Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общее понятие и характерные черты русской философии.



Русская философия –одна из составных частей всеобщей истории философии. Русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.Особенности: она несет в себе черты национальной самобытности, которые вытекают из своеобразия соц- экономич, политического и культурного развития России. Особое значение имело принятие христианства. Она не могла опираться на культурные наследия античного мира. Философия была впитана в ткань религиозного мировоззрения вплоть до 18 века. Т.к. было крепостничество, последовало освободительное движение. Большое внимание отводилось к судьбе России. Связь с литературой и публицистика. Русской философии в отличии от европейской чуждо стремление к абстрактной интеллектуальной систематиз, хар-ет чисто внутреннее интуитивное мистическое познание мира. Самобытность р.ф. проявляется в обращении к человеку его духовному опыту, в интересе делах гос-ва и общества, поиск справедливости.

Основы проблемы предмета русской философии составляли: проблема человека; космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); проблемы морали и нравственности; проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом; проблема власти; проблема государства; проблема социальной справедливости; проблема будущего.Можно выделить следующие основные этапы русской философии:

· период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси;

· философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России);

· философия XVIII в.; философия XIX в.; русская и советская философия XХ в.

 

16. Философское учение о бытии. Проблема бытия в истории философии. Монистические и дуалистические концепции бытия.

Проблема бытия существует в каждой философской концепции. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Рассмотрим 2 основных значения понятия бытия: 1) Бытие- это интегральная характеристика мира, единство форм и способов существования. 2) Бытие- совокупная (обьективная-субьективная) реальность. Наш внутренний мир, то что действительно. другими словами, бытие- это то что реально существует, это и материальный и природный мир, мир психических состояний, единство природы. Как объективная реальность- физич матер мир, сущ объективно, т.е. независимо от воли и сознания. Субъективная реальность – мир чел сознания, зависит от воли и желания. Основные формы бытия: 1. Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делится на природное бытие во всем его многообразии, и материальное бытие, созданное человеком; 2. Материальное бытие человека, в котором можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа; 3. Духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность; 4. Бытие общества или иначе социальное бытие. Гераклит Эфесский высказал догадку о недопустимости абсолютного противопоставления бытия и небытия. Он отмечал: «в одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем». В экзистенционализме для человеческого бытия духовное и материальное слиты в единое целое (Бердяев).Существуют монистические и дуалистические концепции бытия. Монизм признает один тип реальности, например материю, дух, Бога. Дуализм толкует о двух реальностях – материальной и идеальной. Философские учения, объединяющие единство мира, исходя из одной субстанции, относятся к монизму. Монизму противостоит дуалистическая трактовка мира, исходящая из идеи существования двух субстанций. В зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность (природа или дух, материя или сознание), различают материалистический и идеалистический монизм, а философов относят к материалистам или идеалистам. Оба течения в равной степени имеют фундаментальное философское обоснование. Поэтому современная мысль, осмысливая по-новому идею субстанции, приходит к принципу целостности всего материально-духовного процесса.

 

17. Понятие материи. Философское и естественнонаучное представление о материи.Проблема самоорганизации материальных систем. Синергетика. Глобальный эволюционизм в современной картине мира.

В античной натурфилософии считалось, что материя - это какая-то субстанция, т.е. какая-то общая первооснова всего существующего. Некоторые натурфилософы античности в качестве такой первоосновы предлагали 4 стихии – воду, воздух, огонь, землю, - одну из которых и принимали за материю. Категория «материя» обозначает объективную реальность. Это все то, что существует вне сознания человека и независимо от него. В определении материи, решается основной вопрос философии о соотношении материи и сознания. Материалисты считают, что она первична по отношению к сознанию. Мир познаваем, поэтому можно дать и более короткое определение материи: материя – это познаваемая объективная реальность. Философское понимание материи. Позитивисты считают, что понятие материя не может быть проверено в опыте, а, следовательно, оно бесфункционально. Объективные идеалисты (Платон, Гегель) материи отводят роль пассивного начала. У Гегеля материя развернута в пространстве, но не развивается во времени. Еще в XIX веке материалисты утверждали, что материальное тело состоит из неделимых атомов, а телесность и протяженность – неотъемлемые атрибуты материи. В конце XIX-начале XX века естествознание совершенствовалось: были сделаны принципиальные открытия в химии, физике. В частности, рентгеновские лучи опровергли прежние идеи о непроницаемости материи. Были открыты электрон, самопроизвольное излучение урана, радиоактивный распад атомов. Картина мира усложнилась, соответственно переживала кризис и наука, и в частности, материалистическая философия. Материя стала трактоваться как всякая объективная реальность, данная человеку в его ощущениях. Понятие же материи – это субъективный образ объективного мира. Естественнонаучное представление о материи. Атрибутами материи являются: структурность, системность, взаимодействие, движение, самоорганизация, пространство, длительность, отражение. Все объекты материального мира могут быть рассмотрены как системы. Материальная система - это система предметов, объектов, вещей. Духовная система - это система ценностей, идеалов. Структурность - внутренняя расчлененность реального мира. Материальный мир делится на сферы: неживая и живая природа и социум. Проблема самоорганизации материальных систем в 20 в. становится одной из центральных. Существенный вклад в решение этой проблемы вносит системный и информационный подходы. Но обе эти области исследования имеют дело с системами высокого уровня организации: социальные, технические и т.д. Процессы самоорганизации в неживой природе остаются вне этих подходов. Решение этой задачи берет на себя дисциплина, именуемая синергетикой. Ее основоположниками считаются Хакен и Пригожин. Закономерности явлений самоорганизации, открываемые синергетикой, не ограничиваются областью неживой природы: они распространяются на все материальные системы. Хакен и Пригожин делают акцент, на процессуальности материальных систем.

Особенностью современного подхода к проблеме развития мира является трансформация принципа антропоцентризма. В составе концепции глобального эволюционизма этот принцип обрел новую форму и занял в ней одно из центральных мест. В самом общем виде суть современной интерпретации антропоцентризма можно выразить так: человек является эндогенным образованием по отношению к миру в целом, и той его части, кот. называют природой. Человек занимает одно из центральных мест в мире потому, что он может стать фактором «направляемости» или «управляемости» развития, при этом направляя последнее в сторону повышения стабильности глобальной системы «общество-природа».Новое понимание антропоцентризма в соединении с современными взглядами на развитие нашло свое воплощение в теории устойчивого развития, ядром кот. является идея коэволюции природы и общества. Сущность последней состоит в том, чтобы определить согласованные с фундаментальными законами природы параметры и механизмы развития человеческой цивилизации.Концепция глобального (универсального) эволюционизма есть современная форма конкретизации философского учения о развитии мира.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь