Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дидактический материал к отчетному концерту



Вечный король

Евг. Пермяк

Один надменный король сказал другому королю:

— Как ты смешон и мал! Тебе никто не воздает королев­
ских почестей. Тебя даже не называют «ваше величество».
Какой же ты король?

— Увы, — ответил тот, — между тем я король. К тому же
я самый известный из всех королей! Меня знает весь свет.
Обо мне написаны тысячи книг. Я беспрерывно нахожусь
в сражениях... Но меня никто не назовет кровавым коро­
лем. Побеждая в битвах, я не проливаю ничьей крови.
Оказываясь побежденным, я остаюсь невредимым. Пусть
моя армия малочисленна, но она бессмертна. Пусть в
моем флоте лишь два судна, но они непотопляемы. Я един­
ственный из королей, которого нельзя свергнуть. Я единст­
венный из королей, кому революции приносят новую попу­
лярность в народе и признание...

Так говорил при общем молчании, ничего не преувели­чивая, не произнося ни одного слова неправды, всемирно известный король, стоя рядом со своей королевой в окру­жении свиты на... шахматной доске.

Щенок и Змея

С. Михалков

Обиделся Щенок на старых друзей и побежал новых искать. Вылезла в лесу из-под гнилого пенька Змея, свер­нулась кольцом и смотрит Щенку в глаза.

— Вот ты на меня смотришь и молчишь... А дома на ме­
ня все ворчат, рычат и гавкают! — сказал Щенок Змее.—
Все меня учат, прорабатывают: и Барбос, и Шарик, и да­
же Шавка. Надоело мне их слушать!..

Пока Щенок жаловался, Змея молчала.

— Пойдешь ко мне в друзья? — спросил Щенок и
спрыгнул с пенька, на котором сидел.

Развернулась Змея и ужалила Щенка. Молча. Насмерть.


Габровцы шутят Повремени

— Папа, дай мне 10 стотинок, я хочу посмотреть на Лу­
ну в телескоп.

— Подожди немножко! Через две недели будет полно­
луние, и тогда за те же деньги увидишь больше.

Новая цена

Художник решил продать свою картину торговцу по­лотнами. Против ожидания, купец быстро согласился и дал ему пять левов.

— Пять левов? — рассердился художник. — Я у вас
одного полотна купил на десять левов.

— Да, но тогда оно было чистое.

По-габровски

— Ты сегодня свободен?

— Да.

— А завтра к обеду?

— Свободен.

— А послезавтра вечером?

— Занят, а что?

— Жаль, хотел пригласить тебя на ужин.

Одного достаточно

— У тебя есть фотокарточка твоих близнецов?

— Вот она!

— Но здесь только один!

— Достаточно. Другой точь-в-точь похож на него.

Два плуга

К- Д. Ушинскии

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу; а другой дол­го и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел как серебро и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржав­чиной.

— Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спро­
сил заржавевший плуг у своего старого знакомца.


— От труда, мой милый, — ответил тот. — А если ты за­
ржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это
время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Разговор с колесом

Ф. Кривин

— Трудно нашему брату, колесу. Всю жизнь трясись по
дорогам, а попробуй только перевести дух, такую полу­
чишь накачку!

— Значит, спуску не дают?

— Ох не дают! Да еще того и гляди — под машину уго­
дишь. Вот что главное.

— Под машину? Разве ты не под машиной работаешь?

— Еще чего придумаете! Я пятое колесо, запасное...

Гвоздик

Ф. Кривин

Гвоздик высунулся из туфли, чтобы посмотреть, как по­живает его Хозяин, и сразу услышал:

— Ой!

Гвоздик разволновался. Очевидно, у Хозяина какие-то неприятности? И Гвоздик высунулся еще больше.

— Ой! Ой! — вскрикнул Хозяин, а потом снял туфлю и
забил Гвоздик молотком.

«Что-то он от меня скрывает! — подумал Гвоздик. — Но ничего, я все-таки узнаю, в чем здесь дело! » И он высу­нулся снова.

Хозяин рассердился, взял клещи и вытащил Гвоздик из туфли. Лежа в чулане среди ненужных вещей, Гвоздик думал: «Гордый человек! Не хочет, чтобы другие видели, как ему тяжело живется! »

Яблоко

Ф. Кривин

Яблоко пряталось среди листьев, пока его друзей сры­вали с дерева.

Ему не хотелось попадать в руки человека: попадешь, а из тебя еще, чего доброго, компот сделают! Приятного

мало.

Но и оставаться одному на дереве — тоже удовольствие небольшое. В коллективе ведь и погибать веселее.

Так, может быть, выглянуть? Или нет? Выглянуть? Или не стоит?

Яблоко точил червь сомнения. И гочил до тех пор, пока от Яблока ничего не осталось.


Последнее желание

С. Михалков

Волк решил повеситься и раззвонил об этом по всему лесу.

— Как же! Повесится он! Дожидайся! — усмехнулся
Заяц.

— Повесится, повесится! Непременно повесится! Он это
твердо решил, — сказала Черепаха.

— Может, еще передумает! — поежился Еж.

— Не передумает, не передумает! Он уже и дерево вы­
брал. И сучок облюбовал! — заверещала Сорока. — На
осине решил вешаться. Веревку ищет...

Шум, толки, пересуды. Одни верят, другие сомневаются.

Дошел слух и до деревенского Полкана. Прибежал Пол­кан в лес, разыскал Волка. Видит: сидит Серый под оси­ной, грустный такой, на сучок смотрит. Екнуло у доброго Полкана сердце. Недолюбливал он Волка, близко к дво­рам не подпускал, но тут как-никак — драма... трагедия!

— Здравствуй, Серый! — тихо поздоровался Полкан.

— Здравствуй и прощай! — ответил Волк, смахивая с
носа слезу. — Прощай, Полкаша! Не поминай лихом. Про­
сти, ежели что...

— Неужели это правда? — спросил осторожно Пол­
кан.— Просто не верится! Почему? Что случилось?

— Опозорен я! Опозорен и в баснях и в сказках... Не
хочу больше жить! Помоги достать веревку... Поищи ее в
сарае. Сарай у тебя на запоре, да ты в него вхож... тебе
доверяют...

— Ладно уж... Сделаю... — согласился Полкан, не по­
думав.

— Вот спасибо! — сказал растроганный Волк. — Да
заодно уж... вместе с веревочкой... прихвати и козленочка.
Выполни мое последнее желание...

И выполнил Полкан последнее желание Волка. А тог не повесился. Раздумал.

Хороший вкус

С. Михалков

Маленькая Козочка была очаровательна. А бантик на шее делал ее просто неотразимой.

Два взрослых Козла влюбились без памяти в Козочку, и не было дня, чтобы они из-за нее не пободались...

— Не надо бодаться! — сказала им Козочка. — Я по-


люблю только того, у кого самый хороший вкус! Прине­сите мне по подарку, и я сделаю выбор!

Первый Козел принес венок из васильков.

Козочка понюхала его, пожевала...

— Какая дешевка! — заблеяла она. — Ни вкуса, ни за­
паха!

Второй Козел принес ей большой кочан капусты.

— Вот это другое дело! — воскликнула Козочка, при­
нимая подарок. — Какой чудесный бутон! Воображаю
себе, что будет, когда он распустится! Вот у кого настоя­
щий вкус! — И она выбрала бы себе второго Козла...
если бы его не поймали в чужом огороде, где он коргжал
капусту.



Приложение № 14

Стихи для чтения

Живу я в глубине России

Живу я в глубине России,

В краю озер и рудных скал.

Здесь реки — сини,

Горы — сини,

И в синих отсветах металл.

Милы и дороги до боли, Да так, что глаз не оторвать, Мне брови лиственниц собольи И сосен царственная стать.

Тайга, тайга...

Берет отсюда

Начало изумрудный цвет,

А зеленее изумруда

Ни дерева, ни камня нет!

По красоте,

По скрытой силе

Мне не с чем мой Урал сравнить.

Иной здесь видится Россия.

Суровей,

Строже, может быть.

А может, здесь она моложе... Свежей тут времени рубеж. Но сердце русское — Все то же. И доброта. И песни те ж!

И лица те же, что в Рязани, И так же звучны имена. Как солнце в драгоценной грани-В Урале Русь отражена.


Л. Татьяничева


Вот говорят: Россия...

Реченьки да березки...

А я твои руки вижу,

узловатые руки,

жесткие.

Руки, от стирки сморщенные,

слезами горькими смоченные,

качавшие, пеленавшие,

на победу благословлявшие.

Вижу пальцы твои сведенные,

все заботы твои счастливые,

все труды твои обыденные,

все потери неисчислимые...

Отдохнуть бы,

да нет привычки

на коленях лежать им праздно...

Я куплю тебе рукавички,

хочешь, синие, хочешь, красные?

Не говори «не надо», —

мол, на что красота старухе?

Я на сердце согреть бы рада

натруженные твои руки.

Как спасенье свое держу их,

волнения не осиля.

Добрые твои руки,

прекрасные твои руки,

матерь моя, Россия!


В. Тишнова


Приложение № 15

Текст для неподготовленного чтения

Из истории вещей. Мыло

Приготовление мыла обработкой жиров золой, известью и природными щелочами, по свидетельству Плиния Стар­шего, было известно еще древним галлам и германцам. Упоминание о мыле встречается у римского врача Галле-на (II век н. э.). Однако как моющее средство мыло ста­ли использовать значительно позже; к XVII веку оно, по- видимому, было уже достаточно распространено в Европе. Мыловаренная промышленность возникла в XIX веке. Со­временная мыловаренная промышленность выпускает мы­ло различных типов и сортов. По назначению различают хозяйственные, туалетные и технические мыла. Туалетное мыло выпускается со всевозможными душистыми добавка­ми, разной формы и цвета.

У мыла есть одно очень важное преимущество перед стиральными порошками — оно не загрязняет воду в ре­ках н озерах, легко усваивается и перерабатывается мик­роорганизмами.


Приложение № 16

Р. Казакова

Есть национальные святыни, —

к ним любовь щемящая не стынет.

Скажешь: Пушкин...

Выдохнешь: Есенин... Блок...

Души спасенье.

Потрясенье.

Проясненье пятен светлых, темных на полотнах жизни многотомных.

Проясненье: всем, что жизнь и значит, до рожденья ты рожден и начат.

В этом мире есть за что сражаться со времен минувших и доныне, есть за что душе живой держаться, — есть национальные святыни!

Чтобы нежно самому дивиться, с добрыми соседями делиться для добра, для мира, о котором, — не смущен бесчеловечным вздором бредом, где бессовестные враки о вражде всеобщей и о драке, — думаешь, как о любимом сыне...

Есть национальные святыни!

Что ты сделал хорошего

Л. Татьяничева

Достается не дешево Счастье трудных дорог... Что ты сделал хорошего? Чем ты людям помог? Это мерой измерятся Все земные труды. Может, вырастил деревце На земле Кулунды?


Может, строишь ракету?

Гидростанцию?

Дом?

Согреваешь планету

Мирных плавок теплом?

Иль под снежной порошей

Жизнь спасаешь кому?

Делать людям хорошее —

Хорошеть самому.


Приложение №17 Из истории вещей. Велосипед

Велосипед в переводе с латинского означает «быстрая нога». Прототипы велосипеда — четырехколесные повозки-самокаты строились изобретателями разных стран. Пер­вый двухколесный велосипед с педалями, большим ве­дущим передним колесом и малым задним был построен в России в 1801 году крепостным мастером Артамоновым. На этом велосипеде он проехал от Верхотурья (под Пермью) до Петербурга. В конце XIX века в конструкцию велосипеда ввели цепную передачу, началось промышлен­ное производство велосипедов.

В наши дни для жителей многих стран эти удобные ма­шины служат основным видом транспорта.

Первое состязание по велосипедному спорту в гонке на 120 км проводилось во Франции в 1869 году; скорость велосипеда достигала 11 км в час. Сейчас велогонщики мчатся на быстрых двухколесных велосипедах по шоссе (шоссейная гонка), по пересеченной местности (вело­кросс), по бетонированным закругленным дорожкам вело­трека. Здесь они соревнуются на обычных, одинарных ма­шинах и на тандемах — велосипедах, рассчитанных на двух человек. Гонщики достигают скорости свыше 100 км в час.

С 1896 года велосипедный спорт включен в программу Олимпийских игр (шоссейные и трековые гонки). В. Капи­тонов завоевал звание чемпиона XVII Олимпийских игр (1960 г.).

В программу Олимпийских игр включаются лишь гон­ки мужчин, а женщины успешно соревнуются между со­бой на чемпионатах мира. Начало победам советских спортсменок положила Галина Ермолаева, и сегодня со­ветские спортсменки — одни из лидеров мирового вело­спорта.

Из истории вещей. Гвоздь

Еще первобытный человек пользовался костями рыб и животных, шипами растений, заостренными корнями и щепками деревьев для скрепления различных предметов. В бронзовом веке появились первые металлические гвоз­ди: литые и кованые. Именно тогда родилась и их тради­ционная форма, не изменившаяся за прошедшие тысяче­летия, — заостренный стержень со шляпкой. Позднее гвоз­ди стали изготовляться из медной и железной проволоки.


Древняя Русь издавна знала кованые гвозди, существова­ли даже специальные мастера-гвоздари. Производство гвоздей оставалось ручным вплоть до начала XIX века, когда были созданы первые машины для изготовления ко­ваных гвоздей. Примерно в то же время стали применять станки для получения гвоздей нз проволоки.

Из истории вещей. Часы

Родоначальниками часов были солнечные часы, которые могли «ходить» только на улице, да и то на освещенной солнцем стороне. Сначала это была просто палка, воткну­тая в землю, с расчерченным вокруг нее циферблатом. По­том солнечные часы стали размещать на южных стенах храмов и общественных зданий. Такие «приборы времени» сохранились до наших дней. В Москве они установлены на здании Историко-архивного института и на старом здании Московского университета.

Наряду с солнечными часами строились водяные часы: из одного сосуда в другой равномерно, по каплям перели­валась вода. А песочные часы, где из одной колбочки в другую тонкой струйкой пересыпается песок, дожили до наших дней.

С годами на смену солнечным на площади и улицы го­родов пришли механические башенные часы, которые при­водились в действие с помощью гирь. Первые механиче­ские часы имели одну стрелку — часовую. Первые такие часы на Руси появились в 1404 году. Их установили на одной из башен Московского Кремля. Вскоре башенные часы появились во многих других городах.

Еще примерно через сто лет в Европе были сделаны первые карманные часы.

Изобретателем современных механических часов счита­ется голландский ученый Гюйгенс, который в 1657 году снабдил часы маятником.

Из истории вещей. Ножницы

Первые ножницы на Земле известны с III века до н. э. Два ножа, соединенных дугообразной стальной пружиня­щей пластинкой, — вот и вся их «конструкция». А в VIII веке какому-то ремесленнику пришло в голову скре­пить два режущих полотна с помощью стерженька. Вот и получились всем нам известные ножницы. Делали такие ножницы из стали, железа, иногда даже из серебра, по­крывали позолотой.


В наши дни существует множество разновидностей это­го древнейшего режущего инструмента. В промышленно­сти используются ножницы для резки металла, фанеры. Существуют ножницы для стрижки кустарника, ножницы для нарезки тортов, раскроя тканей, прорезания петель. Ножницы хирурга отличаются от садовых секаторов; те, которыми режут металл, мало похожи на маникюрные. Но все они продолжают служить людям.

Плафон

Слово «плафон» происходит от французского plafond, что означает в переводе на русский язык «потолок». Пла­фон — это арматура электрического светильника, устанав­ливаемая на потолке (реже на стене) в здании или в транспорте.

В широком смысле плафон — потолок, украшенный живописью, мозаикой, лепкой или скульптурой.

Росписи потолков известны уже в Древнем Египте и в античном мире. Классические образцы плафонной живопи­си были созданы в Италии в эпоху Возрождения, а в Рос­сии— в XVIII веке. Как часть декоративного убранства церковных и парадных дворцовых помещений плафон по­лучил широкое распространение в XVII—XIX веках.

Интересны плафоны советских художников, созданные для монументальных общественных сооружений, станций метрополитена, театров, Дворцов культуры и других зда­ний, например мозаичные панно на станциях Московского метрополитена «Маяковская» (худ. А. А. Дейнека), «Ком­сомольская-кольцевая» (худ П. Д. Корин).

Что такое икебана?

Это искусство составления цветочных композиций. Осно­ву классической японской аранжировки цветов, или ике­баны, составляют три композицонные линии, создаваемые стеблями цветов или ветками. Линии имеют символиче­ское значение: высокая — небо, средняя — человек, ниж­няя — земля. Благодаря асимметричности возникает непо­вторимый и изящный рисунок.

В аранжировках используется немного цветов и деко­ративного материала. Мастера икебаны считают, что даже один цветок, соответственно оформленный, может выра­зить больше, чем целый букет. Нужно только уметь уви­деть и показать эту потаенную красоту.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.052 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь