Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Становление психологии религии как науки



 

Психология религии как научный подход сложилась на рубеже Х1Х-ХХ вв. (Ее возникновение как самостоятельной дисциплины связывают с выходом книги Ф.Шлеермахера «Психология» (1862).

 

Она на стыке наук – религиоведения, экспериментальной психологии, истории, социологии, этнографии, лингвистики и философии. Когда в ведущих странах Америки и Европы этнографы собрали обширный материал по культовой практике различных религий у различных народов, ученые-психологи увидели, что, несмотря на разнообразие культов, у них есть определенное сходство. Требовалось объяснить природу культового эффекта и его механизмы, вскрыть его психологические основы.

 

С конца XIX в. на базе развития естественных наук, появились свободные от теологии исследования по психологии религии. Постепенно сформировалось несколько самостоятельных школ:

 

1) эмпирическая и экспериментальная индивидуальная психология религии (Гронвил Стенли Холл, Э.Д.Старбек, Д.А.Леуба);

 

2) этническая и социальная психология религии (Э.Тайлор, Дж.Фрэзер, Р.Маретт);

 

3) Психопатология религии и выросший на ее почве психоанализ (школы 3. Фрейда, К.Юнга и др.).

 

4) Эмирическая индивидуальная психология религии. Основатель данного направления - американец Гронвил Стенли Холл (1844-1924), профессор Кларского университета. По Холлу, индивид в своем развитии повторяет все этапы развития человеческого рода. Его анализ с точки зрения педагогической психологии позволяет проследить возникновение детских представлений о божестве, момент «обращения» к религиозной вере и т.п. Из основанной им «Кларской школы Цсихологии религии» вышли последователи - Э.Д.Старбек (1866-1947) и Д.А.Леуба (1868-1946).

 

Положения эмпирической психологии, разрабатываемые этими учеными, основываются на биологическом понимании человеческой психики и стремлении строго придерживаться принципа «нейтрализма в вопросах веры».

 

Эдвин Старбек определял религию как приспособление чувств к глубоким реальностям жизни, в том числе к тем, которые охватывают личную жизнь. В книге «Психология религии» он описывает религию как биологическое явление, коренящееся во врожденных инстинктах как в особого рода приспособлениях человека к окружающей среде. В центре его внимания была проблема религиозного «обращения» через принятие определенного вероисповедания, приход в данную веру (в христианстве - крещение).

 

В 1912г. Д.А.Леуба написал труд «Психологическое изучение религии», в котором проанализировал известные ему материалы индивидуальной и детской психологии. Он считал, что в религиозной жизни, которую исследует психолог, ничего не может проявиться такого, что требовало бы допущения сверхъестественного влияния. Леуба утверждал, что на протяжении всей истории религия - это средство одурманивания, а религиозный опыт - не основание для признания сверхъестественного, все таинственные явления, которые описывают мистики, могут быть объяснены чисто физиологически.

 

Продолжил традиции Старбека американский психолог и философ Уильям Джеймс (1842-1910). Главная его работа «Многообразие религиозного опыта» (1902). При написании ее он использовал коллекцию документов Старбека и добавил анализ дневников, биографий, автобиографий, мемуаров, писем, молитвенников, писаний, проповедей и изречений выдающихся мистиков и религиозных деятелей. Джеймс и Старбек считали, что корень религии в чувстве, а философские и теологические формулы - это производное образование.

 

К индивидуальной школе психологии религии могут быть отнесены также концепции, указывающие на уникальность человеческой психики (У.Кларк, П.Джонсон, В.Грюн, Ф.Хайлер, К.Воббермин и др.).

 

Г.Олпорт (1897-1967) в своей книге «Индивид и его религия» указывает на тот факт, что религиозный опыт каждого человека столь уникален и неповторим, что можно предположить формирование каждым верующим своей особой религии.

 

Школа социальной и этнической психологии.

 

Представителями этой школы являются философы XIX века, прежде всего К.МарксЮ, М.Вебер и Э.Дюркгейм. К.Маркс впервые подошел к рассмотрению религии в ее связи с обществом. На его взгляд, религия есть социальный феномен по своей природе. Она включена в систему общественных отношений и коренится в социальных структурах, в которых и нужно искать объяснения религии. Религия существует за счет земли, а не неба. Она выполняет конкретные функции в обществе и отвечает конкретным потребностям людей. Как любой другой социальный институт, религия принудительно действует на людей. Такой функциональный подход религии обусловлен классовыми отношениями в обществе. Религия есть надстройка над экономическим базисом, т.е. производное от нее. Религия интерпретирует социальные отношения. Ее функция идеологическая, она может тормозить или ускорять общественное развитие. По Марксу христианство, например, призывая к терпению в этом мире, обещает награду на том свете и поэтому является «опиумом для народа».

 

Марксистская психология религии была развита и продолжена в советской научной школе (Л.Войтоловский, М.Рейснер и др. в 20-е гг.) Советская психология неизбежно касалась идеологии и политики. Направления исследования марксистской психологии религии советские ученые видели в изучении религиозной психологии для использования полученных данных в идеологических целях: атеистической работе, разоблачении религиозных догм, критике зарубежной психологии религии и т.д.

 

Французский социолог и философ Э.Дюркгейм (1858-1917), тщательно изучив этнографические материалы о религии туземцев Австралии, пришел к выводу, что индивидуальная психология не дает ключа к пониманию религии, она может быть изучена только в плане социальной психологии. Он ввел понятия «коллективные представления и чувства», с помощью которых пытался раскрыть механику происхождения тотемизма, и описал «способность общества выступать в качестве бога или порождать богов...». Религия, на его взгляд, отвечает важной социальной потребности - обеспечению солидарности в обществе, его целостности. В ней реализуется присущая людям способность к обожествлению обычных вещей, которым придается сакральное значение. Они-то и способны сплачивать общество в единое целое.

 

Указанных авторов интересовали те аспекты религиозного влияния на человека, которые коренились в обществе. Их не интересовали философские, индивидуально-психологические и теологические аспекты религии. На их взгляд, религия есть социальный продукт, а религиозность личности - результат ее взаимодействия с социальным окружением.

 

На рубеже Х1Х-ХХ веков данное направление усиливается работами английских антропологов-эволюционистов Э.Тайлора, Дж.Фрэзера. Р.Маретта. Их интересовал вопрос происхождения и развития религий, «обрядов, церемоний и обычаев, столь поучительных для познания самых сокровенных религиозных начал» («анимизм», «преанимизм» и др.). Они подробно рассматривают психологические аспекты этого явления (мышление и аффекты дикаря, сновидения, возникновение идей о «душе» и т.п.). Дж.Фрезер в «Золотой ветви» использовал понятия «ассоциация по смежности», «ассоциация по сходству». В первой четверти XX столетия это направление развивалось в русле «французской социологической школы» (Л.Леви-Брюль и др.).

 

Леви-Брюль относил обычаи, язык и верования к коллективным представлениям, которые служат «основанием» религиозных институтов и имеют ряд чисто психологических особенностей. Человеческое сознание, на его взгляд, не всегда и не везде одинаковое, мышление первобытных обществ имеет мистический и пралогический характер, поэтому оно иное, чем в современном цивилизованном обществе.

 

К данному направлению можно отнести и социально-психологические концепции Дж.Пратта, Э.Фромма и др. В последние 30-50 лет психология религии развивается в тесной связи с развитием социологии религии. В результате стала развиваться промежуточная ветвь - «социальная психология религии», «психосоциология религии» (Иоахим Вах. 1898-1955).

 

Психопатология религии

 

Это направление, сущность которого в изучении и лечении возникающих на религиозной почве ненормальных явлений в психической жизни.

 

Французский невропатолог и психиатр Пьер Жане (1859-1947), следуя принципу Флурнуа (нейтрализм в вопросах веры), в своих работах, посвященных душевным болезням, исследовал явления паранойи, галлюцинаций, экстаза, одержимости, фанатизма и т.п. Книга «От тревоги до экстаза» написана в методологии соединения «внутреннего» (интроспективного) подхода с «внешним» наблюдением.

 

Жане был уверен, что научная психотерапия заменит религию. Он считал, что душевно здоровые люди не нуждаются в религии, они обычно не религиозны. Последняя отпадет сама собой после приобщение членов общества к прогрессу и, как следствие, - идеям терпимости, уважения к свободе других, культу инициативы, уважения к новаторам и т.п.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1574; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь