Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методы исследования в психологии религииСтр 1 из 5Следующая ⇒
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ Определение понятий РЕЛИГИЯ - ЕСТЬ ВЕРА В БОГА
Психология религии — отрасль психологии, изучающая психологические и социально-психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции. Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной психологии ведется в следующих направлениях:
1) Общая теория психология религии. изучает содержание и структуру религиозного сознания, специфику религиозных чувств, психологические функции религии в духовной жизни личности и общества;
2) Дифференциальная психология религии рассматривает религиозное сознание и чувства верующих с учетом конкретной социальной среды и исторической эпохи;
3) Психология религиозных групп изучает социально-психологическую структуру религиозных общин, механизмы общения, подражания, внушения, установок и их воздействие на сознание, чувства и поведение верующих;
4) Психология религиозного культа исследует воздействие религиозных обрядов на психику человека.
Религия (от лат. relegere - вновь воспроизвести, religari - соединить себя) - связь с Высшим, со Святым, открытость и доверие к Нему, готовность принять в качестве руководящих начал своей жизни то, что исходит от Высшего и открывается человеку при встречах с Ним.
Религия (По опред Энцикл. словаря) - это организованное поклонение высшим силам. Оно (поклонение) предполагает несомненную для верующего сознания реальность тех высших сил, которым оказывается почитание. Вместе с тем оно предполагает веру, т. е. религиозное настроение, выражающееся в определенной системе культа и системе представлений о божественном.
Религия (опред. Б. Н. Чичерина) как общее явление человеческого духа есть стремление к живому общению с абсолютным.
Можно сказать, что религия является способом достижения человеком контакта с божеством.
Между религией и религиозностью существуют определенные отношения. К.Тиле пишет: " религия как оболочка необходима только ради ядра, а религиозность как раз и является ядром, …сущность религии в полной мере познаваема только во взаимном влиянии религии и религиозности"
Религиозный человек (лат. homo religiosus) - это человек, живущий в мире под знаком действенного присутствия божества, человек благочестивый, добросовестный, исполненный страха перед предметом поклонения.
Религиозный опыт - разнообразный жизненный опыт встреч с Высшей реальностью, чувство присутствия безграничной тайны в жизни человека, вызывающее ответное благоговение и дающее внутренний мир, или же присутствие святого – не от мирной реальности, пробуждающей в нас страх и трепет; может восприниматься и как призыв изменить себя или что-то в окружающей жизни. Религиозный опыт встречается и у атеистически мыслящих людей, которые часто не находят ему адекватной интерпретации. Духовной ценности не имеет тот религиозный опыт, в котором не происходит встречи с живым Богом и нет таких плодов как вера и послушание Ему. Понятие религии до сих пор остается одним из труднейших для определения в эмпирических, операциональных категориях. Единого определения религии нет. С психологической точки зрения, главным в религии является феномен веры. Психологический уровень изучения религии — от наличия вполне определенных психологических корней религии до психологии религиозности верующих и отдельных психологических проявлений этой религиозности в виде как самой веры, так и производных от нее суеверий, религиозного культа, экстаза, фанатизма и т. д. Предмет психологии религии можно определить как изучение совокупности психологических явлений, связанных с религией и религиозностью.
Объектом исследования психологии религии является субъективная сторона религии: тот фрагмент реальности, который характеризует человека, когда речь идет о религиозно окрашенных психических явлениях, касающихся сознания и соответствующего поведения личности, группы людей, общества, а также вызывающих их факторов.
К объекту психологии религии также относят духовные переживания при обращении в другую веру, раскаянии, грехе, заповедях и других религиозных феноменах.
Исследования религии с точки зрения психологии осуществляется на двух уровнях: 1.Во-первых, теоретический анализ религиозной психики как индивида, так и группы 2. Во-вторых, эмпирическое исследование психологии верующих В реальной практике психолога религии оба уровня тесно связаны друг с другом: теоретический анализ религиозной психики осуществляется на фактологической основе, собранной во время эмпирических исследований; в свою очередь, теоретические схемы всегда должны быть проверены путем сопоставления их с данными конкретных исследований.
Однозначного понимания предмета и задач психологии религии не сложилось до настоящего времени: · Одни авторы (Е.Флурнуа и Т.Рибо) считали, что предметом данной отрасли являются все элементы религиозного комплекса в его влиянии на личность, непосредственной ее задачей является изучение только эмоциональной стороны психической жизни верующего. При таком подходе религиозный культ, мировоззренческий аспект отходят на второй план, считается, что религиозные чувства развиваются самопроизвольно. · Другие авторы (Г.Олпорт, У.Кларк) считали, что все элементы человеческой психики: рассудок, чувства, воля присутствуют в религиозных переживаниях и должны быть изучены. · В.Грюн считал, что предметом психологии религии является весь «набожный человек во всех его формах и видах». · П.Джонсон и Э.Фромм добавляли, что должны изучаться и социальные процессы взаимодействия религиозных индивидов. · В отечественном направлении предметом психологии религии являлось изучение психологических особенностей религиозных людей, отличающих их от людей не религиозных и реализующихся в их поведении.
Если обобщить, то предметом психологии религии является религиозность как психический факт, а именно суть сознания и религиозное поведение человека как выражение его внутренних переживаний.
Исходным материалом для психологии религии, поскольку она использует интроспекцию, служат факты внутреннего опыта – воспоминания, переживания, описания состояний, связанные с религией.
Психология религии использует материал, который является следствием выражения религиозных процессов духовных переживаний (обряды, действия любого вида). Психология религии занимается сбором и классификацией данных, а также построением и верификацией теорий. Классификация религий
Человечеству знакомо множество религий. Основные подходы к их классификации также многообразны. Существуют нормативные, географические, этнографические, философские, морфологические, лингвистические и другие принципы ее классификации. Для психологии важно классифицировать религии сразу по двум основаниям — по направленности и географическому признаку, позволяющим четко обозначить и их специфику, и видимое невооруженным глазом их одинаковое происхождение, сходство. Обычно различают религии:
• авраамического монотеизма (веры в единого Бога), вырастающие из древнего иудаизма и включающие в себя иудаизм, христианство и ислам;
• индийского происхождения, представленные индуизмом, южным буддизмом (тхеравада), джайнизмом и сикхизмом;
• дальневосточные — конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна).
Этот перечень дополняют так называемые этнические религии, принадлежащие к разнообразным культурам «малых обществ», которые иногда рассматриваются как «первобытные», — это религии аборигенов Африки, Полинезии, Австралии, североамериканских индейцев
Структура религии
В структуре религии выделяют:
1. религиозное сознание; 2. религиозную деятельность; 3. религиозные организации.
Религиозное сознание. Выделяют два уровня религиозного сознания:
a. уровень идеологии b. уровень психологии. Для психологии религии типичны два вида отношения к религии как таковой: беспристрастный подход, или подход теологический. 1. С первой точки зрения, следует принципиально отказаться от выяснения вопроса об истинности или ложности религиозных представлений, как таковых, что выходит за пределы компетенции психологии как науки. Так было решено на XV Всемирном психологическом конгрессе. 2. С теологической точки зрения, само существование религиозных верований, встреча в них человека с Богом, объясняется действительной наличием сверхъестественного (священного, божественного) - вне природного мира, что окружает человека, находящегося в глубинах самой человеческой души.
Современная психология религии имеет множество направлений и множество самостоятельных школ:
· Объективно-идеалистический подход - религиозность индивида иммаментна присуща его сознанию, так как источник последнего есть Бог (Р.Отто, М.Шеллер и др.). · Индивидуально-психологическая или субъективистская точка зрения – религиозность определяется биологической потребностью (Дж.Коу) или внутренней психологической потребностью отдельного индивида в вере (Г.С.Холл, Э.Д.Старбек, Д.А.Леуба). К этому же направлению можно отнести психоанализ. · Социально-исторический или объективистский (материалистический) подход – под воздействием условий жизни создаются определенные психические состояния, которые благоприятствуют усвоению индивидом религиозным верованиям (Б.Малиновский, Д.Фрэзер, Л.Леви-Брюль, К.Маркс и др.)
Психология религии – наука, в которой действует принцип объективности: · Когда в среде исследователей выделились крайние полюса: «агрессивно религиозные» и «агрессивно антирелигиозные» позиции, Т.Флурнуа, чтобы нейтрализовать данное явление, предложил в своей книге «Принципы религиозной психологии» идею об исключении «коэффициента трансцендентной реальности», т.е. вопроса о существовании Бога. · Психология религии является той областью психологической науки, которая поставляет материал ученым, специализирующимся в других ее областях, дает модель целостного существования, позволяющего учитывать в структуре личности все ее стороны и аспекты (взаимосвязь соматических, летальных, психических, духовных слоев). · Также эта наука занимается проблемами структуры и типологии религиозного опыта и его обусловленностью, изучает роль религиозных состояний и актов в поведении личности, поднимает проблему обращения совести, исследует религиозные позиции, опыт, развитие, а также чувство вины и сожаления.
Корни религии В настоящее время мало кто возражает против понимания религии как одной из форм общественного сознания. С психологической точки зрения, «основным объектом психологии религии как раздела социальной психологии является обыденное религиозное сознание широких масс верующих или религиозная психология как один из элементов обыденного сознания в целом». Социальная функция религии состоит в том, чтобы заставлять членов группы поддерживать общие надежды и тем самым укреплять социальные связи. Религия выступает в качестве своего рода «обезболивающего средства» от многих социальных невзгод и неурядиц. В значительной мере эта функция сохраняется до сих пор, однако теперь ее уже следует рассматривать как социально-психологическую функцию.
При рассмотрении психологических корней религии выделяют четырех группы факторов: · Во-первых, это способность человеческого сознания к формированию достаточно абстрактных понятий. · Во-вторых, это неосознанные компоненты мышления и деятельности. · В-третьих, это человеческие эмоции. · В-четвертых, это психологическая дихотомия «мы»—«они», лежащая в основе формирования всех человеческих общностей.
Анализ специальной литературы показывает, что принято выделять пять основных социально-психологических функций религии. Основной функцией религии в социально-психологическом контексте безусловно является интегрирующая функция. Интегрирующая функция сплачивает единоверцев. Психологическая основа такого сплочения — «мы-сознание», стимулирующее ощущение единства, взаимосвязи людей, принадлежащих к данной общности. Интегрирующая функция религии обычно поддерживается соответствующей системой обрядов и ритуалов (таких как коллективная молитва), подкрепляющих «мы-сознание», чувство принадлежности к данной религиозной общности. Здесь интегрирующая функция смыкается с другой, коммуникативной функцией религии. Участие в религиозных обрядах удовлетворяет потребность людей в общении. Его центром часто как раз и является церковь, мечеть, молитвенный дом или иное место для собраний верующих. Коммуникативная функция религии — это своеобразный компенсаторный механизм по отношению к свойственному современному обществу феномену массового отчуждения. Это же связано с проявлениями еще одной, компенсаторной функции религии. Компенсируя эту зависимость, религия объясняет непонятные закономерности общественного развития «божьим промыслом» и «божественной волей». Это дает надежду на вмешательство Бога, на его помощь. В свою очередь, желание воздействовать на Бога, заставить его помочь разрешить те или иные проблемы пронизывает всю религиозную деятельность верующих. Религия выполняет и важную мировоззренческую функцию. Она всегда выступает как основа системы ценностей и в обществе в целом, и в сознании отдельного человека. Догматы религии — это итог, результат систематизации непосредственного опыта, реальных и иллюзорных представлений, которые формируются массовым сознанием. В своей «организованной» форме они вновь воздействуют на массовое сознание, помогая человеку не только соединять свои знания об окружающей действительности в цельную и относительно непротиворечивую «картину мира», но и выбирать правильную линию поведения. В этом проявляется тесная связь мировоззренческой функции религии с другой, регулятивной функцией. Последняя проявляется в том, что религия реально регулирует поведение людей в обществе, создает и поддерживает систему норм и правил жизни.
Психология веры Бесспорным является то, что наиболее кратко, четко, жестко и последовательно сущность веры определил римский ранне христианский богослов Тертулли-ан: «Верую, потому что абсурдно». Эта формула навсегда защитила веру от доводов разума. « Вера — это чувство, создающее иллюзию познания и реальности того, что создано фантазией с участием этого же чувства. Оно является обязательным компонентом структуры религиозного сознания и, следовательно, минимумом религии» (Платонов, 1975). Вера — это, как правило, утверждение без каких бы то ни было доказательств. (Букин В. Р. Социальная психология и религия. // Проблемы общественной психологии. М, 1962. С. 355. ) Религиозные представления рождаются не в сознании отдельного человека, они не являются итогом анализа собственного опыта людей. Они внедряются в их сознание в готовом виде. Поэтому любые попытки анализа убивают веру. Поэтому вера и анализ нетерпимы друг к другу. Вера —по сути, и есть психологическая готовность к заражению, внушению и подражанию. Одновременно это есть и результат внушения, заражения и подражания. Это базовый элемент всей структуры восприятия и усвоения суггестивных воздействий и одновременно результат таких воздействий. Чувство веры, как это свойственно любой эмоции, поддается действию «циркулярной реакции» и «эмоционального кружения». Вера легко образует массу верующих. И наоборот, в массе легко распространяется и укрепляется вера, часто достигая уровня неудержимого аффекта и принимая форму религиозного экстаза. Психология суеверий По мнению К. К. Платонова, суеверия — это рудиментарные осколки прошлых религий и связанных с ними культов в массовой психологии. Это и благоприобретенные, новые верования, близкие по психологическому происхождению к неврозу навязчивых состояний. В силу этого бороться с ними практически невозможно — они составляют «бытовую подкладку» нашего сознания. Психологическое объяснение большинства существующих суеверий — поиск логической связи между событиями, наступающими одно после другого. Здесь действует формула: после того — значит, вследствие того. В психологии масс представления о вполне возможной сверхъестественной связи между близкими или совпадающими по времени явлениями до сих пор продолжает сохраняться и служить источником веры в приметы, предчувствия и гадания. Помогает здесь и особая избирательность нашей памяти: одна сбывшаяся примета или некое предсказание запоминаются лучше, чем десяток несбывшихся. Мотивы обращения к религии Многочисленные социологические опросы и специализированные социально-психологические исследования позволяют дифференцировать религиозную психологию масс, вычленить группы верующих, чья религиозная общность строится на различных мотивах обращения к религии. Именно мотив обращения стоит в центре той массы, которая психологически формируется вокруг церкви. Существует шесть достаточно очевидно различающихся между собой мотивов — соответственно, можно говорить о шести вариантах религиозной психологии масс: · Первая группа верующих — люди, для которых религия выступает как своя форма познания мира. Обычно это крайне малообразованные люди, просто не имеющие никакой иной «картины мира». Зато они очень хорошо знают библейскую онтологию, всю мифологическую основу религии. Сотворение Богом мира и человека, наличие рая и ада, загробной жизни являются для них достаточно реальными вещами. · Ко второй группе относятся верующие, основным мотивом для которых выступает ожидание райского блаженства после смерти. Такой мотив порождается тяжелыми условиями жизни, множеством неудовлетворенных потребностей, а также страхом смерти. Как известно, в большинстве религий описание рая как раз и наполнено самыми приятными вещами. Коран, рожденный в засухе Аравийской пустыни, учит о рае: «В нем реки из воды, не портящейся, и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих; реки из меду очищенного» (Коран, 1963). Из всей религиозной теории эти верующие лучше всего знают и помнят положения о бессмертии души и существовании загробной жизни. Страх смерти, хотя и не всегда в осознанной форме, занимает значительное место в сознании современных верующих. Избежать ее для тела невозможно — значит, следует утешаться бессмертием души. · Третью группу верующих в религии интересует не вера в сверхъестественное, а сам по себе религиозный культ. Мотивом их участия в культовых действиях является не столько вера в то, что с их помощью они могут воздействовать на сверхъестественные силы, сколько удовлетворение потребностей в общении, в идентификации себя с определенной большой группой, которое дает такое участие. Как правило, это одинокие люди, не нашедшие своего места в тех группах, к которым они объективно принадлежат в светской жизни, глубоко переживающие феномен отчуждения. Обычно они плохо знают религиозные догматы — кроме тех, которые касаются культовых действий. Число таких людей нарастает по мере маргинализации общества. · Для четвертой группы верующих характерна убежденность в необходимости религии для сохранения человеческой нравственности. Особенно много таких людей среди мусульман, жизнь которых почти полностью регламентирована шариатом — основанном на Коране сводом как религиозных, так и моральных, юридических и многих других норм. Основа их религиозности — убеждение, что без религии, без страха божьего наказания, любые общечеловеческие моральные нормы будут постоянно нарушаться. Главное для них — не участие в религиозном культе, а распространение морально-этических религиозных принципов. · Пятая реально существующая группа — это верующие «на всякий случай». В современном мире распространена низкая интенсивность веры. Соответственно этому растет число людей, «на всякий случай», время от времени выполняющих основные, наиболее простые предписания религии как бы по традиции, перешедшей от старших членов семьи или референтной социальной группы. Как правило, эти люди редко задумываются о глубинной сущности религиозных предписаний, действуя по принципу: «А вдруг Бог действительно есть? ». · В качестве шестой группы часто выделяются люди, маскирующиеся под верующих. Речь идет не о манипуляторах, хотя есть и такие, и не о тех, для кого религия является профессией и источником доходов (среди проповедников новомодных сект — не забыт пример главы секты мунистов С. М. Муна, бывший диктатор Гватемалы Р. Монтт вскоре после вступления в должность президента в 1982 г. объявил себя «пророком», поставленным самим Богом, чтобы спасти страну). Серьезная проблема заключается в том, что в странах, где принадлежность к той или иной религии служит критерием политической и социальной «благонадежности», основным, а иногда и единственным мотивом обращения к религии является стремление приобрести более высокий социальный статус. Естественно, именно за этим статусом они и идут в церковь. Перечисленные группы и различия между их представителями носят во многом условный характер. Они далеко не исчерпывают всех возможных мотивов обращения к религии, не исключают и существования смешанных типов — верующих, религиозность которых определяется одновременно несколькими мотивами. Однако даже такой, самый первичный анализ религиозной мотивации представляется вполне продуктивным для более глубокого осмысления той реальности, которую принято обозначать как «религиозную психологию масс».
Основные выводы
1. Религия — одна из форм общественного сознания. Основной объект психологи религии как раздела социальной психологии — обыденное религиозное сознание широких масс верующих или, иными словами, религиозная психология как один из элементов обыденного сознания в целом. Со светской точки зрения, существует три основных группы корней религиозной психологии. Социальные корни обычно связаны с поисками какого-то выхода из повседневных тягот жизни, связанных с социальным неравенством людей. Гносеологические корни — с ограниченностью человеческого познания, подчас искажающего картину реального мира. Социально-психологические корни связаны с четырьмя основными моментами: 1.Во-первых, со способностью сознания к формированию абстрактных понятий типа понятия «Бог». 2. Во-вторых, с неосознаваемыми компонентами мышления и деятельности, не всегда понятными самому человеку и связываемыми с потусторонними силами. 3. В-третьих, с человеческими эмоциями, требующими выхода — в частности, в религии. 4. В-четвертых, с психологическим разделением «мы — они», лежащим в основе формирования религиозных общностей.
Выделяются пять социально-психологических функций религии: интегрирующая, коммуникативная, компенсаторная, мировоззренческая и регулятивная. Особой функцией является пробуждение в человеке чувства веры и поддержание в нем этого чувства. Вера — чувство, создающее иллюзию познания и реальности того, что создано фантазией с участием этого же чувства. Вера является обязательным компонентом религиозного сознания. Как правило, вера выражается в принятии некоторых утверждений без доказательств. Утверждения такого рода не возникают сами собой в сознании отдельного человека и не являются результатом анализа собственного опыта людей. Обычно они внедряются в массовое сознание, причем в готовом виде. По механизму распространения вера связана с психологическими феноменами внушения, заражения и подражания и как результат действия этих феноменов, и как готовность людей поддаваться их действию. Чувство веры, как всякое эмоциональное состояние, поддается влиянию «циркулярной реакции» и «эмоционального кружения». Поэтому вера, с одной стороны, легко образует массу верующих, а с другой стороны, ее распространение и укрепление происходит именно в массе. Только в массе вера может достигать уровня неудержимого аффекта и принимать форму религиозного экстаза.
Всякая религия включает набор особых действий, необходимых верующим для выражения своей принадлежности к религиозной общности и укрепления как своей веры, так и личной идентификации с данной общностью. Совокупность таких действий представляет собой религиозный культ. Религиозный культ для верующих — это практически любые символические действия, основанные на вере в возможность влияния с их помощью на сверхъестественные объекты и их свойства. Важнейшие элементы религиозного культа — молитва, разные формы жертвоприношения и исповедь. Выделяются шесть основных мотивов обращения людей к религии: 1. Во-первых, религия привлекает как форма познания и осмысления мира. 2. Во-вторых, она увлекает ожиданием райского блаженства после смерти. 3. В-третьих, привлекает сам религиозный культ, его ритуалы. В-четвертых, религия считается важным условием сохранения нравственности. В-пятых, некоторые обращаются к религии «на всякий случай». В-шестых, особым мотивом оказывается маскировка под верующих ради достижения нерелигиозных целей.
Психопатология религии
Это направление, сущность которого в изучении и лечении возникающих на религиозной почве ненормальных явлений в психической жизни.
Французский невропатолог и психиатр Пьер Жане (1859-1947), следуя принципу Флурнуа (нейтрализм в вопросах веры), в своих работах, посвященных душевным болезням, исследовал явления паранойи, галлюцинаций, экстаза, одержимости, фанатизма и т.п. Книга «От тревоги до экстаза» написана в методологии соединения «внутреннего» (интроспективного) подхода с «внешним» наблюдением.
Жане был уверен, что научная психотерапия заменит религию. Он считал, что душевно здоровые люди не нуждаются в религии, они обычно не религиозны. Последняя отпадет сама собой после приобщение членов общества к прогрессу и, как следствие, - идеям терпимости, уважения к свободе других, культу инициативы, уважения к новаторам и т.п.
ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ Определение понятий РЕЛИГИЯ - ЕСТЬ ВЕРА В БОГА
Психология религии — отрасль психологии, изучающая психологические и социально-психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания, его структуру и функции. Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной психологии ведется в следующих направлениях:
1) Общая теория психология религии. изучает содержание и структуру религиозного сознания, специфику религиозных чувств, психологические функции религии в духовной жизни личности и общества;
2) Дифференциальная психология религии рассматривает религиозное сознание и чувства верующих с учетом конкретной социальной среды и исторической эпохи;
3) Психология религиозных групп изучает социально-психологическую структуру религиозных общин, механизмы общения, подражания, внушения, установок и их воздействие на сознание, чувства и поведение верующих;
4) Психология религиозного культа исследует воздействие религиозных обрядов на психику человека.
Религия (от лат. relegere - вновь воспроизвести, religari - соединить себя) - связь с Высшим, со Святым, открытость и доверие к Нему, готовность принять в качестве руководящих начал своей жизни то, что исходит от Высшего и открывается человеку при встречах с Ним.
Религия (По опред Энцикл. словаря) - это организованное поклонение высшим силам. Оно (поклонение) предполагает несомненную для верующего сознания реальность тех высших сил, которым оказывается почитание. Вместе с тем оно предполагает веру, т. е. религиозное настроение, выражающееся в определенной системе культа и системе представлений о божественном.
Религия (опред. Б. Н. Чичерина) как общее явление человеческого духа есть стремление к живому общению с абсолютным.
Можно сказать, что религия является способом достижения человеком контакта с божеством.
Между религией и религиозностью существуют определенные отношения. К.Тиле пишет: " религия как оболочка необходима только ради ядра, а религиозность как раз и является ядром, …сущность религии в полной мере познаваема только во взаимном влиянии религии и религиозности"
Религиозный человек (лат. homo religiosus) - это человек, живущий в мире под знаком действенного присутствия божества, человек благочестивый, добросовестный, исполненный страха перед предметом поклонения.
Религиозный опыт - разнообразный жизненный опыт встреч с Высшей реальностью, чувство присутствия безграничной тайны в жизни человека, вызывающее ответное благоговение и дающее внутренний мир, или же присутствие святого – не от мирной реальности, пробуждающей в нас страх и трепет; может восприниматься и как призыв изменить себя или что-то в окружающей жизни. Религиозный опыт встречается и у атеистически мыслящих людей, которые часто не находят ему адекватной интерпретации. Духовной ценности не имеет тот религиозный опыт, в котором не происходит встречи с живым Богом и нет таких плодов как вера и послушание Ему. Понятие религии до сих пор остается одним из труднейших для определения в эмпирических, операциональных категориях. Единого определения религии нет. С психологической точки зрения, главным в религии является феномен веры. Психологический уровень изучения религии — от наличия вполне определенных психологических корней религии до психологии религиозности верующих и отдельных психологических проявлений этой религиозности в виде как самой веры, так и производных от нее суеверий, религиозного культа, экстаза, фанатизма и т. д. Предмет психологии религии можно определить как изучение совокупности психологических явлений, связанных с религией и религиозностью.
Объектом исследования психологии религии является субъективная сторона религии: тот фрагмент реальности, который характеризует человека, когда речь идет о религиозно окрашенных психических явлениях, касающихся сознания и соответствующего поведения личности, группы людей, общества, а также вызывающих их факторов.
К объекту психологии религии также относят духовные переживания при обращении в другую веру, раскаянии, грехе, заповедях и других религиозных феноменах.
Исследования религии с точки зрения психологии осуществляется на двух уровнях: 1.Во-первых, теоретический анализ религиозной психики как индивида, так и группы 2. Во-вторых, эмпирическое исследование психологии верующих В реальной практике психолога религии оба уровня тесно связаны друг с другом: теоретический анализ религиозной психики осуществляется на фактологической основе, собранной во время эмпирических исследований; в свою очередь, теоретические схемы всегда должны быть проверены путем сопоставления их с данными конкретных исследований.
Однозначного понимания предмета и задач психологии религии не сложилось до настоящего времени: · Одни авторы (Е.Флурнуа и Т.Рибо) считали, что предметом данной отрасли являются все элементы религиозного комплекса в его влиянии на личность, непосредственной ее задачей является изучение только эмоциональной стороны психической жизни верующего. При таком подходе религиозный культ, мировоззренческий аспект отходят на второй план, считается, что религиозные чувства развиваются самопроизвольно. · Другие авторы (Г.Олпорт, У.Кларк) считали, что все элементы человеческой психики: рассудок, чувства, воля присутствуют в религиозных переживаниях и должны быть изучены. · В.Грюн считал, что предметом психологии религии является весь «набожный человек во всех его формах и видах». · П.Джонсон и Э.Фромм добавляли, что должны изучаться и социальные процессы взаимодействия религиозных индивидов. · В отечественном направлении предметом психологии религии являлось изучение психологических особенностей религиозных людей, отличающих их от людей не религиозных и реализующихся в их поведении.
Если обобщить, то предметом психологии религии является религиозность как психический факт, а именно суть сознания и религиозное поведение человека как выражение его внутренних переживаний.
Исходным материалом для психологии религии, поскольку она использует интроспекцию, служат факты внутреннего опыта – воспоминания, переживания, описания состояний, связанные с религией.
Психология религии использует материал, который является следствием выражения религиозных процессов духовных переживаний (обряды, действия любого вида). Психология религии занимается сбором и классификацией данных, а также построением и верификацией теорий. Методы исследования в психологии религии
В психологии религии выбор методов исследования определяется теоретической позицией и мировоззренческой ориентацией исследователя. Из-за отсутствия собственной теоретической базы, в исследованиях по данному вопросу применялась теория, которая предполагала общую антропологическую модель и была сориентирована на более широкий спектр явлений. Психология религии пользуется методами социальной психологии В теоретической области преобладали интерпретирующие методы – эмпирический материал толковался на базе психоаналитического, бихевиористического, медицинско-психологического или иного подхода.
При сборе эмпирического материала психология религии пользуется методами, широко применяемыми в общей медицинской психологии, социологии, этнографии и т.п. Самые распространенные из них это интроспекция, наблюдение, эксперимент. Изучение личных документов, изучение клинических случаев, анкетирование, интервью, опросы. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1406; Нарушение авторского права страницы