Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Механизм возникновения психодрамы



В ходе терапевтической игры ребенок, достигнув состояния особого эмоционального возбуждения, может как бы " осмелеть" и начать совершать действия, не присущие ему ранее, сопровождая их речью. Например, во время игры с крупой ребенок вдруг убежал в детскую комнату и, вернувшись с машинкой, с напряженным лицом стал зарывать ее в гречку, приговаривая страшным голосом: " Осторожно - машина! ". Или, играя с водой, внезапно схватил полотенце и замахнулся им на взрослого со словами: " Сейчас как дам! ". Тут правомерно говорить о появлении у ребенка свернутой психодрамы.

Свернутая психодрама может появиться у аутичного ребенка и вне терапевтической игры. Однако можно утверждать, что после начала психотерапевтической работы психодрама возникает чаще. В любом случае ее появление - это важное достижение, говорящее о зарождении у ребенка механизма борьбы со страхами. Особенности психодрамы аутичного ребенка:

- Характерно, что во время переживания ребенком психодрамы он приходит в состояние сильного возбуждения. Внешне это проявляется в импульсивных движениях, агрессивных действиях по отношению к предметам, игрушкам, людям, проговаривании (возможно, криком) какой-либо фразы, объясняющей состояние ребенка в этот момент. Движения, действия, их речевое сопровождение повторяются неизменно при каждом последующем воспроизведении ситуации психодрамы.
- Психодрама аутичного ребенка представлена в свернутом варианте: в своей попытке бороться со страхом ребенок достигает состояния аффективного напряжения, однако самостоятельно не может найти вариант положительного завершения ситуации и в результате облегчение не наступает.
- Поскольку страхи аутичных детей разнообразны, варианты психодрамы индивидуальны, а часто уникальны для каждого ребенка. Однако природа переживания ребенка, этапы, через которые проходит это переживание, а также логика действий взрослого в момент психодрамы остаются в каждом случае общими.
- Психодрама потребует повторений.

Перечисленные особенности свернутой психодрамы определяют главную задачу, стоящую перед взрослым, - помочь привести каждое такое переживание к положительному разрешению. Для этого необходимо давать немедленный положительный комментарий происходящего. При повторении ситуации психодрамы воспроизводите такой комментарий многократно в неизменном виде до тех пор, пока действия и высказывания ребенка не станут менее напряженными.

варианты психодрамы

Мы уже говорили, что страхи аутичных детей могут быть самыми разными. Соответственно и варианты психодрамы в каждом конкретном случае будут различаться. В этом разделе мы приведем несколько конкретных примеров, с которыми столкнулись в практике работы с аутичными детьми. Это продемонстрирует общую тактику поведения и варианты конкретных действий психолога или педагога во время проведения психодрамы.

- СТРАХ МАШИН

Вспомним пример, описанный выше. В ходе терапевтической игры мы наблюдали у ребенка агрессивные действия и высказывания, направленные на игрушечную машинку. На основе этих наблюдений в ходе беседы с мамой ребенка был произведен анализ событий прошлого. Удалось выяснить первопричину страха ребенка - переживания в ситуации аварии, в которую мальчик вместе с мамой попал за два года до того. Чтобы окончательно убедиться в правильности этого предположения, было организовано наблюдение за ребенком в других ситуациях. В результате были выявлены следующие особенности поведения ребенка: во-первых, он сильно напрягался, переходя через дорогу; во-вторых, с игрушечными машинками проигрывал только один сюжет -аварии.

При появлении агрессивных действий по отношению к игрушечной машинке был немедленно предложен такой вариант развития событий: " Ой, машинка перевернулась - кажется, авария. Сейчас быстренько починим и снова можно ехать - поехали! " Такие слова повторялись всякий раз при возникновении подобных действий. Работа продолжалась и вне занятий под наблюдением мамы, которой педагог объяснил, как нужно действовать. Со временем психодрама ребенка стала принимать более разнообразные формы; он топил игрушечные машинки в ванной с водой, закапывал в песок, играя в песочнице. В дальнейшем действия ребенка перешли на реальные объекты: он подходил к стоящим на улице автомобилям и дотрагивался до них, в некоторых случаях пинал их ногами по колесам. Но всякий раз взрослый предлагал положительный выход из ситуации: " Смотри, машина большая, красивая, зеленого цвета. А колеса круглые, черные. Завтра на машине поедем в гости к бабушке". Ребенку разрешили посидеть за рулем настоящего автомобиля, принять участие в мытье машины (за городом), поливая ее водой из шланга. В результате можно было наблюдать, как страх постепенно теряет свою силу.

- СТРАХ " ШАМПАНСКОГО"

На занятиях ребенок время от времени произносил слово " шампанское", при этом заглядывая в глаза педагогу. В результате беседы с мамой выяснилось, что такое поведение ребенка продолжается уже длительное время, однако причина оставалась непонятной. Было решено специально организовать ситуацию, в которой у ребенка была бы возможность проявить свои эмоции.

В оговоренный заранее день мама и ребенок отправились в магазин и купили бутылку детского шампанского. В этот день ребенок встретил педагога в коридоре с криками: " Шампанское! Шампанское! " На кухне была организована игра. Сначала ребенок долго ходил с бутылкой в обнимку, приговаривая: " Детское шампанское! Яблочное". Наконец он вполне насладился обладанием интересующим его предметом и попросил: " Открывать! " Из-за того, что ребенок, играя с бутылкой, взболтал ее содержимое, пробка вылетела с громким хлопком, за которым последовал фонтан из шампанского. Ребенок отреагировал громким криком и в страхе убежал.

Педагог, сохраняя полное спокойствие, дал ребенку возможность немного прийти в себя, погладил его по спинке. Сразу после этого была организована сюжетная игра. Педагог превратился в официанта (надев на шею галстук-бабочку) и торжественно внес в комнату поднос с бутылкой и стаканами. Сначала ребенок испуганно наблюдал, а педагог, пока не добиваясь его активного участия в игре, продолжал: разлил шампанское по стаканам и стал угощать кукол, приговаривая: " Ах, какое вкусное детское шампанское. Яблочное". Затем предложил ребенку попробовать напиток. И через некоторое время ребенок оправился от страха и активно включился в игру.

Игра в этот раз продолжалась довольно долго. По инициативе ребенка вновь и вновь проигрывалось открытие бутылки, сопровождаемое определенными словами и действиями: " Берем бутылку, откручиваем проволоку {имитируем действия}: ба-бах! Вылетела пробка! Пш-ш-ш! (поднимаем руки вверх, изображая " фонтан" ) Шампанское потекло! Теперь можно пить, вкусно! "

Впоследствии, в ситуации возникновения психодрамы " страх шампанского", использовалось совместное рисование - был многократно прорисован момент откупорки бутылки с тем же речевым комментарием. При этом ребенок принял предложенный педагогом вариант развития событий, имеющий положительный конец. В течение двух месяцев данный сюжет проигрывался 1-2 раза в неделю, после чего перестал быть актуальным для ребенка, и он стал возвращаться к этой теме все реже.

- СТРАХ ТЕМНОТЫ И ЗАМКНУТОГО ПРОСТРАНСТВА

Прячась в картонную коробку, ребенок накрывался крышкой и принимался кричать " загробным" голосом: " Ой-ой-ой! Не страшно, не страшно! " Чтобы предложить ребенку положительное завершение, была организована игра " Теремок"; ребенку было предложено взять с собой мишку, а когда он вместе с игрушкой закрывался в коробке, педагог стучал в стенку со словами; " Тук-тук, кто в теремочке живет? " Когда ребенок выбирался наружу, его встречали приветствием: " Здравствуйте! Вот кто в теремочке живет. Выходите погулять". Также в коробке было сделано небольшое окошко, куда заглядывал то педагог, то мишка, либо ребенок выставлял наружу руку, как бы предлагая ее поймать.

В другом случае малыш закрывался в шкафу-купе, комментируя свои действия словами: " Лифт! Осторожно! Двери закрываются! " В тот же миг педагог подхватывал: " Где у нас кнопочки? А вот. На какой этаж нам надо? Нажимаем - двери закрываются! Поехали. Приехали - двери открываются. Выходи, тебя мишка ждет".

Надеемся, что описанные примеры дали представление о развитии психодрамы аутичного ребенка и показали роль в ней психолога и педагога. Перед тем, как приступить к такой работе, советуем запомнить, что:

- Причина возникновения конкретного страха может затеряться во времени и не поддаваться восстановлению (как было в примере с шампанским - понять, где ребенок мог увидеть его и испугаться, близким ребенка не удалось). Либо близкие могут не заметить возникновение нового страха у ребенка и его причину (ребенок может увидеть пугающую ситуацию по телевизору, испугаться чего-то, для остальных совсем не страшного), тем более если ребенок не проявил свой испуг. Но когда в ходе терапевтической работы или в другой ситуации он дал знать о своем страхе и готов бороться с ним, главная задача - немедленно помочь ему. Во время проведения психодрамы часто источник страха становится ясен из речи ребенка, когда он многократно повторяет ключевое для его страха слово: " волк", " лифт", " машина" и т.д.
- Обычно страхи проявляются постепенно, " всплывая" один за другим. Но так как работа над преодолением каждого страха может занимать разное время, часто на поверхности оказываются сразу несколько страхов, работу над которыми придется вести параллельно.
- В дальнейшем, когда страх ослабеет, можно попробовать развить сюжет психодрамы, акцентируя внимание и на других аспектах ситуации. Осуществляют это по-разному: рисуя сюжетные картинки, вводя в игру новые персонажи (используйте игрушки) и т.д. В любом случае необходима положительная развязка сюжета. Так, в примере со страхом шампанского была организована игра " День рождения мишки", где любимый мишка и другие игрушки с удовольствием пили шампанское.


Поделиться:



Популярное:

  1. I.I. История возникновения уездных городов России
  2. Агенты, стадии и механизмы политической социализации
  3. Анализ дебиторской задолженности по срокам ее возникновения
  4. Анатомо-физиологические механизмы речи
  5. Анатомо-физиологические механизмы речи.
  6. Антивитамины фолиевой кислоты. Механизм действия сульфаниламидных препаратов.
  7. Антиген на клетке Антитело приходит к клетке. Это механизм таких аллергических реакций по кумбсу и джеллу. Цитотоксические
  8. Антитело на клетке антиген приходит к клетке. Это механизм таких аллергических реакций по кумбсу и джеллу. Анафилактические
  9. Базовая модель в контексте формализованной схемы моделирования хозяйственного механизма
  10. Биологические особенности опухолей, механизм их развития
  11. Биохимические механизмы мышечного сокращения и расслабления. Роль градиента одновалентных ионов и ионов кальция в регуляции мышечного сокращения и расслабления.
  12. Виды и функции управления. Хозяйственный механизм


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь