Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методический проект занятий на тему «Аллегорический женский портрет. Граттаж».
Целью данного параграфа является анализирование проведенных занятий на тему «Аллегорический женский портрет. Граттаж». Задачи: 1. Выявление роли печатной графики как предмета в системе дополнительного образования; 2. Проведение анализа методических программ по печатной графике и программ по изобразительному искусству, в которых опираются на печатные техники; 3. Анализирование занятий, проведенных на тему «Аллегорический женский портрет». 2.3.1. Роль печатной графики как предмета в системе дополнительного образования. Искусство – одно из интереснейших явлений в жизни общества, неотъемлемая часть человеческой деятельности, играющая значительную роль в развитии не только отдельной личности, но и общества. Чтобы передать мысли, чувства, идеи людей во вполне конкретной форме пластическое искусство воплотилось в различных видах: архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство и графика. Каждый вид искусства обладает своей спецификой, средствами и приемами создания художественного образа. Графика как один из видов искусства имеет собственный язык и своеобразие; в своем арсенале имеет массу художественных возможностей, воспользовавшись которыми мастер создает неповторимые шедевры. В связи с творческим характером графики она уживается и с современными тенденциями развития искусства, находя себя в дизайне. Искусство печатной графики представляет собой единый художественно-творческий и учебно-познавательный процесс, который позволяет развить воображение, фантазию, приобрести особое видение мира и утонченность восприятия, а так же теоретические знания и практические навыки в этой области. Художественное образование, вовлекая ребенка в процесс общения с подлинным искусством, способствует воспитанию лучших эстетических и нравственных качеств как основы формирующейся личности. Особое место в этом процессе принадлежит искусству графики. Графика не всегда воспринимается адекватно, главным образом, из-за недостаточного знакомства с этим видом искусства. Поэтому приобщение к графике — насущная потребность художественной педагогики. Важнейшей частью искусства графики остается эстамп. Как средство художественной педагогики, он разворачивает перед учителем широкие возможности. Воспитание будущего зрителя становится особенно эффективным в условиях практического знакомства с искусством печатной графики. Формирование творческой личности в процессе работы над эстампом происходит в особой творческой атмосфере. Весь процесс его создания учит умению вести работу целенаправленно, целостно ее воспринимать, осознанно подходить к работе в материале. Эстамп расширяет возможности плодотворной самореализации учащихся. Однако преподавание печатной графики детям, в том числе в сфере дополнительного образования, до сих пор остается малоизученной областью художественной педагогики. В этом нет вины педагогов: занятия печатной графикой предполагают наличие определенной материально-технической базы. Тем не менее, существует возможность знакомства с искусством эстампа с помощью технически несложных и в то же время профессиональных его разновидностей. Особое место в этом ряду могут и должны занимать такие техники как гравюра на картоне (аппликация на картоне), линогравюра, граттаж, монотипия и диатипия. Для работы в этих техниках оборудование и материалы достаточно доступны. Здесь препятствием является недостаток информации у художников-педагогов об особенностях их художественно-выразительного языка и техник исполнения.
2.3.2. Анализ методических программ по печатной графике. Автором данной дипломной работы был рассмотрен ряд программ по предмету печатная графика, а так же программы по изобразительному искусству, в которых авторы опираются на техники графики. Среди них такие программы, как «Прикосновение (печатные техники)» Е. И. Коротеевой, «Печатная графика» И.В. Савельевой, «Изобразительное творчество» Н. В. Гросула. Изучая данные программы, автор определил для себя ряд критериев, по которым будут описываться программы. Среди них такие, как концепция программы (возраст детей, вид образования), основные аспекты и задачи программы, деятельность на которую направлена программа (вид графической техники) и ее содержание. Е.И. Коротеева в своей программе «Прикосновение» предполагает работу с детьми разного возраста (то 7 до15лет), объединяя их в одну группы до 10 человек. Программа рассчитана на применение ее в системе дополнительного образования. Целью данной программы автор определил развитие интереса детей к изобразительной деятельности и творческой активности в процессе освоения графических печатных техник. Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач. В данной программе очень четко сформулирован учебно-тематический план и содержание каждого занятия. Программа рассчитана на 21 занятие, в процессе которых дети знакомятся с такими техниками как монотипия, акватипия, диатипия, печать с картонного клише, печать губкой, печать заданной формой. В данной программе также автор дает практические советы, ориентируясь на которые другие педагоги могут свободно овладевать методами работы с детьми в данных техниках печати. Программа «Печатная графика» И.В. Савельевой рассчитана на определенный возраст детей (от 13лет), что предполагает ее применение в системе дополнительного и в системе специального образования. Автор программы очень кратко формулирует цели и задачи. Для нее являются приоритетными знания, умения, навыки техник печатной графики. В тематический план данного курса внесены такие аспекты как практическая работа в технике гравюра на картоне, в технике граттаж, в технике сухая игла, в монотипия и работа в технике линогравюра. Эта программа очень интересна тем, что в ней автор дает курс лекций по приемам работы в данных техниках, теоретические основы создания художественного образа, описывает выразительные средства графики, дает основы композиции. По мнению автора дипломной работы, эта программа дает фундаментальную основу для работы педагога по этой программе и дает возможность создания адаптированной программы по курсу печатной графики. Для автора дипломной работы стала интересна программа «Изобразительное творчество» Н. В. Гросула. Программа ориентирована на работу в системе дополнительного образования, однако несложность приемов и тематика, описанных автором занятий, может стать основой для работы в системе общего образования. В ней автор описывает работу групп разных по возрасту, в ней автор распределяет тематики и техники работы по возрастным принципам. Естественно, что каждой возрастной группе предлагается отдельная программа, в которой учитываются особенности детей и связанные с этим творческие возможности и предпочтения для более адекватного самовыражения в том или ином виде изобразительной деятельности. Автора дипломной работы заинтересовало то, как Н. В. Гросул варьирует техниками работы с детьми. Не малое место среди методов работы автор отдает печатным техникам графики: монотипия, граттаж (воскография). Работа в данных техниках описана в возрастных группах от 10 до 16 лет. Так же следует отметить, что автором дипломной работы были изучены другие программы по изобразительному искусству, но нельзя сказать, что авторы данных программ уделяют должное внимание печатным техникам графики.
2.3.3. Анализирование занятий, проведенных на тему «Аллегорический женский портрет». Занятия по теме «Аллегорический женский образ» проводились автором дипломной работы во время педагогической практики, которую он проходил в Школе искусств города Сыктывкара. Для данного методического проекта был выбран 1А класс, данного учебного заведения. Этот класс можно назвать разновозрастным, так как в нем обучаются дети от 11 до 14 лет. Согласовав возможность проведения данного методического проекта с преподавателем данного класса, автором дипломной работы был спланирован ряд занятий (5 уроков), на которых дети выполняли графическую работу в технике граттажа. Выбор данной тематики и техники выполнения обусловлен работой над темой дипломной работы. Автор планировал выполнение проекта в технике гравюры на картоне, но впоследствии изменил выбор техники на граттаж. Это объясняется тем, что работа в технике граттажа более доступна по техническим средствам и методам работы. Целью данного проекта является выполнение учащимися проектной работы в технике граттажа. Обучающими задачами данного проекта являются: · формирование знаний об аллегории в изобразительном творчестве, о граттаже, как о графической технике; · формирование навыков работы в технике граттажа; · формирование навыков в составлении станковой композиции. Развивающие задачи данного проекта автор формулирует так: · развитие внимания в процессе изучения аналогов работ; · развитие умения анализировать работы других художников и графиков; · развитие творческих способностей учащихся; · формирование последовательного выполнения работы над проектом; Воспитывающими задачами являются: · формирование интереса детей, как к проектной деятельности, так и к работе в технике граттажа; · воспитание эстетического восприятия окружающей действительности; · воспитание аккуратности, усидчивости, наблюдательности, самостоятельности.
Для проведения занятий автором было спланированы действия учеников по проекту. Для объяснения работы по методу проектной деятельности, учащимся была представлена, так сказать установочная презентация, в которой детям объясняются этапы работы. В результате 5-ти уроков (один урок в неделю) учащимися была проведена огромная работа по выполнению эскизов, подготовки формата для выполнения граттажа и собственно выполнения самой графической работы. В целом автор дипломной работы очень доволен результатами. Ребята не только научились работать в этой технике, но и вести последовательную работу над проектом. Единственным минусом данной работы автор считает очень маленькое количество часов, предоставленное для выполнения творческого проекта, поэтому самостоятельный поиск информации (предусмотренный в проектной деятельности) пришлось заменить на уже полностью сформированную презентацию, в которой было полностью изложена обучающая информация, последовательность выполнения предстоящей работы и примеры ожидаемого результата. Учащимся оставалось, следуя последовательности, выполнить данное задание. В процессе работы учащихся над творческим проектом, со стороны учителя (автора дипломной работы) постоянно велся контроль за действиями учащихся. В данном проекте роль учителя носила консультативный характер. Анализируя проведенные занятия, хочется отметить, что автор работы пытался всячески заинтересовать данной проектной деятельностью учеников. Для этого автор, продумал ряд занятий, используя современные педагогические технологии и используя современные технические средства. Данные занятия способствовали активизации познавательной деятельности учащихся, ведь детей всегда привлекает что-то новое. В процессе реализации проектной деятельности у учащихся сформировалась устойчивая мотивация дальнейшей работы в технике граттажа, сформировались навыки работы в данной технике и в целом вести работу по методу проекта. Автор проекта считает, что добился поставленной цели, ведь в результате ученики выполнили замечательные работы на тему «Аллегорический женский портрет» (см. приложение).
Итак, автор считает, что в процесс художественного образования необходимо вводить новые техники и приемы. В частности это касается работы в графических печатных техниках, так как работа в них способствует развитию творческого мышления, создает в понимании учащихся понятие последовательной работы (поэтапной). Так же, по мнению автора, в процесс обучения стоит вводить проектную деятельность, так как в процессе ее учащиеся становятся более самостоятельными.
Заключение. В ходе работы над серией графических листов «Ты женщина, ты вечность, ты мгновение…», автором был изучен ряд источников касающихся как темы, так и техники выполнения печатной графики (гравюры на картоне). Работа над дипломным проектом включила в себя поиск источников и аналогов для изучения, составление эскизного ряда, работу по выполнению клише к серии графических листов и непосредственно печать самих эстампов. В первой главе данной работы автором был рассмотрен стиль модерн, который стал последним воплощением идеалов романтизма в художественном творчестве, и который проник почти во все сферы искусства в последнее десятилетие ХIХ века. Главным героем, а вернее, героиней нового направления в изобразительном искусстве стала женщина. Длинные, волнообразно ниспадающие волосы, плавные и мягкие линии женского тела особенно хорошо отвечали стилистическим пристрастиям модерна. На полотнах художников нового направления женщина появляется гораздо чаще, чем мужчина. Да и весь характер стиля – женский: в нем ясно чувствуется желание нравиться. Здесь стремление к внешней красивости дополняется склонностью к самолюбованию и изрядной долей кокетства. Не случайно одно из многочисленных прозвищ модерна – стиль женщин и цветов. Эту женственность искусства конца века, пожалуй, лучше других сумел выразить в своем творчестве чех Альфонс Муха. Автор работы, задумывая серию изображений женской натуры, изучал доступную информацию о работе других художников по этой теме, изучал аналоги их композиционное и смысловое решение. Идея создания серии работ с женскими образами окруженными орнаментом, появилась у автора при подобном изучении именно творчества Альфонса Мухи, и в особенности его плакатного искусства. Во втором параграфе автором исследуются техники и технологии печатной графики, рассматриваются их художественные особенности. Результатом этого исследования является выбор одной из техник печати, обоснованный как ее техническими, так и ее художественно-образными характеристиками. Для работы над серией графических листов автором работы была выбрана техника гравюры на картоне. Основной причиной этого выбора являются художественные особенности печати по картону, такие как легкость и плавность и бархатистость тональных переходов, что, по мнению автора, наиболее подходят для передачи женского образа. Все три композиции выполнены в едином стиле, что является необходимым условием эстетического восприятия серии работ. Смысловым центром каждого графического листа является женская фигура, которая окружается растительным орнаментом. Фигуры женщин специально вытянуты автором по пропорциям, это поддерживается выбором настолько удлиненного формата. Все три девушки на работах одеты в длинные платья, подолы которых уведены за орнамент. Облик каждой из трех красавиц продумывался совместно с окружающим его орнаментом. Эту связь можно заметить в соотношении завитков волос девушек и завитков растительного орнамента, в передаче узора текстуры листьев и подачи складок подолов платьев. Так же следует отметить, что фигуры красавиц являются доминирующими в данных форматах, а орнамент полностью подчиняется содержанию графических листов. В то же время в данной серии орнамент играет значительную роль. Он заполняет пространство по периметру всей композиции листа, и поддерживается общей стилизацией и декоративностью работ. В целом автор считает, что работа состоялась как оригинальная серия эстампов. Работа в печатной технике гравюры на картоне является увлекательным занятием, по которому можно разработать методико-педагогическую программу для изучения детьми художественных школ этой техники. В данной же работе автором описывается творческий проект на тему «Аллегорический женский портрет», выполненный учащимися Школы искусств города Сыктывкара в технике граттажа. Как тематика, так и техника выполнения работы над проектом тесно связаны с разработкой дипломной работы. Список используемой литературы и аналогов. 1. Акварель. Рисунок. Эстамп. Станковая графика Москвы 1960-1980-е годы: альбом. М.: Советский художник, 1987. – 346 с. 2. Альфонс Муха. Под ред. Сары Муха. Пер. с англ. М.: Магма, 2006. - 160 с., ил. 3. Анхель Фернандес, Габриэль Мартин Ройг. Рисунок для модельеров. М.: АРТ-РОДНИК, 2007. – 192 с., ил. 4. Бесчастнов М. П. Черно-белая графика. – М.: Арт-Родник, 2002. – 230 с, ил. 5. Борисова, Е. А. Русский модерн: альбом. М.: Галарт, 1998. – 42 с. 6. Бранский, В. П. Искусство и философия. Калининград. 1999. - 506 с. 7. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. / Под ред. В.И. Журавлева. М.: Просвещение, 1988. – 260 с. 8. Вилер Уильям. Декоративные цветы (По работам М.П.Вернея). М.: Магма, 2002. – 102 с. 9. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? М.: Галат, 2001. – 68 с., ил. 10. Голубева О. Л. Основы композиции: Учеб. пособие. М.: Искусство, 2004. - 120 с: ил. 11. Журов А.П., Третьякова Е.М. Гравюра на дереве. М.: Искусство, 1977. – 246 с. 12. Западноевропейское искусство второй половины 19 века. Сборник статей. Под ред. Самарканской В.И. М.: Искусство, 2003. – 280 с. 13. Звонцов В.М. Основы понимания графики. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963. – 71 с. 14. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. М.: Искусство, 1971. – 117 с. 15. Зорин Л. Н. Эстамп: Руководство по графическим и печатным техникам. М.: Астрель, 2004. – 110 с.: ил. 16. Ивановская В.И. Орнамент стиля модерн. М.: Астрель, 2007. – 118 с. 17. Искусство: Энциклопедия. / Под ред. Платонова Н. И. М.: Росмэн-пресс, 2004. – 480 с. 18. Кабаков В. Графика. М.: Лето, 2006. – 256 с., ил. 19. Кар Л. Прерафаэлиты. Модернизм по-английски. М.: Белый город, 2003. – 160 с. 20. Кириченко Е. И. Арт-Нуво. М.: Искусство, 1975. – 120 с. 21. Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования // Школьные технологии. – 2002. - №4. 22. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Искусство в школе. - 2002. - №2. 23. Лернер П.С. Профильное образование: взаимодействие противоположностей // Школьные технологии. – 2002. - №6. 24. Лещинский А.А. Основы графики: Учеб. пособие. Гродно: ГрГУ, 2003. – 194 с. 25. Паранюшкин Р. В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 79 с., ил. 26. Расинэ О. Орнамент всех времен и стилей. М.: Арт – Родник, 2008. – 168 с. 27. Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. М.: Галарт, 2001. – 158 с. 28. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М.: Галарт, 1989. – 216 с. 29. Светлов И.В. Густав Климт. М.: Белый город, 2005. – 180 с. 30. Смит Р. Настольная книга художника: Оборудование, материалы, процессы, техники. М.: Астрель, 2004. - 384 с., ил. 31. Турчин, В. С. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн. История. М.: Искусство, 1977. – 360 с. 32. Ульмер Р. Альфонс Муха. М.: Арт - родник, 2002. – 86 с. 33. Фаворский В. А. Теория графики. М.: Искусство, 1988. – 128 с. 34. Фокина Л.В. Орнамент: Учебное пособие. М.: Белый город, 2005.–90 с. 35. Харди Уильям. Путеводитель по стилю Арт Нуво. М.: Радуга, 1999. – 118 с. 36. Художественная галерея. Густав Климт. Под ред. А. Панфилова. М.: Бурда, 2005. – 31с. 37. Художественная графика. Эстамп: Методическое пособие. / Сост. Масалимов Т. Х. Уфа: Изд-во БГПУ, 2003. – 66 с., ил. 38. Чистяков С.Н., Лернер П.С., Родичев Н.Ф., Кузина О.В., Кропивянская С.О. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. – 2002. - №1. 39. Шедевры графики. Обри Бердслей. Под ред. М. Янковской. М.: Эксмо, 2006. – 216 с., ил. 40. Юсов Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе // Виды искусств и их взаимодействие. М., 2001. – 56 с. 41. Schmutzler, R. Art nouveau, Jugendstil / R. Schmutzler. - Stuttgart: Hatje, 1962. 42. Art Nouveau Ornaments. L'Aventurine, 2000. – 380 s. 43. http: //mucha.ru/ 44. http: //staratel.com/pictures/modern_/mucha/main.htm
[1] Лещинский А.А. Основы графики. Гродно, 2003.С 12. [2] Там же, С 16. [3] Кабаков В. Графика. М., 2006. С 39. [4] Лещинский А.А. Основы графики. Гродно, 2003.С 14. [5] Там же, С 14. [6] Там же, С 37. [7] Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989. С 79. [8] Турчин, В. С. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн. М., 1977. С 56. [9] Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989, С 28 [10] Турчин В. С. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн. М., 1977. С 65. [11] Турчин В. С. Социальные и эстетические противоречия стиля модерн. М., 1977. - С 66. [12] Кар Л. Прерафаэлиты. Модернизм по-английски. М., 2003.- С 56. [13] Там же, С 67. [14] Бранский, В. П. Искусство и философия. Калининград, 1999, С. 167 [15] Там же, С 185. [16] Там же, С 187. [17] Светлов И.В. Густав Климт. М. 2005. С 94. [18] Там же, С 95. [19] Сарабьянов Д. В. Модерн. М. 2001. С 46.
[20] Шедевры графики. Обри Бердслей. Под ред. М. Янковской. М. 2006.- С 56. [21] Сарабьянов Д. В. Модерн. М. 2001. С 49. [22] Ульмер Р. Альфонс Муха. М. 2002. С 34. [23] Там же, С 35. [24] Альфонс Муха. Под ред. Сары Муха. Пер. с англ. М. 2006. С 6. [25] Там же, С 5. [26] Ульмер Р. Альфонс Муха. М. 2002.С 67. [27] Ульмер Р. Альфонс Муха. М. 2002.С 68. [28] Альфонс Муха. Под ред. Сары Муха. Пер. с англ. М. 2006. С 14. [29] Альфонс Муха. Под ред. Сары Муха. Пер. с англ. М. 2006. С 16. [30] Фокина Л.В. Орнамент. М. 2005. – С 4. [31] Там же, С 5. [32] Ивановская В.И. Орнамент стиля модерн. М. 2007.- С 48. [33] Там же, С 53. [34] Ивановская В.И. Орнамент стиля модерн. М. 2007. С 54. [35] Вилер Уильям. Декоративные цветы. М. 2002. С 5. [36] Ивановская В.И. Орнамент стиля модерн. М. 2007. С 57. [37] Ивановская В.И. Орнамент стиля модерн. М. 2007. С 61. [38] Расинэ О. Орнамент всех времен и стилей. М. 2008.С 21.
[39] Лещинский А.А. Основы графики. Гродно. 2003.С8. [40] Лещинский А.А. Основы графики. Гродно. 2003. - С12.
[41] Звонцов В.М. Основы понимания графики. М. 1967. С 15. [42] Зорин Л. Н. Эстамп. М. 2004. – С 34.
[43] Зорин Л. Н. Эстамп. М. 2004. – С 37. [44] Лещинский А.А. Основы графики. Гродно. 2003.-С 17. [45] Зорин Л. Н. Эстамп. М. 2004. – С 19.
[46] Шедевры графики. Обри Бердслей. Под ред. М. Янковской. М. 2006, титульный лист. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы