Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 2.5. Творчество И. С. Тургенева: роман «Отцы и дети».
Студент должен знать: - содержание романа «Отцы и дети»; - особенности конфликта и социально-философской проблематики романа; уметь: - определять черты новаторства романа; - составлять сопоставительную характеристику главных героев романа; иметь представление: - о содержании критических статей, посвященных роману «Отцы и дети»; Роман «Отцы и дети». Общественный и политический конфликт, отраженный в произведении. Братья Кирсановы как дворянские либералы и люди 1840-х г.г. Аристократизм Павла Петровича и демократизм Николая Петровича Кирсановых. Базаров, его исторические прототипы и литературные предшественники. Суть нигилизма Базарова в социальном, естественнонаучном, философском аспекте. Позиция автора по отношению к базаровским «отрицаниям» и формы их художественного опровержения. Любовь (семейная, дружеская, идеально-чувственная) как возвышенная поэтическая стихия и герои – носители этого чувства. Герои, не знающие любви. Оппозиция «живого» любовного чувства и «мертвой» идейной схемы, фигуры псевдонигилистов Ситникова и Кукшиной и их сатирическое освещение. Любовь как роковая страсть. Смерть Базарова, объективно-исторические и психологические причины смерти героя. Философский смысл последнего («кладбищенского») эпизода. Смысл заглавия и особенности конфликта романа «Отцы и дети». Отражение в романе общественно-политической борьбы 60-х годов. Дворянство в изображении И. С. Тургенева. Неоднозначность образа Базарова, нового типа героя-идеолога в русской литературе. Философская и нравственно-психологическая проблематика романа: соотношение теории и жизни; тема любви, красоты и природы в романе. Критика о романе (статьи Д. И. Писарева, М. Н. Каткова, А. И. Герцена). Тема 2.6. Творчество Н. С. Лескова: повесть «Очарованный странник». Студент должен знать: – основные факты творческой биографии Н. С. Лескова; – содержание и проблематику повести «Очарованный странник»; уметь: – давать развернутую характеристику образу Ивана Флягина; – сравнивать образы отдельных персонажей повести; – анализировать с точки зрения языка и стиля отдельные фрагменты повести; иметь представление о: – смысле названия повести; – особенностях сказовой манеры Лескова. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник»: особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Лескова, использование сказовой манеры. Тема 2.7. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина: Роман «История одного города». Студент должен знать: – основные факты творческой биографии М. Е. Салтыкова–Щедрина; –содержание избранных глав романа; – социально-политическую и философскую проблематику романа; уметь: – сравнивать образы градоначальников; – анализировать избранные эпизоды романа с точки зрения языка и стиля; иметь представление: – об особенностях сатирического изображения жизни в художественном произведении; – об основных сатирических приемах (фантастика, гипербола, гротеск, ирония, сарказм). Художественное новаторство сатиры М. Е. Щедрина. Роман «История одного города»: иносказательность сюжета, отношения народа и власти как объект сатиры. Социально-политическая и духовно-нравственная проблематика романа. Образы градоначальников и «глуповского народонаселения». Иносказательность, фантастика, ирония, сарказм, гипербола, гротеск как основные сатирические приемы. Современное восприятие творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина, актуальность проблематики его произведений. Тема 2.8. Творчество Ф. М. Достоевского: роман «Преступление и наказание». Студент должен знать: - основные факты биографии Ф. М. Достоевского; - содержание романа «Преступление и наказание»; -особенности социально-философской и религиозно-нравственной проблематики романа; уметь: - определять сюжетно-композиционное и жанровое своеобразие романа; - составлять сравнительную характеристику главных героев романа; - анализировать избранные эпизоды романа; иметь представление: - о значении образа Петербурга в романе; - о восприятии творчества Ф. М. Достоевского в отечественной критике; Жизненный и творческий путь Ф. М. Достоевского, драматизм судьбы писателя. Роман «Преступление и наказание»: история создания, значение культурно-исторического и идеологического контекста; смысл названия, тематика и сюжет («психологический отчет об одном преступлении» Ф. М. Достоевский). Проблематика романа: религиозные, философские, политические идеи и их влияние на жизнь людей. Центральная проблема романа - разрешение «крови по совести», вопрос о соотношение целей и средств. Проблема человека и человечности в мире, полном зла. Жанровое своеобразие: содержательно это социальный, философский, религиозный роман; художественно – полифонический роман с диалогической структурой; роман-трагедия, который изображает жизнь в катастрофические, кризисные моменты, а также психологический роман, т.к. воспроизводит процессы и закономерности внутренней жизни человека, его поступков. Художественное время и пространство в романе, Петербург Достоевского - город социального и мистического зла. Особенности системы персонажей. Противоречивость образа Раскольникова. Использование приема двойничества в романе. Проблема положительного героя, образ Сони Мармеладовой. Библейские мотивы и образы. Сюжетно-композиционная роль снов в романе. Мировое значение творчества Ф. М. Достоевского. Творчество писателя в оценке русских философов и литературоведов. Тема 2.9. Творчество Л. Н. Толстого: роман-эпопея «Война и мир». Студент должен знать: - основные факты биографии Л. Н. Толстого; - историю создания романа «Война и мир»; - содержание романа-эпопеи; - социально-философскую, историческую и нравственную проблематику романа-эпопеи; уметь: - определять новаторство жанра, сюжета и композиции романа-эпопеи; - составлять сравнительную и сопоставительную характеристику главных героев романа; - анализировать избранные эпизоды романа-эпопеи; иметь представление: - о смысле названия романа-эпопеи; - о значении приема антитезы в романе; - о восприятии творчества Л. Н. Толстого в русской критике; Жизненный и творческий путь писателя, напряженные духовно-нравственные поиски. Роман-эпопея «Война и мир». Грандиозность замысла и история создания книги. Смысл заглавия и многоаспектность проблематики романа-эпопеи. Многозначность категории «мир». Жанровая природа книги Л. Н. Толстого, романное и эпопейное начало. Соединение идеи личного с идеей целого, всеобщего. Индивидуализм как самый страшный нравственный порок в представлении Л. Н. Толстого. Своеобразие композиции, обусловленное многоплановостью тематики и проблематики, большим объемом произведения. Использование антитезы как важнейший сюжетно-композиционный прием. Система персонажей в романе, «мысль семейная» и «мысль человеческая» в понимании Л. Н. Толстого. Особенности психологизма в романе, «диалектика души». Нравственные искания героев. Авторская концепция истории и «мысль народная», вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли. Народный характер войны, проблема истинного и ложного героизма. Образы Кутузова и Наполеона. Мировое значение творчества Л. Н. Толстого.
Тема 2.10. Художественный мир А. П. Чехова. Рассказы. Комедия «Вишневый сад». Студент должен знать: - основные факты биографии А. П. Чехова; -содержание и проблематику избранных рассказов А. П. Чехова; -содержание и проблематику пьесы «Вишневый сад»; уметь: - составлять сравнительную характеристику персонажей пьесы «Вишневый сад»; - анализировать избранные эпизоды из рассказов А. П. Чехова; иметь представление: - о новаторском характере драматургии А. П. Чехова. Творческий путь писателя. Эволюция художественного миросозерцания. Рассказы А. П. Чехова. Жанровое своеобразие малой формы. «Мелочи жизни» в изображении писателя, изображение нравственно-психологических процессов, характерных для обыденного сознания. «Маленький человек» в прозе А. П. Чехова, переосмысление традиции. Проблема истинных и ложных ценностей, «восходящее» и «нисходящее» развитие личности человека, проблема нравственной ответственности за свою жизненную позицию. Идеал гармоничного человека. Художественные особенности рассказов, значение деталей, своеобразие авторской позиции, способы создания комического эффекта, смешное и грустное в рассказах. Пьеса «Вишневый сад». Новаторство драматургии, ослабленность внешнего действия и напряженность внутренних конфликтов. «Подводное течение» как смена эмоционально-психологических состояний героев. Своеобразие жанра пьесы «Вишневый сад». Сочетание комического и драматического в пьесе, особенности конфликта. Проблематика: прошлое, настоящее и будущее России, судьбы русской культуры в осмыслении А. П. Чехова. Герои пьесы. Значение творчества А. П. Чехова.
ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА Раздел III. Русская литература первой половины ХХ века. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1020; Нарушение авторского права страницы