Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Палеолит - 2,5 млн -12 тыс. лет до н. э.



ЖИЗНЬ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ

 

ЭПОХА КАМНЯ. Происхождение человека, начало его трудовой деятельности, зарождение материальной и духовной культуры изучает история первобытного общества.

Ученые-археологи делят каменный век на три основных периода:

Палеолит - 2, 5 млн -12 тыс. лет до н. э.

Мезолит - 12-5 тыс. лет дон. э.

Неолит - 5-3 тыс. лет до н.э.

Самая продолжительная в истории человечества эпоха, палеолит делится на ранний (нижний) палеолит - 2, 5 млн -40 тыс. лет до н.э. ; средний палеолит (мустье) - 140-40 тыс. лет до н.э. ; поздний (верхний) палеолит - 40-12 тыс. лет до н.э.

 

НИЖНИЙ ПАЛЕОЛИТ - 2, 5 млн - 40 тыс. лет до н.э.

Человек сформировался в результате длительного эволюционного развития. Первые орудия труда человек изготовил из камня, поэтому ученые называют этот период «каменным веком».

Останки самого древнего человека были найдены в Африке, в Кении; ученые назвали его «человек умелый», он жил 1 млн 750 тысяч лет назад.

Первые люди на территории Казахстана появились в период раннего(нижнего) палеолита. В Казахстане самые древние находки каменных орудий труда были обнаружены в Южном Казахстане, в горах Каратау, в этом регионе республики особенно много стоянок древнего человека относящихся к периоду палеолита. Самые древние из стоянок каменного века - Шакпакаты в Мангыстауской области и Арыстанды в Жамбылской области - относятся к нижнему палеолиту.

В Жамбылской области найдены более 5 тысяч орудий труда эпохи палеолита. Первое орудие труда древнего человека из камня называется рубило. Галечный камень, обработанный и заточенный с двух сторон, получил название чоппинг. Первыми занятиями древнего человека были собирательство и охота.

Примитивным объединением людей для совместной защиты и нападения, а также для охоты и собирательства было первобытное стадо.

Одним из древнейших людей был питекантроп, его останки впервые были найдены на острове Ява. Первые древние люди, проникшие на территорию Казахстана, были современниками питекантропа.

 

СРЕДНИЙ ПАЛЕОЛИТ (МУСТЬЕ) - 140-40 тыс. лет до н.э.

В Китае были найдены останки древнего человека - синантропа. Древнейшие люди питекантроп и синантроп в науке получили название «людей прямоходящих». Резкое похолодание на Земле наступило около 100 тыс. лет назад. В период среднего палеолита человек научился добывать огонь, в этот же период первыми жилищами древних людей стали пещеры.

Древнего человека, жившего в среднем палеолите (мустье), ученые называют - неандерталец, он жил 100-40 тысяч лет назад. Останки человека эпохи мустье - неандертальца, впервые найдены в Германии. Останки неандертальцев были также найдены в 1938 году академиком А.П.Окладниковым в пещере Тешикташ.

 

ПОЗДНИЙ (ВЕРХНИЙ) ПАЛЕОЛИТ - 40-12 тыс. лет до н.э.

После неандертальцев, примерно 35-40 тысяч лет назад, формируется «человек разумный». Впервые останки «человека разумного» были обнаружены во Франции в пещере Кро-Маньон, и по месту нахождения ученые называют его кроманьонцем. Формирование «человека разумного» происходит в эпоху верхнего палеолита.

Древнего человека из мира животных выделило, прежде всего, умение делать орудия труда. Зарождение религиозных представлений, появление наскальных и пещерных рисунков ученые относят к эпохе верхнего палеолита.

Постоянный коллектив родственников - родовая община -появляется в период формирования «человека разумного». Все члены родовой общины имели равные права, на общем собрании избирались старейшины. Во главе родовых объединений стояли избранные вожди

 

МЕЗОЛИТ - 12 - 5 тыс. лет до н.э.

Таяние ледника началось примерно 13 тыс. лет назад. В эпоху мезолита из-за таяния ледников и под влиянием солнца начали формироваться растения и животные современного типа. В этот период человек научился делать тонкие каменные пластины длиной 1 -2 см., которые названы микролиты.

Одной из главных особенностей эпохи мезолита является изобретение лука и стрел. Начало одомашнивания диких животных, и окультуривание некоторых растений ученые относят к эпохе мезолита. 10 тысяч лет назад развитие собирательства привело к возникновению примитивного земледелия, а также первых каменных орудий труда для земледелия: мотыги, серпа и зернотерки. Из занятия охотой возникло скотоводство. В эпоху мезолита люди вынуждены были часто менян, места своего обитания из-за миграций животных.

 

НЕОЛИТ - 5 - 3 тыс. лет до н.э.

150 стоянок и могильников эпохи неолита найдены в Джезказганском регионе. Всего на территории Казахстана найдено более 500 неолитических стоянок. Неолитические охотники передвигались за животными, поэтому их поселения были временными.

Древние люди научились изготавливать глиняную посуду в период неолита. Эпоху неолита иногда называют «эпохой глиняных горшков». В эпоху неолита люди отошли от вековой зависимости от природы - появился производящий труд

Наиболее высокого уровня обработки камня человек достиг в эпоху неолита. Изобретен примитивный ткацкий станок. О своеобразном мировоззрении людей эпохи неолита, об их вере в загробную жизнь мы узнаем из древних могильников.

МЕДНОКАМЕННЫЙ ВЕК (ЭНЕОЛИТ) - 3000-2800 лет до н.э.

Первый металл, который научились использовать древние люди - медь. Время появления первых металлических изделий из меди - энеолит. Первое общественное разделение труда, начало замены матриархата патриархатом, относятся к периоду энеолита. Ярким памятником энеолитического времени является поселение Ботай на севере Казахстана.

Древние люди передавали свои знания через рисуночное письмо, названное пиктографией. Форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в родство с каким-либо животным, которое считалось покровителем рода - тотемизм. Верования людей раннеродового строя зависели, прежде всего, от рода занятий. Появление религиозных представлений впервые наблюдается у неандертальцев. Свидетельством существования у древних людей культа матери-земли и материнского рода являются найденные фигурки и изображения женщин.

 

РАННИЙ ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК В КАЗАХСТАНЕ

 

Эпоха открытия и использования железа для племен населявших Казахстан, началась в VIII-VI вв. до н.э. Эпоха раннего железа на территории Казахстана продлилась с VIII в. до н.э. до III в. до н.э.

Эпоха позднего железа на территории Казахстана охватывает Период с III в. до н.э. до IV в. н.э. Каменные орудия труда были окончательно вытеснены из употребления в результате внедрения орудий из железа.

 

САКИ.

На территории Казахстана племена стали объединяться в союзы племен в эпоху железа. Сакские племена населяли территорию Казахстана и Средней Азии в 1 тысячелетии до н. э.

Сведения о саках содержатся в надписях персидских царей. Персидские источники 1 тысячелетия до н. э. называли жителей степи - саками. Слово «саки» по сведениям персов означало «великие мужи». Иранские источники называют их также «турами с резвыми конями». Саки были европеоидами, однако в их внешнем облике появляются уже монголоидные черты.

Наиболее интересные сведения о саках представляют сочинения греко-римских авторов. Саков в своих трудах описывали Геродот и Страбон. Греческие источники 1 тысячелетия до н. э. называли жителей степи «азиатскими скифами». Геродот называл саков массагетами.

Племена саков-тиграхауда расселялись на территории Семиречья и в горах Тянь-Шаня. Племена саков-парадарайя расселялись на территории Приаралья и в низовьях Сырдарьи, южнее них расселялись саки-хаомаварга.

Общественное устройство саков находилось на уровне распада первобытного строя и формирования военной демократии. Сакское общество состояло в основном из трех групп населения: воины, жрецы, общинники(скотоводы и земледельцы). Основную массу населения сакского общества составляли общинники-скотоводы. В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль народного собрания.

Женщины в сакском обществе находились в почетном положении. Источники свидетельствуют, что правителями саков часто были женщины, наиболее известна царица Томирис, она управляла саками в Vis. до н. э.

Источники сообщают о войнах саков за независимость в VI в. до н.э. с персами.

В 530 г. до н. э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с Киром. Победу над Киром одержала сакская царица Томирис.

В 519 г. до н. э. поход против саков предпринял Дарий I. В войне с персидским царем Дарием I совершил подвиг сакский пастух Ширак. По условиям мирного договора с Дарием I саки должны были персам поставлять своих воинов. В составе персидских войск в войне с Египтом и Грецией были сакские воины.

В IV в. до н.э. поход против саков предпринял Александр Македонский. Путь на восток греко-македонским войскам преградили племена саков.

«Золотой человек» найден в знаменитом сакском памятнике - Иссыкском кургане. Одежда «Золотого человека» из сакского кургана украшена золотыми изделиями, которых более четырех тысяч. С VIII в. до н. э. в искусстве племен, населявших территорию Казахстана и Сибири, формируется так называемый «Звериный l гиль». Украшения и изделия, найденные в сакских курганах, (и носятся к «Звериному стилю». Изделия с изображением зверей у саков играли роль талисманов и амулетов.

О том, что сакам была известна письменность, свидетельствует надпись, нанесенная на серебряную чашу, которую нашли в Иссыкском кургане.

Городища Чирик - Рабат и Бабиш - Молда являются памятниками сакского периода. В крупном сакском городище Чирик - Рабат, которое находится в 300 км от города Кызылорда, археологами найдены железные доспехи сакского война.

Саки занимались кочевым скотоводством. Кочевали целыми родами по маршрутам родовых кочевий. Переносное жилище кочевников Казахстана - юрта. Древнейший праздник, который отмечали еще 3000 лет назад, и дошел до наших дней - Наурыз.

 

 

УЙСУНИ.

В раннем железном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населены племенами уйсунов. Уйсунам был характерен антропологический тип - европеоидный. Памятники унсунской культуры в основном сосредоточены в Семиречье и относятся к периоду III в. до н. э. - IV в. н.э.

Название «уйсун» встречается, начиная со II в. до н. э. в Китайских письменных источниках. Письменные сведения об усунях оставил древний историк Сыма Цянь. Источники свидетельствуют, что правитель государства усуней именуется гуньмо, что уйсунские племена имели государственное устройство, а столица государства усуней город Чигучен находилась на берегу Иссык-Куля.

Среди украшений, созданных древними уйсунскими мастерами, особый интерес представляет диадема, найденная в Каргалинском ущелье. В уйсунском обществе в домашнем хозяйстве использовались рабы.

 

КАНГЮИ.

В III в. до н. э. государство Кангюй занимало территорию бассейна Сырдарьи и предгорья Каратау. О времени возникновения государства кангюев, о его границах и другие важные сведения об этом государстве имеются в китайских источниках. Жизнь и быт кочевников

III - II вв. до н. э. на территории Казахстана в своих «Исторических записках» описал Сыма Цянь.

Источники пишут, что государство Кангюй возглавлял великий хан и власть его предавалась по наследству от отца к сыну. Китайские хроники также сообщают, что в государстве кангюев существовали две резиденции правителей. Ученые предполагают, что столица государства называлась Битянь и находилась вблизи современного города Тараз.

Удобное географическое положение государства Кангюй позволяло ему контролировать самый оживленный участок Великого Шелкового пути, и о развитии здесь международной торговли говорят найденные многочисленные монеты. 1300 монет III-IV вв. н.э., обнаруженные в основном в Присырдарьинском регионе, принадлежали кангюям.

Центром городской культуры кангюев, судя по расположению и размерам, было городище Кок-Мардан. Ученые считают, что предвестниками городской культуры раннего средневековья являются поселения, возникшие в эпоху кангюев.

По источникам установлено, что в 46-36 гг. до н.э. кангюй оказали помощь гуннам в борьбе против Китая.

 

 

ГУННЫ.

Эпоха гуннов охватывает период - IV в. до н.э. - III в н.э.

Государство гуннов стало сильнейшим государством в Евразии в период правления Модэ, который объединил кочевые Племена гуннов в III в. до н. э. По мнению ученого-востоковеда Л.Н. Гумилева, «держава хунну» во главе с Модэ возникла в 209 г. до н. э.

По китайским источникам, правитель гуннских племен носил титул шаньюй. Вторыми лицами в государстве гуннов после шаньюя являлись темники, которые были из числа его близких родственников. Государство строилось по военному принципу и было поделено на три крыла, а все мужчины были приписаны к какому-нибудь отряду.

На 300 лет растянулась война гуннов с Китаем. В III в. до н. э. для защиты от гуннов Китайское государство начало строить Великую китайскую стену.

Разделение гуннского государства на южную и северную произошло в 55 году до н.э., в результате чего южные гунны потеряли независимость, и попали под власть династии Хань. Северные гунны, чтобы сохранить независимость, в I в. до н. э. двинулись на запад во главе с шаньюем Чжи-Чжи. Таким образом, в I в. до н. э. племена гуннов положили начало движению народов на запад, названному в истории Евразии эпохой Великого переселения народов. Начало второй волны массового передвижения гуннских племен с востока на запад относится к I в. н.э. и она растянулось до IV в. н.э.

Прибыв на территорию Казахстана во главе с шаньюем Чжи-Чжи, гунны заключили мирный договор и военный союз с кангюями. С проникновением гуннов у племен, населявших территорию Казахстана, впервые появляются монголоидные черты. До их прихода у племен Казахстана антропологический тип был европеоидный.

В конце IV в. гунны совершили набег в Закавказье, Месопотамию и подошли к столице Восточной Римской империи, император обязался гуннам платить дань золотом.

В 437 г. гунны совершили поход вглубь Европы и на территории Франции разгромили Бургундское королевство. В 445 г. Aттила объединил разрозненные племена гуннов на территории Румынии и Венгрии и встал во главе государства гуннов в Европе.

Во главе с Аттилой гунны покорили многие европейские страны Во время его правления у гуннов сложился военно-демократический строй. В 452 г. гунны вторглись в Италию, и подошли к Риму.

Походы гуннов во главе с Аттилой способствовали освобождению Европы от Римской империи и распаду рабовладельческого строя. Держава гуннов распались в середине V века после его смерти.

Римский летописец Прииск написал бесценный для истории труд о великом гунне Аттиле. Итальянский композитор Джузеппе Верди написал о нем оперу, которую и назвал «Аттила».

Основу гуннского войска составляла конница. Основной вид хозяйственной деятельности гуннов - кочевое скотоводство. Ювелиры племен усуней и гуннов достигли совершенства в изготовлении золотых украшений, которые относятся к «полихромному стилю».

 

САРМАТЫ.

Термин «сарматы» встречается в трудах древних авторов с III в. до н.э.

В VIII в. до н. э.- V в. н. э. объединенные племенные союзы сарматов занимали территорию Западного Казахстана.

О сарматах оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки. Геродот отмечает, что сарматы говорили на языке, схожем с языком скифов.

В хозяйстве сарматских племен, живших в междуречье Волги и Жайыка, основным видом хозяйственной деятельности было кочевое скотоводство, но важное место занимало и земледелие.

В сарматском обществе в период военной демократии вопросы внутренней и внешней политики решались вождями и старейшинами. Общественная роль сарматской женщины была выше, чем в некоторых других кочевых племенах, населявших Казахстан в эпоху железа. Женщины были равны в правах с мужчинами.

В эпоху железа связующим звеном культур Центральной Азии и Причерноморья являлась культура племен сарматов. Одним из хорошо изученных памятников сарматов является могильник Сынтас, здесь захоронены сразу три сарматских воина.

Усилением засушливости климата в этом регионе в I в. до н.э. - I в. н.э. ученые объясняют резкое уменьшение численности сарматов, что и вынудило их присоединиться к гуннам. Из записей Геродота и персидского царя Ксеркса мы знаем, что в I тысячелетии до н.э. Арало-Каспийский регион был также населен племенами даев

 

 

НАИМАНЫ, КЕРЕИ, ЖАЛАИРЫ.

Основным местом расселения племен найман, кереитов и жалаиров до X в. были центральные и западные районы Монголии.

Термин «найман» с монгольского языка означает по числу племен «восемь». По письменным источникам VIII века, союз восьми найманских племен населял земли между рекой Орхон и Алтайскими горами.

Столица государства найманов город Балыкты располагался на берегу реки Орхон. В 1201 году главы племен киргизов, меркитов н найманов созвали курултай, направленный против роста могущества Чингизхана. В 1204 году найманы, потерпев поражение 01 Чингизхана, во главе с Кучлуком переселились в Жетысу.

Исследования утверждают, что на месте столицы Монголии Улан-Батор находилась столица Керейского государства.

«У них очень высокая культура и пользуются они древнетюркской письменностью», - пишет персидский историк Рашид ад-Дин о кереях. В «Тюркской летописи» историка Абулгазы о жалаирах говорится как о племенах, покоренных Чингисханом. Системой правления племен найманов, кереитов и жалаиров являлась ханская власть.

 

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ.

В эпоху средневековья установлению культурных и дипломатических отношений между Востоком и Западом способствовал Великий Шелковой путь. По китайским источникам использование Великого Шелкового пути на международном уровне началось во II в. до н. э. Расширению торговли через Шелковый путь в VI в. способствовало установление торгово-дипломатических отношений Тюркского каганата с Византийской империей.

Главными воротами Великого Шелкового пути на Восток было Жетысу. Все средневековые города Жетысу располагались в основном вдоль этой торговой трассы. Основными торговыми центрами в Южном Казахстане были города Тараз и Испиджаб.

Торгово-экономические отношения и культурные связи городов и государств по Великому Шелковому пути были прерваны в XIII-XIVBB. нашествием монголов.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА В XIII - XV ВВ.

 

ГОСУДАРСТВО ТИМУРА

Эмир Тимур, из тюркизированного монгольского племени барлас, выдвинулся во время феодальных усобиц и в 1370 г. захватил власть в Мавераннахре (междуречье Амударьи и Сырдарьи), правил в Средней Азии в 1370-1405 гг.

На севере и западе завоевательным планам Тимура препятствовало государство Золотая Орда. Прежде чем сломить Золотую Орду, эмир Тимур решил покорить Ак Орду. В 70-80 гг. XIV в. эмир Тимур предпринял многочисленные набеги на Ак Орду и Могулистан.

В 1380 г. Белая Орда и Могулистан создали политический союз, направленный против эмира Тимура. Для установления политического союза и контактов населения Ак Орды и Могулистана огромное значение имела совместная борьба против государства Тимура. Государства Ак Орда и Могулистан ослабли в результате набегов эмира Тимура.

В 1380 году власть в Золотой Орде захватывает потомок Джучи Тохтамыш, под его властью оказывается и Ак Орда. Объединение Золотой и Белой Орды под властью Тохтамыша угрожало могуществу эмира Тимура. В 1389, 1391 и 1395 годах эмир Тимур совершает разорительные походы на Золотую Орду. Золотая Орда была окончательно разгромлена в результате последнего похода эмира Тимура в 1395 году. Продолжительная и ожесточенная борьба между эмиром Тимуром и ханом Тохтамышем способствовала упадку Золотой Орды и освобождению русских земель.

Из-за военных походов эмира Тимура в конце XIV- начале ХV вв. на территории Казахстана уменьшилось численность населения, пришло в упадок хозяйство. Тимур умер в 1405 году в городе Отрар.

 

НОГАЙСКАЯ ОРДА

После распада Золотой Орды и ослабления Белой Орды на северо-западе Казахстана было образовано государство Ногайская Орда.

Ногайская Орда занимала территорию между Волгой и Уралом. Столица Орды - Сарайчик основан в низовье Урала. По названию наиболее многочисленного племени Ногайскую Орду называли Мангытским Юртом.

Обособление Ногайской Орды началось при Едыге Абсолютно самостоятельным государством Ногайская Орда стала при Нур ад-дине в середине ХV в.

Основатель Ногайской Орды Едыге носил титул «беклар-беги» имел неограниченную власть и в течение многих лет управлял Золотой Ордой. В Ногайской Орде предводителей племен именовали мурзами.

После присоединения к России Казанского и Астраханского ханств в 50-х г. XVI в., Ногайская Орда распалась на несколько владений. Столица Сарайчик была разрушена до основания в 1580 году донскими и волжскими казаками. После распада Ногайской Орды часть ее населения вошла в состав Младшего жуза.

После монгольского завоевания Западная Сибирь вошла в состав улуса Джучи. Объединение тюркоязычных племен, в котором главенствующую роль играли кереи, составляло основное население Сибирского ханства. Столица Сибирского ханства Чимги-Тура была расположена на месте сегодняшнего города Тюмень.

 

 

ХАНСТВО АБУЛХАИРА

В 1428 году в результате распада Ак Орды власть на основной территории Казахстана переходит к хану Абулхаиру из династии Шайбани.

Территория Ханства Абулхаира простиралось от Урала на западе до Балхаша на востоке. Столица ханстава - Сыгнак. Основное население государства состояло из племен кипчаков. Ханство Абулхаира существовало в 1428-1468 гг. и в исторических источниках государство называли «Узбекским улусом», «Улусом Шайбани».

В 1456-1457 гг. под Сыгнаком Абулхаир хан потерпел поражение от ойратов, что послужило одной из причин его ослабления и усиления роста недовольства у населения. Поражение Абулхаира от ойратов послужило также одной из причин откочевки части казахского населения во главе с султанами Жанибеком и Кереем в Могулистан.

Потомки хана Барака султаны Жанибек и Керей являлись наследными владетелями и правили в присырдарьинских землях и предгорьях Каратау. В 1468 году Абулхаир хан отправился в поход на Могулистан с целью покарать султанов Жанибека и Керея. Однако во время похода Абулхаир хан умер. С образованием Казахского ханства власть потомков Абулхаира на территории Восточного Дешт-и Кипчака прекратилась.

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ КАЗАХСКОГО ГОСУДАРСТВА

В середине XV в. существовавшие на территории Казахстана ханства Абулхаира и Могулистан пришли в упадок. Недовольство политикой хана Абулхаира и его ослабление после поражения от ойротов, послужило причиной перекочевки части казахской) населения во главе с Джанибеком и Керем в Могулистан. Таким образом, ход образования Казахского ханства связан с внутриполитическим состоянием двух государств - ханства Абулхаира и Могулистана. А с именами ханов Джанибека и Керея связано основание Казахского ханства.

Перекочевка части казахского населения во главе с Джанибеком и Переем из Восточного Дешт-и Кыпчака в западное Семиречье, произошла в середине XV в. в период правления в Могулистане хана Есен-Буги. Есен-Буга вступил в союз с Джанибеком и Кереем, надеясь с их помощью не только укрепить свою власть в государстве, но и обеспечить безопасность своих границ, использовав их борьбе с ханом Абулхаиром и ойратами. С этими целями Есен-Буга предоставил Джанибеку и Керею свои северо-западные территории - долины Чу и Таласа. Казахское ханство в период образования занимало» территорию долин Чу и Таласа.

Об историческом положении в Семиречье и о процессе образования Казахского ханства пишет средневековый историк Мухаммад Хайдар. В своей книге «Тарих-и-Рашиди» Мухаммад Хайдар относит время образования Казахского ханства к 1465-1466 гг.

Джанибек и Керей являлись потомками Чингисхсна, и каждый имел право занять ханский трон, но по праву старшенства трон занял Керей. В 1480-1511 гг. правителем Казахского ханства был сын Керея - Бурундук.

Роды и племена, переселившиеся вместе с султанами Кереем и Джанибеком, называли «узбек-казахами». «Арабо-тюркский словарь» XIII века слову «казах» придает значение - «вольный».

Основные события истории Казахского ханства в конце XV-начале XVI вв. происходили в регионе Сырдарьи. Главной причиной воин между казахскими ханами и Шайбанидами за регион Сырдарьи является борьба за города и зимние пастбища, и этот регион для молодого государства имея первостепенное стратегическое и экономическое значение.

Главными противниками казахских ханов в борьбе за присырдарьинские города и Дешт-и Кыпчак были шайбаниды - наследники хана Абулхаира. В начале XVI в., с укреплением Казахского ханства, шайбаниды с частью дешт-и-кыпчакских племен ушли в Мавераннахр. Здесь, в начале XVI в., шайбаниды одерживают победу над династией тимуридов и вытесняют их из Средней Азии.

 

ВОССТАНИЕ 1837-1847гг. ПОД

РЕФОРМЫ 1867 - 1868 гг.

 

Время проведения реформ 1867 - 1868 гг. в Казахстане было тесно связано с отменой крепостного права в России.

В1865 г. для подготовки проекта управления казахским краем была образована Степная комиссия, которую возглавил член совета Министерства внутренних дел А.Гире. В период подготовки реформ 1867 - 1868 гг. перестройку управления Казахстаном на началах народного самоуправления предложил Шокан Уалиханов.

По реформе 1867-1868 гг. вся территория Казахстана делилась на 3 генерал-губернаторства. Военная и гражданская власть в Казахстане сосредотачивалась в руках генерал-губернаторов.

«Положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями» Александр II утвердил в 1867 г., «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства» утвердил в 1868 г.

По реформе 1867-1868 гг. Уральская и Тургайская области вошли в состав Оренбургского генерал-губернаторства. Семиреченская и Сырдарьинская области вошли в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Акмолинская и Семипалатинская области вошли в состав Западно-Сибирского генерал-губернаторства.

Туркестанскому губернатору предоставлялось право проведения дипломатических переговоров с государствами Китай и Иран

По реформе 1867 -1868 гг.:

- наказным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области, являлся военный губернатор;

- султаны-чингизиды обеспечивались пожизненной пенсией

и освобождались от налогов;

- на территории Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки аксакалов;

- низшим звеном колониальной судебной системы в Казахстане были утверждаемые военным губернатором суды биев и казиев;

- в Сырдарьийнской области сохранялся суд казиев. Отрицательные последствия для Казахстана реформ 1867 -

1868 гг. подвергли критике Абай Кунанбайулы и Ибрай Алтынсарыулы.

Казахская земля становилась государственной собственностью России.

РАЗВИТИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

 

Размещение на территории Казахстана центров торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном потребовало создания специальных учебных заведений по подготовке толмачей (переводчиков). В 1789 г. была открыта «Азиатская школа», которая готовила для колониальной администрации края переводчиков и чиновников из коренного населения.

В 1841г. в Ханской ставке Жангир-ханом была открыта русско-казахская школа, где преподавание велось на татарском и русском языках. Основной целью открытия в Казахстане в первой половине XIX в. русско-казахских школ и училищ была подготовка служащих для колониальной администрации. В деле образования учитывались интересы империи, что привело к игнорированию потребностей казахского населения в светском образовании народном языке.

Будучи чиновником Оренбургского губернаторства, сочувствие руководителям восстания И. Тайманову и М. Утемисову выражал В.И.Даль. В повести «Бикей и Мауляна» В.И. Даль описал жизнь казахов Оренбургского края.

Интерес общественности и передовых демократических кругов России к жизни и истории казахов вызвал труд А.С.Пушкина «История Пугачевского бунта». В этом произведении содержится сведения об участии казахов в Крестьянской войне 1773-1775 гг. А.С.Пушкин в 1833 г. для сбора материалов о Пугачевском восстании был в Оренбурге. В городе Уральске он сделал записи казахской поэмы « Козы-Корпеш - Баян Сулу».

В 40-х гг. XIX в. в изучение водного бассейна Каспия и Арала большой вклад внесли экспедиции Бутакова и Карелина. Экспедиция под командованием капитан-лейтенанта Бутакова в 1848-1849 гг. изучала бассейн Аральского моря.

В первой половине XIX в. русским ученым А.Левшиным было написано трехтомное исследование «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей»

По силе таланта среди казахских поэтов первой половины XIX в. на первом месте стоит имя поэта-воина Махамбета. Стихи Махамбета Утемисова являются летописью восстания 1836-1838 гг. и помогают увидеть причины и цели движения. Активный участник восстания 1836-1838 гг. поэт Махамбет призывает жить в дружбе с русским народом. В качестве воспитателя ханского наследника Махамбет в 1824-1829 гг. проживал в Оренбурге.

Лучший в художественном отношении вариант народного эпоса «Козы-Корпеш - Баян Сулу» был записан Шоже Каржау-байулы. В XIX в. воспевал народных защитников, поднимал социальные проблемы самый популярный поэт Семиречья Суин-бай.

ОБРАЗОВАНИЕ И ЛИТЕРАТУРА. ШОКАН УАЛИХАНОВ.

 

Во второй половине XIX века на ход изучения Казахстана русскими учеными повияли потребности освоения богатств края.

Востоковед, академик В.В.Радлов, владея казахским языком, собирал произведения казахской народной литературы и опубликовал «Образцы народной литературы тюркских племен».

Историю Казахского ханства в XV-XVI вв. и историю Младшего жуза в середине XVIII в. написал русский ученый, востоковед В.В.Вельяминов-Зернов.

Украинский кобзарь Т.Г.Шевченко в 1847-1857 гг. отбывал ссылку на полуострове Мангышлак, в стихотворении «Мои думы» он сравнивает жизнь казаха и украинца.

Годы жизни великого казахского ученого Шокана Уалиханова 1835-1865 гг. Имя, данное Шокану Уалиханову при рождении Мухаммед-Канапия.

В 1847 г. 12-летний Шокан поступил учиться в лучшее учебное заведение Сибири - Сибирский кадетский корпус в городе Омске. В 1853 г. 18-летний Шокан закончил Омский кадетский корпус в офицерском звании корнета. Труды крупного востоковеда Н.И.Березина побудили Шокана Уалиханова заняться изучением восточных средневековых хроник.

Фундаментальный научный труд «О состоянии Алтышара...», в котором содержится анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана, является результатом путешествия Шокана Уалиханова в Кашнарию. Ш.Уалиханов записал эпический цикл «Манас» и тем самым сохранил его для киргизов. Последний труд Ш.Уалиханова, посвященный восстанию дунган в Цинской империи, опубликован в 1865 г.

Казахский ученый второй половины XIX века Ш. Уалиханов за огромный вклад в исследовании народов Центральной Азии заслужил мировое признание.

До административно-территориальной реформы 1867-1868 гг. мектебы и медресе функционировали без ограничений. Для борьбы с распространением исламской религии в Казахстане правительством были наложены ограничения на получение образования в мектебах и медресе. Представителям мусульманского духовенства необходимо было получить особое разрешение от уездного правления для открытия мектебов при мечетях.

Примером давления на исламские школы являются «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России» принятые в 1867 г. Оренбургским губернатором. Еще более усложнило работу мектебов и медресе правительственное решение от 26 марта 1870 г. «Об особых правилах относительно инородцев-христиан и татар-магометан», которое внесло изменение в деятельность религиозных школ. Специальным «Положением» от 26 марта 1870 г. было признано обязательным преподавание русского языка в мектебах при мечетях. Открытие в Казахстане конфессиональных школ, в частности, мектебов и медресе, санкционировалось только генерал-губернатором. В конце XIX в. при инспектировании религиозных школ (мектебов и медресе) внимание чиновников уделялось, прежде всего, преподаванию русского языка. Мектебы и медресе, где не было налажено преподавание русского языка, закрывались распоряжениями военных губернаторов. Правительство следило за преподавательским составом мектебов и медресе, усматривая в них рассадников «пантюркизма и панисламизма».

 

В конце XIX века правительство на просвещение в Казахстане тратило от 5, 5 до 19, 5 копеек на душу населения.

В начале XX в. пойти на уступки в расширении сети просветительских, в том числе и мусульманских учреждений в Казахстане правительство вынудила революция 1905-1907 гг.

Концепция о двухпроцентной грамотности казахского народа в конце XIX в. учитывала лишь грамотных лиц, получивших образование в русских и русско-казахских школах. В 1896 г. в различных учебных заведениях России обучались 50 казахских стипендиатов только от Тургайской области.

В 1883г. первая общественная библиотека в Казахстане была открыта в городе Семипалатинске. Первая казахская учительская школа открылась в 1883 г. в городе Орске Оренбургской губернии.

КАЗАХСТАН В НАЧАЛЕ XX В.

 

ЖИЗНЬ ДРЕВНЕЙШИХ ЛЮДЕЙ

 

ЭПОХА КАМНЯ. Происхождение человека, начало его трудовой деятельности, зарождение материальной и духовной культуры изучает история первобытного общества.

Ученые-археологи делят каменный век на три основных периода:

палеолит - 2, 5 млн -12 тыс. лет до н. э.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. 44. Удобрение многолетних трав.
  2. II Эпоха бронзы (2 – начало 1 тыс. до н.э.)
  3. III. Ободрение не удовлетворило его; он все еще искал Иисуса.
  4. V. Ревизия психоанализа и видение нового общества: 40 лет в США и Мексике
  5. А. Вирусная РНК переписывается на ДНК и циркулярная ДНК интегрирует с клеточным геномом
  6. Акробатика с фазой полета (Airborne Tumbling skill)
  7. Аллергические реакции, развивающиеся по IV (опосредованному Т-клетками) типу гиперчувствительности
  8. Амет-хан еще перед вылетом на разведку изучил маршрут и, возвращаясь, старался опознать нужные ориентиры. Скоро должен был закончиться лес, впереди — широкий луг с проселочной дорогой.
  9. Амет-хан задумчиво оглядел всех. Действительно, 50 лет для летчика, тем более испытателя, возраст не маленький. Он почувствовал, что многие из его друзей думают так же, как Павел Головачев.
  10. Ампиру или «высокому классицизму» начало было положено в первые три десятилетия 19-го века.
  11. Анализ ликвидности баланса ОАО «ВО «Технопромэкспорт» в 2010-2011 гг. (тыс. руб.)
  12. Антиген на клетке Антитело приходит к клетке. Это механизм таких аллергических реакций по кумбсу и джеллу. Цитотоксические


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 814; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.132 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь