Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава II. Практическая работа над проектом



(создание графических листов).

Целью данной главы является решение ряда задач для выполнения творческого дипломного проекта по созданию серии графических листов на тему «Ты женщина, ты вечность, ты мгновение…» и рассмотрение итогов методического проекта занятий на тему «Женский аллегорический портрет», проводимого в детской художественной школе.

Приоритетными задачами для решения поставленной цели являются:

1. выявление основных аспектов выбора данной темы для дипломной работы, а так же выбор техники ее выполнения;

2. выполнение ряда поисков композиции графических листов, и разработка тонового решения в контексте выбранной техники печати;

3. выполнение картонов графических листов (в натуральную величину);

4. подготовка и выполнение форм для печати;

5. выполнение печати (пробная и итоговая);

6. подготовка работы к экспозиции, оформление;

7. проведение анализа методического проекта занятий на тему «Аллегорический женский портрет» в технике граттажа.

 

Художественная часть.

2.1.1. Выбор темы и техники дипломной работы.

Нет ни одного художника, нет ни одного писателя, нет ни одного поэта, который бы в своем творчестве не задел тему женской красоты. Каждый хотя бы раз обращал свое внимание к прекрасному, загадочному миру женской души. Названием данной дипломной работы является строчка из стихотворения неизвестного автора, в которой он передал особый женский образ, противопоставляя его разные качества, сравнивая женщину с вечностью и мгновением, вспышкой звезды.

Ты женщина, ты вечность, ты мгновенье,

Ты вспышка звездная у неба на груди,

Нет смерти у тебя и нет рожденья,

Лишь восхожденье Млечного Пути.

Ты путь пройдешь, сгорая без остатка,

И пеплом мне посеребришь глаза,

У вечности веселая повадка:

Быть гибкой и зеленой, как лоза...

И заменять цветение цветеньем,

И возникать, и таять в облаках,

И так его любить, свое мгновенье,

Что вечно погибать в его руках...

Неизвестный автор.

Женщина всегда была музой для творческих личностей, их стимулом к самовыражению. В подтверждение этого можно привести слова одного из графиков модерна Орби Бердслей: «В конце концов, все музы – женщины, и, чтоб владеть ими вполне, надо быть мужчиной».[46] Многие художники ищут свой женский образ, или так сказать идеал женской красоты. В разные времена он имеет свой облик.

В первой главе данной работы автором был рассмотрен новый стиль, или стиль модерн, который стал последним воплощением идеалов романтизма в художественном творчестве, и который проник почти во все сферы искусства в последнее десятилетие ХIХ века. Главным героем, а вернее, героиней нового направления в изобразительном искусстве стала женщина. Длинные, волнообразно ниспадающие волосы, плавные и мягкие линии женского тела особенно хорошо отвечали стилистическим пристрастиям модерна. На полотнах художников нового направления женщина появляется гораздо чаще, чем мужчина. Да и весь характер стиля – женский: в нем ясно чувствуется желание нравиться. Здесь стремление к внешней красивости дополняется склонностью к самолюбованию и изрядной долей кокетства. Не случайно одно из многочисленных прозвищ модерна – стиль женщин и цветов.

Эту женственность искусства конца века, пожалуй, лучше других сумел выразить в своем творчестве чех Альфонс Муха. Искусный рисовальщик, Муха часто придает стилизованным женским фигурам элегантную величественность, дополняя изысканный рисунок экзотическим (для европейца) орнаментом, как будто сошедшим с византийских мозаик.

Автор работы, задумывая серию изображений женской натуры, изучал доступную информацию о работе других художников по этой теме, изучал аналоги их композиционное и смысловое решение. Идея создания серии работ с женскими образами окруженными орнаментом, появилась у автора при подобном изучении именно творчества Альфонса Мухи, и в особенности его плакатного искусства.

Надо сказать, что плакаты Альфонса Мухи выгодно отличались от работ его коллег большей лиричностью, умиротворенностью, нежностью цветовых сочетаний, отказом от крикливости и агрессивности, весьма характерных для большинства произведений данного жанра.

Альфонс Муха отдает безусловное предпочтение спокойной, вполне традиционной композиции, что, по его мнению, должно способствовать пробуждению в зрителе чувства гармонии и возвышенной красоты.

И так отметим, что в ряду причин выбора этой темы:

- интерес в изучении отношения разных художников к женской натуре;

- создание «культа поклонения» женщине в эпоху модерна;

- обширный интерес автора работы к творчеству чешского графика Альфонса Мухи, к его технике выполнения работ, характерным особенностям его творчества (в частности плакатного).

В зависимости от своих замыслов и идей, способностей и возможностей, художник волен выбирать разные средства выражения, будь то живопись, будь то графика.

Каждый вид печатной графики из рассмотренных в первой главе способов гравирования имеет свои особенности в зависимости от материала и используемых инструментов. Так, например, ксилография имеет более контрастный и четкий графический язык, по сравнению с гравюрой на металле. По стилю ксилография склонна к преувеличению, обобщению, тяготеет к яркому, экспрессивному образу. Дерево своевольный неоднородный материал, диктующий собственные условия. Металл же наоборот более организован и податлив. Ксилографии практически не доступны тонкие, нежно-летящие линии, плотная сеть перекрестных штрихов, которые в гравюре на металле создают постепенный переход от светлого пятна к темному. Ксилография больше подходит для создания сатирических произведении, она более народна (лубок). Литография же, в сравнении с другими видами печатной графики, стоит особняком, как самое непосредственное, гибкое и послушное средство выражения художественных замыслов. И материал в данном случае не диктует никаких условий. Художник может рисовать на камне как на бумаге, и созданное им изображение с точностью отпечатается на листе. Но литографии не доступна четкость линии, она менее «графична» в сравнении с ксилографией и гравюрой на металле. Ей свойственны как бархат широкие линии штриха.

Основными же особенностями гравюры на картоне является получение с одной печатной формы абсолютно разных уникальных оттисков, передающих богатство и разнообразие изобразительных средств при работе в этой технике. В качестве материала для печатной формы используется картон различной плотности, но лучше всего использовать твердый, с гладкой поверхностью, например, оргалитом. Гравируют на картоне ножом или офортной иглой, другие инструменты больше рвут, чем прорезают поверхность.

Особенность работы заключается в том, что картон можно прорезать или срывать его верхний слой на небольшую глубину; проскребать изображение иглой; придавать фактурность ножом, наждачной бумагой; делать сквозные прорезы; наклеивать аппликационно другие материалы и т.п. В оттиске получаются пятна разной фактуры и насыщенности. К тому же, эта техника позволяет добиться необычайного фактурного богатства. Гравюра на картоне по технике исполнения доступна для широкого круга любителей графики, позволяет художнику получать переходы от белого до глубокого черного цвета. При удачном выборе приемов гравирования можно получить мягкий, живописный оттиск. Обладая специфическими свойствами и возможностями использования дешевого материала и неограниченным диапазоном изобразительных средств, техника гравюры на картоне является оптимальной для выполнения серии графических листов на тему «Ты женщина, Ты вечность, ты мгновение…».

Для работы над серией графических листов автором работы была выбрана техника гравюры на картоне. Причинами выбора стали:

- личное положительное отношение автора работы к этой технике;

- специфика работы в технике гравюра на картоне дает возможность экспериментировать с методами гравирования рисунка;

- художественные особенности печати по картону, такие как легкость и плавность и бархатистость тональных переходов, что, по мнению автора, наиболее подходят для передачи женского образа.

 

2.1.2.Поиск композиционного и тонового решения (эскизирование).

Дипломная работа представляет собой серию графических листов, а именно автором были разработаны три композиции. Размер каждого листа 34 * 75 см. Выбор данного вытянутого прямоугольного формата графических листов обоснован их композиционным решением, которое было выбрано из ряда эскизных вариантов.

Все листы выполнены как плоскостные, что свойственно декоративным композициям. Они заполнены изображением практически по всей плоскости формата. Здесь необходимо отметить, что в первоначальных поисках автор оставлял значительное пространство между орнаментом, вписанным в полосу по периметру композиции, и фигурой женщины, но работы смотрелись не цельными. В результате автор предпринял меры по исправлению композиции, приданию ей более концентрированной подачи: были добавлены выходящие части орнамента на фон и местами на женскую фигуру, что придало композициям художественной выразительности.

По схеме построения и характеру трактовки композиционное решение данных графических листов является динамичным. Динамика выявлена в направляющих осях женских фигур, которые стремятся к диагональному направлению. Некую статичность несет орнамент работ, этим же он организует и переводит внимание зрителя непосредственно на фигуру девушки.

Все три композиции выполнены в едином стиле, что является необходимым условием эстетического восприятия серии работ. Смысловым центром каждого графического листа является женская фигура, которая окружается растительным орнаментом. Фигуры женщин специально вытянуты автором по пропорциям, это поддерживается выбором настолько удлиненного формата. Все три девушки на работах одеты в длинные платья, подолы которых уведены за орнамент.

Облики каждой из трех красавиц продумывались совместно с окружающим их орнаментом. Эту связь можно заметить в соотношении завитков волос девушек и завитков растительного орнамента, в передаче узора текстуры листьев и подачи складок подолов платьев.

Так же следует отметить, что фигуры красавиц являются доминирующими в данных форматах, а орнамент полностью подчиняется содержанию графических листов. В то же время в данной серии орнамент играет значительную роль. Он заполняет пространство по периметру всей композиции листа, и поддерживается общей стилизацией работ.

Стоит отметить, что автор работы старался передать декоративный стиль, присущий работам чешского художника Альфонса Мухи, старался передать лирический образ и эмоциональное состояние трех граций, по средствам графических особенностей работ художника. Однако на работу автора по созданию композиций повлияло творчество еще одного художника-графика эпохи модерна, это Орби Бердслей. Из его работ автор подчеркнул графическое подчинение линии и пятна своему замыслу.

Чтобы разобрать графические листы по тону, автору необходимо было ориентироваться на поведение материала (в данном случае картона) при печати. Для этого был выполнен пробник небольшого формата в печати, что дало автору возможность определиться с тоном графических листов.

Вследствие этого были продуманы тональные отношения работ. Здесь следует сказать, что было два варианта тонального оформления графических листов. Одним из вариантов было отношение темной фигуры на светлом фоне, другое светлая фигура на темном фоне. Автор работы выбрал второй вариант, который впоследствии продумывался более основательно.

Так как печать гравюры на картоне имеет непредсказуемый результат, то тональное отношения в данных работах корректировались по ходу печати форматов. Это выполнялось разными способами, от протирки излишков краски до втирания краски в плоскость картона.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь