Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Доэллинистический период - Онтология.
А) Милетская Школа. Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен ответ на вопрос: «Из чего все? ». Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего. Б) Пифагорейский Союз. «Все есть число» - его исходная позиция. Внесли большой вклад в развитие элементарной математики. В) Гераклит Эфесский (530-470). Г) Элейская Школа. Ксенофан (565-473). Парменид (конец VII-VI вв.): «Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто». Зенон Элейский (490-430). Д) Эмпедокл (490-430) и Анаксагор (500-428) – древнегреческие плюралисты. Е) Атомисты. Атомизм проявился как движение мысли к философской унификации бытия. Его основоположниками были Левкипп (V в. д. н.э.) и Демокрит. Ж) Софисты. Основоположниками были Протагор (480-410), Горгий (483-375) и Продик (470-400).
Доэллинистический период – Политика, Социология, Этика и Эпистемология. А) Сократ. Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399). Б) Платон. Платон (427-347) – один из величайших мыслителей античной Греции. Он – основоположник объективного идеализма. Идея – центральная категория в философии Платона. В) Аристотель. Аристотель (384-322) – ученик Платона. При нем философская мысль Древней Греции достигла наибольшей высоты.
Философия раннего эллинизма Эллинизм, охватывающий период от завоевания Александра Македонского до падения Западной Римской Империи, характеризует собой последующую античную философию. Сохранив многое из античной классики, эллинизм, по существу, завершил ее. Исходные принципы, заложенные великими греками, были систематизированы, развились те или иные аспекты достижений прежнего периода; происходило концентрирование внимания на проблеме человека и общества. Философия сосредотачивалась на субъективном мире человека.
Основные школы: Киники Антисфен (450-360) и Диоген (400-325). Скептики Пиррон (360-270).
Эпикурейцы Эпикур (341-270) и Тит Лукреций Кар ( 99-55).
Стоики Хриссип, Клеанф, Зенон Китионский – ранние стоики. Поздние стоики – Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет. Неоплатонисты Неоплатонизм – направление античной философии позднего эллинизма, систематизировавшее основные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Основоположник – Плотин (205-270). Другие крупные деятели этой школы – Ямвлих (280 - 330), Порфирий (233-304) и Прокл (410-485).
Б). Философия Средневековья. Религиозная ориентация философских систем Средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о личностной форме единого Бога. Разработка этого догмата в первую очередь связана с именем блаженного Августина (354-430). Во времена среднего Средневековья выделяется имя Пьера Абеляра (1079-1142). В средневековой философии позднего периода выделяется имя Фомы Аквинского (1225-1274). Крупный вклад в средневековую философию внесла также английская философская школа – Р. Бэкон (1214-1292), Иоанн Дунс Скотт (1265-1308), Уильям Оккам (1300-1349).
Расцвету схоластики в Западной Европе в XIII веке предшествовало прогрессивное развитие арабской философии, философии средней Азии и еврейской философии. Крупнейшие философы – Авиценна ( Ибн Сина ) (980-1037), Аверроэс ( Ибн Рушд ) (1126-1198) и Маймонид ( Моисей бен-Маймун ) (1135-1204). Поворотным пунктом в развитии философии этих стран было усвоение учения Аристотеля с новыми историческими задачами и достижениями науки.
В). Философия эпохи Возрождения. Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной философии, прежде всего – та же обращенность к человеку. Потребности общественно-исторической практики явились мощным импульсом развития естественных и гуманитарных наук, заложив основы опытного естествознания Нового времени. Выразителями этой тенденции стали крупнейшие мыслители эпохи Возрождения, общим пафосом которой стала идея гуманизма, отстаивающего принцип творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье. Крупнейшие представители: Мишель Монтень (1533-1592), Пико дела Мирандола (1463-1494), Николай Кузанский (1401-1464), Якоб Беме (1575 – 1624), Джордано Бруно (1548-1600).
Г). Философия раннего Капитализма. Западная философия Нового времени открывает следующий этап в развитии философской мысли. Этот период именуют научной революцией. Наука играет все более значительную роль в развитии общества. При этом главенствующую роль в науке играет механика. Применение механистического подхода связано с именем величайшего философа и ученного той эпохи Исаака Ньютона (1643-1727). Своим развитием философия Нового времени обязана отчасти углубленному изучению природы, отчасти все более усиливающемуся соединению математики с естествознанием. Благодаря развитию этих наук принципы научного мышления распространились за пределы отдельных отраслей и собственно философии. Основные деятели этого времени: Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679), Рене Декарт (1596-1650), Блез Паскаль (1623-1662), Барух Спиноза (1632-1677), Джон Локк (1632-1704), Готфрид Лейбниц (1646-1716), Джордж Беркли (1685-1753), Дэвид Юм (1711-1776).
Д). Философия французского Просвещения Исходные идеи эпохи Просвещения – культ науки (Разума) и прогресс человечества. Все труды деятелей Просвещения пронизаны идеей апологии Разума, его светоносной силы, пронизывающей Мглу и Хаос. «Имей мужество мыслить самостоятельно! » Выдающимися философами этой эпохи были: Вольтер (1694-1778), Жан Жак Руссо (1712-1778), Дени Дидро (1713-1784), Поль Гольбах (1723-1789).
Е). Немецкая Классическая Философия Начало Просвещения в немецкой философии теснейшим образом связано с именем Христиана Вольфа (1679-1754), который систематизировал и популяризировал учение Лейбница. Величайшим философом этой эпохи был Иммануил Кант (1724-1804). Кроме него необходимо выделить Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814), Фридриха Шиллинга (1775-1854), конечно же, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), Людвига Фейербаха (1804-1872).
Ж). Западная Философия конца XIX-XX веков. Эпоха неклассической философии дала плеяду замечательных философов, мыслителей и ученых. Это время бурного расцвета различнейших школ и направлений философии. В первую очередь стоит выделить направления: - иррационализма (Шопенгауэр) - философии жизни (Кьеркегор, Ницше, Бергсон) - американской философии прагматизма (Пирс, Джемс, Дьюи) - феноменологии (Гуссерль) - герменевтики (Шелер, Тейяр де Шарден) - экзистенциализма (Хайдеггер, Ясперс, Сартр) - позитивизма и неопозитивизма (Рассел, Конт) - структурализма (Леви-Строс) - критического рационализма (Поппер)
В данное время наблюдается переход к экологии философии, к рассмотрению взаимосвязей человека и Окружающей его Среды. Смысл экологии – согласие человека и человеческой культуры с Окружающей Средой. Экология культуры - идея равноправного состояния всех форм теоретического опыта человечества, где наука выполняет одну роль, религия другую, искусство – третью, и они не мешают, а помогают друг другу.
О категориях. Одно из важнейших понятий в философии – это понятие «категории». Данный термин специфичен именно в философии. В большинстве других наук и отраслей человеческого знания подобное понятие не употребляется. Категория отличаются от понятий большей универсальностью – они применимы ко всем сферам реальности. Вводятся они также отлично от понятий. Понятия вводятся феноменологически. В тоже время категории выражаются через себе подобные: количество – качество, бытие – небытие, случайность – необходимость и т.д. Категории не универсальны: разные философы в разные времена вводили разные категории для упорядочивания здания своей философии.
II. Философия Древнего Востока. Древнеиндийская философия.
1. В Индии, также как и в Китае, возникновение философского знания относят к VI веку до нашей эры. Предфилософский период в Индии характеризуется созданием и развитием литературных памятников древнеиндийского религиозно-философского учения, которое позже превратилось в традиционный индуизм.
Литературные памятники ассимилировали традиционные индийские племенные верования и обычая в четырех самхитах, или Ведах: - Ригведе (гимны богам); - Самведе (общие положения и основы идеологии брахманизма); - Ушурведе (практика жертвоприношений); - Аткарбведе (заклинания и заговоры); Каждая веда впоследствии обросла брахманом (комментарием, описанием), а, затем, араньяками (книгами для отшельников и аскетов) и упанишадами («сидеть около ног учителя» - поучения). Весь корпус ведических знаний назывался шрути. Толкованием мудрости индуизма выступала высшая, жреческая каста – брахманы.
Шрути образовал, своего рода, ортодоксальную базу древнеиндийской философии. Первыми противниками брахманизма стали «шраманы» - еретики-отшельники, которые заложили также и идеологическую базу неортодоксальных течений. В дальнейшем, основными, по отношению к брахманизму, ортодоксальными течениями стали адживика (Макхали Госала), джайнизм и буддизм.
В VII-VI веках до н.э. появляются сутры – изречения, афоризмы представителей различных философских школ Индии. С этого момента и вплоть до Нового времени индийская философия развивается по пути составления и толкования сутр, которые являлись примером систематического изложения основ индийского философского знания, в русле 6 классических (по отношению к толкованию Вед) школ-даршан (миманса, ньяя, вайшешика, санкхья, йога, веданта) и неортодоксальных философских течений: буддизма (Сиддхартха Гаутама Шакьямуни), джайнизм (Махавира) и чарваки (или локаяте).
2. В Индии очень рано отмечено различение истинного бытия от мира явленного. Уже в гимнах Ригведы истинное бытие – сат – описывается как соответствующее законам, упорядочивающим мировой хаос и преобразующим его в космос. Небытие же – асат – выступает воплощением сил, дезорганизующих космос. Позднее в “Кена-упанишаде” о Сущем, именуемом Брахманом, говорится, что оно есть “иное, чем познанное, а также выше познанного”. Чувства и разум признаются способными зафиксировать лишь конкретные проявления Сущего, но не постичь его самого. Брахман – это то единое, что есть одновременно сущее и не-сущее, он не причастен к миру природных, преходящих форм. Сущее именуется то Брахманом, то Атманом, при этом первый часто служит выражением объективного его аспекта (бог, вездесущий дух, единое), а второй – субъективного (душа). Брахман и Атман, суть, едины, в пределе переходящи друг в друга. Примечание: стоит заметить, что в индийской философии использовалось свойство многозначности понятий – одно и тоже слово (например, «брахман») заключало в себе целый спектр понятий.
Философы древности не просто констатировали существование первоначала, но пытались отыскать ему аргументированное доказательство, выявить его субстрат и даже структуру. Делали они это по-разному, даже в пределах классического брахманизма. Ведантисты склонялись к тому, что Сущее есть нечто идеальное Единое. Таким образом, они были монистами, склонявшимися к объективному идеализму. Санкьяки и йогины были дуалистами, признававшими в первооснове не только идеальное, но и материалистическое начала. Они признавали непроявленное пракрити, обладающее не поддающимися определению элементами – гунами. Последние условно можно соотнести с такими свойствами, как стабильность, активность и инерция. В то же время индийские дуалисты наряду с реальностью по сути материального пракрити признавали в качестве независимого первоначала психические элементы – пурушу, некий чистый субъект. Представители ньяя и особенно вайшешики относились к числу древних атомистов. Атомы вайшешиков отличались чувственной конкретностью. Они имели вкус, цвет, запах, температуру, но в то же время были единообразны по форме и величине. Вайшешики усматривали причину существующего мира не в движении атомов, как это утверждали греческие атомисты, а считали, что атомы создают моральный образ мира, реализуя моральный закон – дхарму.
Представители чарваки были сторонниками четырехначалия: воды, огня, земли и воздуха. Своеобразно решали проблему Бытия буддисты. Наряду с идеализмом, дуализмом, материализмом и атомистическим плюрализмом в древнеиндийской философии имела немалое влияние их, так называемая, негативная онтология. Согласно легенде, когда Будде задали вопросы: безначален ли мир или имеет начало, конечен ли он или бесконечен, какова природа абсолюта, в одних случаях ответа вообще не последовало, в других же он гласил, что вопросы эти пусты. Такую реакцию иногда оценивают как неспособность Будды к философствованию или как свидетельство его агностицизма. Но существует и иное, более справедливое суждение: позиция буддизма была “срединной” в том смысле, что согласно ей Вселенная представлялась “бесконечным процессом отдельных элементов материи и духа, появляющихся и исчезающих, без реальных личностей и без постоянной субстанции...”
3. Традиционный брахманизм стоял на позициях религиозно-мистического ритуального экстенсивного способа познания действительности. Такой подход не удовлетворял философским потребностям как классических, так и неортодоксальных философских школ, которые разработали свои эпистемологические концепции.
При этом, все, безусловно, в достаточной степени различающиеся между собой эпистемологические позиции, возможно было разбить на реалистическую и нереалистическую эпистемологию. К первой относились почти все философские направления Индии, за исключением буддизма. Их трудами была создана праманавада – учение о средствах достижения познания. В школе санкхьи признавались три праманы: восприятие (пратьякша), логический вывод (ануман) и свидетельство авторитета (шабда), ньяики добавляли четвертую праману – “сравнение”, а миманса – “предположение” и т.д. Реалистическая эпистемология сводилась к признанию познаваемости внешнего мира в его истинной реальности: “Вся структура внешнего мира, его отношения и причинность – все это познаваемо посредством органов чувств. Интеллект, или разум, – это качество, созданное в душе индивида с помощью особых факторов: он не является сущностью души. Посредством вывода интеллект познает те же самые объекты, которые уже были познаны посредством органов чувств, но он познает их с гораздо большей степенью ясности и отчетливости”. Реалистическая эпистемология наиболее детально разрабатывалась и отстаивалась в ньяе и вайшешике.
Самую решительную оппозицию реалистической теории познания представляла буддийская логика. Логики-буддисты весьма аргументировано доказывали, что нет поистине ничего, что в определенном аспекте не было бы относительно, и поэтому можно отрицать конечную реальность всего существующего. “Собственная природа” вещей непричастна причинно-следственным отношениям, а потому она находится за пределами мира явлений, в области вечных, неизменных сущностей, “приобщение” к которым невозможно. Отсюда их нереальность или пустота: “Нет дхармы, которая не есть шунья”.
4. Постепенно упорядочение хаоса и организация мироздания начинают приписываться “первочеловеку”. В ведических мифах это тысячеглавый, тысячеглазый, тысяченогий Пуруша, ум или дух которого породил луну, глаза – солнце, уста – огонь, дыхание – ветер и т.д. Пуруша – это не только модель космоса, но и человеческого сообщества с самой ранней социальной иерархией, проявлявшейся в делении на “варны”: изо рта Пуруши возникли жрецы (брахманы), из рук – воинское сословие (кшатрии), из бедер – торговый люд (вайшья), из ступней – все остальные (шудры).
Переходя к рассудочному осмыслению причинности мира в разнообразных проявлениях его постоянства и изменчивости, человек должен был по-новому увидеть и свое место, предназначение в нем. Он по-прежнему ощущал себя в неразрывности с космосом в целом, но уже задумывался о существовании первопричины, первоосновы бытия, некоего абсолюта. Взаимосвязь человека с абсолютом складывается как бы по двум моделям, в которых отражены одновременно особенности психологического склада восточных народов, и специфика общественного уклада древнеазиатского общества. Два столпа его составляют: централизованный деспотизм, основанный на государственном владении землей и водой, и сельская община. Практически безграничная власть восточного монарха преломилась в сознании как всемогущество единого, обретшего атрибуты главного божества. Аналогичным образом в Индии “образующий реальное и нереальное” Брахма не только “вечный творец существ”, но и определяющий для всех “имена, род деятельности (карму) и особое положение”. Ему приписывается установление кастового деления и требование безусловного его соблюдения. Согласно исходящим от Брахмы “Законам Ману” (сложившимся в VI-V вв. до н.э.), высшее положение в обществе занимают жрецы – брахманы, служение которым оценивается как “лучшее дело” для простолюдина – шудры. Последний же “не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как, приобретая богатства, притесняет брахманов”. Обожествленное единое выступало, таким образом, как сила, довлеющая над человеком, упорядочивающая его мирские отношения, регулирующая и направляющая все его действия и поступки, тем самым лишающая какой-либо свободы выбора и волеизъявления. Такое представление о едином соответствовало системе восточной деспотии, где человек был лишен личностной индивидуальности.
Однако помимо деспотической, уничтожавшей какую-то бы ни было индивидуальность власти, в Индии была также дуалистическая в своей сути сельская община, игравшая роль своеобразного противовеса восточной деспотии. В индийской реальности “земной круг”, замкнутый на санкционированную священными Ведами кастовую систему, настолько жестко детерминировал жизнь человека, что не оставлял каких-либо надежд на возможность избавления от страданий иным путем, чем путем разрыва “сансары” – цепи перерождений, выхода за ее пределы: если нельзя было изменить карму, надо было освободиться от нее. Отсюда путь аскезы и мистического поиска.
“Индивидуалистическая” модель совершенного человека отличалась от нормативной “социальной” тем, что не находилась в прямой зависимости от критериев благочестия, принятых в обществе. Совершенство определялось не сравнением с достоинствами других людей, а соотнесенностью с абсолютом, степенью близости к нему. “Тяжелая работа” по совершенствованию – многоступенчатый путь. Он начинается с соблюдения общечеловеческих норм морали, по существу включенных в кодекс поведения, предусмотренный каждым из вероучений. Далее следуют отречения от земных страстей, искушений, аскетический образ жизни. Отключенность от мирских дел позволяет сосредоточить все физические и психические силы на созерцании, на углубленном как бы вглядывании в себя, позволяющем, в конечном счете, ощутить свое “единение” с Истиной. Восхождение по пути совершенствования в буддизме завершается состоянием нирваны. Понятие нирваны получало уточнение и развитие по мере роста влияния учения Гаутамы. Но именно потому, по-видимому, что это некая идеальная цель, желаемая, но практически вообще недостижимая, оно фактически так и не было никогда уточнено до такой степени, чтобы его оказалось возможным выразить какой-либо одной дефиницией. Значение полифонично: затухание, остывание, несуществование и т.д. В неопределенности конечной цели (будь то нирвана в буддизме или дао в даосизме) огромный позитивный смысл: путь совершенствования бесконечен, он побуждает к универсальному развитию “всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу”.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 909; Нарушение авторского права страницы