Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Хоровая музыка направления Барокко
Следует заметить, что термин «барокко» применительно к музыке появился относительно недавно. Впервые его использовал музыковед Курт Закс (англ. Curt Sachs) в 1919 году, затем термин появился лишь в 1940 году в статье Манфреда Букофцера (Manfred Bukofzer). И до самых 1960-х годов в академических кругах не утихал спор, правомерно ли применение единого термина к сочинениям таких разных композиторов, как Якопо Пери, Антонио Вивальди, К. Монтеверди, Ж. Б. Люлли, Доменико Скарлатти, Ф.Генделя и И. С. Баха, но слово прижилось и сейчас повсеместно используется для обозначения широкого спектра музыки. Это художественное направление складывалось в сложной исторической обстановке того времени. Все европейские страны развивались в одном направлении от феодализма к капитализму, но движение это принимало острые драматические формы: в Англии произошла буржуазная революция (социальная революция, основной задачей которой является уничтожение феодального строя или его остатков, установление власти буржуазии); во Франции был расцвет абсолютизма (где главой государства являлся монарх, который рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти); в Италии происходили контрреформации (комплекс мер, направленных на подавление протестантской Реформации и возвращение территорий и населения, отпавших от католичества); в Германии, где еще существовала феодальная раздробленность, велась 30-летняя война (1618-1648). Несмотря на это, в XVII веке намечаются контуры единого мирового культурно-исторического процесса. Именно в этот период в церкви происходит раскол, который влечет за собой борьбу различных вероучений, роль государства усиливается, и, как следствие, светское начало существенно возрастает. Исторические изменения дают импульс развитию наук – в области географии совершаются путешествия, развивается оптика, появляются новые различные законы физики и т. д. В области искусства так же происходят изменения, барокко – это не просто время перехода от эпохи Возрождения к эпохе Классицизма, а большая значительная самостоятельная фаза в развитии мировой культуры. Первоначально барокко проявилось в таких видах искусства как архитектура, живопись, позднее в литературе и музыке. В музыкальном искусстве XVII века сформировались и набирали силы новые музыкальные жанры такие, как опера, концерт, соната, кантата, оратория, происходит интеграция вокальной, хоровой, инструментальной музыки, расширяются рамки жанров и вырастает сложность исполнения музыкальных произведений. Перемены произошли и в теории музыки, которая приобретает научность, многие достижения музыки барокко стали основой музыкального образования. Например, несмотря на то, что практика генерал-баса вышла из употребления, она осталась частью музыкальной нотации. В теории музыки зрелого барокко определяется фокусированием композиторов на гармонии и на попытках создать стройные системы музыкального обучения. В последующие годы это привело к появлению множества теоретических трудов. Замечательным образцом подобной деятельности может служить работа периода позднего барокко — «Gradus ad Parnassum» (русск. Ступени к Парнасу), опубликованная в 1725 году Иоганном Йозефом Фуксом (нем. Johann Joseph Fux) (1660—1741), австрийским теоретиком и композитором. Это сочинение, систематизировавшее теорию контрапункта, практически до конца XIX века было важнейшим пособием для изучения контрапункта В это время происходит решительные изменения в музыкальном мышлении – полифонию строгого стиля, царившую в эпоху Возрождения, сменяет новый музыкальный язык, отличавшийся речитативно-декламационной и фактурно-фантазийной полифонической техникой. Специфика музыкального языка проявилась в смешении разных стилей и техник, в соединении «старого» и «нового». Гармоническое мышление существовало и у некоторых композиторов предыдущей эпохи, например, у Карло Джезуальдо, но во время барокко оно стало общепринятым. Необходимо заметить, что термин «гармония» употребляется здесь в значении «объединение звуков в созвучия и их закономерное последование», то есть имеется в виду тональная гармония. До тональной гармонии существовала так называемая модальная гармония, основанная на ладах, не имеющих различий в звуковом составе, лишённых централизованного тонального тяготения. Всё больше и больше полифония и гармония выглядели, как две союзницы. Изменения, произошедшие в период барокко, нашли свое отражение и в хоровой музыке. К XVII веку в мире музыки наметилось вполне четкое деление на светскую и культовую. Светское направление выразилось в бурном развитии театральной музыки и нашло свое отражение в жанрах хоровая кантата и оратория. Для культовой (церковной) музыки было характерно пристальное внимание к внутренней, духовной жизни человека, которое смогло выразиться в жанрах месса и пассион. В обществе XVII века общение между людьми регулировалось правилами риторики и потому музыка барокко риторична. Для композиторов музыкальное произведение являлось моделью такого общения. С конца XVII века авторы музыки начинают подписывать свои произведения, что влечет за собой появление в теории музыки нового термина «композитор». Наиболее яркими композиторами направления барокко являются К. Монтеверди, Г.Шютц, А.Скарлатти, Ж.Б.Люлли, Г.Перселл, А.Вивальди, Корелли, Рамо, Куперен, Телеман, Г.Гендель, И.С.Бах. Их хоровые творения прошли проверку временем и постоянно включаются в репертуары различных хоровых коллективов. Представим краткие характеристики хорового творчества некоторых композиторов: Клаудио Монтеверди – итальянский композитор, одна из ключевых фигур эпохи, когда на смену музыкальному стилю Ренессанса приходило новое художественное направление барокко. Монтеверди является основателем хорового речитативного стиля, Наряду с этим он в своем мадригальном творчестве соединил полифонию строгого стиля с фактурой, где выделяется верхний голос. В список хоровых сочинений Монтеверди входят мессы, мотеты, псалмы, гимны, магнификат, хоры из опер «Орфей» и «Коронация Помпеи» и другие хоровые произведения. Генрих Шютц - представитель композиторов из Германии. Именно он внес в немецкое искусство театральность, жанры и стилевые приемы оперного творчества, помимо этого он является основоположником немецкого кантатно-ораториального жанра «духовные истории», среди которых – пассионы (жанр хоровой музыки, повествующей о страдании Иисуса Христа), «духовные симфонии», в круг хоровых жанров, составляющих творческое наследие этого композитора, помимо вышеназванных, входят мотеты, псалмы, мадригалы, магнификат. Хоровые сочинения Шютца психологически выразительны, эмоциональны и отличаются «живой трактовкой». Шютц первым стал использовать обозначения темпа и динамики, что способствовало появлению различных исполнительских трактовок. Заслугой Георга Фридриха Генделя в области хоровой музыки является основание и развитие такого вокально-хорового жанра, как оратория. Оратория - это крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. От оперы отличается отсутствием сценического действия, а от кантаты — бо́ льшими размерами и разветвлённостью сюжета. Интересна история возникновения этого жанра хоровой музыки. Родиной оратории, как и оперы, была Италия. Ее возникновение относится к XVI веку, и связано с религиозными беседами и чтением духовных книг, проводившимися вне часов церковной службы. Для собраний верующих отводилось особое помещение при храме, именуемое ораторием. Целью такого времяпровождения была религозная пропаганда, стремление сплотить вокруг католической церкви как можно большее число приверженцев. Чтобы оживить эти нравственные поучения, вводили пение молитв и духовных стихов, которые исполнялись хором всех присутствующих. Со времен, когда подобные собрания пустили корни, стали поручать обработку старинных мелодий и сочинение новых музыкантам-профессионалам. Музыка стала главной приманкой для посетителей оратория. К музыкальному оформлению религиозных собраний римской аристократии были привлечены самые выдающиеся музыканты Рима, в их числе знаменитый Палестрина. Почти одновременно с оперой, на рубеже XVII века, в Италии появляется произведение, в котором духовный текст, распределенный между участвующими в его чтении, целиком был положен на музыку, выдержанную в речитативном стиле. «Представление о душе и теле» (Эмилио дель Кавальери, 1610) – первый образец нового жанра – оратории. Развиваясь параллельно с оперой, оратория перенимала ее музыкальный стиль, формы все более смыкаясь с ней, превращалась своего рода «духовную оперу». Жанровой особенностью оратории оставался ее повествовательный, эпический склад, отсутствие драматического действия и его сценического воплощения. В зрелом виде оратория из Италии проникает в другие страны и обретает там новую жизнь. Особенно «привился» жанр оратории в Германии и Англии, где оратория смогла «заменить» несуществующую национальную оперу. Первые ораториальные произведения Генделя относятся ко времени пребывания в Гамбурге и Италии, а последующие тридцать ораторий он сочинял на протяжении всей творческой жизни. Правда, до конца 30-х годов Гендель уделял им сравнительно мало внимания. Только отказавшись от оперы seria, он начал всесторонне разрабатывать этот жанр. Поэтому ораториальные произведения последнего периода можно рассматривать как художественное завершение творчества Генделя. Все, что в глубине сознания десятилетиями вынашивалось, частично претворялось и совершенствовалось в процессе работы над оперой и инструментальной музыкой, именно в оратории получило наиболее законченное и совершенное выражение. Гендель в высокой степени владел мастерством оперного композитора, все свои достижения в оперной музыке сделал достоянием оратории. Величественный облик его ораториям придавали именно хоры, которые являлись формой передачи мыслей и чувств народа. Сочинения с участием хора составляют значительную часть наследия Иоганна Себастьяна Баха. В его творчестве представлены все основные жанры эпохи позднего барокко за исключением оперы, хоровое наследие составляют: духовные кантаты (пять циклов таких кантат на каждое воскресенье и на праздники церковного года); из биографии Баха известно о 5 циклах пассионов, из которых нам доступны только два: Страсти по Иоанну (Johannespassion), и Страсти по Матфею (Matthä uspassion); магнификат; оратории – Рождественская, Пасхальная; 6 мотетов, 186 хоралов; кантаты духовные (сохранилось ок. 200) и светские (24) – «Состязание Феба и Пана», «Умиротворенный Эол», «Охотничья», «Крестьянская», «Кофейная» и др. Среди других жанров, «месса» занимает особое положение в хоровом творчестве Баха. Месса - это многочастное произведение для хора, солистов и оркестра. Музыкальная форма мессы развилась из песнопений церковной службы, она состоит из шести разделов: Kyrye eleison (Господи, помилуй), Gloria (Слава), Credo (Верую), Sanctus (Свят), Benedictus (Благословен) и Agnus Dei (Ангел Божий). Кроме четырех коротких месс, состоящих из двух частей — Kyrie и Gloria, Бах создал также полный цикл католической мессы. Это «Высокая месса» или месса «h-moll», которая включает в себя 24 номера. Она принадлежит к высшим достижениям ораториального жанра и является одним из величайших и грандиозных творений Баха. Подведя итоги, по художественному направлению барокко в хоровом искусстве, мы видим как велико его значение для развития всего музыкального искусства в его исторической ретроспективе. Искусство барокко является темой - источником, питающим как исследователей теоретиков, так и исполнителей практиков. ЗАДАНИЕ №1 Обратившись к справочной литературе, дайте определение и характеристику жанры хоровой музыки эпохи Средневековья: Монодийные: • Псалмы
• Органум
ЗАДАНИЕ №1.2
• Мадригал (пеня на родном языке)
ЗАДАНИЕ №1.3 Обратившись к справочной литературе, дайте определение и характеристику жанров хоровой музыки эпохи Барокко: • кантата
Тема 2. Месса, Реквием как жанры хоровой музыки. Лекция 2. Часть 1 Жанр хоровой музыки - месса
Месса - это многочастное музыкальное произведение для хора, солистови оркестра, представляет собой собрание частей католической литургии латинского обряда, тексты которой положены на музыку. Мессы, представляющие собой музыкально-художественную ценность, могут исполняться вне богослужения на концертах, более того многие мессы позднейшего времени специально сочинялись либо для исполнения в концертном зале, либо по случаю какого-либо торжества. Уже с XIV века многоголосные церковно-музыкальные композиции создавались главным образом на основе неизменяемых частей мессы. Первая авторская месса на полный текст ординария была написана Гийомом де Машо — Месса Нотр-Дам (Messe de Notre Dame) — ок. 1350 года. К концу XIV века музыка к 6 частям ординария заняла главенствующее положение в иерархии музыкальных жанров. Среди месс этого периода преобладают мессы на Cantus firmus. Автором первой мессы на единый cantus firmus для всех частей считается английский композитор Джон Данстейбл, а вершиной развития таких месс было творчествоЖоскена Депре (ок. 20 месс), который также был одним из первых, кто использовал прием пародии. В XVI веке заимствованная музыка в мессе перемешивалась с сочиненной заново, тем самым образуя тип мессы-пародии. Писались они большинством композиторов позднего Возрождения, в т.ч. Палестриной, Лассо и др. Тогда же получили распространение иные типы - каноническая месса и месса-паравраза, основанные на свободном использовании григорианских напевов. В XV—XVI веках сложилась также органная месса, где вокальные части чередуются с частями исполняемыми на органе, позднее органные мессы предполагали солирующую роль органа в сопровождении, но есть также органные мессы, где вокальные части вовсе заменены органными обработками, например, Органная месса И.С. Баха. В XVII—XVIII веках было усилено концертное начало: расшириласьроль сопровождающего пение оркестра, появились облигатные инструментальные партии, исполнение некоторых фрагментов поручалось солирующим голосам, в итоге сложилась т.н. месса-кантата, в которой отдельные части мессы, в основном длинныеGloria и Credo делятся на несколько частей. В эпоху венских классиков важную роль отвели различным симфоническим методам развития, а в эпохуромантизма большое внимание уделялось оркестровке. Мессы сочинялись также на протяжении XX века, основываясь как на традициях, так и на новых течениях в музыке. Основной структурой музыкальной мессы является ординарий — неизменяемый текст латинского католического богослужения, который состоит из следующих частей: Музыкальная форма мессы развилась из песнопений церковной службы, традиционно она состоит из шести разделов: Kyrye eleison (Господи, помилуй), Gloria (Слава), Credo (Верую), Sanctus (Свят), Benedictus (Благословен) и Agnus Dei (Ангел Божий). Богослужение, во время которого исполняется музыкальная месса, т.е. все части ординария полностью поются, — Торжественная месса или Высокая месса («Высокая месса» — в протестантском направлении Высокой церкви). Если неизменяемые части мессы не поются, а полностью или частично читаются, такое богослужение — Тихая месса или Низкая месса. Некоторые композиторы не писали мессы целиком, а писали кантату на одну неизменяемую часть мессы. Из наиболее известных —Kyrie соль минор RV 587, Gloria RV 589 и Credo ми минор RV 591 Антонио Вивальди, Gloria FP 177 Франсиса Пуленка. В настоящее время музыковеды различают следующие типы месс:
Состав исполнителей мессы долгое время определялся эпохой, предписанными церковным руководством (заказчиком) указаниями, канонами и традициями, но мог быть и по желанию самого композитора, поэтому мессы по своему составу весьма разнообразны. До XIX века мессы писались исключительно для мужского состава исполнителей, высокие хоровые исольные партии исполнялись мальчиками (дискант, альт) или мужчинами – контр тенорами, а также кастратами, что важно учитывать при аутентичном исполнении. Основные хоровые составы:
Дополняющие разновидности:
Среди известных месс можно перечислить:
Лекция 2. Часть 2 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 928; Нарушение авторского права страницы