Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные подходы к изучению фольклора



 

В XX в. на протяжении нескольких десятилетий творческая мысль сковывалась идеологическим диктатом. Поощрялись уп­рощенно-социологические исследования. Для фольклористики признавались обязательными идеи теоретиков марксизма. В со­ветской науке 30—50-х гг. господствовали догматические кон­цепции. Появился термин " марксистская фольклористика", обо­значивший направление, которое разрабатывало проблемы ис­тории и теории фольклора с учетом трудов Маркса, Энгельса, Ленина, Луначарского и других марксистов. Его последователей интересовала связь фольклора с освободительным движением, выражение в народных произведениях классового рефлекса и т. п. Достижения отечественной и зарубежной " немарксистской" науки замалчивались, преуменьшались или отрицались. Подвер­гались критике выдающиеся ученые " домарксистского" перио­да (Ф. И. Буслаев, А. Н. Веселовский, В. Ф. Миллер и др.). В этих условиях был предпринят опыт создания общей истории русского фольклора1 и истории русской фольклористики2.

Для ряда фольклористов альтернативой вульгарно-социоло­гического подхода стали методы формального исследования. В области изучения повествовательного фольклора получил раз­витие структурно-типологический анализ. Его представители за­нялись выявлением инвариантных моделей жанров, сюжетов, мотивов. Явления типологических отношений они рассматри­вали в синхронном плане (от греч. synchronos — " одновремен­ный" ), т.е. характеризовали состояние той или иной фольклор­ной системы за один период времени. Позже появилась струк­турно-семиотическая фольклористика, которая стремится уста­новить общие закономерности построения фольклорных текстов как знаковых систем3.

 

С освобождением от догматизма наука постепенно стала воз­вращаться к полноценным историческим исследованиям. Полу­чил развитие историко-типологический метод, который явле­ния фольклорной типологии рассматривает в диахроническом плане (от греч. dia — " через, сквозь" и chronos — " время" ), т. е. на разных этапах исторического развития фольклора, в его ге­незисе и эволюции. При этом фольклорные произведения изу­чаются в историческом и этнографическом контексте1 Такой принцип был последовательно проведен в ряде монографий: об обрядовом календарном и семейном фольклоре2, сказках3, не­сказочной прозе4, былинах5 и др.

 

 

Синхронный и диахронный подходы диалектически взаимо­связаны, ибо фольклор существует как в пространстве, так и во времени. Можно сказать, что в формальных исследованиях пре­обладает интерес к форме произведений, а в исторических — к их содержанию. Следует, однако, заметить, что форма и содер­жание неравноправны. " В фольклоре, — писал родоначальник структурализма В. Я. Пропп, — при единстве или спаянности содержания и формы первично содержание: оно создает себе свою форму, а не наоборот" 6. Генеральной задачей фольклорис­тики можно считать поиск универсальной теории, способной органически объединить направления формального и истори­ческого типа. Это выражают и периодически возникающие в печати дискуссии: об историзме былин, о месте фольклористи­ки в системе других наук и др.

 

 

Процессы истории фольклора исследует историческая поэтика, созданная как особое направление А. Н. Веселовским, а впос­ледствии разрабатывавшаяся В. М. Жирмунским, Е. М. Меле-

 

 

тинским, В. М. Гацаком и другими исследователями1. В ее рам­ках рассматриваются поэтические роды, жанры, стилевые сис­темы — как в целом, так и в своих конкретных проявлениях. Историческая поэтика исследует связи устного народного твор­чества с письменной литературой, музыкой, изобразительным искусством.

 

В последние годы отчетливо обозначилась тенденция комплек­сного изучения фольклора, языка, мифологии, этнографии и на­родного искусства как слагаемых единой духовной культуры наро­да. Здесь в области реконструкции славянского язычества и мифо­логии особенно продуктивна деятельность сотрудников Института славяноведения и балканистики Российской Академии наук (эту работу долгие годы возглавлял этнолингвист Н. И. Толстой)2.

 

Любой метод предполагает опору на факты. В жизнь фольк­лористов вошла электронно-вычислительная и другая техника, что значительно повышает точность записей, упрощает механи­ческие операции по учету и систематизации материала, поиску необходимой информации." Современная фольклористика, — отмечал Н. И. Толстой, — продолжает пользоваться прежде все­го синхронно-описательным методом, постоянно его теорети­чески и технически совершенствуя. <...> Наряду с ним широко применяется сравнительно-типологический метод и старый, ис­пытанный и в то же время постоянно обновляемый и проверя­емый на новом материале сравнительно-исторический метод. Этот метод был предложен и успешно применен более века тому назад замечательным русским ученым А. Н. Веселовским..." 3.

 

В самоопределении современной фольклористики как само­стоятельной научной дисциплины значительными событиями стали первый словарный свод фольклористических терминов и понятий (на материале трех восточнославянских народов)4, а так­же книга В. П. Аникина " Теория фольклора" 5.

 

 

Ныне разделами фольклористики являются: историография науки об устном народном творчестве, теория и история фольк­лора, организация и методика полевой работы, систематизация архивных фондов, текстология.

Существуют центры филологического изучения русского фоль­клора, со своими архивами и периодическими изданиями. Это Государственный республиканский центр русского фольклора в Москве (выпускающий журнал " Живая старина" ), сектор рус­ского народного творчества Института русской литературы (Пуш­кинского дома) Российской Академии наук в Санкт-Петербурге (ежегодник " Русский фольклор: Материалы и исследования" ), кафедра фольклора Московского государственного университе­та им. М. В. Ломоносова (сборники " Фольклор как искусство слова" ), а также региональные и краевые фольклорные центры с их архивами и изданиями (" Сибирский фольклор", " Фольклор Урала", " Фольклор народов России" и др.).

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ

Соколов Ю. М. Историография фольклористики // Соколов Ю. М. Русский фольклор. — М., 1941. — С. 34-121.

Азадовский М. К. История русской фольклористики: В 2-х т. — М., 1958 (т. 1); 1963 (т. 2).

Базанов В. Русские революционные демократы и народознание. — Л., 1974.

Академические школы в русском литературоведении / Отв. ред. П. А. Николаев. — М., 1975.

Путилов Б. Н. Методология сравнительно-исторического изучения фольклора. — Л., 1976.

Топорков А. Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века / Отв. ред. В. М. Гацак. — М., 1997.

Работы об отдельных фольклористах.

Разумова А. П. Из истории русской фольклористики: П. Н. Рыбни­ков, П. С. Ефименко. — М.; Л., 1954.

Аникин В. Я. Д. Н. Садовников и его сборник загадок // Загадки русского народа: Сб. загадок, вопросов, притч и задач / Сост. Д. Н. Садовников; Вступ. ст., ред. и примеч. В. П. Аникина. — М., 1959. — С. 3-30.

Горелов А. А. Кем был автор сборника " Древние российские стихо­творения" // Русский фольклор: Материалы и исследования. — Т. 7. — М.; Л., 1962. - С. 293-312.

 

Баландин А. И. П. И. Якушкин: Из истории русской фольклористи­ки. - М., 1969.

Саймонов А. Д. П.В.Киреевский и его собрание народных песен. — Л., 1971.

Новиков Н. В. Павел Васильевич Шейн: Книга о собирателе и издателе русского и белорусского фольклора. — Минск, 1972.

Кирдан Б. П. Собиратели народной поэзии: Из истории украинской фольклористики XIX в. — М., 1974.

Бараг Л. Г., Новиков Н. В. А. Н. Афанасьев и его собрание народных сказок // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. — Т. 1. - М., 1984. - С. 377-431.

Баландин А. И. Мифологическая школа в русской фольклористике: Ф. И. Буслаев. - М., 1988.

Наследие Александра Веселовского: Исследования и материалы. — СПб., 1992.

Иванова Т. Г. Русская фольклористика начала XX века в биографи­ческих очерках: Е. В. Аничков, А. В. Марков, Б. М. и Ю. М. Соколовы, А. Д. Григорьев, В. Н. Андерсон, Д. К. Зеленин, Н. Е. Ончуков, О. Э. Озаровская. — СПб., 1993.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Каким было отношение к фольклору в преднаучный период?

2. Расскажите об академических школах в русской фольклористи­ке XIX — начала XX в.

3. Кому принадлежит идея исторической поэтики и что исследует это научное направление?

 

ЗАДАНИЯ

1. Познакомьтесь с фольклорными собраниями: " Древние россий­ские стихотворения, собранные Киршею Даниловым", " Онежские былины, собранные А. Ф. Гильфердингом", " Песни, собранные П. В. Киреевским", " Народные русские сказки" А. Н. Афанасьева, " Сказки и песни Белозерского края" Б. М. и Ю. М. Соколовых, " Пословицы русского народа" В. И. Даля, " Причитания Северно­го края, собранные Е. В. Барсовым" — и, по возможности, с дру­гими научными изданиями русского фольклора.

2. Подготовьте сообщение о ком-либо из выдающихся фольклори­стов (Ф. И. Буслаеве, П. В. Киреевском, А. Н. Афанасьеве, В. И. Дале, А. Н. Веселовском или др.).

 

 

РАННЕТРАДИЦЙОННЫЙ ФОЛЬКЛОР

Основы художественной образности устного народного твор­чества сложились в доисторический период, когда одновремен­но с языком (человеческой речью) появился раннетрадицион-ный фольклор.

Раннетрадиционный фольклор — это совокупность древних родов и видов фольклора, архаичная система, предшествовав­шая образованию собственно художественного творчества народа.

Вопрос о ранних стадиях развития фольклора не может рас­сматриваться на материале только одного народа. Необходимо учитывать древнее родство близких народов (например, славян), а также универсальные, типологические законы развития обще­ства и культуры, которые действовали повсеместно.

Исследователи раннетрадиционного фольклора обращаются к данным истории и языка. Они проводят наблюдения над жизнью и культурой этносов, задержавшихся в своем развитии, а также над пережитками первобытной культуры в фольклоре цивили­зованных народов. Такой подход называется ретроспективным.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 937; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь