Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Грех, его сущность и происхождение



 

Грех есть чудовище нелепое, безумное, льстящее, увлекающее, богопротивное, позорящее и убивающее душу. Всякий христианин должен знать твердо его качества и бороться с ним, отвращаться от него, не поддаваться ему. Несть наша брань к плоти и крови, но к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным. Облецытеся убо во вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют, и вся содеявше стати (Еф. 6, 12–13).

Тля тлит (Mф. 6, 19). Под тлею разумеется грех, пристрастие к видимым благам: красоте, сладости, славе, богатству, роскоши. Да не прилепимся к твари вместо Твор ца. Видимое временно, невидимое вечно (2 Кор. 4, 18).

Грех есть беззаконие, мятеж против Бога, непокорение Ему и от Бога разлучение; грех есть бессмыслие, безумие, нелепость, безобразие, мрак, растление и расслабление души и тела, сласть обманчивая, смрад демонский, бешенство, непотребство, срамота, позор, смятение, буря вражеская, хлад, приводящий в оцепенение душу; волна диавольская, насилие бесовское; узы, связывающие душу, плен вражий, омрачение демонское, мука душевная, смерть временная и вечная. Если столь нелеп и бессмыслен, смертоносен грех, то почему мы не гнушаемся им, не перестаем слушаться его, творить волю его? По причине прелести его великой, по обаянию его, обману непрестанному, по причине временной сласти и временного удовлетворения самолюбия человека грешного, по причине омрачения, напускаемого грехом. Так есть прелесть гордости, прелесть злобы, прелесть пьянственная, прелесть чревная, прелесть чресл или блудная, прелесть лености и бездействия, прелесть сонная, прелесть своенравия и непослушания, прелесть сребролюбия и златолюбия, прелесть жестокосердия, прелесть тщеславия, роскоши, прелесть конских ристалищ, прелесть зрелищная, прелесть художественная, особенно жанровая, когда выставляет напоказ наготу одного из полов человеческого рода. С такой многообразной прелестью греха требуется христианской верой всегдашняя, неотложная, неослабная борьба и – для победы над нею – особенная благодатная помощь Божия, призываемая искушающимся; а чтобы получить эту помощь от Бога, нужна крепкая вера в Него, в Его скорую, всесильную помощь; только в Нем можно победить всякую греховную прелесть; а после победы над грехом душа приемлет мир от Бога, чувство внутреннего удовлетворения и исполняется благодарностью Богу за победу и за стояние в правде Его.

Побеждающий наследует все, и Я буду ему Богом, и он будет Мне сыном, – говорит Господь Подвигоположник (Откр. 21, 7). Побеждающему дам сести на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его (Откр. 3, 21).

Грех – застарелая болезнь, язва, нечистота, растление, удаление от Бога; он глубоко пустил свои корни бесчисленные во все существо человеческое; и никто не может уврачевать эту ужасную болезнь, это растление, кроме Самого Господа, Который сошел с небес, облекся в наше тело, жил на земле, пострадал за нас и умер, дав нам Пречистое Тело и Кровь Свою в пищу и питие, как Премудрый Врач.

Чем грех берет нас ежедневно в плен? Нашей чрезмерной любовью к себе самим и презрением, гордостью и нелюбовью к ближнему; прелестью, омрачением, ослеплением и насилием, ибо сам в себе грех есть безобразие, бессмыслие, крайний вред и пагуба, мука, плен постыдный, рабство самому бесчеловечному и жестокому тирану – диаволу, удаление от Бога, Источника жизни; и как таковой – отвратителен; при нашем самоотвержении он бессилен. Потому да отвержется человек-христианин себя самого. Во плоти нашей гнездится, живет и действует вечная вражда на Бога, и чем больше мы ей угождаем, тем больше она растет и усиливается; а потому для угождения Богу необходимо и непременно нужно оставить всякую дружбу к ней и распинать ее со страстями и похотями. Иже Христовы суть плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24), любы мира сего вражда Богу есть (Иак. 4, 4). Не можете работати Богу и мамоне. Не можете двема Господинома работати (Мф. 6, 24). К похотям плотским относятся: самолюбие, плотоугодие, чревоугодие, сонливость, корыстолюбие, сребролюбие, блуд со всеми блудными помыслами, жестокосердие, леность к молитве, страсть к нарядам, к роскоши во всем; зависть, ненависть, лицемерие, лицеприятие, чтение светских книг, пляска, танцы, театры, клубы, маскарады, пение светских песен, игра в карты, поцелуи, объятия страстные, льстивые речи, лукавство, обман.

Между Богом и человеком непрестанно усиливается стоять грех в бесчисленных видах земных похотей и страстей; плоть наша многострастная или враг через плоть постоянно враждует против Бога и против нашей души, против ее близости и любви к Богу, и всеми силами старается погашать любовь к Богу любовью к миру и его прелестям и соблазнам. Потому для любви к Богу надо ненавидеть свою плоть в смысле ее похотей и страстей и ненавидеть мир в смысле его богопротивных и растленных обычаев; нужно непрестанное бодрствование над собою, над своими пятью чувствами, чтобы не увлечься ко греху, соблазнам плоти, или сладострастной картиной, или красотою женского лица, или какой одежды, или блеском драгоценных камней, золота, серебра, красотою зданий, убранством комнат, изяществом шрифтов печати, переплета книг, или скульптурных изваяний – всего, что льстит глазу, вкусу, осязанию или что через слух расслабляет и изнеживает душу и плоть. Всюду в мире через грех царствует вражда на Бога, через все и во всем. Потому его угодники презирали мир и его прелести как и плоть свою многострастную, враждебную Богу, и не щадили ее, изнуряя трудом, постом, бдением, молитвой, созерцанием духовным, послушанием во всем старшим, и таким образом достигали совершенной любви к Богу.

Грех берет силу и победу над людьми своею прелестью, насилием, постоянством в преследовании своей жертвы; тля греха вначале бывает очень сладостна для сластолюбивой плоти, и человек, не уязвленный высокой, нетленной, чистой любовью к добродетели и к своему Создателю, легко поддается на уду прелести плотоугодия и сластолюбия или ложного душевного и телесного удовлетворения. Поэтому сласть греховную надо побеждать сладостью духовной, нетленной, мирной, вечной, превосходнейшей, и влечение к красоте земной, тленной – влечением к красоте небесной, нетленной, непреходящей.

Чем грех прельщает и, так сказать, подкупает человека? Воображаемой сладостью, удовлетворением самолюбию, честолюбию, гордости, зависти, алчности; страстью к обладанию, довольству, покою: имаши много блага на лета многа: покойся, яждь, пий, веселися (Лк. 12, 19), говорит миролюбец и плотоугодник.

Всякий грех берет верх над людьми, преданными миру сему своей прелестью, своим лукавством, своим насилием и понуждением, своею настойчивостью и постоянством, действуя наяву и во сне. А потому христианину нужно постоянное к себе внимание, покаяние, смирение, молитва, воздержание; ибо род бесовский, смущающий нас непрестанно разными грехами, и исходит только молитвой и постом.

Господи, помоги нам имени Твоего ради!

Грех спешит непрестанно произвести себя в действие во всяком человеке, особенно христиански непросвещенном, – стремится произвести себя в дело во всяких греховных видах и страстях: в лености, объедении, лакомстве, упоении вином, в самолюбии, небратолюбии, неприязни, злобе, зависти, гордости, уничижении ближнего, непослушании и покорности, в ропоте и нетерпении, в злорадстве, зложелательстве, зломыслии, в лукавстве, холодности. Человек должен быть непрестанно на страже своего сердца и своих помыслов и в подвиге тайной молитвы, в непрестанном покаянии и самоосуждении и в слезах, чтобы смывать ими постоянно накопляющиеся скверны греха. Если грех так спешит производить себя в действие, то и правда должна в человеке непрестанно производить себя в дело, а не быть только в одних помыслах и добрых намерениях; ибо вера без дел мертва (Иак. 2, 20); и христианин должен являть непрестанно свою кротость, незлобие, терпение, целомудрие, любовь ко всем, послушание, простоту, смирение, доброжелательство.

Блазнение греха бывает столь велико, что самые простые вещи, например глаза, лицо, нос, брови, всякое движение тела, походка, взгляд, блазнят человека грешного, с нечистым расположением сердца, помыслов, влечений; всякое животное блазнит; святые иконы дома и в xpaме блазнят, крест животворящий – все враг окутывает своим нечистым, смрадным туманом и сообщает человеку с нечистым сердцем свое зрение нечистое, ложное, мрачное, хульное; все представляет человеку в виде извращенном, нечистом богохульном. Вот каково коварство греха; сколь прелестны вражьи действия в наших душах! Оттого многие, прельстившись, прилепились всем сердцем к пустым вещам, например к деньгам, к домашней обстановке, картам, статуям, к животным, и осквернили себя смешением с ними; перестали молиться перед иконами дома и в церкви; а неведущие истинного Бога в древности оскверняли себя по действию демонов идолопоклонством, как и нынешние идолопоклонники: китайцы, японцы, корейцы и другие.

И воздух заражен нашими грехами, и земля воссмердела от наших беззаконий, а огонь с яростью и ревностью ожидает времени, когда ему дозволено будет поглотить противников Божией правды. У нас все заражено грехом: и плоть, и кровь, глаза, и уши, и язык, и обоняние, и осязание, ум, память, воображение, желания, воля – все существо, так что без греха мы не видим, не слышим, не вкушаем, не осязаем.

Чистому все чисто, а нечистому все нечисто, но осквернились у него и ум, и совесть, ему все блазнит, и святыня кажется нечистою. Вот как грех заразил сердце и все существо человеческое. Очищай же, человек, свое сердце день и ночь молитвой, покаянием слезным, пока продолжается время испытания и делания.

Сколь велико и глубоко растление нашей природы грехом в бесчисленных его видах и направлениях! Это я сознаю и чувствую всякий день, всякий час. Каждую минуту, как ураган, он готов охватить и всколебать, возмутить ее внезапно, при малейшем невнимании и поблажке своей чувственности, поколебать меня то гневом, раздражительностью, озлоблением на ближнего, особенно низкого и бедного, надоедающего попрошайством ежедневным; то блудными помыслами и похотями и льстивым воспоминанием и воображением сладости греха; то завистью в самых пустых и маловажных вещах; то лицеприятием и человекоугодием; то корыстолюбием, любовещностью житейской; то тщеславием и сущностью; то непослушанием, упорством и леностью, то сонливостью и зевотой; то малодушием, гордостью, унынием и расслаблением души и тела, и всякими грехами усиливается оттолкнуть от Бога – Источника нашей жизни, света, мира и блаженства. Нужно непрестанное бодрствование, внимание, потребна непрестанная молитва, непрестанное покаяние, непрестанная борьба с грехом, вера в Бога, надежда на Его помощь и милость, любовь к Богу неотпадающая, крепкая.

И Господь, видя нашу немощь, наклонность к греху и прибегание к Его всесильной помощи, будет непрестанно нам помогать, защищать, миловать и спасать нас. Слава Его милосердию! Только непрестанная борьба со грехом укрепляет нашу душу в терпении и любви к Богу.

Лучше спешить в дом плача, нежели в дом пира. Мы, рабы плоти и крови и всякого греха, спешим обыкновенно в дом пира, а от дома плача и скорби бежим или неохотно и часто с досадой и огорчением идем туда по приглашению. Грех извратил все наши отношения к ближним и к нам самим. Мы эгоисты, плотоугодники, корыстолюбцы, ленивые, лукавые, злые, злорадные, лицеприятные, мерзко, только по внешнему виду и одежде оценивающие неоценимое существо человека, созданного по образу Божиему, искупленного крестной смертью Христа Бога.

Господь Бог есть всевожделенное Существо, есть самая Благость, Любовь, Красота нетленная, Благоухание неизреченное, Свет прерадостный, освящающий верных, Простота и Правда святейшая; все разумные твари стремятся к Нему естественно, но грех, вошедший в нашу природу, извратил весь порядок и отвратил умы и сердца людей от Бога.

Любовь все покрывает, все грехи кающегося и разные недостатки физические и нравственные; а вражда и ненависть придумывает всякие и мнимые недостатки физические или духовные, ко всему придирается, за все взыскивает жестоко, а в отношении к Богу и святым навязывает мысли скверные, лукавые и хульные. О, грех, живущий в человеке и действующий! Сколь ты лют, окаянен, зол, придирчив, беспокоен, смертоносен!

 


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно-контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  3. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно–контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  4. Ex. Переведите, обратив внимание на перевод инфинитива, определите его функцию.
  5. I) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
  6. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
  7. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  8. I.3. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
  9. II РАЗДЕЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШЕСТИЛЕТНЕГО РЕБЕНКА
  10. II семестр – срок сдачи контрольных работ до 1 апреля текущего учебного года.
  11. II. Принятие решения о проведении таможенного досмотра и организация его проведения
  12. II. Система обязательств позднейшего права


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь