Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Патриархальная теория происхождения государства.



К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Конфуция, Р. Фильмера, русского социолога и теоретика народничества И. Михайловского и др.

Они обосновывают тот факт, что люди – существа коллектив­ные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникно­вению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в резуль­тате объединения людей и увеличения числа этих семей приводят, в конечном счете, к образованию государства.

Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриар­ха) в семье, которая выступает неограниченной. Поскольку призна­ется изначально божественное происхождение власти «патриарха», подданным предложено покорно подчиняться государю. Всякое со­противление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота царя (короля и т.п.) способна обеспечить необходимые для человека ус­ловия жизни.

Как и в семье, отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо последние – его дети.

Р. Фильмер с помощью этой теории обосно­вывал в XVII в. неограниченную власть английских королей. С его точки зрения, короли являются преемниками библей­ского патриарха Адама, которому от бога дана не только оте­ческая, но и королевская (царская) власть над своим потом­ством. От Адама эта власть перешла к старшему в семье, а в конце концов – к королям.

Разумеется, известная аналогия государства с семьей возможна, так как структура современной государственности возникла не сразу, а развивалась от простейших форм, которые, действительно, вполне могли быть сравнимы со структурой первобытной семьи. Кроме того, эта теория создает ореол святости, уважения государст­венности власти, «родственности» всех в единой стране.

Вместе с тем представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие «семья» на понятие «государство», а такие категории, как «отец», «члены семьи», необоснованно отождествляются соответственно с категориями «государь», «подданные». К тому же, по свидетельству историков, вначале воз­никает род, а семья складывается гораздо позднее в силу упо­рядочения отношений полов и в связи с изменениями в про­изводственной сфере, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Органическая теория происхождения государства.

Органическая теория происхождения государства получила ши­рокое распространение во второй половине XIX в. в трудах Спенсе­ра, Вормса, Прейса и др. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином.

По мнению представителей данной доктрины, государство – это организм, постоянные отношения между частями которого анало­гичны постоянным отношениям между частями живого существа, т.е. государство – продукт социальной эволюции, которая выступа­ет в этой связи лишь разновидностью эволюции биологической.

Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (под­данных).

Подобно тому, как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (тоже естествен­ного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким об­разом, государство практически уравнивается с биологическим ор­ганизмом.

Отрицать влияние биологических факторов на процесс проис­хождения государственности было бы неправильно, ибо люди – не только социальные, но и биологические организмы.

Вместе с тем нельзя механически распространять все закономер­ности, присущие только биологической эволюции, на социальные организмы, нельзя полностью сводить проблемы социальные к про­блемам биологическим. Это, хотя и взаимосвязанные между собой, но разные уровни жизни, подчиняющиеся различным закономернос­тям и имеющие в своей основе различные причины возникновения.

Психологическая теория происхождения государства.

Среди наиболее известных представителей психологической тео­рии происхождения государства можно выделить Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

Причины происхождения государства заключаются в тех способ­ностях, которые первобытный человек приписывал племенным вож­дям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Их магическая сила, психи­ческая энергия (они делали охоту удачной, боролись с болезнями, предугадывали события и т.п.) создавали условия для зависимости сознания членов первобытного общества от вышеназванной элиты. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

Вместе с тем всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления, инстинк­ты. Для удержания в узде подобных психических начал личности и возникает государство.

Следовательно, государство необходимо как для удовлетворения потребностей большей части в подчинении, послушании, повинове­нии определенным лицам в обществе, так и для подавления агрессив­ных влечений некоторых индивидов. Отсюда природа государства – психологическая, коренящаяся в закономерностях человеческого сознания. Государство, по мнению представителей данной тео­рии, – продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

Бесспорно, психологические закономерности, с помощью кото­рых осуществляется человеческая деятельность, — важный фактор, оказывающий влияние на все социальные институты и которые ни в коем случае игнорировать нельзя. Взять, к примеру, только проблему харизмы, чтобы убедиться в этом.

С другой стороны, роль психологических свойств личности (ир­рациональных начал) не следует преувеличивать в процессе проис­хождения государства. Они не всегда выступают в качестве решающих причин и должны рассматриваться именно как лишь моменты государствообразования, ибо сама человеческая психика формиру­ется под влиянием соответствующих социально-экономических, военно-политических и иных внешних условий.

Расовая теория.

Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оп­равдания существующего строя и его основы – деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей – рабо­владельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господство­вать в обществе и государстве, вторые – «недочеловеки» – слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882) объявлял арийцев «высшей расой», при­званной господствовать над низшими, к которым относились евреи, славяне и др. В фашистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде «вождя на­ции», «чистоты крови», история представлялась как история борьбы «высшей» арийской расы с другими низшими расами.

Расовая теория считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных про­блем войну, которая, по мнению другого представителя этой тео­рии, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необ­ходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования «законного» права «высшей» арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

 

Вопросы для самоконтроля:

Как была организована и функционировала социальная власть в первобытном обществе?

Каковы особенности социальных норм догосударственного периода?

Какие объективные факторы обусловили возникновение государства?

Каковы особенности возникновения европейских государств и государств Древнего Востока?

Какие существуют теории происхождения государства?

Дополнительная литература

Аквинский Ф. О правлении властителей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе (ХI – ХVII вв.). – Л., 1990.

Аристотель. Политика // Сочинения. – М., 1988.

Библер В.О. О гражданском обществе и общественном договоре // Через тернии. – М., 1990.

Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. – 1993. – № 7.

Васильев Л.С. История Востока: В 2-х томах. – М.: Высшая школа. 1994. – Т.1. – Гл. 3, 4.

Гоббс Т. Сочинения. В 2-х томах. – М., 1991. – Т. 2.

Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. – М., 1989.

Гроций Г. О праве войны и мира. – М., 1956.

Гумплович Л. Общее учение о государстве. – СПб., 1910.

История первобытного общества. Эпоха классообразования. – М., 1988.

Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы. – М.: Юристъ, 1999.

Каутский К. Материалистическое понимание истории. – М., 1931. – Т.2.

Косарев А.И. Происхождение и сущность государства. – М., 1969.

Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. – Т. 39.

Малый А. П. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. – 2001. – № 3.

Минникес Н. В. Выборные начала в Древнегреческом государстве в обычаях и договорах // Российский юридический журнал. 2001. № 4. С. 129 – 136.

Мицкевич А.В. Происхождение государства и права // Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. – М.: Изд-во БЕК, 1995. – Гл. 1.

Першиц А.И., Менгайт А.Л., Алексеев В.П. История первобытного общества. – М., 1990.

Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности // Анатомия истории: История русской правовой мысли: Биографии, документы, публикации. – М.: Изд-во " Остожье", 1998. – С. 243-287.

Платон. Государство: Соч.: в 3-х т. – М., 1971. – Т.3.

Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. – М., 1995.

Сагылин Е.Н. Теократические тенденции современной государственности // Общественные науки и современность. 1996. – № 5.

Салтыкова С. Зарождение древнерусского права // Российская юстиция. – 1997. – № 1. – С. 59-62.

Тихомиров Ю. А. Государство: теория развития и общественная практика // Правоведение. – 1999. – № 3. – С. 3-14.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – 2-е изд. – Т. 21. – Гл. IV-VI, VIII, IX.

Яковлев А. М. Российская государственность (историко-социологический аспект) // ОНС: общественные науки и современность. – 2002. – № 5. – С. 78-93.

 

Терминологический словарь

Вождь – глава племени, родовой общины.

Инцест – половые отношения между родственниками.

Матриархат – форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся первенствующей ролью женщины в общественном производстве и в социальной жизни родовой общины.

Мононормы – единые, нерасчленённые специфические нормы, содержащие в себе нормы морали, религии, права.

Община – объединение людей, основывающееся на коллективном владении средствами производства и полном или частичном самоуправлении (семейная, родовая и др.)

Обычай – регулятор труда и быта членов рода, их семейных и иных взаимоотношений.

Патриархат – форма родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующаяся первенствующей ролью мужчины в общественном производстве и социальной жизни родовой общины.

Племя – этническая и социальная общность людей, связанных родовыми отношениями, территорией, культурой, языком и самоназванием.

Публичная власть – политическая власть, осуществляемая специальными отрядами людей, которые, исполь­зуя механизм принуждения и насилия, выполняют специальные функции управления.

Род – объединение людей, связанных между собой узами родст­ва, общественная группа, сложившаяся для сов­местного ведения хозяйства, коллективного производства и потребления.

Социальные нормы– правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

Старейшина – лицо, управляющее делами родовой общины в повседневной жизни, обычно избирался на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так и женщинами.

Табу – в первобытном обществе: запрет, налагаемый на какое-нибудь действие; слово, предмет, употребление или упоминание которых неминуемо карается сверхъестественной силой.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 955; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь