Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Религия как психологический феномен ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Человек в своем религиозном поведении, мышлении и чувствах является предметом изучения психологии религии. Религия представляет собой не только социальный, но и психологический феномен, а потому должна быть рассмотрена в ее отношении к внутреннему миру человека, с теми процессами, которые происходят в человеческой душе. Это и есть предмет психологии религии. Религия является предметом психологического анализа в той мере, в какой речь идет о переживаниях индивида или группы людей, в какой мере и каким образом влияет на них религия, каков их религиозный опыт. Религия рассматривается психологией как переживания индивида, как фактор, способный влиять на переживания и через них на действия индивида или группы людей. Основными вопросами, на которые стремится найти ответ психология религии, являются проблемы связи размышлений о Боге, выраженных в понятиях, с переживаниями, не поддающимися выражению на языке интеллекта и абстракций, а также проблемы различения религиозных переживаний от переживаний, вызванных музыкой, танцами, наркотиками. Можно назвать два основных подхода к решению обозначенных проблем: 1. Теологический подход заключается в том, что религиозные переживания -- это переживания особого предмета, которые не сводятся к человеческим эмоциям. Науке психологии в этом случае остается мало места, поскольку приходится только констатировать притязания или убежденность верующего в том, что он живет вместе с «живым» Богом. 2. Но научная психология может заниматься только тем, что переводимо на язык науки, тем, что составляет содержание психической жизни «имеющих религию людей». Поэтому другой подход состоит в том, что психология изучает не связь с Богом, а веру человека в сверхъестественные силы (т.е. не то, что кажется верующему человеку реальностью, а саму реальность)
Психологический анализ религиозных верований состоит в том, что исследователь «выносит за скобки» вопрос об их истинности, оставляя его философии и теологии. При том, что психология религии изучает человека, она учитывает то, что сама религия остается социальным феноменом и не сводится к субъективному и психическому: индивидуальный религиозный опыт всегда опосредован для индивида -- социально или исторически -- той или иной традицией. То, что индивидом понимается и обозначается как религиозное, зависит от того понимания религии, которое существует в общественном сознании. Психология религии изучает субъективную сторону религии: 1) Религиозность индивида в его социальных связях, прежде всего в функциональных. Религиозная вера в отличие от суждений науки не требует обоснования, доказательства, проверки и подтверждения посредством соотнесения с реальной действительностью. Она поддерживается силой традиции и «социальным соглашением». В психологии вера рассматривается «операционально» - как выражение доверия индивида к тем или иным фактам и высказываниям. Верующий убежден в том, что источником его верований является божественное откровение. Религиозная вера как психологический феномен существует в виде религиозных верований, которые не обязательно связаны с «религиозными знаниями», но обязательно -- с внутренней уверенностью в приобщении к «тайне». Такая вера является переживанием, которому в отличие от интеллектуального акта логика и доказательства не нужны. Психологически верования отличаются от знаний тем, что они «сопротивляются» ясному и четкому отделению объективной реальности от субъективного воображения. Они основываются на том, что воображаемое представляется более реальным. Особенностью религиозных верований является то, что они представляют собой психологическое образование, обладающее внутренней цельностью и самостоятельностью.
2)Мотивы и установки, обусловливающие религиозные представления; состояние сознания. Между церковным учением, «религиозным знанием» и непосредственной религиозностью, переживанием чувства соприкосновения с Богом стоит религиозный опыт: медитация, экстаз, мистические видения. Любой религиозный опыт можно описать, опираясь на три основных элемента: - мировоззрение, чувства, представления и отношения с внешним миром индивидуума, переживающего опыт; - раскрываемый в данном опыте объект религиозного поклонения; - социальные формы религиозного опыта, определяемые тем, что личность стремится сделать свой опыт достоянием других людей. Понятие религиозного опыта охватывает все многообразие его индивидуальных проявлений, в том числе и чувство благоговения перед тайной жизни, ощущение страха и собственной нечистоты перед священным, ощущение присутствия и постоянного контроля со стороны сверхъестественной силы или личности, ощущение облегчения от прощения, ощущение ценности и упорядоченности жизни, чувство единения с Богом и преодоления эгоцентрического «Я». Трудности изучения религиозного опыта связаны с невозможностью полноценного перевода внутренних переживаний личности на язык научных понятий или даже обыденного общения. Долгое время всю информацию исследователи черпали из свидетельств субъектов религиозного опыта. Но эти свидетельства чаще всего облекаются в формы, предписанные религиозной традицией. Под религиозной традицией мы понимаем привычку поклоняться Богу строго определенным способом, обращаться к нему в строго определенных выражениях, представлять себе его в строго определенных образах и вести себя согласно строго определенным канонам. Психологические исследования, тем не менее, позволили провести различие между объяснениями и простыми описаниями религиозной жизни. Первичной формой описания является религиозное переживание, которое чаще всего предстает в форме видения -- прозрения, озарения, постижения, связанных с явлениями особого рода, например, явлениями Богоматери или других образов. Понимание религиозного опыта, свидетельства ощущений тех, кто его пережил, психология религии рассматривает не как объяснение, а как то, что подлежит объяснению.
3)Религиозное поведение и действия; религиозные отношения (внутри общины, с внешним миром). При изучении религиозного поведения имеют в виду такие внешние проявления, как частота посещения церкви, регулярность соблюдения религиозных ритуалов, следование моральным предписаниям, чтение священных книг. Речь в данном случае идет именно о поведенческих аспектах религиозности, а не о влиянии религии на деятельность человека в различных сферах его жизни. Таким образом, с середины прошлого века благодаря исследованиям мифа, социологии и психологии религии, ее сравнительно-историческому анализу формируется представление о религии как о психологическом феномене. Оказалось, что и религия поддается научному описанию и объяснению. Психологический анализ религиозности включает в себя изучение: во-первых, психических мотивов и установок, обусловливающих специфически религиозные представления, состояния сознания (вера, догма, исповедание); во-вторых, религиозное поведение и действия (молитва, медитация, ритуалы и т. д.); в-третьих, религиозные отношения (внутри общины, с внешним миром).
Предмет психологии религии представляет собой изучение психологических закономерностей возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на вне религиозные сферы жизнедеятельности индивида, группы, общества. Общее представление о предметном поле психологии религии представляет собой совокупность следующих моментов: 1) учение о психологических основах религии; 2) совокупность положений, раскрывающих специфику религиозно-психологических явлений (свойств, процессов, состояний), присущих личности и группе; 3) изучение многообразия религиозно-психологического опыта; 4) анализ психологических аспектов религиозной деятельности и отношений - культа, религиозной проповеди, обучения, воспитания, общения и т.д.; 5) методика психологических исследований религиозности.
Предметом психологии религии является религиозность как психический факт, а именно суть сознания и религиозное поведение человека как выражение его внутренних переживаний.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1103; Нарушение авторского права страницы