Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ и иконописный канон



 

Что слово сообщает через слух,

то живопись показывает молча,

через изображение.

Деяния Седьмого Вселенского Собора

 

Иконопочитание утверждено определением 7-го Вселенского собора, бывшего в 787 году в Никее. Приводим изложение догмата о иконопочитании.

 

ДОГМАТ

Трех сот шестидесяти семи святых отец

Седьмого Вселенского Собора, Никейского

 

Х раним не нововводно все, писанием, или без писания установленные для нас церковные предания, одно из которых есть иконного живописания изображение, как согласное евангельской проповеди и служащее нам к уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова, и к подобной пользе, потому что такие вещи, которые друг на друга указывают, несомненно друг друга уясняют.

Н а таком основании, шествуя царским путем и следуя Божественному учению святых Отцов наших и преданию Кафолической Церкви, мы со всяким тщанием и осмотрительностью определяем:

П одобно изображению Честного и Животворящего Креста, полагать во святых Божиих Церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из дробных камней или из другого соответствующего цели вещества, будь то иконы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или Непорочной Владычицы нашей Пресвятой Богородицы, или святых Ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Ибо чем чаще они бывают нам видимы через изображение на иконе, тем чаще, созерцая их, мы подвизаемся вспоминать и любить первообраз, чествовать их лобзанием и почитательным поклонением, не истинным служением Богопочитания, которое по вере вашей приличествует только одному Божественному Естеству, но таким же почитанием, которое мы воздаем изображению Честного и Животворящего Креста, Святому Евангелию и прочим святыням, через приношение фимиама и поставление свечей честь согласно благочестивому обычаю древних. Ибо честь, воздаваемая иконе (образу), относится к ее Первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней. Такое учение содержится у святых Отцов наших, то есть в Предании Кафолической Церкви, проповедующей Евангелие от конца в конец Вселенной [цит.по: 18, с.102], [ср.с: 10, с.7-8].

 

Догмат об иконопочитании был принят в 8 веке, а почти 800 лет спустя, в 1551 году, в Москве под председательством митрополита Макария состоялся Собор, вошедший в историю под именем Стоглава. На этом Соборе тоже рассматривались вопросы, касающиеся иконописания. Стоглавым он называется потому, что принятые им постановления разделены на 100 глав [17, с.243]. Приведем фрагмент главы 43, где говорится об иконописцах и иконах [цит.по: 12, с.22-23].

 

Стоглав

Собор, бывший в Москве

При Великом Государе Царе и Великом Князе Иване Васильевиче

В лето 7059

Глава сорок третья

Соборной ответ о живописцех и о честных иконах

П одобает быти живописцу смирену, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пияницы, ни грабежнику, не убийцы; наиаче же хранить чистоту душевную и телесную, со всяким опасением. Не могущим же до конца тако пребыти, по закону женитися и браком сочетатися, и приходити ко отцем духовным часто и во всем совещатися, и по их наказанию и учению жити в посте и молитвах и в воздержании, со смиренномудрием, кроме всякаго зазора (греха, позора) и безчинства, и с превеликим тщанием писати Образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречистыя Его Богоматере, и святых Пророк и Апостол, и Священномученик, и святых Мученик, и Преподобных жен, и Святителей, и Преподобных отец, по образу и по подобию и по существу, смотря на образ древних живописцов, и знаменати с добрых образцов…

 

Собор требует писать иконы по старым образцам, смотря на образы древних иконописцев, копировать «с добрых образцов». Это требование повторяется неоднократно. Было вынесено решение о введении лицевых иконописных подлинников. Они представляют собою сборники рисунков и дают схематическую характеристику святого или события, облегчая этим работу иконописца, ограждая его от исторически неверного представления о том или ином лице и в конечном счете от искажения памяти и Предания Церкви [17, с.247-248].

Стоглавый Собор Русской Православной Церкви предписывает иконописцу быть смиренным и кротким, благоговейным, не завистливым, запрещает писать иконы пьяницам, ворам, и убийцам; предписывается особенно хранить душевную и телесную чистоту, часто ходить к духовным отцам и во всем с ними совещаться, исповедоваться и жить по их наставлению и учению в посте и воздержании со смирением.

Также Собор повелевает с превеликой тщательностью писать Образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Богоматери и всех святых по лучшим древним образцам, а по своим догадкам Божество не писать. Если же кто-либо из учеников начнет жить не по правилам этого завещания, то есть в нечистоте, пьянстве и бесчинстве, то их требуется вообще отлучать от дела иконного и даже касаться его запретить, помня изречение: проклят иконописец, творящий дело Господне с небрежением.

Также Стоглав строго повелевает, чтобы учились у добрых мастеров; и тем, кому Бог даст эту премудрость, следует писать иконы, а кому не даст, тот должен прекратить заниматься иконописью, чтобы имя Бога не хулилось ради плохого письма. А если они не перестанут этим заниматься, то да осудятся. Не всем людям быть иконописцами, много различных рукоделий даровано от Бога, о которых человек может пропитаться и этим жить, и кроме иконного письма.

А если какой-нибудь искусный мастер скроет талант, который ему Бог дал, и других не научит, то да будет он от Христа осужден со скрывшими талант в муку вечную [ср.с: 12, с.22-25].

Далее представим вниманию боголюбивого читателя выписку из нескольких глав Кормчей книги Исидора Пелусийского, где также говорится о канонах иконописания и бытия иконописца [цит.по: 12, с.25-27].

Книга Кормчая писменная

Глава сто двадцать четвертая

Сказание о иконописцах, каковым быти подобает

П одобает убо изуграфом, рекше иконописцам, чистым быти, житием духовным жити и благими нравы, смирением же и кротостию украшатися и о всем благое творити, а не сквернословцем, ни кощунником, ни блудником, не пияницам, не клеветником, не иным таковым, их же последуют обычаем скверным, понеже на таковое дело святое таковым не повелено есть. И был бы иконописец хитр о подобии древних переводов и первых мастеров богомудрых мужей, им же от начала предано бысть по объявлению коегождо где бывшаго чудеси или явления, а собою бы вново не прибавливали не единыя оты, аще убо и зело, и то мнится смыслити, а кроме святых отец предания не дерзати. Аще же кто и зело имать быти хитр святых икон воображению, а живый не благолепно, таковым писати не повелевати. И паки аще кто и духовное имать житие, а благолепно вообразити святыя иконы не может, таковым писати святых икон не повелевати же, но питатися иным рукоделием, им же хотят.

Здесь говорится о том, что иконописцам нужно иметь чистую духовную жизнь, быть смиренным и кротким, не сквернословить, не кощунствовать, не быть блудником или пьяницей, или клеветником. Иконописец должен быть искусным мастером в копировании древнего письма, и не прибавлять ничего нового от себя. Если же кто-нибудь искусен в написании икон, но живет непристойно, то им запретить писать иконы; и наоборот, если некто живет духовно, а иконы благолепно писать не может, то таких до иконописания не допускать.

О том, еже кроме святых икон правоверному иконописцу изуграфу ничтоже писати

А ще убо кто на таковое святое дело еже есть иконное воображение, всяко сподобится искусен быти, тогда не подобает ему кроме святых воображения ничтоже начертавати, рекше воображати, еже есть на глумление человеком: ни зверска образа, ни змиева, ниже ино что от плежущих, или рода гмышевеска, кроме где любо воприлучившихся деяниих, якоже есть удобно и подобно.

Здесь говорится о том, что иконописцу нельзя изображать ничего кроме святых икон: ни зверей, ни змей, ни других животных, кроме случаев, где требуется изобразить их в иконе.

Глава сто двадцать шестая


Поделиться:



Популярное:

  1. XIII. Московские Соборы XVI века и их роль в церковном искусстве
  2. Билет 34. Влияние Христианства на формирование Древнерусской культуры. Канон и самобытное творчество.
  3. В 1754 г. все мортир-каноны были испытаны шестью выстрелами, из которых 3 были бомбами в 2, 1 и 1/2 пуда и 3 — ядрами в 12, 18 и 24 фунта.
  4. История канона священных ветхозаветных книг
  5. Как определялась принадлежность книг к канону?
  6. КВП. Вывод канонического уравнения параболы.
  7. Которая начинается завтраком и кончается канонадой
  8. Кривые второго порядка. Эллипс, гипербола и парабола, их свойства и канонические уравнения. Приведение уравнения второго порядка к каноническому виду.
  9. П.2. Каноническое уравнение эллипса.
  10. Приведение квадратичных форм к каноническому
  11. Применение классического вариационного исчисления к задаче оптимального управления, уравнения Эйлера - Лагранжа в канонической форме.
  12. Скульптура и живопись Греции, её духовные корни, каноны, развитие. Памятники и мастера.


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1021; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь