Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 9. Правовое государство



Учебные вопросы:

Понятие и признаки гражданского общества.

Институты гражданского общества.

Возникновение и развитие учения о правовом государстве.

Основные принципы правового государства.

Понятие гражданского общества

Категория «гражданское общество» исторически отра­жает особый срез развития человечества, характеризуе­мый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справед­ливость. Всегда формирование гражданского общества, так или иначе, увязывалось с проблемами совершенство­вания государства, возвышения роли права и закона.

Так, в древнем мире этому объективно служила теория эйдоса (идея государства) Платона. Так же следует рассматривать высказывание Аристотеля о том, что государство есть достаточная для самодовлеющего существования совокупность граждан, т. е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон, обосновывая пра­вовое равенство людей, писал: «...закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех...». На данном этапе развития человечества гражданское общество полностью отождествлялось с государством. Это продолжалось до­статочно длительное время и было обусловлено уровнем развития экономических и социально-политических от­ношений (примитивные формы разделения труда, на­чальный этап развития товарно-денежных отношений, огосударствление общественной жизни, кастовый харак­тер социальной структуры).

Последовательное развитие общественных отноше­ний предопределило и трансформацию взглядов ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI-XVII вв. в ра­ботах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось соответ­ствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрес­сивных, по их мнению, форм государственного устрой­ства, основанных на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия... несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой граж­данского правления». Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монар­хии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.

Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта.

Главными он считал такие идеи:

а) человек все должен создавать собственны­ми силами и должен отвечать за созданное;

б) столкно­вение человеческих интересов и необходимость их за­щиты являются побудительными причинами самосовер­шенствования людей;

в) гражданская свобода, законода­тельно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвыше­ния человеческого достоинства.

Эти идеи можно безусловно положить в основание теории гражданского общества. Кант, перенеся концеп­цию антагонизма между индивидами как стимула их саморазвития на отношения между государствами, дела­ет вывод о том, что для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества.

В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским общест­вом и государством.

К гражданскому обществу он относил:

а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами;

б) естественное и общее право;

в) человека.

Государство, в отличие от гражданского об­щества, состоит, по его мнению:

а) из системы государ­ственных институтов;

б) позитивного права, издаваемого государством;

в) гражданина.

Важную роль в формировании представлений о граж­данском обществе сыграл Гегель, определив его как сферу действия частного интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Особую роль Гегель отво­дил противостоящим друг другу индивидам. «В граждан­ском обществе каждый для себя – цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей».

Материалистическую характеристику анализируемому явлению и категории, его отражающей, дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они писали: «Гражданское общество обни­мает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Оно обнимает всю торгово-промышленную жизнь данной ступени и постольку выходит за пределы государства и наций, хотя, с другой стороны, оно опять-таки должно выступать вовне в виде национальности и строиться внутри в виде государства».

Анализ исторических данных и приведенных сужде­ний показывает, что процесс становления гражданского общества сложен и противоречив. Он охватывает десят­ки столетий, начинаясь с возникновения элементов гражданского общества в античном мире (Афины, Рим), охватывает такие «очаги» средневековья, как вольные города Любек, Новгород, и идет до развитых обществен­ных систем Европы и Америки в Новое время.

Станов­ление гражданского общества зависит от степени разви­тости экономических и правовых отношений, реальнос­ти личной и экономической свободы индивидов, дейст­венности механизма общественного контроля за госу­дарственно-властными структурами. Качества граждан­ского общества заложены в любой общественной системе, но могут иметь разную степень развития. Так, на определенном отрезке времени они находятся в зачаточ­ном состоянии, в условиях тоталитарного государства они могут быть временно подавлены, находятся в состо­янии сжатой пружины, при ярко выраженном классовом характере общественного строя они дозируются и лишь при достижении социального равновесия и в условиях демократической правовой государственности получают развитие и становятся преобладающими.

Современное понимание гражданского общества пред­полагает наличие у него комплекса существенных при­знаков. Отсутствие или неразвитость некоторых из них позволяет определить состояние «здоровья» соци­ального организма и необходимые направления его самосовершенствования.

Рассмотрим эти признаки по­дробнее.

Гражданское общество – это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственникам. Он ре­ально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он сво­боден в выборе форм собственности, определении про­фессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребнос­тей и интересов. Политический аспект свободы индиви­да как гражданина заключается в его независимости от государства, т.е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах орга­нов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может огра­ничивать своеволие государственных или иных струк­тур в отношении себя.

Гражданское общество суть открытое социальное об­разование. В нем обеспечиваются свобода слова, вклю­чая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, обра­зовательными технологиями с другими странами, куль­турное и научное сотрудничество с зарубежными государ­ственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объедине­ний в соответствии с принципами и нормами междуна­родного права. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогич­ными образованиями в планетарном масштабе.

Гражданское общество есть сложноструктурирован­ная плюралистическая система. Разумеется, любой со­циальный организм обладает определенным набором си­стемных качеств, но для гражданского общества харак­терны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институ­тов (профсоюзы, партии, объединения предпринимате­лей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование обществен­ной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономи­ческой – это многообразие форм собственности (част­ной, акционерной, кооперативной, общественной и госу­дарственной); в социальной и политической — наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной – обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим моти­вам, терпимое отношение к различным религиям, про­тивоположным взглядам.

Гражданское общество – это саморазвивающаяся и само­управляемая система. Индивиды, объединяясь в различ­ные организации, устанавливая между собой разнооб­разные отношения, реализуя свои порой противополож­ные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Граждан­ское общество имеет свои внутренние источники само­развития, независимые от государства. Более того, бла­годаря этому оно способно ограничивать властную дея­тельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо обще­ства. В сочетании с такими нравственными категория­ми, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступатель­ного развития гражданского общества.

Гражданское общество – правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают призна­ние, обеспечение и защита естественных и приобретен­ных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о сво­боде и благополучии личности соответствуют идеи при­оритета права, единства права и закона, правового раз­граничения деятельности различных ветвей государст­венной власти. Гражданское общество на пути к право­вому развивается вместе с государством. Правовое госу­дарство можно считать результатом развития граждан­ского общества и условием его дальнейшего совершен­ствования.

Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовым ци­вилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступатель­ного развития общества. Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, ориен­тированное на конкретного человека, создающее атмо­сферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее сво­боду творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.

Реальность XX в. – российское гражданское обще­ство. Однако многие его черты и качества еще находятся в стадии развертывания и формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-по­литических структур, замедленным выходом к цивили­зованным рыночным отношениям, отсутствием широко­го социального слоя собственников, низкой эффектив­ностью механизма правовой защиты личности. И все же, несмотря на эти сложности и различного рода катаклиз­мы, формирование гражданского общества в России идет в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобыт­ных черт. С принятием 12 декабря 1993г. новой Кон­ституции Российской Федерации процесс формирова­ния гражданского общества и правового государства получил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были за­креплены основополагающие идеи гражданского обще­ства. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью госу­дарства. Провозглашено разделение властей на законо­дательную, исполнительную и судебную, установлены гарантии, органов местного самоуправления.

Дальнейшее развитие гражданского общества в Рос­сии зависит от разумного и последовательного разгосу­дарствления собственности, сокращения и нейтрализации бюрократического аппарата, формирования много­партийной системы, создания системы стимулов для развития производства, разработки оптимальных соци­альных программ и т. д. Одним из действенных рычагов в этом плане является правовое регулирование осново­полагающих отношений гражданского общества, значе­ние которого заключается в решении посредством права трех основных целей: поставить заслон излишнему вмешательству государства в дела гражданского общест­ва и личную жизнь гражданина; зафиксировать обязан­ности государства перед гражданским обществом; обес­печить реализацию конституционных положений о правовом государстве.

 

Структура гражданского общества

Структура – это внутреннее строение общества, от­ражающее многообразие и взаимодействие его состав­ляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Системообразующим началом, генерирующим интел­лектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязаннос­тях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизне­деятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и ин­формационная системы.

Социальная система охватывает совокупность объек­тивно сформировавшихся общностей людей и взаимоот­ношений между ними. Это первичный, основополагаю­щий пласт гражданского общества, оказывающий опре­деляющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

Прежде всего, здесь следует обозначить блок отноше­ний, связанных с продолжением рода человеческого, вос­производством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обуслов­ленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе.

Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т. п.).

Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (груп­пами, слоями, классами, нациями, расами).

Экономическая система представляет собой совокуп­ность экономических институтов и отношений, в кото­рые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и по­требления совокупного общественного продукта.

В качестве первичного слоя здесь выступают отноше­ния собственности, пронизывающие всю ткань экономи­ческих отношений и весь цикл общественного производ­ства и потребления. В Российской Федерации призна­ются и защищаются равным образом частная, государст­венная, муниципальная и иные формы собственности.

Отношения производства материальных и нематери­альных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общест­ва, поэтому неотъемлемой частью экономических отно­шений являются трудовые отношения. Более опосредо­ванный и абстрактный характер носят производствен­ные отношения, которые в силу своей специфики ста­новятся независимыми от воли и сознания конкретного человека. Структурными элементами экономической сис­темы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, ин­дивидуальные частные предприятия граждан.

Отношения распределения, обмена, потребления обще­ственного совокупного продукта являются важной состав­ной частью экономической системы, хотя они в опреде­ленной степени функционируют и в рамках другой системы – социальной.

Политическую систему составляют целостные само­регулирующиеся элементы (организации) – государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Инди­вид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Глубинным, сущностным слоем здесь являются отно­шения по поводу власти, которые пронизывают полити­ческую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения весьма разнооб­разны: это отношения между государством и иными структурными элементами, между государственными ор­ганами и учреждениями и т. д. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью которой высту­пает всегда политическая (государственная) власть.

Помимо сугубо властных существует целая гамма по­литических отношений, охватывающих проблемы объеди­нения граждан в общественно-политические организа­ции, свободы слова, гарантий избирательных прав граж­дан, функционирования форм непосредственной демо­кратии и др.

Духовно-культурная система образуется из отноше­ний между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, уч­реждений (образовательных, научных, культурных, ре­лигиозных), через которые реализуются эти отношения.

Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование является фун­даментом в деле развития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкрет­ного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.

Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и разви­тие науки, культуры, религии. Разнообразны пути фор­мирования этих отношений, неоднозначно их воздейст­вие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение историчес­кого опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципаль­ные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

При характеристике структуры гражданского общест­ва следует иметь в виду три обстоятельства.

Во-первых, изложенная классификация предпринята в учебных целях и носит условный характер. В дейст­вительности названные структурные части, отражающие сферы жизнедеятельности общества, тесно взаимосвяза­ны и взаимопроникаемы. Объединяющим фактором, эпицентром многообразных связей между ними высту­пает человек (гражданин) как совокупность обществен­ных отношений и мера всех вещей.

Во-вторых, при изучении социальной, экономической и других систем как относительно самостоятельных явлений нельзя недооценивать и другие структурные составляющие (идеи, нормы, традиции).

В-третьих, надо видеть то, что связующим, упорядо­чивающим фактором структуры и процесса жизнедея­тельности общественного организма служит право с его естественной общегуманистической природой, подкреп­ленной прогрессивным, демократическим законодательст­вом, что логика развития гражданского общества неиз­бежно приводит к идее правовой государственности, правового демократического общества.

 

 

Возникновение и развитие учения о правовом государстве

Истоки идеи о правовом государстве следует искать в тех временах, когда человеческая цивилизация нахо­дилась в колыбели. Уже тогда человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справедливости и несправедливости, поряд­ка и хаоса. Постепенно осознавалась необходимость ограничения своей свободы, формировались социальные стереотипы и общие для данного общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспе­ченные авторитетом и укладом самой жизни. В процессе общения и реализации естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность выкристаллизовывались нормы естественного права. Оно служило основным и не­посредственным регулятором отношений между индиви­дом и обществом и до определенного момента удачно гармонизировало их.

С возникновением государства, этого уникального во всех отношениях продукта человеческой деятельности, ситуация изменилась. Оно попыталось сделать естест­венное право своей собственностью и узурпировать саму возможность «творить» правовые нормы.

Государство стало посредником между индивидом и обществом и, используя гуманистические начала права, сделало его основным инструментом достижения своих целей. Человечество вынуждено было снова искать оптимальные формы соотношения уже между личнос­тью, государством и гражданским обществом, пути разумного сочетания и удовлетворения их потребностей и интересов, привлекая для этого право.

Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необ­ходимости соответствия закона праву. Первый пример истинного уважения к праву как явлению непреходяще­му, возвышающемуся над суетностью жизни, дает нам античная история: мудрый Сократ принял смерть, не пожелав уйти от карающей десницы суда. О значении правовых законов для нормального развития государст­ва и ограничения произвола правителей писал Платон: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Аналогич­ных взглядов придерживался и Аристотель, подчерки­вая, что «там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя».

Европейские ученые Нового времени приняли эстафету у античных мыслителей. К. Ясперс, определяя правовое государство как государство, в котором дейст­вует свобода, основанная на законах, писал, что класси­ческий тип политических свобод, достойных подражания, сложился в Англии более 700 лет назад. И действи­тельно, этому можно найти подтверждение. В частности, уже в. Нортхэмптонском статуте 1328 г. говорилось, что никакое королевское распоряжение не может повлиять на ход правосудия. К тому времени, когда Дж. Локк написал свой знаменитый памфлет о правительстве, в Англии уже сложился такой тип политической систе­мы, где реальным было уважение к суду и действовала определенная система сдержек и противовесов во власт­ных отношениях.

Дальнейшее развитие идеи о разделении властей, об обеспечении прав и свобод граждан получили в работах Ш. Монтескье. «Если, – писал он, – власть законодатель­ная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тираничес­ки применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодатель­ной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».

Философское обоснование учения о правовом госу­дарстве в его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Кант определял государство как объеди­нение множества людей, подчиненных правовым законам. Его категоричный императив разума требовал поступать так, чтобы свободное проявление собственного произво­ла было совместимо со свободой каждого и сообразовы­валось со всеобщим законом. Для Гегеля государство было то же самое, что и право («наличное бытие свободной воли»), но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя все абстрактные права личности и общества. Поэтому система права, т. е. государство в его диалектическом понимании, есть царство реализованной свободы.

Словосочетание «правовое государство» впервые встре­чается в работах немецких ученых К. Велькера (1813 г.) и И. X. Фрайхера фон Аретина (1824 г.). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Ро­бертом фон Молем (1832 г.). Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства. Можно сказать, что с этого времени идея о правовом государстве более чем на столетие заняла умы германских ученых и политиков.

В литературе выделяют три этапа развития немецкой идеи правового государства. До революции 1848 г. она формировалась как теоретическое и конституционно-по­литическое основание его создания. В 1848 г. в проекте Паулкирхенской конституции была сделана попытка соединить идеи о правовом государстве и демократии. С 1871 г. шла детальная разработка принципа разделе­ния властей, понятий закона и судебной защиты. Вей­марская конституция 1919 г. интегрировала правогосударственные и представительно-парламентские элемен­ты. Ныне действующий Основной закон объявляет ФРГ социально-правовым государством. Следует отметить, что в немецкой литературе высказано мнение (оно является преобладающим, но его нельзя назвать бесспорным) о том, что первое правовое государство в Германии было построено в 1880 г.

К концу XX столетия в ряде развитых стран сложи­лись такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответству­ют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фик­сирующие, что данное государственное образование яв­ляется правовым. В планетарном масштабе распростра­нению и реализации этой идеи активно способствует ООН через свои организационные структуры и между­народно-правовые акты.

Основные принципы правового государства

Принципы — это основополагающие идеи (требова­ния), определяющие в своей совокупности идеальную конструкцию (модель) государства, которое могло бы называться правовым. Их формирование обусловлено объективными и субъективными факторами: уровнем развития культуры, науки, образования и других эле­ментов, составляющих совокупный интеллект данной общественной системы; нравственно-духовным потен­циалом общества, который выражается в признании большинством населения справедливым, а значит, и пра­вовым существующего государственного устройства; на­личием или отсутствием стабильного механизма реали­зации правовых начал в деятельности государствен­ных органов; степенью освоения конкретным человеком права как собственной свободы, осознанной и в необхо­димых случаях и необходимых пределах им самим ограниченной.

С учетом исторических данных, общественной и го­сударственной практики и с позиций современного на­учного знания можно выделить такие принципы право­вого государства.

1. Принцип приоритета права. В литературе при ха­рактеристике правового государства очень часто употреб­ляется термин «господство права», происхождение кото­рого, очевидно, связано с английским «rull of low» — «правление права» или «господство права». На наш взгляд, русский перевод данного термина не адекватен вклады­ваемому в него содержанию и точнее было бы говорить о приоритетности права. Это поможет избежать, с одной стороны, трактовки права как средства подавления и на­силия, а с другой — фетишизации права как самодовле­ющего и самоуправляющегося явления.

Принцип приоритета права может быть раскрыт при усвоении следующих моментов. Во-первых, право нераз­рывно связано с человеком, это сторона его бытия, универсальное средство общения и гарантия нормально­го образа жизни. Во-вторых, государство не единствен­ный источник формирования права. Во многих случаях оно лишь оформляет, облекает в правовую форму либо естественно-правовые требования, либо волеизъявление всего народа (общества), выраженное через референду­мы, либо положения, сформировавшиеся в ходе общест­венной практики, в особенности судебной. В-третьих, право возникло раньше, а потому носит более естественный характер, чем государство. По одной из версий, государство возникло из необходимости организационно-властной, силовой поддержки правовых установлений в обществе в целях его нормального функционирования.

Великие мыслители-«одиночки» догадывались о про­исхождении права и его роли в жизни людей, но лишь сейчас можно сказать, что человечество постепенно, но последовательно осознает эту его роль и выбирает право в качестве приоритета в своем развитии. Отсюда необ­ходимость ограничения государственной власти, связан­ности правом деятельности государственного аппарата, ориентирование государства на защиту прав и свобод человека.

В конечном счете приоритет права означает:

а) рас­смотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона;

б) соединение, общечело­веческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;

в) необходи­мость идеологически-правового обоснования любых ре­шений государственных и общественных органов; г) на­личие в государстве необходимых для выражения и дей­ствия права форм и процедур (конституции и зако­нов, системы материальных и процессуальных гаран­тий и т.д.).

2. Принцип правовой защищенности человека и граж­данина. Сразу следует подчеркнуть, что данный прин­цип носит первичный, комплексный, непреходящий и аб­солютный характер.

Человек как разумное и общественное существо в процессе своей жизни, общения с себе подобными создает различные организационные формы своего су­ществования и устанавливает приемлемые для себя правила игры, нормы поведения. В этом смысле право и государство производны от человека.

Комплексность заключается в том, что названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различ­ных объектов.

Непреходящий характер указанного принципа обу­словлен естественным происхождением права, возник­шего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т. д. Иными словами, право возникло и существует как разумная сторона бытия, мера свободы человека.

Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государст­вом (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки.

Это:

1) равенство сторон и взаимная ответственность госу­дарства и гражданина.

Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Разу­меется, государство, вступая во взаимоотношения с мно­жеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взи­мать налоги и т. д.). И все же оснований для утвержде­ния, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоот­ношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

2) особый тип правового регули­рования и форма правоотношений;

Поскольку презюмируется, что правовое государ­ство и гражданин — равноправные участники правоотно­шений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в ре­зультате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному граж­данину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

Для либеральных социальных систем характерно сочетание двух основных типов правового регулирова­ния. Действия гражданина регламентируются по общедозволительному типу, разрешающему делать все, что прямо не запрещено в законе, поощряющему творчество, социально полезную инициативу. Государство, его орга­ны и должностные лица должны руководствоваться разрешительным типом правового регулирования, кото­рый позволяет им действовать только в пределах своей компетенции, делать лишь то, что разрешено законом.

3) стабильный пра­вовой статус гражданина и система юридических гаран­тий его осуществления.

Устойчивый, стабильный правовой статус гражда­нина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены.

3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он дол­жен отражать естественно-правовые начала, соответст­вовать международно-правовым нормам о правах чело­века и гражданина, быть принятым легитимным орга­ном государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выве­ренные и соизмеримые с гуманистическими принципа­ми правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные фо


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь