Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Петру, митрополиту Московскому
Молитва. О великий святителю, преславный чудотворче, Российския Церкве первопрестольниче, града Москвы хранителю и о всех нас усердный молитвенниче, отче наш Петре! К тебе смиренно припадаем и молимся: простри руце твои ко Господу Богу и помолися за ны, грешныя и недостойныя рабы Его: да пробавит нам милость Свою и низпослет нам вся благопотребная к временному житию и вечному спасению нашему дары благости Его, наипаче же да оградить нас миром, братолюбием и благочестием от всех искушений врага диавола, и дарует нам быти верными чадами твоими, не по имени токмо, но и всем житием нашим. Ей, угодниче Божий! Услыши нас благоутробно, и буди всем нам помощник и заступник во всяких бедах и напастех, не забуди нас и в час кончины нашея, егда наипаче твоего заступления потребуем, да, при помощи молитв твоих святых, сподобимся и мы, грешнии, кончину благую получити и царствие небесное унаследити, славяще дивнаго во святых Своих Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь. Тропарь, глас 4. Яже прежде безплодная, земле, ныне веселися: се бо Христос светильника в тебе показа, яве сияюща в мире и исцелевающа недуги и болезни наша. Сего ради ликуй и веселися со дерзновением: святитель бо есть Вышняго, сия соделоваяй.
Добавим еще две молитвы для укрепления и стяжания небесной помощи святых предстателей за наши бессмертные души. Всем святым Тропарь, глас 4. Иже во всем мире мученик Твоих, яко багряницею и виссом, кровьми Церковь Твоя украсившися, теми вопиет Ти, Христе Боже: людем щедроты Твоим низпосли, мир жительству Твоему даруй, и душам нашим велию милость. Всем святым и бесплотным небесным силам Молитва. Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.
Глава5
ВЕЛИКИЕ СТОЛПЫ ИКОНОПИСИ
Древние иконописцы, создавшие иконы-шедевры, были истинными духовидцами. Соприкасаясь в молитвенном аскетическом подвиге с миром горним, они постигли неизреченную тайну Божия мироздания. Осиянные Божественным светом, они стремились этот свет перенести, насколько это возможно, в мир земной. Бог есть Свет, Бог есть Жизнь, свет – это жизнь, о чем многократно свидетельствует Иоанн Богослов: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И Свет во тьме светит, и тьма не объяла Его (Ин.1: 4-5). Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин.8: 12). Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин.12: 46). Ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света (Ин.12.35-36). Художники-иконники, постигшие или стяжавшие в сердце своем свет Христов, стали сынами света. Они постигли истину, и им было присуще особое в и дение Истины – именно в зримых образах, возникавших перед их духовным взором. Проникая в молитвенном аскетическом подвиге в запредельные духовные сферы, иконописец преодолевает незримую границу между двумя мирами – горним и дольним – и в этот момент его в и дение Истины обретает зримые символические формы, которые он и запечатлевает. Как свидетельство о умно-сердечном делании древнего иконописца приводит митрополит Киприан в «Житии митрополита Петра» рассказ о его деятельности в качестве иконного мастера. Во время работы над иконой свт. Петр Московский чудотворец в духовном созерцании полностью сосредотачивался на божественных предметах, совершенно отрешаясь от всего земного: «…отвсюду ум всяк и мысль от земных отводя, весь обожен бываше умом и усвоевашеся к воображением о нех» (т.е. к изображению святых). Художник на Руси почитался за то, что он мог на основе дара мудрости созидать красоту. Наравне с художественным талантом живописцу вменялся в необходимость и дар мудрости, так же, как и, например, писателю, ибо настоящее искусство неотделимо от красоты и мудрости. О божественном даре мудрости и таланта художника писал и св.Епифаний Премудрый, вспоминая библейского зодчего Веселеила, которого, по его убеждению, Бог наполнил мудрости и разума и хитрости (т.е. искусства). Также и великого иконописца Феофана Грека Епифаний Премудрый именовал «преславным мудрецом и философом зело искусным». Восхищаясь его искусством, он говорит неоднократно и о его мудрости: «аще бо кто или в мале или на мнозе сотворит с ним беседу, то не мощно еже не почюдитися разуму и притчам его и хитросному строению». При работе ум и внутренний взор Феофана были обращены к духовным сферам: «чувственными очами разумными разумную видящее доброту». Это духовное созерцание и питало его искусство, поражающее своей силой и сохраняющее духовную глубину и значимость до наших дней. Приведенные заметки о творческом процессе древних изографов весьма интересно и поучительно, т.к. это пример умного делания или т.н. исихастской практики афонских и других монастырей. Греческое слово η σ η χ ι α , из которого берет свое начало учение исихастов, обозначает покой, безмолвие. Согласно этому учению, человек, жаждущий обрести истину богопознания, занимающийся «умным деланием», познает эту истину не на рациональном уровне, одним лишь умом, а принимает ее всем своим существом, – и душой, и телом, когда ум опускается в сердце и беседует там с воплощенной Истиной – Христом. Достигшие этой высоты совершенства, по мысли святых отцов, приобретают блаженное состояние покоя, умиротворения, а входя в это духовное субботствование как упокоение от земных попечений, уже здесь на земле, предвкушают блаженство восьмого дня вечности. Подвижник, пришедший в сие блаженное состояние, часто настолько теряет интерес ко всякой земной деятельности, что, продлись оно долгое время, он перестал бы заботиться и о сне, и о еде. В русском церковном творчестве мы имеем примерпреподобных Алипия Печерского, Андрея Рублева и сопостника его Даниила Черного, которые находились состоянии углубленной духовной созерцательности и в процессе творчества, и в другое время, особенно же во дни религиозных праздников. Даниил и Андрей, по Иосифу Волоцкому, вели исключительно добродетельный образ жизни, находясь в Андрониковом монастыре в Москве. Они стремились сподобиться божественной благодати и обрести божественную любовь. Они отринули мирскую суету и житейские заботы и всегда возносили свой ум «к невещественному и Божественному свету». Чувственное же зрение они устремляли «ко еже от вещных веков написанным образам Владыки Христа и Пречистыя Его Богоматери и всех святых. Яко и на самый праздник светлого Воскресения Христова на седалищах седяща и пред собою имуще божественные и всечестные иконы, и на тех неуклонно зряще, божественной радости и светлости исполняхуся». Созерцанием икон занимались они и в прочия дни, когда не писали. Молчальничество, духовное делание русских иконописцев удостаивало их созерцания божественного света Истины, божественную радость. И вот эту радость, это «потаенное сокровище» мы находим в работах лучших иконописцев-аскетов. Ибо без подвижничества, без отказа от плотского услаждения, без очищения от греховных страстей невозможно человеку узреть, или созерцать Совершенный Образ Божий, попаляющий все нечистое аки огнь. В наше многоскорбное время духовного обнищания и упадка иконы пишут по-другому – без особого подвижничества, если не сказать вообще без помышления о каком-либо подвижничестве. Вот в чем одна из основных причин отсутствия современных икон, достойных кисти древнерусских мастеров. Чтобы хотя немного приблизиться к образу настоящего иконописца, мы обязаны постоянно совершенствовать свою духовную жизнь, очищать свою душу покаянием от всякой скверны, часто исповедоваться и причащаться Христовых Тайн, сугубо подающих благодать Божию. Ибо только благодать Божия может приблизить нас к созерцанию образа Бога, подготовить нас к встрече с Ним в Невечернем Царстве Света. Это задача каждого христианина, тем более иконописца. Задача же иконописца намного сложнее: он должен не только стремиться узреть Образ Божий, но и суметь передать Его в своем творчестве, изобразить правдиво, без искажений (насколько это допускает мастерство и грубая материя красок в изображении неизобразимого). Стремление к совершенству должно быть глубоко и остро, на пике наших духовных возможностей, на высокой ноте. Отказ от всего мирского и суетного, что мешает сосредоточению нашего сознания на Божественных Образах должен быть на приделе, который устанавливает наш духовник, наша совесть. И Бог всем нам в помощь! Аминь. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы