Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ловушка пассивной нерадивости
Объяснить в двух словах, чем является пассивная нерадивость, достаточно сложно. Тем не менее, в ловушке пассивной нерадивости постоянно пребывает большинство людей. Даосское понимание того, что представляет из себя пассивная нерадивость, изложено в приведенном ниже отрывке из нашей книги «Золотая нить Дао».
«— У этого недостатка есть свое, особое название, которому трудно подобрать полноценный эквивалент в русском языке, — сказал Учитель. — Можно было бы назвать это пассивной нерадивостью по отношению к самому себе, к своей судьбе и к своему духу. Спроси любого человека, хотел бы он быть счастливым и забыть о том, что такое страдания, и, если он в своем уме, он ответит тебе: «да». Но если ты спросишь того же самого человека, что сделал он для того, чтобы действительно быть счастливым и забыть о том, что такое страдания, он, конечно, назовет тебе несколько вещей, он сможет объяснить, что учился, или работал, или делал зарядку, или добивался любви и уважения, или сколачивал капитал, или обзавелся семьей, но вряд ли он скажет тебе о том, что он сделал для того, чтобы приобрести главный и основной компонент счастья — гармонию с самим собой и гармонию с окружающим миром. В древности на Востоке пассивная нерадивость считалась главным смертным грехом, но постепенно люди забыли об этом, и пассивная нерадивость стала частью их жизни. Только не путай пассивную нерадивость с даосским пониманием недеяния. Недеяние — это проявление гармонии, пассивная нерадивость — это проявление лени, отсутствия гармонии, пренебрежения к самому себе, к своему духу и к своему телу. Для того чтобы добиться гармонии с самим собой и с окружающим миром, нужно непрестанно работать, непрестанно совершенствоваться, не переходя, однако, в этой работе к излишней и преувеличенной активности. Для того чтобы осознавать, в каком направлении должна вестись эта работа, тебе нужно непрерывно упражнять свой ум, свое сердце и свое тело так, чтобы они приобрели силу, чувствительность и гибкость. Лишь в этом случае ты сможешь плавно следовать за непрерывными трансформациями окружающего мира, за сложными и хитроумными изгибами судьбы, удачно вписываясь в повороты и не оказываясь на обочине жизни. Но если для достижения гармонии следует действовать, даже пребывая в бездействии, для того, чтобы страдать, не нужно особо стараться. Страдание — удел ленивых и слабых духом, и в то же время страдание — мощный инструмент для привлечения внимания и помощи других, это ресурс, помогающий сделать других людей рабами нашего страдания. Мир полон страдающих людей, людей, большая часть жизни которых ирреальна, пуста и бессмысленна. Они гонятся за мимолетными призраками счастья и успеха, облекая их в форму новых вещей, новых любовниц, признания толпы, денег, дачи или машины. Тем не менее, это лишь призраки, на краткий миг насыщающие людские жажды, но не искореняющие, не утоляющие их. Обрати внимание на то, чем большую часть времени занято большинство твоих знакомых. Они или смотрят телевизор, или ссорятся, или болтают и сплетничают, или предаются иллюзорным мечтам о том, чего они когда-нибудь добьются, если судьба будет к ним благосклонна, или совершают какую-нибудь очередную глупость. Их жизнь течет, регулируясь толчками и пинками, которые время от времени дает им внешний мир, и их жизнь почти не зависит от пустых и бессмысленных мелочей, которыми они наполняют ее, полностью забывая о них через несколько дней или месяцев. Люди не чувствуют своей личной ответственности за ход своей судьбы, за то, как они живут, что делают и как умирают. Люди не помнят, кто они такие, и не задумываются о том, как они живут и зачем они живут, вспоминая о смысле жизни лишь тогда, когда их уделом становится страдание. Страдание — это восхитительная стратегия, которую изобрел человек, чтобы избежать личной ответственности. Страдания и воображаемая борьба с ними заполняют пустоту жизни, создавая временные цели. Подумай, сколько раз, когда встречаются двое и спрашивают друг друга: «Как жизнь», они тут же переходят к долгому и подробному пересказу своих последних неприятностей и неудач. Но самое забавное в этом то, что большинство этих страданий и неудач проистекает из неспособности удовлетворить их фантазии и желания, обычно или находящиеся за пределами их подлинных возможностей, или не удовлетворяемые в силу лени и отсутствия желания работать. Подумай, сколько времени люди посвящают реальному самосовершенствованию, реальному личностному росту, развитию своего тела, ума и эмоций, и сколько времени, энергии и сил они затрачивают на никому не нужные пустяки, которые в действительности не стоят выеденного яйца. Меня охватила печаль, а на смену ей пришло гнетущее чувство стыда и собственной ничтожности. Я прикинул, сколько времени я провожу у телевизора, вспомнил свою склонность к легким бездумным беседам с друзьями, свою природную лень, желание подольше поспать, любовь к вредным для здоровья пирожным и прочие свидетельства самого страшного смертного греха. — Учитель, но почему ты говоришь, что у меня пассивная нерадивость выражена слабо? Мне кажется, что значительную часть времени я, как и все европейцы, растрачиваю на пустяки, не стоящие внимания. — Ты внимательно слушал, но так и не понял, что я хотел сказать, — покачал головой Ли. — Все, что мы делаем, в том числе и эту беседу, можно было бы назвать пустяками и напрасной тратой времени. Шоу-Дао — не научный коммунизм. Здесь нет четкого кодекса поведения Образцового Шоу-Даоса. Здесь нет списка того, что правильно, хорошо и полезно, и того, что глупо, бессмысленно и вредно. В Шоу-Дао важно не то, что ты делаешь, а то, как ты это делаешь. Любая работа, любое действие или любое безделье могут растрачивать твою энергию втуне или могут способствовать твоему внутреннему росту Это как секс: он может быть удовольствием с потерей энергии, или он может быть удовольствием с приобретением энергии. Различие между даосом и европейцем состоит в том, что там, где европеец теряет, даос приобретает. — Но в чем тогда, например, заключается разница между тем, как даос смотрит телевизор, и как это делает европеец? — Ты снова задаешь вопросы, на которые ты сам можешь ответить, если немного подумаешь, — нахмурился Ли. — Не стоит демонстрировать мне пассивную нерадивость, притворяясь глупее и беспомощнее, чем ты есть на самом деле. Сейчас, спрашивая меня о том, что ты можешь понять и сам, ты, вместо того чтобы воспользоваться случаем укрепить свой ум и уверенность в своих силах, пытаешься использовать меня там, где это не является необходимым. В качестве рычага воздействия на меня ты используешь интеллектуальную беспомощность, так, как некоторые люди используют страдания для того, чтобы завладеть вниманием других людей. А теперь ответь сам на свой вопрос. К своему удивлению, я понял, что действительно знаю ответ. Он пришел в виде осознания откуда-то из глубин моей души, всплыв на поверхность, как большой старый сом из озерной тины, и затем сам облекся в слова. — Европеец смотрит телевизор в основном для того, чтобы убить время, или набраться новых волнующих впечатлений, которых ему недостает в повседневной жизни, или получить какую-то не слишком важную информацию типа того, что происходит в мире на этой неделе. Европеец делает это бездумно и механически, следуя привычкам или обыденному распорядку, просто потому, что он пришел с работы, наступил вечер и больше нечего делать. Даос смотрит телевизор лишь в том случае, если он действительно испытывает в этом необходимость, а не потому, что ему скучно и нечем заняться. И если даос смотрит телевизор, он максимально задействует все грани своей души, впитывая, используя и преобразуя получаемую информацию, наслаждаясь зрелищем согласно учению «Вкуса жизни», используя эмоции, вызываемые событиями, разворачивающимися на телеэкране, как толчок к перераспределению энергии в организме, тренируя свой ум или, наоборот, расслабляясь. — Ну вот, видишь, как все просто, — сказал Учитель. — Все это ты уже знал, и лишь твоя пассивная нерадивость мешала извлечь это знание на поверхность. Я уже говорил, что главное — не что делать, а как это делать. Нечто подобное мы с тобой обсуждали, говоря об отношении Спокойных к работе. Ты знаешь, что Воины Жизни, избегая крайностей, в каждом конкретном случае находят свой «срединный путь». Они работают и не работают одновременно, выполняя только то, что действительно необходимо сделать, но не затрачивая времени и энергии на ненужные усилия. Необходимую работу они выполняют как можно лучше, доводя это выполнение до совершенства и одновременно используя работу как упражнение по саморазвитию, извлекая из нее наслаждение интеллектуальное — от выбора наилучших решений, наслаждение эмоциональное — согласно учению «Вкуса жизни», и наслаждение физическое, укрепляя тело в процессе работы. В некотором смысле суть внутренней работы немногим отличается от сути выполнения работы, необходимой для выживания. В душе даоса все внутренние сущности смотрят в одном направлении, поэтому они действуют слаженно и к общей пользе. Сущности, составляющие личность европейца, обычно эгоистичны и противоречивы, как и люди, каждая из них считает себя лучше, умнее и осведомленнее, и каждая из них тянет в своем направлении, как лебедь, рак и щука в басне Крылова. То, что было важно для одной из сущностей, тут же забывается, как только другая сущность берет временную власть над личностью. Третья сущность тоже будет тянуть одеяло в свою сторону, заставляя человека забыть о своих предыдущих желаниях, чаяниях и намерениях. Только тот, кто способен отдавать себе отчет в том, чего он действительно хочет, тот, кто способен взять на себя ответственность за свою жизнь и свои действия, тот, кто способен в каждое свое действие вкладывать все свое внимание, свою душу, ум и тело, сможет в конце концов прийти к осознанию самого себя, прийти к спокойствию и к гармонии, внутренней и внешней. Когда одна из внутренних сущностей захватывает власть, человек забывает о том, кто он есть, и чего он хочет. Желания сущности он принимает за свои собственные желания, хотя эти желания могут быть вредны и даже смертельно опасны. Бывает, что на какой-то срок человека охватывает словно временное помешательство, все его стремления направлены на одно — например, купить какую-то вещь, или поехать в какое-то место, или овладеть какой-то женщиной. Сущность дает ему небывалый всплеск энергии и стремления, который он наивно принимает за состояние силы или за высшую волю, указующую ему путь к счастью. Но все это не больше чем самообман. Поэтому, когда тебя будут охватывать странные стремления или желания, спроси себя, спроси свое сердце, действительно ли ты этого хочешь или это — бессмысленное и ненужное желание одной из твоих внутренних сущностей. Только приняв на себя полную ответственность за свои желания и решения, ты сможешь действовать, как Воин Жизни, а не метаться из стороны в сторону, как поплавок, затерявшийся в бушующем море. — Но если моя личность состоит из нескольких сущностей, то как я смогу отделить желания сущностей от своих собственных желаний? — спросил я. — Что же тогда представляет собой мое «Я»? — Это трудно объяснить словами, но однажды ты почувствуешь это, мой маленький брат, — мягко сказал Ли. — Твое «Я» — это некая универсальная результирующая всех внутренних сущностей, шагающих в ногу, поскольку все сущности Воина Жизни смотрят в одном направлении. На самом деле ты уже знаешь, что это такое, единственное, что тебе осталось, — это вывести это знание на поверхность. Для того, кто откажется от пассивной нерадивости ради ответственности и самоосознания, это нетрудно осуществить...»
На всякий случай следует немного прояснить терминологию, используемую в приведенном выше отрывке. То, что в даосизме называется заключенными в человека «сущностями» в европейской терминологии может называются «ролями» или «другими Я» человека. Интуитивно каждый из нас когда-либо ощущал присутствие в себе «других Я» или сущностей. Например, вы хотите закончить работу, которая очень важна для вас и к которой вы серьезно относитесь. В то же время какой-то «бес», неведомым образом вселившийся в вас, нашептывает на ухо, что надо бросить всю эту бодягу к чертовой матери и завалиться с друзьями в бар, или поехать отдохнуть в Крым, или пойти на улицу и познакомиться там с симпатичной девчонкой. Каждый раз, когда в вашей душе бурлят противоречивые желания и стремления — это и есть проявления населяющих вас «сущностей». Отсутствие внутренней цельности и душевной гармонии, неспособность «сущностей» «прийти к консенсусу» становится источником пассивной нерадивости. Противоречивые стремления толкают человека то в одну сторону, то в другую, и в результате он проводит жизнь, толком не понимая, чего он хочет и, как следствие, не получая от жизни реального удовлетворения. Контрприем заключается в первую очередь в том, чтобы осознать, чем именно является пассивная нерадивость. Далее следует использовать совет, который дает Ли в приведенном выше отрывке:
«Важно не то, что ты делаешь, а то, как ты это делаешь. Любая работа, любое действие или любое безделье могут растрачивать твою энергию втуне или могут способствовать твоему внутреннему росту. Только тот, кто способен отдавать себе отчет в том, чего он действительно хочет, тот, кто способен взять на себя ответственность за свою жизнь и свои действия, тот, кто способен в каждое свое действие вкладывать все свое внимание, свою душу, ум и тело, сможет в конце концов прийти к осознанию самого себя, прийти к спокойствию и к гармонии, внутренней и внешней».
Ловушка нерешительности
Ловушка нерешительности является одной из форм ловушки пассивной нерадивости. В данном случае мы наблюдаем борьбу двух примерно равных по силе «сущностей», одна из которых подталкивает человека к совершению какого-то действия, а другая пытается его от совершения этого действия удержать, изобретая для этого все новые и новые предлоги. В качестве примера попадания в ловушку нерешительности рассмотрим одну реальную историю.
Олег жил один в квартире, расположенной в полутора часах езды от места работы. Измученный продолжительными поездками на работу, Олег решил обменять квартиру, дал объявление в газету и вскоре нашел человека, желающего переехать в его квартиру. Олег погрузился в долгие и мучительные размышления по поводу того, отвечает ли найденный вариант всем его требованиям или имеет смысл поискать что-то получше, и вообще, имеет ли смысл переселяться. Он то и дело составлял списки, в которых приводил доводы за и против переселения, формулировал всевозможные мотивы и основания для принятия окончательного решения, а затем каждый из сформулированных доводов пересматривал и отбрасывал, как малообоснованный. В конце концов найденный вариант обмена отпал, поскольку владелец той квартиры нашел иной вариант обмена. Олег подобрал себе новый вариант и снова погрузился в точно такие же мучительные размышления, которые, как и в прошлый раз, закончились ничем.
Одной из причин попадания в ловушку нерешительности часто является страх — боязнь нового, боязнь перемен, боязнь ошибиться в расчете и сделать неверный шаг и т.д. Стремление изменить свою жизнь к лучшему наталкивается на сопротивление консервативного «Я» человека, которое считает, что «лучшее враг хорошего», и что стабильность привычной ситуации предпочтительнее неопределенности нового. Контрприемом является развитие решительности. Колебаться можно до бесконечности, поэтому, однажды взвесив все «за» и «против» и приняв решение, следует быстро и без колебаний воплотить это решение в жизнь, несмотря на возникающие в силу склонности к колебаниям сомнения. Быстро и энергично воплощая свое решение в жизнь, вы должны отдавать себе отчет в том, что даже если риск совершить ошибку и существует, бесконечные колебания и неспособность принять окончательное решение приносят гораздо больше вреда, чем ошибка, которую вы теоретически можете допустить, если ошибетесь в первоначальных расчетах. Время и нервная энергия, растрачиваемые на колебания, как правило, значительно превышают время и нервную энергию, которые, возможно, придется затратить на исправление допущенной ошибки.
Ловушка самокопания
Ловушка самокопания отчасти сходна с ловушкой бессмысленного размышления, отличаясь от нее тем, что навязчивые бессмысленные размышления связаны с " копанием" в собственном внутреннем мире. Склонность к самокопанию в большей мере характерна для кругов интеллигенции, представители которой иногда усматривают в этом некую " духовность", стремление " познать самого себя", " духовно очиститься" и т.д. Направленное в правильное русло стремление " познать самого себя" или " самосовершенствоваться", несомненно, полезно. Оно повышает самооценку человека и увеличивает его возможности. Ловушка самокопания проявляется в том, что попавший в нее человек вместо реального личностного роста лишь " пережевывает" свои внутренние проблемы, увязая в них все глубже и безнадежнее. Постоянное погружение во внутренний мир не позволяет ему устанавливать нормальные контакты с другими людьми и полноценно воспринимать окружающий мир. В приведенном ниже отрывке из нашей книги «Обучение женщиной» приводится пример одновременного попадания в ловушку самокопания и в ловушку бессмысленных размышлений. В этом отрывке речь снова пойдет о дневнике Гали, который уже упоминался при иллюстрации примеров попадания в ловушку отрицания части себя и в ловушку проецирования.
«Итак, обратимся к дневнику. «Прошел январь, уже февраль 1982 года. Я сижу дома, набираюсь сил и физических, и, главное, душевных, чтобы во всеоружии вступить в новую для меня жизнь. Пока ничего не задумываю, кроме имени человечка, которого я жду. Он будет Шурка. Долгожданный, выстраданный морально. Какой он будет? Буду ли я? Перейду эту грань? Это тоже лезвие бритвы. Два мира по разным его сторонам. Один — оптимистический, радостный, полный забот, тревог, волнений, в общем — нормальный человеческий. Другой — тьма, обиды, разные комплексы, подозрительность. Какая моя сторона? » Здесь мы сталкиваемся со стереотипами мышления, типичными для интеллигенции шестидесятых—семидесятых годов. В первую очередь за счет подавления сексуальной и эмоциональной сферу них обнаруживалось явное доминирование интеллекта, то есть головы над сердцем и телом. Отчасти это было данью моде, отчасти — уступкой среде, в которой социальный престиж во многом определялся уровнем интеллекта, и интеллектуальные изыскания в области философии вкупе с размышлениями над абсурдными с точки зрения логики и здравого смысла вопросами типа «Спасет ли красота мир? », «Имеет ли жизнь смысл? », «Существует ли высшая справедливость? », «Что было раньше — яйцо или курица? » были признаком высокого умственного развития и хорошего тона. Сексуальная энергия у них в основном сублимировалась при чтении книг, особенно тех, в которых умствование сочеталось с высоким эмоциональным страданием и накалом. Одним из любимых героев того периода был князь Мышкин, болезненные переживания которого были столь хорошо описаны Достоевским, что читатели впитывали в себя его мировоззрение вместе с оргазмическими потоками, возникавшими при сопереживании сценам страсти, безумных страданий, внутренних противоречий и смерти. В моде было приводящее к сходным результатам творчество писателей-экзистенциалистов, также причинявшее достаточно вреда нормальному развитию человеческой психики, В результате стереотипом поведения интеллигентного человека стала склонность к глубоким внутренним переживаниям в сочетании с интеллектуализированием и философствованием над неразрешимыми и не имеющими однозначного ответа вопросами. Во всем дневнике Гали красной нитью проходит неспособность жить настоящим моментом, получать удовольствие от окружающего мира, который, в ее воображении, мы находим разделенным на две половины — мир радости и мир тьмы. Не обращая внимания на реальный мир, окружающий ее в настоящий момент и не несущий в себе никакой угрозы, она предается размышлению над вопросами, не имеющими однозначного ответа, и потому совершенно бессмысленными: «Какой он будет? Буду ли я? Перейду ли эту грань? Это тоже лезвие бритвы». Размышление над подобными вопросами порождает оргазмические потоки, удовлетворяющие жажду ощущений намеренно провоцируемым страхом неопределенности. Поскольку в Галиной модели мира не было заложено четкого умения наслаждаться жизнью и общением с людьми, жажду ощущений ей приходится удовлетворять за счет самых стереотипных для такого рода людей чувств — страха перед будущим и страдания. Мазохизм — это кайф на страдании. Духовный мазохизм — неотъемлемая черта многих русских интеллигентов. Духовный мазохизм — бесконечное размышление над неоднозначными или не имеющими решения вопросами — самый простой способ для интеллектуала в случае недостаточной или неудовлетворяющей половой жизни пробудить в себе оргазмические ощущения, иногда доводящие до экстаза, а иногда просто достаточные для удовлетворения жажды ощущений, в случае, когда реальная жизнь и реальные взаимоотношения с людьми не могут ее полностью удовлетворить. Неистребимая склонность кайфовать на интеллектуальных построениях ярко просматривается и в письме, написанном мне Галей в тот период: «Мне хорошо с тобой и плохо, и радостно, и грустно, и просто, и легко, и тревожно, и беспечно. Чего больше? Весы — баланс. Бухгалтер. Это слово себя изжило. Это понятие само перешло в другую категорию. Теперь важно вроде другое в работе по этой профессии — понять механизм, найти приложение силы к рычагу, ту главную точку, чтобы хотя бы рассмотреть то, что пытаешься понять. Ничто в мире не постоянно, все усложняется, переполняется избыточной информацией, и когда-нибудь будет взрыв. Теория относительности. Может, и правда все было давным-далеко, потом превратилось в прах, теперь опять возродилось и снова ведет к краху? Наверное, правда. Это ведь противоестественно, что обычное, нормальное нужно считать глупостью, нужно его бояться, скрывать, и, наоборот, глупость человеческая возвеличивается. Как болит голова моя бедная. Хочу думать только о тебе, о нас, но не умею уйти от нахлынувшей на меня волны пессимизма, усталости, чувства ненужности своей в этом мире. Мне так нужны твои слова, как солнце цветку. А как же тот кактус, который цветет один раз в своей жизни? Он тоже цветок. Я люблю кактусы, потому что сама из их породы — долготерпение их суть, а потом неуемная сила цветения. Хорошо-то как! Мне действительно претит половинчатость. Или все, или ничего. Не все можно делить. Есть вещи, по сути своей однозначные, и если их разобрать, то теряется сама их суть». Это любопытное произведение написано вполне в духе того времени. Вначале мы встречаем сонм общих фраз, являющихся вариациями на тему свободных ассоциаций. Эти свободные ассоциации снова отражают полярное разделение мира на его светлую и темную стороны, между которыми, как обычно, пребывает Галя, не зная, какую из них избрать. То, что гораздо разумнее было бы сознательно избрать светлую сторону, не приходит ей в голову, потому что в таком случае она потеряла бы единственный источник ярких ощущений и оргазмических переживаний — страдание от осознания двойственности мира и неспособности справиться с этим печальным фактом. То, что она никак не может разобраться в происходящем, служит оправданием того, что она не пытается и на самом деле не хочет найти конструктивный выход из ситуации, и это позволяет ей пребывать в привычном и удобном, хотя и не слишком приятном состоянии интеллектуального самокопания».
Контрприемом является постепенное переключение с внутреннего мира на восприятие внешнего мира, на установление более тесного контакта с окружающими людьми и т.д. Некоторые способы переключения на восприятие описаны в прилагаемом ниже отрывке из нашей книги " Игра под названием жизнь".
«В этом разделе мы дадим вам один из ключей к «обретению потерянного рая». Этот ключ называется «переключение на восприятие». Самые мудрые вещи, самые главные истины, как правило, оказываются настолько простыми, что мы попросту не уделяем им внимания (вспомните Шерлока Холмса: «Лучший способ спрятать вещь, которую ищут, — это положить ее на самое видное место, где никому не придет в голову ее искать»). Одна из таких истин, по опыту знакомая каждому ребенку и, к сожалению, слишком часто забываемая взрослыми, заключается в том, что подлинная радость жизни приходит к нам через живое и непосредственное восприятие окружающего мира, не искаженное прогнозами и оценками практичного ума. Ум создает схемы и предположения, просчитывает возможности, изобретает подходящие объяснения и ищет во всем некую пользу. Деятельность ума может приносить удовлетворение, но настоящей радости она не дает. Настоящую радость приносит естественное живое восприятие, ощущение непосредственного эмоционального контакта с внешним миром или с другими людьми, восприятие, не омраченное страхами, расчетами или прогнозами. Интеллект отмечает в первую очередь то, что с его точки зрения представляет определенную практическую ценность, отметая все, что он считает «лишним» или «ненужным». Находясь под влиянием интеллекта, мы, выходя на улицу, не смотрим на окружающую природу, не наслаждаемся видом деревьев, неба и солнца. С точки зрения интеллекта этот пейзаж мы видели уже сотни раз, и ничего нового он нам сказать не может, а раз так, то нечего напрасно тратить время. Интеллект планирует, куда надо пойти и что сделать, где что купить, как спланировать рабочий день и т.д. Работа интеллекта важна и необходима для нас. До тех пор пока интеллект держится в надлежащих рамках, помогая нам эффективно справляться с насущными задачами, проблем не возникает. Они появляются лишь тогда, когда интеллект начинает работать «когда надо и когда не надо», погрязая в трясине бесконечных прогнозов, подавляя эмоциональную сферу и лишая человека естественной радости восприятия окружающего мира и взаимодействия с ним. Собака, выходя на прогулку, неизменно испытывает неподдельную радость. Она бегает, нюхает, исследует двор, полностью погружаясь в процесс восприятия, обнаруживая нечто новое, чего не было вчера или позавчера. Ей не известны скука и депрессивные размышления типа: «Суета сует — все суета», «Что пользы человеку от того, что трудится он под солнцем? », «Какая тоска — каждый день видеть одно и то же» и т.д. Младенец находится в состоянии чистого восприятия. Если о нем заботятся надлежащим образом, он не испытывает страха перед миром, от которого он себя пока еще не отделяет. Когда потребности младенца в пище и ласке полностью удовлетворяются, он переживает нирваноподобное состояние спокойного блаженства и безмятежности, воспоминания о котором сохраняются в подсознании, и к которому, став взрослым, он подсознательно стремится вернуться. Восприятие находится вне прошлого или будущего. Полностью погружаясь в восприятие, вы как бы выпадаете из потока времени, перестаете оценивать то, что вас окружает, прекращаете прокручивать в голове обрывочные или навязчивые мысли, воспоминания о каких-то неприятностях или планы на будущее. Секрет мудрости и счастья предельно прост. Он заключается в том, чтобы использовать преимущества интеллекта для решения насущных задач, по мере возможности (когда это позволяют обстоятельства) переключаясь на являющееся источником естественного удовольствия полноценное восприятие окружающего мира, своего тела и себя самого. Своевременное переключение на восприятие поможет вам избежать расставляемой интеллектом ловушки фантастических прогнозов, страхов, навязчивых воспоминаний или размышлений. Предложенные в этой книге медитации и упражнения «вкуса жизни» — это в первую очередь медитации восприятия. Благодаря этим упражнениям вы не только обострите свое восприятие, но и научитесь придавать ему выраженную положительную окраску. Когда вы выходите на улицу, воспринимайте мир как можно более полно — с его звуками, запахами, красками. Старайтесь каждый раз отыскать что-то новое, какую-то не замеченную прежде деталь. Обратите внимание на то, как отражаются в луже облака, как сверкает солнечный луч на оконном стекле, как громко и скандально чирикают воробьи, дерущиеся за кусочек хлеба, ощутите дуновение ветра на коже лица, вкус воздуха или капель дождя. Во время еды как можно более полно наслаждайтесь видом, вкусом и запахом пищи. Если вы обедаете в приятной компании или за красиво накрытым столом, старайтесь одновременно наслаждаться общением, видом блюд, цветом и текстурой скатерти, пейзажем за окном и т.д. Поначалу вам может быть нелегко одновременно уделять внимание ощущениям, исходящие от разных истопников и органов чувств, но со временем ваша способность к восприятию деталей внешнего мира будет увеличиваться, а вместе с ней будет расти ваша способность испытывать ощущение удовольствия от восприятия окружающего мира. Период острой влюбленности характеризуется в первую очередь резким обострением восприятия. Влюбленный не думает о том, что у любимой красивые глаза, он погружается в омут этих глаз, ощущает их красоту всем своим существом. То же самое относится к запаху, голосу, движениям любимого человека. Без полноценного переключения на восприятие невозможна качественная сексуальная близость, для которой характерно получение максимального наслаждения от всех органов чувств — обоняния, зрения, слуха, вкуса, тактильных ощущений. Чем полнее вы сможете переключаться на положительное восприятие окружающего мира, своего тела и своего «я», тем меньше вы будете попадаться в лишающие вас радости жизни «ловушки интеллекта» — навязчивые размышления, сожаления о прошлом или прогнозирование будущего. Вернуться в «потерянный рай» не так сложно, как это может показаться. Для этого достаточно восстановить заложенную в нас природой естественную способность полноценного восприятия окружающего мира, научиться наслаждаться тем, что делаешь, и тем, что имеешь, простыми вещами, постоянно окружающими нас, но которым наш интеллект, занятый всевозможными прогнозами, фантазиями и проектами, как правило, не уделяет внимания. Переключаясь на восприятие, даже скучный процесс чистки зубов можно превратить в удовольствие. Ощутите вкус зубной пасты, то, как щетинки зубной щетки массируют ваши десны, делая их более здоровыми и крепкими. Ощутите удовольствие от того, как становятся чистыми и гладкими ваши зубы, как свежеет ваше дыхание, как холодит десны вода при ополаскивании рта. Воспринимайте процесс чистки зубов как акт заботы о своем теле, укрепляющий ваше здоровье и ощущение общего благополучия. Научитесь наслаждаться своим телом, протекающими в нем естественными процессами, своими движениями, гимнастикой, которую вы выполняете, книгами, которые вы читаете, музыкой, которую вы слушаете, лицами и голосами друзей и любимых, уютом своего дома и множеством других мелочей, которые, в отличие от наших фантазий о будущем, являются главными составляющими нашей реальной жизни. Жизни, которая протекает здесь и сейчас, а не в прошлом и не в будущем. Научившись переключаться на восприятие, вы обретете свойственную мудрецам способность радоваться самому процессу жизни и на собственном опыте убедитесь, что умение наслаждаться процессом существования значительно важнее воплощения в жизнь неких фантастических идеалов или достижения целей, которые на определенном этапе вашего жизненного пути казались вам чрезвычайно важными. Идеалы, цели и представления меняются под воздействием тех или иных обстоятельств. Между тем естественная способность радоваться жизни, свойственная счастливым людям и мудрецам, — одна и та же вне зависимости от эпохи, вероисповедания или культуры».
Ловушка формы
Красивой форме люди склонны автоматически приписывать хорошее содержание. Согласно исследованиям психологов, люди искренне считают, что красивый человек, несомненно, обладает привлекательными чертами характера, и что при прочих равных условиях красивые люди счастливей, сексуальней, коммуникабельней, умней и удачливей других. Товар в изящной упаковке покупается охотней, чем неброско упакованный товар такого же или даже лучшего качества. Человек, попадающий в ловушку формы, автоматически судит по форме о содержании, не пытаясь вникнуть в суть дела, и нередко совершает серьезные ошибки. Особенно отчетливо это проявляется в любви. Нередко страсть, сопровождающаяся безумствами, вплоть до убийства или самоубийства, является результатом попадания в ловушку формы. Другим примером попадания в ловушку формы является следующая анекдотическая история.
Два приятеля, один из которых был участковым милиционером, решили по-русски отметить какую-то знаменательную для них дату и для этого уединились на квартире милиционера с несколькими бутылками водки, вина и подходящей случаю закуской. На следующее утро гость проснулся с гудящей от похмелья головой. Принявший больше хозяин спал, как убитый, и растолкать его так и не удалось. Гость, назовем его Васей, решил прогуляться, но обнаружил, что его одежда залита вином, заляпана томатным соусом от кильки и не годится для прогулок. Недолго думая, он застирал свою одежду, повесил ее сушиться, надел милицейскую форму и отправился подышать свежим воздухом. Только вышел на улицу — к нему подбегает женщина, хватает за рукав и говорит: «Товарищ милиционер, у меня муж пьяница, бьет меня, пожалуйста, разберитесь с ним». Васе все равно делать было нечего, и, назвавшись именем своего друга, он пошел разбираться с пьяным мужем. Но поскольку Вася не был настоящим милиционером, он не стал читать тому морали и угрожать забрать его в участок. Вася предпочел потолковать с мужиком по душам. Они распили полбутылочки водки, и новоявленный представитель правопорядка задушевно побеседовал с хозяином, так доходчиво объяснив, что не стоит бить женщину, когда можно полюбовно улаживать все споры, что незадачливого мужа прошибла слеза, и он торжественно поклялся никогда больше не поднимать на жену руку. Вася покинул счастливое семейство и продолжил свою прогулку, пока его снова кто-то не остановил. Так, до вечера Вася ухитрился в лучшем виде разобраться с еще несколькими делами. Когда он вернулся к другу, настоящий милиционер все еще спал. Вася снял форму, повесил ее в шкаф, надел свою одежду и отправился домой. Каково же было удивление милиционера, когда через несколько дней от облагодетельствованных Васей жителей района в отделение пошли благодарственные письма, в которых говорилось, как хорошо тот справляется со своими обязанностями, и вообще какой он приятный и достойный человек. В результате начальство даже объявило ничего не понимающему милиционеру благодарность за хорошую службу.
В данном случае люди, привычным образом реагирующие на форму, в которую был одет лже-милиционер, попавшись в ловушку формы, не обратили внимания на то, что поведение лже-милиционера было совершенно нетипичным для представителя правоохранительных органов, то есть что форма самым очевидным образом не соответствовала содержанию. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 460; Нарушение авторского права страницы