Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Генезис греческой философии. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
1. Греческая философия – родоначальница всей западной философской мысли – является уникальным явлением в человеческой культуре. Будучи порожденной эллинским гением философия Древней Греции, а вслед за ней и вся античная философия, намного пережила свое время и до сих пор является как важнейшим объектом для историко-философского исследования, так и источником целого ряда философских воззрений и концепций, используемых в современной философии и по сей день.
2. Момент возникновения древнегреческой философии не имеет четкой привязки по времени, однако принято считать, что ее родоначальником явился Фалес Милетский (ок 625 до н.э. – 547 до н.э.), живший в конце VII – начале VI века до нашей эры. Именно самое начало шестого века до н.э. и считается отправной точкой в развитии античной, а, следовательно, и всей западной, философии. Стоит, впрочем, понимать, что, во-первых, Фалес является родоначальником греческой философии лишь в той степени, в которой его воззрения и мысли стали известны будущим исследователям и историкам философии; во-вторых, что возникновение философской мысли не есть разовое событие в человеческой истории, имеющее четко определенную дату, а длительный процесс, продолжавшийся несколько столетий, и возникновение Милетской школы является лишь его апофеозом, своего рода вершиной айсберга.
3. Многие философы и историки философии пытались в прошлом и пытаются в настоящем «вывести» греческую философию из культурных традиций Древнего Востока и форм восточной мудрости. Бесспорно, восточные народы, у которых многому научились греки, обладали множеством духовных сокровищ. Однако богатый мир их теологических и космогонических мифов был далек от греческого логоса и скорее напоминал собой мифический мир тех же греков до создания ими философии логоса. В момент рождения философии в Греции возник совершенно новый способ переживания мира и духовного выражения его сути. Новые экспрессивные формы, вобрав в себя результаты других форм освоения мира, преобразовали разум структурным образом: он обрел строго логические очертания.
4. Предпосылки возникновения греческой философии:
1). Экономико-географические особенности развития Древней Греции. Со времен последней волны колонизации материковой Греции к началу VI века прошло уже более пяти веков, и последствий уже не чувствовалось. Удачное географическое месторасположение Греции делало ее центром средиземноморской торговли и культуры. Древня Греция уже переросла статус аграрной страны, став средоточием развития торговли и ремесла. Помимо определенных товаров Древняя Греция аккумулировала также культурные и научные знания народов, как Древнего Востока, так и Европы и Западного Средиземноморья. 2). Развитие торговли и ремесла, наряду с сохранявшей силу аграрной традицией, привели к конфликту интересов торговых сословий и землевладельцев, претендовавших на власть в крупных полисах. Аристократические формы правления неуклонно преобразовывались в республиканские, идеально подходившие для свободомыслия, следовательно, развития философии. 3). Греки обладали высокоразвитым абстрактным мышлением и, главное, потребностью к его дальнейшему улучшению и углублению. Наличие развитых представлений об устройстве и закономерностях мироздания было необходимым для дальнейшего научного и технического прогресса; разум активизировался в наступлениях на суеверия. 4). Греки обладали алфавитным (и не только – Крит) письмом, что также говорило о неординарном уровне ассоциативного мышления, без которого невозможно появление алфавитного письма. 5). ВАЖНО!: Развитая религиозная мифология Древней Греции. Строго говоря, для греков характерно не преобладание какого-либо определенного типа мировоззрения, а, скорее, смешение мировоззрения религиозного с мифологическим, с некоторым преобладанием первого в общественном сознании. При этом, однако, религиозная мифология греков никоим образом не была догматизирована, что служило бы препятствием для развития философии. Греки так и не дошли до священных книг. Стоит отметить, что религиозная философия древних греков развивалась в двух направлениях. Классическое – гомеровский пантеон богов, который можно назвать общественным. Полное его отражение дано в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», а также в произведениях Гесиода «Теогония» (родословная богов и видимого мира) и «Труды и Дни». Особенность образного ряда гомеровских поэм в том, что он гармонизирован согласно чувству меры и пропорции. Для Гомера характерен поиск конечной достаточной причины каждого события. Такой подход подготовил рождение особой ментальности, опираясь на которую, философия будет искать последнее основание всего сущего. Еще одна черта – стремление представить реальность во всей ее полноте. Наконец, теогония Гесиода преобразуется в космогонию, дающую основу философскому знанию. Помимо общественной, в Греции существовала и орфическая мифология. Обе формы роднит политеизм, но внутреннее содержание принципиально различно. Орфизм стоял на идеи дуалистической оппозиции души и тела, концепции метемпсихоза и бессмертия души, что не было характерно для общепринятой модели. С точки зрения орфизма, дух оказался в теле в силу первоначального греха (растерзание Диониса Загревса титанами). Таинства (гадания, заговоры, заклинания, прорицания и т.д.) служили целью выйти из цикла реинкарнаций. 6). Наконец, стремление греков к поиску истины наложились на их соревновательный характер. Соревновательный дух греков, проявившийся в создании Олимпийских Игр (776 г. до н.э.) также способствовал развитию философии.
Греческие философы-натуралисты. Эпоха древнегреческих философов-натуралистов длилась полтора века – с конца VII по середину V века до нашей эры. Объектом исследования стала Природа, окружавшая древнего философа, увлекавшего его воображение. В эту эпоху были выдвинуты метафизические концепции, составившие основу древнегреческой философии и надолго опередившие свое время.
Милетская школа.
1. Милетская школа – первый философский институт в истории философии. Имеются зачатки критического рационализма. Кроме того, философы готовят учеников – впервые в западной истории. Пик активности философов этой школы падает на первую половину VI века до нашей эры. Основными представителями этого направления стали Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. 2. Важные понятия в философии – акме и архе. Акме философа – временной пик его активности. Обычно приходился на 30-40 лет. Биография древнегреческих философов датировалась по акме. Архе – первоначало всего сущего в древнегреческой философии. Имело не только, а, зачастую, не столько, материальный, сколько философский смысл. Первоначало – центральное понятие древнегреческой философии на первом этапе ее развития. 3. Фалес. Первый философ Древней Греции. Помимо философии занимался натурфилософией (т.к. физики в общепринятом смысле в то время не существовало) и геометрией, а также политикой. Предсказал затмение 585 г. до н.э., чем резко повысил свою, и без того высокую репутацию. По расположению звезд узнал, о богатом урожае маслин, после чего купил несколько маслодавилен за бесценок, а вскоре продал по куда большей цене. Так он показал, что философия может приносить и прибыль. Главное сочинение – «О природе». Архе. Архе Фалеса – вода. С его точки зрения, именно она дает начало всему, и живому, и неживому. Все приходит из воды, начинается в воде и в ней заканчивается. Главная характеристика воды – текучесть. Она предполагает обратное свойство – крепость и неизменность. Пантеизм и гилозоизм. Фалес был пантеистом гилозоистического типа. Он считал, что вся природа в сущности живая (гилозоизм) и вся наполнена божественной сущностью (пантеизм). «Все полно богов», - говорил Фалес. 4. Анаксимандр (610-540). Руководил переселением колонистов из Милета в Аполлонию. Главный трактат – «О природе». Архе. Архе Анаксимандра – «апейрон», что означает «лишенное границ», то, что пространственно и количественно неопределенно. Вода и все прочее производно от бесконечной природы – физиса. Апейрон, будучи беспредельным, дает начало всем вещам. Вещное апейрон определяет тем, что окружает его, создавая границы. Боги. Божество Анаксимандра – первопринцип. Все другие боги – рождающиеся и умирающие миры. Только апейрон вечен, и никем не создан. Мироздание. Вечным космосом управляют два начала – холодное и горячее. Холодное – результат превращения горячего – огня, сформировавшего воздушную периферическую сферу. Огненная сфера разделена на три части: солнце, луну и звезды. Жидкий элемент стекает в земные складки, образую океаны и моря. Земля – цилиндр, держащийся за счет равновесию вследствие равноудаленности от всех концов. Эволюция. Под действием солнца из жидкого элемента возникли первые простейшие животные. Из них возникли более сложные существа. 5. Анаксимен (585-525). Ученик Анаксимандра. Главное сочинение – «О природе». Архе. Воздух. Первоначало – ничем и никем неограниченная воздушная субстанция. Охлаждаясь, воздух становится водой, затем землей. Разрежаясь и расширяясь, превращается в огонь. Меняющееся давление воздушной субстанции дает начало всем вещам. Душа воздушна, ее космическая роль – быть прародительницей всего сущего.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1805; Нарушение авторского права страницы