устремления [765].

 

47.2 Мария и Иосиф не теряли Иисуса. Это Он ушел от них.

В нашем же случае бывает иначе. Иисус никогда не оставляет нас. Это мы, люди, отталкиваем Его от себя, совершая грех или проявляя равнодушие ко всему духовному. Во встрече человека со Христом инициатива всегда исходит от Христа; зато в случае разрыва инициатива всегда исходит от человека. Христос Сам никогда нас не оставит.

Если человек совершает смертный грех, он теряет себя самого и Христа. В этом случае его жизнь лишается цели и смысла. Грех – это самая большая трагедия в жизни христианина. В одно мгновенье он может утратить освящающую благодать, потерять все свои предыдущие заслуги, отвернуться от Бога и оказаться во власти дьявола.

Особенно неприятно то, что многие люди не придают греху никакого значения. Равнодушие, недостаток любви приводят к недооценке дружеских отношений с Иисусом. Между тем, Иисус очень ценит дружеские отношения с нами: Он умер на кресте, чтобы освободить нас от уз дьявола и греха, и чтобы быть с нами в этой и в будущей жизни.

Мария и Иосиф очень любили Иисуса, а потому неутомимо искали Его. Они страдали так, как мы не можем даже себе вообразить, и тем большей была их последующая радость. Кажется, что сегодня лишь немногие люди могут страдать от отсутствия Иисуса; есть такие христиане, для которых присутствие или отсутствие Иисуса практически ничего не значит. Они попадают из состояния благодати в состояние греха и при этом не ощущают ни малейшего страдания или боли, ни малейшей тревоги или печали. Они переходят из состояния греха в состояние благодати и при этом отнюдь не производят впечатления людей, вернувшихся из ада и перешедших от смерти в жизнь: у них не заметишь ни чувства облегчения, ни радости, ни мирного, спокойного расположения духа, характерного для тех, кто обрел Христа [766] .

Нам следует ныне просить Марию и Иосифа научить нас ценить общение с Иисусом, дабы мы были готовы сделать все возможное, чтобы не потерять Его. Каким же мрачным был бы этот мир и вся наша жизнь без Иисуса! Если мы отдаем себе в этом отчет – это уже само по себе великая благодать! Иисус, если бы можно было никогда больше не терять Тебя...[767] Сделаем все с нашей стороны возможное, чтобы избежать смертного греха и добровольных повседневных грехов. Если мы не воспитаем в себе отвращения к повседневным грехам и не перестанем искать для себя мнимых оправданий, у нас никогда не будет близких отношений с Господом.

 

47.3 В Иерусалимском храме были специальные помещения, предназначенные для отправления культа и изучения Священного Писания. В одно из таких помещений вошли Мария и Иосиф. Вероятно, это был портик Храма, где книжники толковали Священное Писание и отвечали на заданные им вопросы. Именно здесь и находился Иисус. Он обратил на Себя внимание учителей Израиля Своими вопросами. Как и другие слушатели, Он сидел на коврике, как другие слушатели, Он задавал вопросы, но в этих вопросах проглядывал Его необыкновенный ум[768].

Мария и Иосиф, став свидетелями этой сцены, очень удивились. Мария, вся трепещущая от радости, – ведь Она нашла Иисуса – обратилась к Нему с мягким упреком. В Ее словах блаженный Августин видит свидетельство смирения и уважения к Иосифу: Мария оставалась смиреннейшей, хотя и заслужила стать Матерью Сына Всевышнего. Говоря о Себе, Она не Себя ставит на первое место, а Своего супруга; Она не говорит: Я и Твой отец, но “отец Твой и Я”. Она не принимает во внимание достоинство Своего чрева, но руководствуется супружеской иерархией. Смирение Иисуса не должно было стать школой гордыни для Его Матери [769].

Иисус с самого начала задумал остаться в Храме. Он полностью осознавал, Кто Он, и какую имеет миссию, а потому хотел каким-либо образом начать ее. В данном случае Он, как это будет характерно для Него и в дальнейшем, намеревался исполнить волю небесного Отца, которой не могла противоречить воля Его земных родителей. Для родителей же происшедшее стало тяжелым испытанием. Вместе с тем, они получили возможность хотя бы на мгновение соприкоснуться с тайной Иисуса. Следует предположить, что они на всю жизнь запомнили, что произошло тогда в Храме.

Само собой понятно, что Иисус осознавал Свое мессианское предназначение, как и то, что Он является Сыном Божиим. Но чтобы еще глубже проникнуть в суть Его ответа, необходимо принять во внимание тон, в котором Он обратился к родителям. Иисус дает нам понять: замыслы Божии неизмеримо превосходят замыслы человеческие; и если время от времени между ними происходит конфликт, необходимо повиноваться более Богу, нежели человекам [770] .

Если нам случится когда-нибудь потерять Иисуса, вспомним совет Самого Господа: ищите, и найдете [771] . Мы всегда можем встретить Его в дарохранительнице или в лице тех, кого Бог назначил указывать нам путь. Если же мы тяжело оскорбили Бога, то Он ждет нас в таинстве Исповеди – таинстве, очищающем наше духовное зрение, замутненное отсутствием любви и многими повседневными грехами.

Быть может, нам уже сегодня следует сказать перед дарохранительницей: “Иисус, если бы можно было никогда больше не терять Тебя…”. Святые Мария и Иосиф помогут нам не терять Иисуса из поля зрения ни сегодня, ни в дальнейшем.

 


Рождественское Время

10 января

 

Иисус – наш Учитель

 

1. Господь – Учитель всех людей. Он – наш единственный Учитель.

  1. Учиться у Христа. Размышлять над текстом Евангелия.
  2. Иисус наставляет нас посредством происходящих событий, через окружающих и Учительство Церкви.

 

48.1 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их [772] .

В Храме раввины обычно объясняли Священное Писание. Для живущих вне Иерусалима паломничество было подходящим случаем, чтобы увидеть и послушать самых выдающихся учителей Израиля. Обычно присутствующие сидели на подстилках вокруг учителя, слушали его и могли задать ему вопросы, касающиеся деталей священного текста. Вопросы и ответы Иисуса обращали на себя внимание всех: Все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его [773] .

Когда Иисус начнет Свое общественное служение, евангелист еще раз отметит: и дивились Его учению; ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники [774] . Слушая Иисуса, толпы забывали о голоде и холоде. Иисус не запрещал называть Себя пророком и учителем, и даже сказал Своим ученикам: Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то [775] .

Иисус часто использовал оборот: А Я говорю вам [776] . Этим Он хотел продемонстрировать исключительный авторитет возвещаемого Им учения – учения Сына Божия. И из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте [777] . С этого момента надлежит слушать одного Иисуса.

Вы слышали, что сказано древним… А Я говорю вам [778] . Древние пророки были вестниками Божьими: они начинали свое выступление оборотом Слово Господне, а заканчивали формулой говорит Господь. Иисус же проповедует от Своего имени, чего ранее не делал ни один пророк. Он углубляет и заостряет предписания Моисеева закона, отвергает их ложную интерпретацию. Его собственные заповеди, хотя и продолжают традицию Ветхого Завета, отличаются абсолютной новизной. Никто до Него не засвидетельствовал столь ярко всемогущества Божия и, вместе с тем, Его близости, что нашло свое выражение в образе Отца, пекущегося о мире, а прежде всего – о Своих детях, людях. Никто до Него не сформулировал основополагающей истины о человеке, его внутренней свободе и высоком достоинстве.

Жизнь Иисуса была непрерывным служением учителя. Он проповедовал в синагогах, на берегу озера, в Храме, на улицах, в домах – практически везде. Евангелия содержат полное и точное изложение Его учения, хотя апостол Иоанн в конце своего повествования замечает: Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг [779] . Однако суть учения Иисуса нам известна, как известны нам Его манера учить и тот факт, что Иисус – наш единственный Учитель. Любому из нас Он сообщает как раз то, что ему следует знать. Всякий, кто хотя бы несколько минут в день посвящает чтению Евангелия и размышляет о прочитанном, может повторить вслед за святым Петром: Господи! (…) Ты имеешь глаголы вечной жизни [780] , только Ты, Господи. Задумаемся, насколько внимательно мы читаем Евангелие.

 

48.2 Один у вас Наставник – Христос [781] . Если позднее в Церкви Иисуса появились наставники и учителя, то только потому, что Он их поставил [782] . Они будут возвещать и свидетельствовать о том, что видели и слышали [783] . Благая Весть достигает нас посредством Церкви и Евангелия, которое в ней провозглашается.

Только тот, кто не захочет слушать, будет лишен слова. Понять же слово может каждый. Самое утонченное учение становится понятным самым простодушным людям. Смиренные, те, кто ведет себя “как дети”, без труда понимают учение Христа, в то время как “мудрецам”, руководящимся своим собственным разумением, Святой Дух не дает света; они остаются во тьме, ничего не понимают и извращают истину Спасения: Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам [784] .

Иисус – это Учитель всех людей, наш Учитель. Только Он может быть им, потому что только Он знает, что в человеке [785] . Его не разочаровывают наши слабости и недостатки: Он хорошо знает ту пропасть зла, которая таится в каждом сердце. Но Он также знает, и знает лучше нас, наши возможности, наше благородство, самоотречение и нравственное величие. Все эти качества тоже гнездятся в человеческом сердце, и Господь может пробудить их Своим Словом.

Учение Христа касается самой сути человеческого естества. Он Учитель, обучающий нас науке, которой только Он владеет вполне. Это наука безграничной любви к Богу и, в Боге, ко всем людям. В школе Христа мы учимся, что наша жизнь не принадлежит нам [786].

Принять Иисуса как Учителя – значит следовать за Ним как за проводником, ревностно стремиться к познанию Его воли, не терять присутствия духа, если случится упасть: ведь Он поможет нам встать, а поражение превратит в победу. Принять Его как Учителя – это значит стремиться уподобиться Ему, дабы прочие люди, видя нашу работу, наше поведение по отношению к членам семьи, по отношению к окружающим, а в особенности – по отношению к наиболее нуждающимся, могли увидеть в нас Иисуса. Если мы близко общаемся с кем-то, кого очень любим и кем восхищаемся, мы перенимаем не только его образ мышления, но и выражения, и жесты. То же произойдет, если мы позволим Иисусу стать нашим постоянным Наставником, ежедневно советуясь с Ним во время молитвы и читая святое Евангелие. Тогда мы постепенно уподобимся Ему даже не отдавая себе в этом отчета. Дай Бог, чтобы облик и речь твоя были такими, чтобы всякий, видя и слыша тебя, мог сказать: “Вот человек, читающий Евангелие, знающий жизнь Христа! [787]

 

48.3 Апостол Павел свидетельствует, что слово Божие живо и действенно [788] . Учение Иисуса сохраняет свою непреходящую новизну и актуальность для каждого человека. Оно связано с личным опытом каждого из нас. Нетрудно узнать себя самого в лице персонажа какой-либо из притч, или понять в глубине души, что слова Иисуса, сказанные двадцать веков назад, были сказаны для нас, как если бы мы были их единственными адресатами. Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне [789] . Эти последние дни – как раз наши дни. Иисус Христос учит постоянно. Его слова, вечные и Божественные, всегда актуальны.

С верой читать Евангелие – это значит верить в то, что все, в нем описанное, некоторым образом происходит и теперь. Вечно актуальными являются уход и возвращение блудного сына; потеря овцы и усилия пастыря, который ее ищет; необходимость закваски для того, чтобы приготовить тесто, и света, для того, чтобы рассеять великую тьму, в которую столь часто погружаются мир и человек. В священных книгах Отец, Который на небесах, с великой любовью идет навстречу Своим чадам и с ними беседует. И в Слово Божие вложена такая сила, такое могущество, что оно представляет собою опору и мощь Церкви, а для детей Церкви – крепость веры, пищу души, чистый и неистощимый источник духовной жизни [790] . Мы должны научиться слушать и слышать голос Христа в своей жизни и в своей душе, в самых разных обстоятельствах.

Однажды Иисус пришел в дом фарисея Симона и сказал хозяину: Симон! Я имею нечто сказать тебе [791] .

Христос всегда имеет нечто сказать нам, каждому в отдельности. Чтобы понять Его послание, нам необходимо открытое, чуткое к слову Божию сердце. Иисус – всегда Учитель. Он был им вчера и будет им завтра: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же [792] . Он обращается к каждому отдельному человеку, к каждому, кто захочет Его слушать. Каждый, кто на самом деле хочет найти себе поводыря, встретит Его: Господь не отказывает в благодати тому, кто ее взыскует.

Когда Соломон, который возлюбил Господа, был еще молод, Господь явился Ему во сне и сказал: проси, что дать тебе. И Соломон не попросил у Бога богатства, власти или многих лет жизни. Он попросил у Него мудрости, чтобы достойно управлять народом Божиим. Это весьма понравилось Господу, и Он дал Соломону сердце мудрое и разумное [793] .

Так и мы должны просить у Господа, прежде всего, чуткое и податливое внушениям Святого Духа и слову Божию сердце. Слово Божие приходит к нам через Священное Учительство Церкви в лице папы и находящихся с ним в общении епископов и требует практического отклика. Нам следует задуматься, насколько мы стремимся познать учение Церкви, какие мы используем для этого средства. Учение Церкви следует не только изучать, но и жить им, и распространять его среди верующих и людей доброй воли. Через учащую Церковь к нам обращается наш Наставник, Иисус.

Слово Божие достигает нас также посредством происходящих событий и окружающих нас людей, а в особенности – посредством советов нашего духовника.

Попросим Пресвятую Деву Марию даровать нам слух, чуткий к голосу Божию. Будем вслушиваться в этот голос, говорящий с нами, сегодня как и двадцать веков назад; будем послушны его посредникам.

 


 

Рождественское Время

11 января


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-24; Просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь