Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.



Поверхность Западно-Сибирской равнины имеет меньшие абсолютные высоты, а рельеф ее более плоский, чем на Восточно-Европейской равнине. На общем фоне выровнен­ной поверхности с абсолютными высотами от 50 до 150 м в ее средней части от гор Урала до Енисея тянется полоса возвышенных Сибирских увалов с высотой до 285 м.

Характер поверхности Западно-Сибирской равнины обус­ловлен особенностями ее геологической истории. Выров­ненную и опущенную поверхность фундамента Западно-Сибирской плиты в середине мезозойской эры залили древние моря, на дне которых отлагались мощные толщи осадков. В конце палеогенового периода море отступило, и его дно стало поверхностью равнины.

В четвертичном периоде север равнины покрывался льдом, и сток талых вод ледника в Северный Ледовитый океан был затруднен, а временами и совсем прерывался, поэтому эти воды широко разливались по поверхности равнины. Когда льды растаяли, равнина снова стала сушей.

Вопреки существовавшим долгое время представлениям Западная Сибирь очень богата природными ресурсами. Тайну ее недр лишь в 50—60-х годах разгадали советские геологи, открывшие многочисленные богатейшие место­рождения горючих полезных ископаемых.

На относительно небольших площадях в центральных районах Западной Сибири открыто много месторождений большей частью высококачественной нефти. Особенно бо­гатые нефтеносные площади установлены в Нижне-Вартовском (Самотлорское месторождение), Сургутском и Мегионском районах.

В низовьях рек Оби, Таза, на полуострове Ямал откры­ты месторождения природного газа.

Вопросы:

1. В какое геологическое время образовалась и какое
геологическое строение имеет Западно-Сибирская плита?

2. Какими полезными ископаемыми богата территория
Западно-Сибирской равнины? Назовите их месторождения.


Приложение М 9 Хорошо!

(отрывок из поэмы)

В. В. Маяковский

Я

земной шар чуть не весь

обошел, — и жизнь

хороша, и жить

хорошо. А в нашей буче,

боевой, кипучей, — и того лучше. Вьется

улица-змея. Дома

вдоль змеи. Улица —

моя. Дома —

мои. Окна

разинув, стоят

магазины. В окнах

продукты: вина,

фрукты. От мух

кисея. Сыры

не засижены. Лампы

сияют. «Цены

снижены». Стала

оперяться моя

кооперация.


Бьем

грошом. Очень хорошо. Грудью

у витринных

книжных груд.

Моя

фамилия

в поэтической рубрике.

Радуюсь я, —

это

мой труд

вливается

в труд

моей республики. Пыль

взбили

шиной губатой — в моем

автомобиле мои

депутаты. В красное здание на заседание. Сидите,

не совейте в моем

Моссовете. Розовые лица. Револьвер

желт. Моя

милиция меня

бережет. Жезлом

правит, чтоб вправо

шел. Пойду

направо. Очень хорошо. Надо мною

небо. Синий


шелк! Никогда

не было так

хорошо!..

Жизнь прекрасна и

удивительна. Лет до ста

расти нам

без старости. Год от года

расти

нашей бодрости. Славьте,

молот

и стих, землю молодости.


Приложение № 10

Тексты для пересказа

Картошка с салом

Ю. Герман

Страна голодала, голодали и чекисты. В доме на Лу­бянке большими праздниками считали те дни, когда в столовой подавали суп с кониной или рагу из конины.

Обедал Дзержинский вместе со всеми — в столовой — и сердился, когда ему подавали отдельно в кабинет.

— Я не барин, — говорил он, — успею сходить пообедать.
Но часто не успевал и оставался голодным. В такие дни

чекисты старались накормить его получше — не тем, что было в столовой.

Один чекист привез как-то восемь больших картофелин, а другой достал кусок сала. Картошку почистили, ста­раясь шелуху срезать потоньше. Эту шелуху сварили от­дельно и съели — тот чекист, что привез картошку, и тот, который достал сало. А очищенные картошки порезали и поджарили на сале.

От жареного сала по коридору шел вкусный запах. Че­кисты выходили из своих комнат, нюхали воздух и гово­рили:

— Невозможно работать. Такой запах, что кружится го­
лова.

Постепенно все узнали, что жарят картошку для Дзер­жинского. Один за другим люди приходили в кухню и со­ветовали, как жарить.

— Да разве так надо жарить, — ворчали некоторые. —
Нас надо было бы позвать, мы бы научили.

— Жарят правильно, — говорили другие.

— Нет, неправильно, — возражали третьи.
А повар вдруг рассердился и сказал:

— Уходите отсюда все. Двадцать лет поваром служу —
картошку не зажарю. Уходите, а то нервничаю.

Наконец картошка изжарилась. Старик-курьер понес ее так бережно, будто это была не картошка, а драгоцен­ность или динамит, который может взорваться.

— Что это? — спросил Дзержинский.

— Кушанье, — ответил курьер.

— Я вижу, что кушанье, — сердито сказал Дзержин­
ский, — да откуда картошку взяли? И сало. Это что за са­
ло? Лошадиное?


— Зачем лошадиное, — обиделся курьер. — Не лошади­
ное, а свиное.

Дзержинский удивленно покачал головой, взял было уже вилку, но вдруг спросил:

— А другие что ели?

_ Картошку с салом, — сказал курьер.

— Правда?

— Правда.

Дзержинский взял телефонную трубку и позвонил в сто­ловую. К телефону подошел повар.

— Чем сегодня кормили людей? — спросил Дзержин­
ский.

Повар молчал.

— Вы слушаете? — спросил Дзержинский.

— Сегодня на обед была картошка с салом, — сказал
повар.

Дзержинский повесил трубку и вышел в коридор. Там он спросил у первого же встреченного человека:

— Что вы ели на обед?

— Картошку с салом.

Тогда он вернулся к себе и стал есть. Так чекисты «обманули» Дзержинского, один раз за всю его жизнь.

Из жизни замечательных людей.

Великий трагик русской советской сцены Александр Алексеевич Остужев (1874—1953) был непостижимо раз­нообразен в интонационных оттенках роли, всегда точных, звучных и ясных. Казалось, каждая фраза у него напоена музыкой. Все звуки удивительного бархатного тембра бы­ли выверены, точно соответствуя действию, которому бы­ли предназначены.

При этом Остужев ссылался на знаменитого итальян­ского актера Томмазо Сальвини. Объясняя, как он добил­ся необыкновенного звучания каждой фразы, Сальвини отвечал:

— Очень просто. Я читаю фразу 800 раз.

Калитка Эдисона

На протяжении долгого времени знакомые, приходившие к Эдисону, удивлялись, почему с трудом открывается ка­литка его сада. Наконец один из друзей ученого, гостив­ший у него, сказал однажды:

— Такой гений, как ты, мог бы сконструировать более
совершенную калитку.


— Мне кажется, — ответил Эдисон, — калитка сконструи­
рована гениально.

— Ты шутишь?

— Нисколько. Калитка соединена с насосом домаш­
него водопровода. И таким образом каждый входящий на­
качивает в цистерну 20 литров воды.

Поступим проще

Однажды Рентген получил любопытное письмо. Отпра­витель письма просил прислать ему... несколько рентге­новских лучей с указанием, как ими пользоваться.

Оказывается, в его грудной клетке застряла пуля, но он никак не может приехать сам, так как у него совершенно нет времени.

Рентген ответил так:

«К сожалению, я не имею возможности послать вам икс-лучи, так как в настоящее время у меня их нет. К то­му же пересылка их дело сложное. Нельзя ли поступить проще: пришлите мне вашу грудную клетку».

Можно не волноваться

На экзамене в Петербургской Военно-медицинской ака­демии к известному русскому врачу Боткину в третий раз пришел один из студентов. Студент снова не мог отве­тить ни на один вопрос.

В тот же день к профессору пришли друзья лентяя. Они рассказали, что студент очень переживает, что не сдал экзамен, и говорит, что вонзит себе в сердце нож.

— Не волнуйтесь, — успокоил студентов Боткин. — Ваш
друг так плохо знает анатомию, что я могу с уверенно­
стью сказать, что он никогда не найдет сердце.

О Демосфене

В юном возрасте Демосфену довелось услышать выступ­ление одного выдающегося оратора. Он был потрясен тем, какое огромное воздействие на людей может оказывать искусство красноречия, и решил во что бы то ни стало добиться в нем успеха. После тщательной подготовки под руководством лучших учителей он сделал попытку высту­пить публично. Но потерпел полную неудачу и был осмеян и освистан народом. Демосфен понял, что неудача впол­не законна, так как он имеет ряд недостатков, недопусти­мых для оратора:

1) неправильное произношение некоторых звуков;

2) короткое, аритмичное, грудное речевое дыхание;


3) запутанное построение фраз;

4) неловкость, скованность движений, слабый голос.

Для многих людей этого было достаточно, чтобы при­знать себя неспособными к ораторской деятельности и от­казаться от поставленной перед собой цели.

Демосфен же с огромным упорством принялся за пре­одоление своих недостатков.

Чтобы усилить голос и добиться более глубокого дыха­ния, он упражнялся в произнесении длинных речей на бе­гу или при восхождении на гору.

Для исправления произношения звуков он брал в рот мелкие камешки и добивался при этом четкого произно­шения.

Он устроил себе специальное подземелье, в котором на­едине и подолгу занимался упражнениями в ораторском искусстве. Чтобы не позволить себе выйти оттуда, не до­стигнув успеха, он сбривал волосы с половины головы, так как в таком виде он не мог показаться на людях.

Страстная любовь к выбранной профессии и вера в победу, упорство и сила воли дали возможность Демосфе­ну преодолеть эти недостатки. Имя его окружено славой одного из величайших ораторов всех времен.

Товарищи Гонцовы

А. Приставкин

Было так. Во вьюжную сибирскую ночь шел я из боль­ницы к себе в детдом и заблудился. Я проваливался в бе­лый снег и совсем выбился из сил. Тогда я сел и запла­кал. Стало как будто теплей, я заснул. Как меня нашла старая крестьянка, как привела в избу и оттирала, я не помню. Утром она вывела меня на дорогу и показала п\1ь до Зырянки.

— Гонцова моя фамилия, сынок, — сказала она коротко.
Я отошел, помахал ей рукой. Полез в карман и нашел

там горячую бутылку с молоком.

Через месяц я попытался отыскать добрую женщину, которая меня спасла.

Председатель колхоза спросил:

— Из какой деревни?

— Не знаю. Но фамилия Гонцова.

— Трудно найти. В нашей деревне пятьдесят Гонцовых.
В Михневе тридцать четыре семьи да в Таловке пятнад­
цать... Это, вернее всего, в Михневе, там мне такой случай
рассказывали. Спроси Марию Гонцову — наверное, она.


Мария Гонцова оказалась совсем не той женщиной, ко­торую я запомнил. Но, пока я грелся в теплой избе, она сбегала к соседям и, вернувшись, сказала:

— В Таловке она, твоя Гонцова... Варварой зовут. У нее
такой случай был. А я — нет, никого не спасала.

Она вывела меня на дорогу и показала, как дойти до Таловки.

— Ищи Варвару Гонцову. Наверное, она.

Я отошел, оглянулся, женщина все стояла, и я помахал ей рукой. Потом в кармане я нашел кусок теплого хлеба.

Воробей

И. С. Тургенев

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с жел­тизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воро­бей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъеро­шенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыг­нул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казать­ся собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высо­кой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он при­знал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой ге­роической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Толь­ко ею, только любовью держится и движется жизнь.


Приложение М 11 Описание игры лото «Синонимы»

В игре содержатся: а) 6 больших карт, разделенных на 10 прямоугольников, и в каждый прямоугольник вписано слово; б) 60 маленьких карточек, на каждой из которых написан синоним, соответствующий слову на одной из больших карт.

Участникам игры раздается по одной большой карте, маленькие карточки находятся у ведущего. Ведущий громко и четко читает слово на маленькой карточке. Тот, у кого в карте оказался соответствующий названному сло­ву синоним, берет карточку и накрывает ею нужную клет­ку (чтобы не допускались ошибки, рекомендуем пронуме­ровать деления больших карт и маленькие карточки). Учащимся предлагается составить два предложения: од­но— с основным словом, другое—с соответствующим ему синонимом. Это помогает выяснить все оттенки основ­ного значения слова. Выигрывает тот, у кого все клетки окажутся закрытыми. Рекомендуется особо отметить со­ставивших наиболее интересные предложения.

Слова для лото «Синоним ы»

Для больших 15. Выносли- 31. Множество,

карт: вый. 32. Молчаливо.

1. Артист. 16. Высокомер- 33. Найти.

2. Аллегория. ный. 34. Наружность.

3. Аплодиро- 17 Гостеприим- 35. Несчастье,
вать. ство. 36. Обязательно.

4. Безгранич- 18. Думать. 37. Перегнать,
ный. 19. Дуть. 38. Подчиняться.

5. Бездомный. 20. Жадный. 39. Поединок.

6. Беспокой- 21. Заболеть. 40. Посылать,
ство. 22 Заглядеться. 41. Прсимуще-

7. Будущий. 23. Издавна. ство.

8. Вдохнов- 24. Иностран- 42. Препятствие,
лять. ный. 43. Преступле-

9., Вежливый. 25. Истратить. ние

ТО 'Великан 26 Кружиться 44 Признак

11 Верный. 27 Летчик 45 Приказ

12 Влияние 28 Лодка. 4fi Пригао-
13. Возглас. 29. Маленький рятьсн.
14 Всадник. 30. Мерзнуть. 47. Приют.


48. Проказни­
чать

49. Профессия.

50. Прочный.

51. Равнодуш­
ный

52. Робкмй.

53. Родина.

54. Родник.

55. Скупой.

56. Случай.

57. Смелый.

58. Торопливо.

59. Усердно.

60. Эхо.

Для маленьких карточек:

1. Актер.

2. Иносказа­
ние.

3. Рукопле­
скать.

4. Бескрайний.

5. Бесприют­
ный.

6. Тревога.

7 Предстоя­щий.

8. Воодушев­лять.


9. Любезный.

10. Гигант.

11. Преданный.

12. Воздействие.

13. Восклица­
ние.

14. Наездник.

15 Неутомимый.

16. Надменный.

17. Радушие.

18. Размышлять.

19. Веять.

20. Ненастный.

21. Занемочь.
22 Засмот­
реться.

 

23. Исстари.

24. Зарубежный.

25. Израсходо­
вать.

26. Вертеться.

27. Пилот.

28. Челн.

29. Крошечный.

30. Зябнуть.

31. Обилие.

32. Безмолвно.

33. Отыскать.

34. Внешность.

35. Беда.

36 Непременно. 37. Опередить.


 

38. Повино­
ваться.

39. Единобор­
ство.

40. Отправлять.

41. Превосход­
ство.

42 Преграда.

43. Проступок.

44. Примета.

45. Распоряже­
ние.

46. Прикиды­
ваться.

47. Убежище.

48. Озорничать.

49. Специаль­
ность.

50. Крепкий.

51. Безучаст­
ный.

52. Несмелый.

53. Отечество.

54. Источник.

55. Скряга.

56. Происшест­
вие.

57. Отважный.

 

58. Поспешно.

59. Старательно.

60. Отзвук.


Описание игры «Антонимы»

Материалом для игры служат: а) 6 больших карт, раз­деленных на 10 прямоугольников, и в каждый прямоуголь­ник вписано слово; б) 60 маленьких карточек, на каж­дой из которых написан антоним, соответствующий слову на одной из больших карт.

Большие карты раздаются участникам игры, а малень­кие перемешиваются. Вынимая по одной карточке наугад, ведущий громко и четко читает слово, написанное на кар­точке. Тот, у кого на большой карте оказался соответ­ствующий прочитанному слову антоним, берет карточку и накрывает ею нужную клетку. Чтобы не допускались


ошибки, деления больших карт и маленьких карточек пронумеровываются. Участникам игры предлагается со­ставить предложение, в котором необходимо использовать и основное слово, и антоним к нему. Логопед особо отме­чает участников игры, составивших наиболее интересные и распространенные предложения, а также тех, кто исполь­зовал пословицы и поговорки. Например: «Пеший конно­му не товарищ», «Сытый голодного не разумеет».

Слова для игры в лото «Антонимы»


Для больших карт:

1. Ссориться.

2 Быстро.

3. Великий.

4. Потерять.

5. Мокрый.

6. Конный.

7. Активный.

8. Сытый.

9. Прибыль.

 

10. Вспомнить.

11. Плач.

12. Жизнь.

13. Зажечься.

14. Отпереть.

15. Добрый.

16. Молодой.

17. Интересно.

18. Пропажа.

19. Красивый.

20. Сила.

21. Беднь'й.

22. Любить.

23. Счастье.

24. Одеваться.

25. Победа.

26. Вред.

27. Постоян­
ный

28. Одобрять.

29. Тяжелый.

30. Уважение.


 

31. Виноватый.

32. Помогать.

33. Разрешать.

34. Покупать.

35. Искусствен­
ный.

36. Начало.

37. Согла­
шаться.

38. Прошлое.

39. Разоруже­
ние.

40. Обвинять.

41. Говорить.

42. Храбрость.

43. Сильный.

44. Уснуть.

45. Тихо.

46. Загадка.

47. Худой.

48. Мудрость,

49. Аккуратно.

50. Можно.

51. Рабство.

52. Шум

53. Вдоль.

54. Тесный.

55. Спокойный.

56. Передовой.

57. Друг.
58 Целый.

59. Бледный.

60. Поломать.


Для маленьких карточек:

1. Мириться.

2. Медленно.

3. Малый.

4. Найти.

5. Сухой.

6. Пеший.

7. Пассивный.

8. Голодный.

9. Убыток.

 

10. Забыть.

11. Смех.

12. Смерть.

13. Погаснуть.

14. Запереть.

15. Злой.

16. Старый.

17. Скучно.

18. Находка.

19. Уродливый.

20. Слабость.

21. Богатый.

22. Ненавидеть.

23. Горе.

24. Раздеваться.

25. Поражение.

26. Польза

27. Временный.

28. Осуждать.

29. Легкий.

30 Презрение. 31. Невиновный.



32. Мешать.

33. Запрещать.

34. Продавать.

35. Естествен­
ный.

36. Конец.

37. Возражать.
38 Будущее.

39. Вооружение.

40. Оправды­
вать.


 

41. Молчать.

42. Трусость.

43. Слабый.

44. Проснуться.

45. Громко.

46. Разгадка.

47. Толстый.

48. Глупость.

49. Небрежно.

50. Нельзя.

51. Свобода.


 

52. Тишина.

53. Поперек.

54. Простор­
ный.

55. Тревожный.

56. Отсталый.

57. Враг.

58. Поврежден­
ный.

59. Румяный.

60. Починить.


 


Приложение № 12 Тексты о жизни и творчестве В. М. Васнецова

В. М. Васнецов родился в 1848 году в селе Лопьял Вят­ской губернии. Рисовать начал с детства. Отец его, чело­век всесторонне развитый, увлекался рисованием и поощ­рял художественные наклонности детей. Образование Вас­нецов получил в Петербургской Академии художеств, успешно окончив ее в 1875 году. Был дружен с Крамским, Репиным, Поленовым и другими знаменитыми людьми того времени.

Первые полотна художника обращены к теме простого народа: «С квартиры на квартиру» (1876), «Акробаты» (1876), «Военная телеграмма» (1878). Ближе всего Вас­нецову были былинно-исторические и сказочные темы. Художник говорил, что в сказках, былинах отражается цельный облик народа, и плох тот народ, который не пом­нит, не ценит и не любит истории.

В 1878 году Васнецов переехал в Москву, где начался новый этап его творчества. В 1880 году он завершил мону­ментальное полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами» — это поистине гимн доблести и беззаветно­му героизму защитников Родины. Через год, в 1881 году, Васнецов создал свой шедевр «Аленушку» — лирическую поэму о чудесной русской девушке. Эти картины находят­ся в Государственной Третьяковской галерее.

Возрождая лучшие традиции русского народного искус­ства, Васнецов создает неповторимые эскизы декораций и костюмов к операм А. С. Даргомыжского «Русалка», Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка». В 1883—1885 го­ды Васнецов выполнил монументальное панно «Каменный век» для Исторического музея в Москве. С 1885 по 1896 год Васнецов занят росписью Владимирского собора в Киеве. По рисункам Васнецова сооружены церковь и сказочная «Избушка на курьих ножках» в Абрамцеве, вы­строен фасад Третьяковской галереи.

В 1894 году Васнецов построил по своему проекту дом в Троицком переулке (с 1954 года — переулок Васнецо­ва, 13). Мебель и печи дома выполнены по эскизам худож-


ника его братом. В этом доме художник увлеченно рабо­тал до последних дней. В 1953 году дом в Троицком пе­реулке получил новую жизнь — был открыт мемориально-художественный музей В. АЛ. Васнецова. Его экспозиции воспроизводят обстановку основных комнат: мастерской, гостиной, столовой, светелки, знакомят с творчеством ху­дожника и предметами, служившими натурой при работе над картинами.

Организатором и первым руководителем музея была дочь Васнецова — Татьяна Викторовна.

Художник создал портреты членов своей семьи: матери, жены, детей, которые находятся в комнатах музея. На втором этаже дома, в так называемом тереме, располага­лась мастерская художника. Здесь находятся рабочие при­надлежности В. М. Васнецова и его картины: «Подводное царство», «Спящая царевна», «Сивка-Бурка», < 1Даревна-Лягушка», «Кащей Бессмертный» и др.


Приложение 13


Поделиться:



Популярное:

  1. D-технология построения чертежа. Типовые объемные тела: призма, цилиндр, конус, сфера, тор, клин. Построение тел выдавливанием и вращением. Разрезы, сечения.
  2. V) Построение переходного процесса исходной замкнутой системы и определение ее прямых показателей качества
  3. А. Устройство и построение тел
  4. Абсорбционные ткани. Формирование, строение и выполняемые функции.
  5. Анатомо-морфологическое строение и основные физиологические функции организма
  6. Бухгалтерские счета, их строение и классификация
  7. Веки, их строение и функции. Методы исследования. Профилактика хронических блефаритов очковой коррекцией (рецепт на очки).
  8. Верхнее строение пути на мостах
  9. Внутреннее строение нормы права
  10. Выбор МП и построение структуры МПС.
  11. Г. Санкт-Петербург, муниципальный округ Сосновая поляна, проспект Ветеранов, дом 169, корпус 2, строение 1
  12. Гeoлoгичecкoe cтрoeниe и полезные ископаемые


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.264 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь