Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет философии. Структура философского знания. Место и роль философии в культуре. Взаимосвязь философии и частных наук.



Предмет философии. Структура философского знания. Место и роль философии в культуре. Взаимосвязь философии и частных наук.

Термин «философия» с греческого означает любовь к мудрости. Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Философия дает систему знаний о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности, т.е Предмет философии -это мир, человек и система взаимоотнош. человека с миром. Предпосылки: 1) соц-эконом (раздел труда, развитие производ сил, появление нер-ва классов). 2) Расширение торг-эк связей между гос-ми. 3) Политическая форма правления. 4)Культурные (миф, кризис мифол мировоззрения, развитие литерат, театр)

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология), о сущности и развитии человеческого общества, учение о человеке и его бытии в мире (антропология), теорию познания (гносеология) и свою собственную историю. Так сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем. Предмет философии – это все сущее во всей полноте ее содержания и смысла. Структура философского знания: 1) Онтология – это учение о бытии. Те философы, которые считают, что основа бытия – некое духовное начало, создали идеологию: объективную, т.е. в основе бытия лежит не сознание человека (Платон, Гегель) и субъективную, т.е. в основе бытия лежит сознание (Кант).

2) Гносеология – учение о знании. В гносеологии выделяют два направления: оптимистическое и пессимистическое, а последнее в свою очередь выделяет скептицизм и агностицизм – это философское направление, отрицающее возможность познания сущности предметов объективной действительности (Кант). 3) Социальная философия – законом. обществ. развития. 4) Философия истории- осмысл. истор процесса. 5) Антропология изучает человека. 6) Этика – учение о нравственности и морали. 7) Эстетика – учение о прекрасном. 8) Аксиология (учение о ценностях) 9) Логика - законы мышления. 10)История философии.

О соотношении философии и частных наук. Философия – это наука. Конкретная наука как определяющий вид теоретического и эмпирического познания имеет дело с определенными понятиями, выводами, гипотезами, законами, теориями. Любая наука имеет свой особый предмет. У философии предмет иной – она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука не занимается этим. Функции: Мировоззрение, методологическая, аксиологическая, воспитатгуманистическая, гносеологическая, критическая, логическая, эстетическая, эвристическая, практическая, культурно-транслирующая.

 

Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.

 

Мировоззрение -предельно общие взгляды на мир и место в нем человека. Мировоззрение- сложное интегральное образование, которое включает в себя эмоц, псих, интел отношение человека к миру, т.е. чувства, идеалы, ценности, знания. Можно рассмотреть как мироощущение (эмоции, чувства) и миропонимание(интеллект).Существует 3 исторических типа мировоззрения: миф, религия и философия.

Миф – вымысел, вера, эмпирические знания.способ понимания мира, характерный для ранний стадий общественного развития: сказания разных народов, которые по-разному объясняли мир и место человека в нем. Миф объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства. Мифы играли огромную роль в жизни первобытного общества. Религия – вера в сверхестеств силы. Также решает вопросы о происхождении мира и человека. Опирается на веру в Бога. Три мировые религии: буддизм, ислам и христианство. Философия опирается на знания.У философии есть свой категориальный аппарат (понятия). Она выносит на первый план именно интеллектуальные аспекты мировоззрения. Таким образом, философия – теоретически сформулированные мировоззрения. Это система знаний о мире и человеке. Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем. Философское мировоззрение – доказательное, рациональное, системное мировоззрение, основанное на мышлении а не на чувственных образах. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение – его системность и теоретический, логически обоснованный, характер системы взглядов.

 

Зарождение философской мысли, её культурно-исторические предпосылки. Исторические типы философии и их специфика.

 

Философия с глубокой древности задаётся проблемой: что такое бытие? Но размышлять над тем, что в повседневном обиходе кажется понятным – значит усомниться в правомерности и достаточности повседневного подхода к вещам. Такое сомнение становится возможным, когда в общественной жизни и в общественном сознании возникают серьёзные противоречия и конфликты и появляются потребности различения того, что общепринято и того, что истинно на самом деле. На заре истории человечества, когда существуют родовые принципы, в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология. Но постепенно мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием, возрастает сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия.Рассматривая центральные проблемы, встававшие перед философами того или иного периода, можно получить представления об исторических типах философии, о своеобразии философской мысли разных народов в разные периоды их истории.

Фил. Запада-исслед.Натур-филос, онтологические, гносеологические, методологич, эстетич, логич, политич, и правовые проблемы. Фил.Востока- проблема человека. Исслед его жизнедеят, самосоверш, самопозн. Развивается тесно с религией. Античная философия возникает и живёт в «силовом поле», полюсами которой является, с 1-й стороны, мифология, а с другой – формирующаяся именно в Древней Греции наука. В средние века философская мысль развивается в тесной связи с религиозной формой сознания, господствующей в этот период. В эпоху Возрождения 15-16 века – философское мышление получает сильные импульсы из сферы искусства, в частности через новое прочтение античной литературы и погружение в мир образов античной культуры; эстетический подход играет доминирующую роль. Это связано с постепенным освобождением от церковного авторитета. Для философии Нового Времени 17-19 века характерна ориентация на науку с 1-й стороны и на юридическо-правовую сферу с другой. Под наукой в новое время понимается экспериментально-математическое естествознание, а ведущие философы Нового Времени, поэтому ставят в качестве важнейшей задачи именно обоснование научного знания. Просвещения, представленная в 18в. в Англии, прежде всего Локком, во Франции – плеядой материалистов: Вольтером, Дидро, Гольбахом и др., а в Германии – Гердером, Лессингом. Критика религии, теологии, традиционной метафизики составляет основной пафос просветителей, идейно подготовивших Французскую буржуазную революцию. Убеждение в том, что разум является источником и двигателем прогресса, определяет умонастроения 18в. Философское мышление 19в, особенно в Германии, где определяющую роль сыграл немецкий идеализм (Фихте, Шеллинг, Гегель), существенно определяется принципами историзма и диалектики – и именно в 19в происходит расцвет исторической культуры, права, науки, религии и т.д. Конец 19 – начало 20в – эпоха неклассической философии – дали плеяду замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями, отразившими достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Т.о. философия в своём развитии обусловлена социокультурными факторами, а различие в стиле мышления, господствующем в данную эпоху, накладывает свою печать на способы решения философских проблем.

Философия эпохи Возрождения

Начиная с 15 века в европейских странах происходят крупные социально-экономические сдвиги. Появлялись мануфактуры, которые требовали рынков сырья и сбыта. Совершаются множество открытий, которые сильно повлияли на жизнь Европы. Все более осознается мысль, что не божья благодать, а человеческий разум, знания, воля способны сделать человека счастливым. Человек рассматривается как воплощение Бога и культура этого периода (как и философия), определяется как культура антропоцентризма. Особенно это выразилось в скульптуре и живописи. Художники видели в человеке божественное совершенство и выражали его в своих работах. Усиленно развивалось естествознание, механика, астрономия, физика. Благодаря трудам Коперника, Галилея, Ньютона и других, создавалось современное естествознание, которое опирается на опыты и наблюдения.

Хар-ка времени: 1) Возникновение, зарождение капиталистических отношений. 2) Расширение кругозора человека, возникновение естествознания. Предпосылки: 1)совершенствование орудий труда, развитие ремесла и торговли. 2) Укрепление и централизация европ гос-ва(первые университеты- новый уровень образования, географические открытия) 3) Научно-техн. Открытия (оружие, печи, микроскоп)

Гуманизм - человек предстает как высшая ценность, способности которой должны быть раскрыты полностью, всё для блага человека. У истока идеи стояли Данте, Петрарка. Гуманисты провозгласили человека венцом природы, высшей ценностью. Осн.лозунг: «Я человек, и ночто человеческое мне не чуждо». Человек может творить подобно богу и даже лучше его. Человек поднялся из варварского состояния до цивилизационного с помощью своих действий, усилий и независимо от бога. На смену неоцентризму приходит неоплатонизм и пантеизм. Бог у Кузанского не явл чем-то находящимся вне мира а пребывает в единстве с ним.

Новое время

В это время европейская философия развивает все направления познания, которые связаны, прежде всего, с наукой, с практическим применением. Принципиальное отличие познания Нового времени: 1) исследует природные процессы, «машину мира»; 2) применяет другие методы исследования – экспериментальные; 3) ориентируется на практику, усовершенствование процессов производства. Благодаря этому формируется новый вид знания – объективный, сущностный, во многом благодаря тому, что преодолевается человеческий субъективизм. Философия в процессе исследования процесса познания постепенно пришла к следующим выводам: 1) познание – результат активного преобразования объекта человеком; 2) практика – основа познания; 3) проблемы практической деятельности остаются важнейшим фактором, определяющим направление научного поиска; Т.о. можно наглядно проследить поступательное развитие познания от чувственного к научному в историческом процессе развития общества.

Принято выделять 2 направления:

1. Эмпиризм, согласно которому научное знание может быть получено из опыта и наблюдения с последующим индуктивным обобщением этим данных. Основателям эмпиризма были Ф. Бэкон, а его идеи развили Локк и Т. Гоббс.

2. Рационализм, согласно которому научное знание может быть получено путем дедуктивного поведения, разнообразными следствиями из общих достоверных положений. Основателем был Р. Декарт (“Я мыслю, значит я существую”), а развили его Б. Спиноза, Лейбниц.

Т.о философия нового времени – это философия рационального антропоцентризма, согласно которому каждый человек представляет собой самостоятельную мыслящую субстанцию – действия и поведения его обуславливаются лишь его желаниями и мотивами.

Основателем эмпирического (опытного) направления в философии считается Фрэнсис Бэкон. Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона – эмпиризма – заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэкону, не может быть самоцелью. Главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека на природе.

В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание – сила».

Р.Декарт разрабатывает путь рационалистич дедукции, в основе которой лежит интеллект, интуиция.

8. Философия Просвещения

Философия просвещения, представленная в 18в. в Англии, прежде всего Локком, во Франции – плеядой материалистов: Вольтером, Дидро, Гольбахом и др., а в Германии – Гердером, Лессингом. Критика религии, теологии, традиционной метафизики составляет основной пафос просветителей, идейно подготовивших Французскую буржуазную революцию. Убеждение в том, что разум является источником и двигателем прогресса, определяет умонастроения 18в. Философское мышление 19в, особенно в Германии, где определяющую роль сыграл немецкий идеализм (Фихте, Шеллинг, Гегель), существенно определяется принципами историзма и диалектики – и именно в 19в происходит расцвет исторической культуры, права, науки, религии и т.д.Основные идеи философии Просвещения 18в. Пр. х-ся верой в человеческий разум. Разум призван обеспечить прогресс человечества от невежества и предрассудков, критика суеверий. Защита научного и технического знания. Защита естественных прав человека и гражданина. После продолжительного периода господства схоластики умы эпохи Просвещения стали изучать природу. Большое кол-во наук быстро прогрессировало: механика. Ее строгие математические законы попытались обобщить до уровня природы вообще, упрощая естественные законы жизни. Основные аспекты: 1) вместо основных догматов (религ.) на первое место - рассуждающий разум; 2) аттеистичность; 3) очень прагматична, исследует человека с позиций полезности для общества; 4) " Наука и прогресс" - главный лозунг. Наука - средство, прогресс - цель; 5) просветительство (ликбез).

 

Философия Гегеля.

Объективный идеалист и диалектик. В основе его философии лежат 2 фундаментальных понятия - абсолютно лог. идея (мысль, существующая объективно и порождающая природу и человека, а они - результаты мышления, лог. идеи) и развитие (движение от низшего к высшему, от простого к сложному, развитие идеи - процесс её движения к истине). 3 основных закона развития: 1) переход количества в качество и обратно; 2) единство и борьба противоположностей; 3) отрицание отрицания. Идея проходит в своём развитии 3 ступени: 1. Логика: идея, существующая до природа, пространства и времени, развивает из себя своё собственное богатство содержания. Этап бытия; Сущность; Понятие. На этапе бытия противоположные понятия относительно разделены и переходят друг в друга. На этапах сущности и понятия противоположности взаимопроникают друг в друга. 2.Природа 3-хслойна, движется от низшего к высшему. 3 ступени: 1) механическая; 2) химическая. 3) органическая. Исчерпав возможности развития в форме природы, идея возвращается в себя, переходя в дух, который представляет собой идею, выраженную в человеческом обществе. 3. Дух. На этом этапе идёт строительство человека, отделение природных сил человека от его мыслительной деятельности. Субъективный дух. Развитие человека и его психики. Объективный дух. (показ. Общество, котором существует человек). Абсолютный дух определяет форму общественного сознания (искусство, религия). Таким образом, это вселенская идея абсолютной идеи, развитие от низшего к высшему. У Гегеля вся деятельность остаётся в прошлом. Он разорвал сознание и материю, заставил понятия разворачивать своё внутреннее содержание. Наступает проблема противоречия между методом и системой Гегеля, который должен иметь законченный характер. Человек появляется в мире с абсолютной необходимостью, является разумным результатом развития идеи.

 

11. Л. Фейербах:

Рассматривает разум человека, который является продуктом природы. Человек единственный универсальный и высший предмет философии. Человек в основе всего. Философия должна исходить из чувственных данных и заключить союз с естествознанием. Философия заменяет религию, давая людям понимание своих реальных возможностей. Она должна быть антропологией, т.е. учением о человеке. Философия Фейербаха превращает человека и природу в единственный предмет философии. Отрицал дуализм души и тела, утверждая единство духовного и материального, субъективного и объективного, мышления и бытия. Сущность человека - в многообразии его переживаний. Фейербах подчеркивает в основном чувственную природу человека. Критикует идеализм, т.к. он отталкивается не от реальной действительности, отвлекает от реальных предметов. Идеализм по-фейербаху – рациональная теология. В начале жизни - сторонник гегельской философии, в дальнейшем критикует ее, но признает некоторые идеи: борьбу нового со старым, отрицание отрицания. Критикует религию. Религия порождает страх перед стихийными силами природы, страдания человека. Бог - есть то, чем человек хочет быть. Человек обожествляет то, от чего зависит реально. Сущность религии - человеческое сердце, оно отличается от трезвого рассудка: стремится верить, любить. Образ бога для Фейербаха - отчуждение сущности человека. Ему приписывают самостоятельное существование и превращают его в первопричину всего существующего. Истинная религия по Фейербаху - религия без бога, это любовь человека к человеку. Природа - высшая реальность, а человек - высший продукт природы. В человеке природа созерцает себя. Нет ничего выше природы, и нет ничего ниже ее. Она бесконечна и вечна, пространство и время - основные условия любого бытия и сущности, мышления и деятельности. В действительности нет потустороннего, т.к. явления природы не имеют двойного существования. В природе все взаимодействует, все относительно, одновременно, всесторонне и взаимно. Фейербах признает относительность противопоставления бытия и мышления, против сведения мышления к бытию, против сведения всех форм движения материи к механическому. Органическая форма материи - высшая форма.

Предмет философии. Структура философского знания. Место и роль философии в культуре. Взаимосвязь философии и частных наук.

Термин «философия» с греческого означает любовь к мудрости. Согласно Пифагору, смысл философии – в поиске истины. Философия дает систему знаний о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности, т.е Предмет философии -это мир, человек и система взаимоотнош. человека с миром. Предпосылки: 1) соц-эконом (раздел труда, развитие производ сил, появление нер-ва классов). 2) Расширение торг-эк связей между гос-ми. 3) Политическая форма правления. 4)Культурные (миф, кризис мифол мировоззрения, развитие литерат, театр)

Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология), о сущности и развитии человеческого общества, учение о человеке и его бытии в мире (антропология), теорию познания (гносеология) и свою собственную историю. Так сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем. Предмет философии – это все сущее во всей полноте ее содержания и смысла. Структура философского знания: 1) Онтология – это учение о бытии. Те философы, которые считают, что основа бытия – некое духовное начало, создали идеологию: объективную, т.е. в основе бытия лежит не сознание человека (Платон, Гегель) и субъективную, т.е. в основе бытия лежит сознание (Кант).

2) Гносеология – учение о знании. В гносеологии выделяют два направления: оптимистическое и пессимистическое, а последнее в свою очередь выделяет скептицизм и агностицизм – это философское направление, отрицающее возможность познания сущности предметов объективной действительности (Кант). 3) Социальная философия – законом. обществ. развития. 4) Философия истории- осмысл. истор процесса. 5) Антропология изучает человека. 6) Этика – учение о нравственности и морали. 7) Эстетика – учение о прекрасном. 8) Аксиология (учение о ценностях) 9) Логика - законы мышления. 10)История философии.

О соотношении философии и частных наук. Философия – это наука. Конкретная наука как определяющий вид теоретического и эмпирического познания имеет дело с определенными понятиями, выводами, гипотезами, законами, теориями. Любая наука имеет свой особый предмет. У философии предмет иной – она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука не занимается этим. Функции: Мировоззрение, методологическая, аксиологическая, воспитатгуманистическая, гносеологическая, критическая, логическая, эстетическая, эвристическая, практическая, культурно-транслирующая.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1080; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь