Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Изучение видов печати для выполнения дипломного проекта.



Виды печатной графики очень разнообразны, поэтому выполнение дипломной работы можно было бы вести в разных техниках. Цель данного параграфа заключается в выборе техники печати для выполнения серии графических листов на тему «Ты женщина, ты вечность, ты мгновение…». Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:

1. Осмысление роль графики в изобразительном искусстве;

2. Изучение видов печатной графики, их художественных особенностей.

 

1.2.1. Роль графики в изобразительном искусстве.

Понятие «изобразительное искусство» многогранно: оно включает в себя живопись, скульптуру и графику. В этой триаде графика на первый взгляд – наиболее аскетичный вид искусства, оперирующий преимущественно черным и белым цветом. Но при всей своей условности графика позволяет предать самые разнообразные оттенки человеческих чувств и эмоций. И особенно богаты выразительными средствами офорт и другие виды печатной графики.

«Графика как вид искусства обладает специфическим языком, основными художественными средствами которого являются линия и пятно. Поэтому в графике огромное значение имеет то, как проведена линия, как она «звучит», каково пятно по форме, тону и фактуре. Очень часто, даже в достаточно реалистичных произведениях, линии и пятна могут откровенно не соответствовать своим реальным прототипам, а лишь намекать на них. Особая прелесть графического произведения – в его тонкой ассоциативной связи с какими-то реальными предметами, а не в их иллюзорном воспроизведении. Рассматривая графический лист, мы следим за игрой линий и фактур, которые помимо воли художника отражают случайные и неожиданные эффекты технологического процесса», [39]- пишет Лещинский А.А.

Говоря о печатной графике, следует отметить то, что даже неискушенный зритель подспудно чувствует следы технологического процесса, и процесс тоже участвует в формировании образа.

Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика графических техник и приемов (живописность и «бархатистость» офорта, создающего богатые пространственные и светотеневые переходы, четкость и гибкая контрастность ксилографии, легкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры и т.д.).

Наиболее отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в создании которого играет фон бумаги или, по выражению графика В.Л.Фаворского, «воздух белого листа». Графика почти всегда противится иллюзии пространства и телесности.

Графика ограничена в своих цветовых решениях и никогда не может (и не должна) соперничать в этом отношении с живописью, имитировать ее и гнаться за цветовым богатством, доступным только одной живописи.

Лещинский А.А. в своем труде останавливается на понятиях живописности и графичности, с которыми приходится нередко встречаться. «Когда говорят о живописности, то хотят подчеркнуть богатство контрастов, гибкость и разнообразие цветовых и тональных отношений, позволяющих избавиться в произведении искусства от ощущения скованности, неподвижности, создать впечатление живости, изменчивости, присущих окружающему нас миру. В этом смысле живописность свойственна произведениям и графики, и скульптуры, и других видов искусства. Если же говорят, к примеру, о графичности живописного произведения, то имеют в виду резко выраженный рисунок, чёткое отделение друг от друга элементов картины, а также преобладание скупых, лаконичных цветовых отношений», - пишет он[40].

Существенным и характерным признаком искусства графики следует считать лаконизм, простоту и ясность изобразительного языка. Это обусловлено своеобразными задачами графики, характером и свойствами материалов, имеющихся в ее распоряжении. Характерным признаком графического искусства является и то, что главным материалом для создания и размножения графических произведений является бумага, а также его связь с процессами печати. Так называемая печатная форма, с которой производится печатание, может создаваться самим автором (эстамп) или фотомеханическим, машинным путем (плакат, книжная и прикладная графика). Следовательно, графика располагает счастливой возможностью множественного повторения (тиража) своих произведений.

Итак, основные особенности искусства графики сводятся к следующему: графика – такой вид изобразительного искусства, основу которого составляет рисунок; главными изобразительными средствами графики являются линия, штрих, пятно, фактура, светотень; цвет в графике применяется более ограниченно и условно, чем в живописи; изобразительный язык графики отличается сдержанностью, лаконичностью в применении художественных средств; основным материалом, на котором исполняются и размножаются произведения графики, является бумага; значительная часть графического искусства тесно связана с печатью, с размножением или тиражированием произведений; создание произведений в графике требует относительно меньшего времени, чем в других изобразительных искусствах; относительная простота техники, подвижность материалов, лаконизм и точность художественного языка делают графику искусством оперативным, а возможность широкого распространения – самым массовым видом изобразительного искусства.

 

1.2.2. Изучение видов печатной графики, их художественных особенностей.

Целью данного раздела является изучение видов печатной станковой графики. Это необходимо, что бы определиться с техникой выполнения серии графических листов на тему данной дипломной работы. Основная задача достижения этой цели – это изучение художественных особенностей разных техник печатной графики.

Современное графическое искусство можно условно разделить на три основные группы: станковая графика, книжная графика, прикладная графика.

Именно к станковой графике относятся произведения графического искусства, имеющие самостоятельное значение. Они не связаны с литературным текстом (как, например, книжная графика) и не имеют узкого практического назначения (как, например, произведения прикладной графики). Станковой эта группа графики называется по аналогии со станковой живописью, произведения которой создаются на специальном станке – мольберте. Для станковой графики характерны широта тематики и разнообразие изобразительных средств. Чтобы разносторонне раскрыть избранную тему, графики нередко создают целые серии станковых произведений. Все листы таких серий объединены не только общей темой, но и приемами исполнения.

Станковая графика условно делится на рисунок и эстамп. Эстампом (от фр. estamper – штамповать, оттискивать) называется художественное произведение графики, отпечатанное с авторской печатной формы.

Звонцов В.Н. пишет: «Искусство эстампа достаточно молодое. Если зарождение живописи, скульптуры, рисунка, архитектуры теряется в доисторических эпохах, то время появления эстампа нам более или менее точно известно – это рубеж XIV–XV веков (на востоке, в Китае, гравюра возникла значительно раньше, но там она осталась локальным явлением, не вышедшим за пределы этой страны). И хотя основные разновидности эстампа имеют свои технологические прототипы, существовавшие в более ранние времена (для ксилографии это штампы, печати и набойка, для резцовой гравюры это ремесло золотых дел мастеров, для офорта - мастерские оружейников), эстамп в истинном смысле слова, как отпечаток на бумаге вырезанного на специальной доске изображения, появляется только в это время»[41].

Эстамп обладает особым свойством, в наибольшей степени отличающим его от всех других видов художественного творчества. Это свойство – тиражность. По самому своему определению – отпечаток, сделанный с особым образом обработанной деревянной, металлической или каменной доски, – эстамп всегда существует в нескольких, а часто во многих экземплярах.

Художественная печать, или так называемый эстамп, четко разделяется на три вида:

1. Высокая, или выпуклая, печать. Изображение оттискивается на бумагу с возвышающихся, выступающих мест печатной формы (как, например, в линогравюре, ксилографии, в гравюре на гипсе или в гравюре на картоне (принцип линогравюры, метод аппликации и если для создания рельефа используются различные материалы: клей, рельефная паста, песок)).

2. Глубокая печать. Изображение оттискивается из углубленных мест печатной формы (как, например, в офорте или резцовой гравюре, гравюра на картоне (если используется метод прорезания, при котором пропечатывается глубокий слой)).

3. Плоская печать. Оттиск производится с плоской, ровной поверхности печатной формы (как, например, в литографии, монотипии).

Для выбора техники печати графических листов на определенную тему, следует рассмотреть основные виды и их художественные особенности.

Рассмотрим техники высокой печати, среди которых ксилография (продольная и торцовая), линогравюра, гипсография.

Ксилографией называется гравюра на дереве (греч. «ксюлон» – дерево, «графо» – пишу, рисую). Существует два вида гравюры на дереве: обрезная (продольная) и торцовая (поперечная). Ксилография, в свою очередь, подразделяется на продольную и торцовые гравюры.

«Продольная, или обрезная, гравюра наибольшее распространение получила в Европе в XV – XVI веках и постепенно почти прекратила свое существование после изобретения в конце XVIII века Т. Бьюиком поперечной гравюры. Особую сложность представляет неоднородность древесины – выступы поперек волокон часто деформируются как при резьбе, так и при печати. В качестве материала используются как мягкие, так и твердые породы дерева, главное требование к которым – однородность древесины. Для продольной гравюры характерна некоторая жесткость, скованность линии. Однако если использовать особенности фактуры дерева и дать ему пропечататься, могут возникнуть совершенно неповторимые эффекты. В продольной гравюре всегда сохраняется характер материала – дерева»[42], - данное описание дает Зорин Л. Н в своей книге «Эстамп».

Так же Леонид Николаевич описывает и поперечную, или торцовую, гравюру, которая появилась в конце XVIII века в Англии и широко применялась весь следующий век. «Наиболее известные мастера гравюры XIX века Доре и Менцель были не граверами, а рисовальщиками. Интересным явлением была советская гравюра 20 – 30-х годов ХХ века. Фаворский, Павлинов и многие другие мастера счастливо совмещали в себе художника и прекрасного гравера. Технологически торцовая гравюра, в отличие от продольной, позволяет передать тончайшие детали, прекрасно держит штриховку и не скалывается. Гравюра режется штихелями сплошного сечения на поперечном срезе плотного дерева (груша, буе, самшит). Процесс гравировки не требует больших усилий. Поверхность среза великолепно поддается обработке, а если нужна пластина большого размера, то ее просто набирают и склеивают из нескольких прямоугольных кусочков. Основным приемом в торцовой гравюре является использование параллельных рядов штрихов прямой или клинообразной формы, идущих в самых разных направлениях. Прием этот тесно связан с самой техникой резьбы штихелем – линии фиксированной толщины при равномерном нажиме дает либо штихель прямоугольного сечения, либо клинообразного, а при изменении силы нажима штихель плавно зарывается в дерево, оставляя клинообразный след»[43].

Далее рассмотрим линогравюру, она, так же как и ксилография, является разновидностью выпуклой гравюры. Сравнительно с другими видами гравюры линогравюра молода – она возникла, видимо, в конце XIX или в самом начале ХХ века, после того как вошел в широкий хозяйственный обиход линолеум, один из первых пластических материалов. Многие граверы по дереву сменили род печати при появлении нового материала. Среди них такие русские мастера как Н.А.Шевердяев, И.Н.Павлов, мастер цветной гравюры В.Д.Фалилеев и другие. Основным художественным преимуществом графики по линолеуму является контрастные отношения черного и белого. Изобразительные средства здесь лаконичны: черное и белое пятно, очень ограниченная штриховка, воспринимаемая тоже как цвет, черная и белая контурная линия.

К высокой печати так же относятся такие техники как гипсография, или гравюра на гипсе, и цинкография. Гравюра на гипсе является самой простой в технологическом отношении, но оттиски с гипсовых форм выглядят несколько грубовато, потому что края штриха часто скалываются, и тиражность их ограничена мягкостью материала. Цинкография так же является разновидностью гравюры, но она не очень отличается от офорта (только способом печати), и ее используют только в небольших типографиях как репродукционную технику.

Далее рассмотрим некоторые техники глубокой печати.

Офорт как самостоятельная техника гравирования возник в начале XVI века в Германии. Первые датированные оттиски офорта с травленых железных досок относятся к 1501 – 1507 годам и связаны с именем Д.Хопфера из Аугсбурга[44].

Клише для глубокой печати, и в частности для видов офорта, представляет огромную палитру технических приемов. И в зависимости от приема изготовления может называться сухой иглой, резцовой гравюрой, акватинтой, лависом и т.д.

По словам Зорина Л.Н., все это многообразие техник чаще всего называют «офортом», объединяя их по способу печати, хотя на самом деле офортом является лишь часть из них. Строго говоря, офорт (по-французски «о»- вода, «форте»- крепкая, т.е. кислота) – техника изготовления металлического клеше с помощью кислоты и вид гравюры на металле, где углубленные элементы печатной формы создаются травлением металла кислотами. Так что ни резцовая гравюра, ни сухая игла, ни меццо-тинто офортами не являются – в этих техниках кислота не применяется. Все эти техники объединяет только способ печати. Рассматривать способ печати каждой техники мы считаем не целесообразным, так как нас интересует художественная сторона вопроса[45].

Еще одной группой является плоская печать. Наиболее известной техникой плоской печати является литография, т.е. гравюра на камне. Графические листы в этой технике отличаются зернистой фактурой, слой краски не прощупывается, местами виден рыхлый штрих, границы пятен слегка расплывчаты.

Монотипия – еще одна графическая техника плоской печати, не связанная с процессами гравирования. Монотипией принято называть также произведение искусства, полученное путем перенесения изображения с не гравированной доски на бумагу при помощи пресса, вала офортного станка или путем прижатия бумаги к доске пластиной, линейкой или другими предметами. Слово монотипия произошло от греческого «monos» – один и «typos» – отпечаток.

Сегодня известно много самых различных манер монотипии: диотипия, акватипия, акваграфия, негативная монотипия, кляксография, флоротипия (термин предложен Л.Антимоновым), декалькомания.

По характеру изображения и способу печати монотипия близка к графическим техникам, по возможности получения оттенков цвета и колористическому богатству она не уступает живописи, а в получении фактур может превзойти графику и живопись.

Гравюра на картоне занимает смежное положение по отношению к высокой и глубокой печати. При глубоком прорезании материала формы ее можно отнести к высокой (принцип линогравюры, метод аппликации). Если же картон процарапывается или прорезается незначительно, тогда данный вид гравюры относят к глубокой печати.

Гравюра на картоне – особая графическая техника. Изобрел гравюру на картоне в 1924 году советский художник К.В.Кузнецов. Использование дешевого материала, получение с одной печатной формы абсолютно разных оттисков, богатство и разнообразие изобразительных средств, способствовали распространению этой графической техники. Гравюра на картоне по технике исполнения доступна для широкого круга любителей графики, позволяет художнику получать переходы от белого до глубокого черного цвета. При удачном выборе приемов гравирования получают мягкий, живописный оттиск.

Рельеф в гравюре на картоне создается различными способами: поверхность картона может процарапываться иглой, прорезаться резаком, кусочки картона могут наклеиваться, а могут и выбираться слоями из фона. Так же фон может проклеиваться разными клеями, что при печати может давать разнообразные фактуры, или просто светлые пятна. Эта техника печати художественна, образна, декоративна, непредсказуема, интересна в работе.

В итоге данного параграфа, следует отметить, что количество техник печати очень велико. Но в тоже время, исследуя их художественные особенности, всегда можно подобрать технику, подходящую замыслу предстоящей творческой работе.

 

В первой главе данной пояснительной записки автором работы была проведена исследовательская деятельность, были изучены материалы, дающие в дальнейшем представление о создаваемой серии графических листов. В первом параграфе рассматриваются эстетические представления о красоте и формирование образа роковой красавицы в эпоху модерна, а так же изучается особенности женского образа в плакатном творчестве Альфонса Мухи и орнамент Арт - Нову.

Во втором параграфе автором исследуются техники и технологии печатной графики, рассматриваются их художественные особенности. Результатом этого исследования является выбор одной из техник печати, обоснованный как ее техническими, так и ее художественно-образными характеристиками.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь