Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раздел 1. Введение в курс теории государства и праваСтр 1 из 5Следующая ⇒
Уч. год.(по ТЕМАМ 1-9)
1. Теория государства и права в системе общественных наук. 2. Место и роль теории государства и права в системе юридических наук. 3. Предмет и методология теории государства и права. 4. Социально-исторические предпосылки происхождения государства. 5. Основные теории происхождения государства (общая характеристика). 6. Понятие и сущность государства. 7. Публичная политическая власть как признак государства: понятие и свойства. Легитимность и легальность публичной политической власти. 8. Территория государства: понятие, признаки, структура, границы. 9. Население государства и институт гражданства. Принцип гражданской прерогативы. 10. Государственный суверенитет: понятие, признаки и формы выражения. 11. Основные подходы к типологии государства. Формационный и цивилизационный подходы. 12. Функции государства: понятие и классификация. 13. Правовые формы осуществления функций государства. Понятие и виды юридической деятельности. 14. Государственный механизм и государственный аппарат: соотношение понятий. 15. Государственные органы: понятие, виды, принципы формирования и функционирования. 16. Форма государства: понятие и общая характеристика элементов. 17. Форма правления: понятие и виды. 18. Монархия как форма правления: понятие, признаки, виды. 19. Республика как форма правления: понятие, признаки, виды. 20. Форма территориально-государственного устройства: понятие и общая характеристика. 21. Унитарное государство: понятие, признаки виды. 22. Федеративное государство: понятие, признаки, виды. 23. Конфедерация как переходная форма государственного устройства. 24. Политический режим: понятие и виды. 25. Место и роль государства в политической системе общества. 26. Правовое государство: понятие и признаки. 27. Соотношение гражданского общества и государства.
Литература Основная [1] Венгеров А.Б.Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2006. – 608 с. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 512 с. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Спарк, 2005. – 528 c. Малько А.В. и др. Теория государства и права: Учебник // Малько А.В., Липинский Д.А., Березовский Д.В., Мусаткина А.А. – М.: КноРус, 2006. – 400 с. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 448 с. Общая теория права и государства: Учебник // Под. ред. В.В. Лазарева – 4-е изд, перераб. и доп., М.: Юристъ, 2005. – 575 c. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2006. – 496 с. Теория государства и права: Учебник // Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2006. – 512 c. Теория государства и права: Учебник для вузов // Под ред. М.Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 648 с. Теория государства и права: Учебник // Под. ред. докт. юрид. наук, проф., засл. деятеля науки РФ Р.А. Ромашова. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. – 630 с. Теория государства и права: Учебник // Под. ред. В.К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2005. – 592 c. Теория государства и права: Учебник // Под. ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 613 с. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений Под ред. В.Г. Стрекозова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, Интерстиль, 2006. – 382 с. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 704 с. Дополнительная Демидов А.И. О методологической ситуации в правоведении // Правоведение. - 2001. - № 4. Зимина А.И. Философия и социология права (к вопросу об истоках русского социально-правового сознания и методологии социального познания) // СОЦИС. - 2000. - № 5. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). - М.: Аванта +, 2000. Керимов Д.А. Социология и правоведение // Государство и право.1999.- № 8. - С. 84 - 88. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – М.: Изд-во Феникс, 1999. Мамут Л.С. Наука о государстве и праве: необходимость радикального обновления // Философские науки. – 1989. – № 11. Методологические проблемы правоведения: Сб. статей / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1994. Пивоев В.М. Предмет и метод философии права // Юридическая мысль. – 2001. - № 3. Поляков А.В., Тимошина Е.В. Теория государства и права на рубеже веков: проблемы и перспективы // Правоведение. – 2000. – № 3. – С. 240-246. Сырых В.М. Метод правовой науки: Основные элементы, структура. – М., 1980. Тарасов Н.Н. Метод и методологический подход в правоведении (попытка проблемного анализа) // Правоведение. - 2001. - № 1. Токарев Б.Н. Логический и исторический методы в теоретическом исследовании права. – Ростов, 1986. Терминологический словарь Наука – 1) систематизированное знание об окружающей человека природе; 2) сфера исследовательской деятельности, направленной на получение новых знаний о природе, обществе и мышлении. Наука о государстве и праве – это система знаний об общих политико-юридических закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, которые исследуются в целом. Предмет науки – 1) это область познания объективной реальности, на которую направлено научное исследование; 2) то, что изучает данная наука, т.е. та область познания, на которую направлена данная наука. Метод науки – способ (или совокупность способов) с помощью которого изучается предмет. Методология (от греч. «метод» – путь к чему-либо и «логос» – наука, учение) – это теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей нас действительности, учение о научном методе познания. Методология юридической науки – комплекс взаимосвязанных приемов и способов, при помощи которых осуществляется процесс изучения государственно-правовых явлений. Иными словами, методология позволяет понять, каким образом происходит познавательный процесс в теоретико-правовой сфере. Предмет теории государства и права составляют общие и специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений (государства и права), анализ их сущности и социального назначения в государственно-правовой организации общества, а также систематизированные сведения об основных понятиях и категориях юриспруденции. Теологическая теория. На протяжении всей истории человечества особая роль в жизни общества принадлежала религии, исторически первым было и религиозное мировоззрение. Согласно теологической теории государство и право имеют божественное происхождение: государство создано Богом, а право – это божественная воля, божественное откровение. Рассматривая процесс создания государства как акт божественной воли, ученые - теологи полагали, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения Богом мира, а государь есть его наместник на земле, как, по учению римской церкви. Папа – наместник Христа на земле в делах не только духовных, но и светских. Учение о божественном происхождении государства и права возникло еще в древнем мире, и, прежде всего в теократических монархиях Египта, Вавилона, Иудеи и др. Отметим, что и сами теократические монархии являются определенным продолжением сакрализации (обожествления) носителей власти (вождей, царей и т.п.) в догосударственном обществе. Эта сакрализация в ряде случаев была одним из факторов возникновения государства. Согласно этим взглядам, например, египетский фараон считался земным богом, потомком богов небесных. Фараон не умирает, а заходит в свой вечный горизонт, становится богом Озирисом. В законах вавилонского царя Хаммурапи записано: «Бог Мархдух создал черноголовых и поставил меня, Хаммурапи, править черноголовыми». Философы античной древности (Платон, Аристотель) считали законы откровением и даром богов, а по кодексу Юстиниана государь является посланником Божьим на земле. Теологических взглядов на происхождение и сущность государства и права придерживаются все идеологии, связанные с современными основными мировыми религиями: христианством, исламом, индуизмом, иудаизмом. Особенно велико их влияние было в средние века. Вспомним хотя бы теорию двух мечей. Согласно одной из версий этой теории Бог дал папе римскому два меча, один из которых папа передал светскому королю. Согласно другому варианту бог дал два меча, но один – папе римскому, другой – королю. В первом случае делался вывод, что власть короля вторична по отношению к власти религиозной, а во втором – независима. Но оба варианта исходят из божественного источника власти. Теория «Москва – Третий Рим» тоже есть проявление божественного обоснования власти русского царя. В средневековой Европе, в трудах ученых-теологов (и, в частности, в работах классика католицизма – Фомы Аквинского), необходимость государства выводилась, с одной стороны, из учения Аристотеля о политический сущности человека, а с другой – из предопределенного свыше предназначения государства как политического института. Поскольку человек уже изначально предрасположен к власти или к повиновению, постольку государственный порядок рассматривается как раз и навсегда устоявшийся, неизменный, подчиненный исключительно Божественному провидению. Стремясь преодолеть противопоставление церковной и светской властей, Фома Аквинский утверждал Божественное происхождение всех видов власти. Основание морального (естественного) закона, по Аквинскому, лежит не в разуме законодателя, а в природе вещей, разумной в силу разумности творения, т.е. в разуме Бога. Ныне продолжают существовать и действовать религиозные правовые системы (иудейское право, исламское право, индусское право), развивают эту теорию и идеологи католической церкви (Маритен, Мерсье и др.). Источниками этого права являются, прежде всего, священные книги каждой религии, и нормы, в них содержащиеся, рассматриваются как божественные откровения. Таким образом, теологические взгляды на государство и право – это не только история, но и наша действительность. По мнению представителей данной доктрины, государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть – вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Наделяя государство и государей (как представителей и выразителей божественных велений) ореолом святости, идеологи данной теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью – церкви и религиозным организациям. Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство. К тому же теологическая теория в принципе недоказуема, ибо построена в основном на вере. 2. Договорная теория (теория общественного договора). Одной из наиболее популярных политико-правовых теорий возникновения государства является договорная (естественно-правовая) теория, согласно которой государство на добровольной основе создали члены общества, подписавшие специальный юридический акт – общественный договор. Зачатки этой теории встречаются уже у древних мыслителей (греческие мыслители Эпикур, Микофон, Тразимах, китайский Мо Цзы). Позже свое выражение данная теория получила в трудах европейских ученых XVII-XVIII вв. (Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье. А. Радищев и т.д.). Одни из них использовали эту теорию для обоснования абсолютной монархии (Т. Гоббс), другие – для защиты конституционной монархии (Д. Локк), третьи выражали интересы революционной буржуазии, стремившейся к свержению феодализма (Ж.-Ж. Руссо). Представители этой теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние людей, которое понималось по-разному. Т. Гоббс описывал это состояние как войну всех против всех. Люди эгоистичны, недоверчивы, но все равны, каждый имеет право на все, каждый стремится к собственной выгоде, наживе, славе. Люди находятся в постоянной вражде, страхе, нет места трудолюбию, так как плоды труда не гарантированы от захвата. Здесь нет справедливости, ибо нет закона, нет закона, ибо нет общей власти. Познав же разумом естественный закон, который гласит, что каждый должен добиваться мира, люди заключают договор и создают новую форму общения – государство. При этом они отказываются от части своих естественных прав в пользу монарха, который и представляет общую власть, держит людей в страхе и направляет их к общему благу. Ж.-Ж. Руссо рисует естественное состояние как «золотой век» человечества, всеобщего счастья. Все равны, свободны, нет частной собственности и государства. Причины возникновения государства Руссо видит в способностях человека к совершенствованию и порче нравов. Человек изобретает и совершенствует орудия труда, переходит к металлическим орудиям, к оседлости, к земледелию. Появляется частная собственность, которой способствует не только повышение производительности труда, но и порча нравов, результатом чего стал захват безнравственными членами общества общественной земли и т. д. Появляется имущественное неравенство. Богатые, не имея достаточных сил для защиты от большинства бедных, убедили темных и легковерных людей объединиться, установить правила справедливости и мира. На основе общего соглашения – договора – создается новая ассоциация людей – государство. Руссо во многом приблизился к историческому объяснению происхождения государства, однако излишнее значение придавал порче нравов и сознательным действиям, направленным на создание государства. Руссо делает из своих взглядов революционные выводы. С его точки зрения, власть королей держится уже не на договоре, а на насилии. Они нарушили общественный договор, узурпировали власть, нарушив права народа, поэтому народ вправе на насилие ответить насилием и свергнуть монарха. Всякая власть, с его точки зрения, может быть основана только на общественном договоре, общественном согласии. Столь пристальный интерес к названной теории объясняется тем, что многие обоснованные в ней положения (неотчуждаемость личных прав и свобод, делегирование властных полномочий, юридическая ответственность государственной власти и т.д.) были использованы в качестве структурных элементов политической программы третьего сословия (буржуазии) в ходе борьбы с королевским абсолютизмом. По мнению представителей данной доктрины, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Изолированные же до происхождения государства индивиды превращаются в единый народ. В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно – ответственность за невыполнение последних. Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания. Следует отметить, что идеи общественного договора не утратили своего значения и в наше время. Призывы к общественному договору, общественному согласию раздаются и сейчас. С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое, якобы, на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности объективных факторов (прежде всего, социально-экономических, военно-политических и пр.) и преувеличение в этом процессе факторов субъективных. Теория во многом антиисторична, сами представители этой теории выдвигают ее как гипотезу, даже как вымысел, фикцию. Классовая теория. Эта теория иногда называется материалистической, так как в ней содержатся попытки объяснить возникновение государства причинами материалистического (преимущественно экономического характера). По мнению авторов и основных идеологов классовой теории (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, И.В. Сталина, Мао Цзе Дуна), государство появляется как объективный результат социального развития. Общественное разделение труда (от земледелия отделилось скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом), появление прибавочного продукта (разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности, возник избыточный продукт), возникновение частной собственности и, следовательно, имущественного неравенства, расслоение общества на классы с непримиримыми (антагонистическими) противоречиями, все эти обстоятельства явились причинами возникновения государства, сущностью которого стало порабощение одного класса другим. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру – государство, которое, прежде всего, служит как инструмент проведения воли имущих. В отличие от договорного государства, возникающего по воле всех членов общества и необходимого для защиты прав и свобод большинства, классовое государство «есть орган классового господства, угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов». При этом государство в силу своей классовой природы носит временный характер. Возникнув в результате появления частной собственности и разделения общества на классы, государство отмирает после исчезновения частной собственности и слияния классов. Бесклассовое общество с общенародной собственностью является по мнению авторов классовой теории идеальным вариантом модели социального развития. Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Теория насилия. Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, А. Менгера, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Теория насилия предполагает возникновение государства как в результате внешнего насилия, когда более развитое (более агрессивное) племя подчиняет менее развитое (менее агрессивное), так и в результате внутреннего насилия, результатом которого является порабощение «сильнейшими» соплеменниками «слабейших». Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство. При этом насилие рассматривается Е. Дюрингом не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же «естественное» явление, которое порождает единство противостоящих друг другу «элементов»: государств – победителей и побежденных, управляющих и управляемых, господ и рабов. Е. Дюринг считал первичным в возникновении частной собственности и государства принуждение, насилие одной части общества по отношению к другой (теория внутреннего насилия). Экономические же факторы у него носят вторичный характер. По мнению представителей данной доктрины, государство – «естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство – не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила. С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского). Насилие само по себе не может создать ни собственности, ни классов. Оно может сыграть определенную роль лишь в перераспределении уже возникшей частной собственности. Но для этого общество должно достигнуть определенной ступени развития. Да и само насилие зависит от производства. Производитель наиболее совершенных орудий труда является производителем и более совершенного оружия. Однако насилие, завоевание, бесспорно, может быть фактором, который способен ускорить возникновение государства, если общество уже созрело для этого, достигло определенного уровня развития. Заметим, что завоевание территорий Древнего Рима древними германцами ускорило возникновение у последних государства. С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим. Расовая теория. Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы – деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей – рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые – «недочеловеки» – слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882) объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над низшими, к которым относились евреи, славяне и др. В фашистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде «вождя нации», «чистоты крови», история представлялась как история борьбы «высшей» арийской расы с другими низшими расами. Расовая теория считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования «законного» права «высшей» арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.
Вопросы для самоконтроля: Как была организована и функционировала социальная власть в первобытном обществе? Каковы особенности социальных норм догосударственного периода? Какие объективные факторы обусловили возникновение государства? Каковы особенности возникновения европейских государств и государств Древнего Востока? Какие существуют теории происхождения государства? Дополнительная литература Аквинский Ф. О правлении властителей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (ХI – ХVII вв.). – Л., 1990. Аристотель. Политика // Сочинения. – М., 1988. Библер В.О. О гражданском обществе и общественном договоре // Через тернии. – М., 1990. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. – 1993. – № 7. Васильев Л.С. История Востока: В 2-х томах. – М.: Высшая школа. 1994. – Т.1. – Гл. 3, 4. Гоббс Т. Сочинения. В 2-х томах. – М., 1991. – Т. 2. Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. – М., 1989. Гроций Г. О праве войны и мира. – М., 1956. Гумплович Л. Общее учение о государстве. – СПб., 1910. История первобытного общества. Эпоха классообразования. – М., 1988. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы. – М.: Юристъ, 1999. Каутский К. Материалистическое понимание истории. – М., 1931. – Т.2. Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. – М., 1969. Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. – Т. 39. Малый А. П. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. – 2001. – № 3. Минникес Н. В. Выборные начала в Древнегреческом государстве в обычаях и договорах // Российский юридический журнал. 2001. № 4. С. 129 – 136. Мицкевич А.В. Происхождение государства и права // Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. – М.: Изд-во БЕК, 1995. – Гл. 1. Першиц А.И., Менгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. – М., 1990. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности // Анатомия истории: История русской правовой мысли: Биографии, документы, публикации. – М.: Изд-во " Остожье", 1998. – С. 243-287. Платон. Государство: Соч.: в 3-х т. – М., 1971. – Т.3. Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. – М., 1995. Сагылин Е.Н. Теократические тенденции современной государственности // Общественные науки и современность. 1996. – № 5. Салтыкова С. Зарождение древнерусского права // Российская юстиция. – 1997. – № 1. – С. 59-62. Тихомиров Ю. А. Государство: теория развития и общественная практика // Правоведение. – 1999. – № 3. – С. 3-14. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 21. – Гл. IV-VI, VIII, IX. Яковлев А. М. Российская государственность (историко-социологический аспект) // ОНС: общественные науки и современность. – 2002. – № 5. – С. 78-93.
Терминологический словарь Вождь – глава племени, родовой общины. Инцест – половые отношения между родственниками. Матриархат – форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся первенствующей ролью женщины в общественном производстве и в социальной жизни родовой общины. Мононормы – единые, нерасчленённые специфические нормы, содержащие в себе нормы морали, религии, права. Община – объединение людей, основывающееся на коллективном владении средствами производства и полном или частичном самоуправлении (семейная, родовая и др.) Обычай – регулятор труда и быта членов рода, их семейных и иных взаимоотношений. Патриархат – форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся первенствующей ролью мужчины в общественном производстве и социальной жизни родовой общины. Племя – этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием. Публичная власть – политическая власть, осуществляемая специальными отрядами людей, которые, используя механизм принуждения и насилия, выполняют специальные функции управления. Род – объединение людей, связанных между собой узами родства, общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства, коллективного производства и потребления. Социальные нормы– правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Старейшина – лицо, управляющее делами родовой общины в повседневной жизни, обычно избирался на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так и женщинами. Табу – в первобытном обществе: запрет, налагаемый на какое-нибудь действие; слово, предмет, употребление или упоминание которых неминуемо карается сверхъестественной силой.
Терминологический словарь Социальная власть – важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов, присущее всякой общности людей, отношение господства и подчинения между ними, опирающееся на принуждение. Политическая власть – реальная способность класса, группы, индивида проводить свою волю, определяемую, в конечном счете, объективными потребностями и интересами. Государственная власть – доминирующее понятие среди всех видов власти в обществе – главный объект политической борьбы, публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Государственной территорией принято считать такую территорию, которая находится под юрисдикцией определенного государства, то есть принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство. С позиций международного права государственная территория выступает как пространство осуществления верховной власти государства, подчиненное его исключительному господству, как принадлежащая данному государству и находящаяся под его исключительной властью часть земного пространства. Фактическая территория – это территория в пределах государственных границ, состоящая из суши с ее недрами, внутренних вод и прибрежной зоны, воздушного пространства над землей и водами. Юрисдикционная территория – это территория, на которую распространяется суверенитет государства. Население – совокупность людей осуществляющих свою жизнедеятельность в границах конкретного государства (граждане и неграждане). Сущность государства – смысл, главное в нём, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным в государстве является власть. Сущность государства состоит в том, чтобы обеспечивать с помощью аппарата политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование в эпоху цивилизации, т.е. в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия – народовластие, экономическая свобода, свобода личности. Легализация (легальность) государственной власти – как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон. Легитимность (от лат. legitimus– согласный с законами, законный, правомерный, надлежащий, должный, правильный) – юридический термин, применяемый для характеристики социального порядка, обладающего престижем, в силу которого он диктует обязательные требования и устанавливает образцы поведения. Терминологический словарь Тип государства – взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, образующие систему их важнейших свойств и критериев, порождаемых соответствующей исторической эпохой. Общественно-экономическая формация – это социальная система, базирующаяся на том или ином способе производства материальных благ и его основе – форме собственности. Владение собственностью является определяющим критерием для осуществления властных полномочий и рассматривается как основная причина классового расслоения общества. Цивилизация (от лат. civilis – «гражданский») – это социокультурная система, включающая как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности
Тема 5. Функции государства Учебные вопросы: 1. Понятие и признаки функций государства. 2. Классификация функций государства. 3. Формы и методы осуществления функций государства. Понятие и признаки функций государства Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности. Термин «функция» имеет в отечественной и зарубежной научной литературе далеко не одинаковое значение. В философском и общесоциологическом плане он рассматривается как «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений»; совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функция врача, полисмена и т.п.). В данном случае функция воспринимается как служебная, профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с существующими правовыми и моральными установками и «в соответствующей манере». Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие «функция» приобретают несколько иной смысл и значение. Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением. В самом общем виде функции государства можно определить как основные направления государственной деятельности, в которых наиболее отчетливо проявляется социальная сущность государства. Функции государства – это направления государственной деятельности, в которых наиболее отчетливо проявляется социальная сущность государства на определенном этапе его социально-политического развития. Функция государства – это главное направление деятельности государства, выражающее его сущность и социальное назначение по управлению делами общества. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы